Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

FORMATION OF PEDAGOGICAL GAME TECHNICIANS MUSICIAN TEACHER IN THE SYSTEM OF HIGHER EDUCATION

Nadolinskaya T.V. 1
1 Taganrog Institute of A.P. Chekhov (branch) Rostov State Economic University (RINE)
The analysis of the professional activity’s functions of the teacher-musician is given, revealed the essence of pedagogical game techniques as a component of the teacher’s pedagogical skill. Disclosed are two groups of the components of the educational game structure of the teacher-musician techniques, special features of the artistic and theatrical skills as a system of the pedagogical mastery’s formative elements. In this article the pedagogical conditions necessary for professional training to the art-game activity, meaningful characteristics of each professional training’s component, forms and methods of the teaching game’s techniques development during lections, seminars and practices, various trainings are reviled, highlights the importance of the creative skills development. The conclusion is devoted to the development of the teacher-musician pedagogical game techniques, necessary for the realization of the game modeling of the music education’s integrative forms, aimed to the disclosure student’s potential.
educational game techniques
game simulation
integrative lesson
teacher
musician
student

В настоящее время профессиональная подготовка учителей творческих специальностей требует создания новых педагогических условий для развития их творческого потенциала. Недостаточная разработанность научно обоснованной системы развития педагогической игротехники педагога-музыканта, которая помогает формированию художественно-игровой деятельности как одного из компонентов его педагогического мастерства, делает правомерным обращение к педагогическому инструментарию театральной педагогики.

Цель исследования – раскрыть содержание, структуру и методы профессиональной подготовки будущих педагогов-музыкантов к игровому моделированию интегративных уроков музыки в школе.

Вслед за Л.А. Ильиной [1] мы полагаем, что для развития художественно-творческих способностей учителей музыки в процессе профессиональной подготовки наиболее эффективны средства театра. В структуре педагогического мастерства они представлены как система формообразующих элементов и определяются нами как педагогическая игротехника педагога-музыканта [3].

Функции профессиональной деятельности педагога-музыканта значительно расширяются в процессе игрового моделирования интегративных уроков музыки и внеклассных мероприятий, так как в их основе лежит драматизация или театрализованная игра. Вследствие этого педагогическая деятельность становится многообразной: учитель музыки выступает в качестве актера, режиссера и драматурга инсценировок, музыкальных конкурсов, исполняет обязанности дирижера, импровизатора, концертмейстера, является лектором и рассказчиком, выполняет функции психотерапевта и игротехника.

По нашему мнению, для эффективного руководства художественно-игровой деятельностью школьников будущий педагог-музыкант должен овладеть особой – педагогической – игротехникой (термин В.Л. Борзенкова) [2]. Автор раскрывает сущность педагогической игротехники с различных точек зрения.

1. С точки зрения деятельности субъектов образовательного процесса педагогическая игротехника понимается как деятельность субъектов образовательного процесса, направленная на саморазвитие, самостановление и самопроявление потенциально существующего человека в его целостности в образовательном процессе, построенного по игровым принципам.

2. С точки зрения ценностного самоопределения субъектов педагогического процесса, включенных в игровой процесс, педагогическая игротехника рассматривается на идеологическом, теоретическом и практическом уровнях как основание организационных возможностей образовательного процесса по сопровождению и развитию полипарадигмальности мировосприятия субъектов педагогического процесса.

3. С точки зрения организационно-педагогического аспекта педагогическая игротехника задействует такие механизмы игры, управления ею, которые способствуют осуществлению пути самореализации человека, пути к внутренней свободе.

По определению В.Л. Борзенкова, сущностью педагогической игротехники является то, что эта деятельность направлена на становление и развитие целостного человека (индивидуальности, личности, духовности) в образовательном процессе, построенном по игровым принципам погружения в ценностно-смысловое поле полипарадигмальности. Театр педагогической игротехники мозаичен, в нем уживаются достижения различных театральных школ и направлений. Поэтому педагог-игротехник должен представлять особенности введения субъекта образовательного процесса в игру и специфику театрального действия.

Педагогическая наука включает в понятие «педагогическая техника» две группы компонентов. Первая из них включает компоненты, связанные с умением педагога управлять своим поведением. Вторая группа связана с умением воздействовать на личность и коллектив, раскрывает технологическую сторону процесса образования.

По нашему мнению, в понятие «педагогическая игротехника» учителя музыки необходимо включить две группы компонентов.

Первая группа содержит следующие умения:

  • владение своим организмом (координация движений, «мышечная свобода», мобилизация);
  • эмпатия и артистизм (способность к эмоциональному выражению, вживанию в художественно-игровой образ, к насыщению художественно-познавательных процессов эмоционально-образной сферой, стимулирующей творческое начало);
  • владение элементами аутотренинга (управление эмоциями и настроением, умение эмоционально переключаться на разные виды художественной деятельности, создавать творческое самочувствие, рефлексировать);
  • художественно-педагогическая интуиция и самоконтроль;
  • перцептивные способности (внимание, художественно-творческое воображение, наблюдательность);
  • культура и техника речи (интонационная выразительность, фонационное дыхание, поставленный голос, дикция, темп речи).

Во вторую группу входят такие умения, как:

  • конструирование художественно-творческого процесса (игровое моделирование уроков искусства в течение четверти, полугодия, учебного года);
  • режиссерское мизансценирование элементов или целостного интегративного урока музыки, организация полихудожественной деятельности учащихся в разных игровых формах;
  • коммуникативные умения (реализация художественно-игровых и сценических приемов общения в ходе совместного переживания художественного произведения, умение создавать творческий микроклимат в процессе игрового обучения).

Художественно-сценические умения служат составной частью педагогической техники педагога-музыканта и базируются на учении о театральном искусстве. В соответствии с этим художественно-сценические умения целесообразно рассматривать как систему формообразующих элементов педагогического мастерства учителя музыки, которую составляют:

  • навыки экспрессивного самовыражения, основанные на способах формирования внешней техники;
  • навыки саморегуляции психической деятельности, основанные на способах формирования внутренней техники;
  • навыки создания и осуществления художественно-игровых форм музыкальной деятельности, основанные на закономерностях театрального действия.

При выборе средств формирования художественно-сценических навыков учителя музыки и определения условий для реализации подготовки к художественно-игровой деятельности необходимо:

1) создать установку на освоение художественно-игрового компонента профессиональной деятельности учителя музыки посредством интеграции педагогических, психологических, культурологических и театроведческих знаний;

2) организовать специальные тренинговые занятия с использованием средств театральной педагогики, обеспечивающих формирование навыков актерской техники и режиссуры;

3) проанализировать результаты художественно-сценического творчества студентов в конкретных видах музыкально-практической деятельности на уроках музыки (искусства) и во внеклассной работе в школе.

Необходимо отметить, что владение педагогической игротехникой обязательно для педагога-музыканта, однако его мастерство не сводится к одной лишь технике. Во многом оно зависит от подготовленности к интегративному уроку музыки, умения сочетать разные виды художественно-творческой деятельности, от научной компетентности педагога-музыканта и его стремления осуществлять собственный творческий поиск.

Ядро профессиональной готовности будущего специалиста составляют профессиональная направленность личности и педагогическое мастерство [4]. По нашему мнению, особую значимость в профессиональной готовности современного педагога-музыканта имеет коммуникативная готовность, которая предполагает наличие у специалиста достаточного уровня развития умений и навыков активного взаимодействия с людьми, с эстетической и художественно-игровой средой, профессионального и игрового общения с коллегами и учащимися.

При конкретизации содержательных и процессуальных сторон подготовки педагогов-музыкантов к художественно-игровой деятельности в процессе игрового моделирования нами были выделены принципы ее осуществления, среди которых основополагающее место занимает принцип творческой направленности обучения, который указывает на необходимость достижения целостности в структурной и содержательной организации подготовки будущих педагогов к игровому аспекту музыкального образования школьников.

Принцип учета специфики профессиональной деятельности педагога-музыканта и индивидуальных качеств его личности обусловливается особенностями содержания интегративного урока музыки как урока искусства, основанного на методе театрализации (драматизации) и образующегося на этой основе единства художественного и технического, эмоционального и рационального аспектов, нацеленных на развитие художественно-творческого воображения будущего педагога. Методы, ориентированные на реализацию этого принципа, характеризуются художественно-творческой, эмоционально-эстетической направленностью, окрашены спецификой музыки, ее духовным смыслом (игры и т.д.). Этот принцип также предполагает соблюдение некоторых специальных требований, выполнение которых связано с профессионально-личностным опытом преподавателя.

Опора на эти принципы позволяет регулировать творческий процесс в преподавании учебного курса «Технологии музыкального образования», создает благоприятные условия для достижения выдвигаемых в нем задач. Осуществляемая в рамках указанного учебного курса подготовка будущих педагогов-музыкантов в своей структуре предусматривала следующие тесно связанные между собой компоненты:

  • мотивационно-ценностный, в задачу которого входит формирование у будущих учителей заинтересованного, личностного отношения к художественно-игровой деятельности, развитие артистических способностей;
  • логико-содержательный, связанный с задачами обеспечения студентов специальными знаниями о сущности, структуре и функциях данного аспекта их профессиональной деятельности;
  • художественно-операциональный, направленный на формирование у будущих педагогов ряда профессионально-личностных умений и способностей, отвечающих специфическим требованиям игрового моделирования интегративных уроков и художественно-игровой деятельности и обеспечивающих ее продуктивность в школьной практике.

Ведущей задачей мотивационно-ценностного компонента является целенаправленное развитие у будущих педагогов интереса к художественно-игровой деятельности, формирование у них личностно-ценного отношения к ней.

Решение данной задачи связано с уяснением студентами специфической сущности и роли художественно-игрового аспекта их профессиональной деятельности в школе. В связи с этим уже на первоначальном этапе занятий необходимо сфокусировать внимание студентов на том, что художественно-игровая деятельность выступает основой целостного музыкально-педагогического процесса и отражает индивидуально-личностные стороны профессионального творчества каждого педагога-музыканта.

Ведущее место при изучении специфики игрового моделирования интегративных уроков музыки имеет организация лекций, включающих проблемные вопросы. По своей сущности проблемные вопросы являются своеобразными эвристическими задачами, отражающими в своем содержании те или иные аспекты художественно-игровой деятельности на интегративном уроке музыки. Например:

1. Какие функции являются приоритетными в формировании творческой направленности художественно-игровой деятельности педагога-музыканта?

2. В чем состоит взаимосвязь внешней и внутренней техники при создании педагогом игровой ситуации на интегративном уроке музыки?

3. Какова роль художественно-творческого воображения в создании театрального образа?

4. Что такое творческое самочувствие педагога-музыканта и какое значение оно имеет в реализации художественно-игровых задач?

Используемые в лекциях проблемные вопросы активизируют не только художественно-мыслительную, но и эмоциональную сферу обучающихся, углубляют их интерес к различным теоретическим и практическим аспектам художественно-игровой деятельности, пробуждают стремление к творческой самореализации.

Главной задачей логико-содержательного компонента является вооружение студентов специальными знаниями театральной педагогики и педагогики искусства, обеспечивающими решение многообразных задач игрового моделирования в школе. Проведенный нами специальный анализ по выявлению состава необходимых знаний в логико-содержательном компоненте позволил сгруппировать эти знания в следующие блоки:

а) знания о сущности, функциях и уровнях интегративного подхода в освоении искусства в школе;

б) знания об интегрированных технологиях и формах музыкального образования;

в) знания теоретико-методических основ игрового моделирования и особенностей художественно-игровой деятельности педагога-музыканта;

г) знания компонентов педагогической игротехники преподавателя.

Ведущей задачей художественно-операционального компонента подготовки являются выработка у будущих педагогов художественно-сценических умений и способностей, посредством которых осуществляется художественно-игровая деятельность, соотнесение их с закономерностями игрового моделирования и спецификой интегративного урока музыки.

Содержательный состав художественно-сценических умений и способностей определялся нами в соответствии с педагогической игротехникой педагога-музыканта, состоящей из взаимодействия внутренней и внешней техники. На основе специально проведенного нами анализа мы установили:

1) для формирования внешней техники важнейшими художественно-сценическими умениями и способностями являются: техника и культура речи (интонационная выразительность, фонационное дыхание, поставленный голос, дикция, темп речи); владение своим организмом (мимика, жесты, координация движений, «мышечная свобода», мобилизация); конструирование художественно-творческого процесса (игровое моделирование педагогических ситуаций и интегративных уроков музыки); режиссерское мизансценирование интегративного урока или его части, организация полихудожественной деятельности в игровых формах;

2) для формирования внутренней техники важнейшими художественно-сценическими умениями и способностями являются: эмпатия и артистизм (способность к эмоциональному выражению, вживанию в художественно-игровой образ, к насыщению художественно-познавательных процессов эмоционально-образной сферой); владение элементами аутотренинга (управление эмоциями и настроением, умение эмоционально переключаться на разные виды художественно-творческой деятельности, создавать творческое самочувствие, рефлексировать); художественно-педагогическая интуиция и самоконтроль; перцептивные способности (внимание, художественно-творческое воображение, наблюдательность); коммуникативные умения (реализация художественно-игровых и сценических приемов общения в процессе совместного переживания художественного произведения, умение создавать творческий микроклимат).

Для формирования указанных художественно-сценических умений и творческих способностей нами был разработан практикум, основанный на принципах и методах театральной и музыкальной педагогики [5]. Практикум состоит из трех комплексов, в которые последовательно включены специальные задания: драматизация музыкальных произведений и театрализованные игры, актерские этюды и упражнения, игровое моделирование педагогических ситуаций и интегративного урока музыки, демонстрация и анализ видеозаписей уроков разных видов.

Особое место в профессиональной подготовке отводится различным видам самостоятельных работ (выполнение творческих заданий, методические разработки и анализ интегративных уроков музыки, написание рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ). Детерминированные содержанием данной подготовки, эти формы тесно взаимосвязаны друг с другом, интегрируются и в итоге превращаются в целенаправленный акт творческого взаимодействия преподавателя и студентов между собой.

Таким образом, процесс подготовки будущего учителя музыки к игровому моделированию интегративных форм музыкального образования обеспечивается путем создания специальных педагогических условий, взаимосвязью структурных компонентов (мотивационно-деятельностного, логико-содержательного и художественно-исполнительского), комплексом форм и методов, направленных на развитие педагогической игротехники и творческого потенциала обучающихся.