Институт кураторства – неотъемлемая составляющая в организации и функционировании структуры каждого вуза. Его огромная роль для процесса адаптации студентов к учебному процессу, к новым незнакомым условиям, социализации, формирования нравственных норм и ценностных установок значима и неоспорима. С функциональной точки зрения работа куратора весьма разнопланова. Об этом свидетельствует классификация типов кураторов, разработанная В.П. Зелеевой [2], которая выделяет «куратора-информатора», «куратора-организатора», «куратора-психотерапевта», «куратора-родителя», «куратора-приятеля», «куратора-администратора» и др.
С момента поступления в университет подросток не становится в одночасье зрелой личностью. Студенчество – это ключевой и во многих отношениях решающий этап в процессе становления. На наш взгляд, формирование личности происходит наиболее активно именно в это время, когда подросток обретает уже большую самостоятельность, начинает гораздо более осознанно относиться к ответственности, к своим действиям и поступкам. Он не перестает нуждаться в моральной поддержке и советах наделенных опытом людей. Кроме того, он может столкнуться с конфликтными ситуациями, бытовыми сложностями, подстерегающими в общежитии или на съемной квартире. Всё это обусловливает необходимость постоянного курирования и контроля учащихся со стороны понимающих и сильных духом наставников, ответственных за гармоничное и всестороннее целостное развитие личности, готовых в любой момент встать на защиту, умело и компетентно отстаивать права и интересы студентов. Для достижения подобных задач и решения иных проблемных ситуаций в Казанском государственном медицинском университете уже много лет из числа профессорско-преподавательского состава руководством вуза назначаются кураторы академических групп, которые на протяжении всего учебного года следят за успехами своих студентов и помогают им справиться со всеми возникающими трудностями. Чрезвычайно значимо то, что курированию подлежат и группы иностранных студентов, обучающихся на языке-посреднике. Именно они, на наш взгляд, в большей степени, нежели остальные учащиеся, нуждаются в помощи и опеке. В Казанском государственном медицинском университете на протяжении ряда лет осуществляется курирование студентов-иностранцев первого курса. С мая 2015 года руководством вуза было принято решение о назначении кураторов для иностранных учащихся 2 и 3 курсов. Большое содействие в решении этого вопроса было оказано деканом по работе с иностранными студентами, Кошпаевой Еленой Святославовной, которая 22 января 2015 года в ходе расширенного заседания Ученого совета факультета социальной работы и высшего сестринского образования выступила с инициативой увеличения количества кураторов и пожеланием введения кураторства для иностранных студентов последующих курсов.
Приехав получать высшее образование в чужую страну, подростки, не зная действующих законов, общепринятых норм, устоев и традиций, практически сразу же сталкиваются с рядом сложностей и проблемных ситуаций, поэтому куратору иностранных групп следует как можно раньше уделить значительное внимание процессу социализации: приобщению студентов к социальной и культурной жизни представителей другой страны. Именно куратор помогает учащимся как можно быстрее адаптироваться не только к условиям студенческой жизни (учебный процесс и правила внутреннего распорядка), но и к новым условиям жизни, к иной культуре, традициям, климату и т.д.
Значимой и едва ли не первой задачей куратора является оказание студентам необходимой помощи в решении проблем, возникающих в общежитиях. Так, например, он активно участвует в расселении иностранных студентов по комнатам и последующем переселении из комнаты в комнату, осуществляет контроль над соблюдением учащимися правил проживания. Всё это свидетельствует о том, что работа куратора иностранных групп проходит в тесном контакте с администратором и комендантами всех общежитий. Кроме того, постоянно поддерживается связь с проректором по общим вопросам, с начальником управления по воспитательной работе, деканом факультета и Студенческим советом. К примеру, кураторы посещают собрания, организуемые Студенческим советом и администрацией университета, а это значит, принимают активное участие в жизни вверенных им подростков и работе вуза. В ходе подобных встреч появляется возможность разобрать на месте волнующие студентов конфликтные ситуации, обозначить проблемные вопросы и прийти к их решению. Важным моментом при этом является проведение воспитательной беседы. Куратору необходимо как можно чаще напоминать студентам о правилах совместного проживания, об общепринятых нормах поведения, соблюдении моральных устоев, толерантном отношении друг к другу, способствуя формированию уважительного и внимательного отношения к людям.
Большое внимание кураторам следует уделять организации досуга студентов. Времяпровождение учащихся должно быть направлено на достижение их всестороннего и гармоничного физического, умственного и духовного развития. Подростки не должны быть предоставлены сами себе. Куратору следует приобщать учащихся к разным видам деятельности. Самый простой и удобный способ – любимый многими подростками спорт. Студентам следует предлагать посещать спортивные секции, стать частью команды, включать их в актив по направлению пропаганды спорта и здорового образа жизни, призывать к регулярному выполнению физических упражнений, систематическому посещению спортзала / бассейна. Приобщение к спорту способствует развитию в студентах таких значимых для формирования личности качеств, как выносливость, терпение, неустанное стремление к лидирующей позиции. В статье М.А. Родина [4], посвященной влиянию спорта на старших подростков, находим, к примеру, следующее: «…Физическая культура и спорт выступают как мощное средство социального становления личности старших подростков, активного совершенствования индивидуальных, личностных качеств…». Л.И. Лубышева [3] говорит о социализирующей силе спорта: «…Феномен спорта обладает мощной социализирующей силой». Рассмотрению влияния спорта на формирование психических свойств личности студента посвящена статья И.А. Журовой [1] «Влияние спорта на формирование личности», в которой, в частности, читаем: «В процессе занятий спортом закаляется воля, характер, совершенствуется умение управлять собой, быстро и правильно ориентироваться в разнообразных сложных ситуациях, своевременно принимать решения, разумно рисковать и воздерживаться от риска».
Периодически куратору желательно посещать со студентами спортивные мероприятия (массовые катания на коньках, лыжах, соревнования: матчи, чемпионаты), стараясь пробудить в них интерес к различным видам спорта, акцентируя внимание на конкретных примерах достижения высоких результатов и побед.
Важнейшей составляющей работы куратора является формирование у студентов эстетической культуры. Ее становлению и развитию способствует ряд педагогических условий. К числу таковых относятся организация и проведение с учащимися социокультурного практикума посредством организации экскурсий, посещения музеев, выставок и достопримечательностей города, а также создание такой эстетической среды, которая предусматривала бы участие студентов в тематических творческих вечерах и мероприятиях, расширяющих представление о культуре России. Индивидуальный план воспитательной работы куратора должен включать в себя систематическое посещение со студентами исторически значимых памятников города, при этом всегда должна поддерживаться связь задуманной экскурсии со знаменательными датами и праздниками. Так, например, в Казанском государственном медицинском университете кураторами были запланированы и проведены экскурсия-прогулка по городу в ознаменование Года парков и скверов в РТ, а также знакомство с памятниками великим русским и татарским писателям по случаю празднования юбилейных литературных дат. На экскурсии, посвященной Татарстану как месту соприкосновения двух цивилизаций, студентам после посещения Национального музея РТ было предложено ознакомиться с внешним и внутренним убранством религиозных храмов – мечети Кул-Шариф и Благовещенского собора, образующих одно культурно-историческое пространство.
Для формирования у студентов эстетической культуры необходимо больше внимания уделять такой важной составляющей, как эстетическая среда, под которой принято понимать создание особой творческой атмосферы в процессе подготовки и проведения тематических мероприятий, располагающих к определенной культуре поведения. При создании эстетической среды куратору необходимо всегда учитывать предметный ансамбль. Каждая вещь должна дополнять другую и должна быть уместна при оформлении и отвечать функциональному назначению помещения. Так, на мероприятиях, посвященных празднованию 70-тилетия Победы в Великой Отечественной войне, организованных в КГМУ кураторами и преподавателями-филологами, созданию особой атмосферы способствовала насыщенная разноплановая программа выступлений студентов (доклады с экскурсом в историю, исполнение военных песен, стихотворений и т.д.), а также применение декоративных элементов в оформлении зала (создание стендов, презентаций, подборка книг о войне, иллюстративного материала, предметов военного времени, армейской атрибутики и т.д.).
Формирование личности студента неотделимо от контроля куратора за дисциплиной студента и его успеваемостью. Наставник должен не только быть в курсе результатов аттестации, но и владеть информацией относительно текущих оценок и пропусков занятий. С этой целью регулярно проводится мониторинг посещаемости, а также анализ итогов сессий. Такая работа наиболее эффективна при совместной деятельности сотрудников деканата и преподавателей-предметников. «Именно целостная система управления процессом воспитания в вузе, скоординированность всех основных служб, выполняющих воспитательные задачи (от ректората, деканатов, кафедр до кураторов студенческих групп), определяет эффективность и качество воспитания студентов» [5, 82].
Куратору необходимо помнить о том, что он является организатором работы по повышению уровня успеваемости студентов. Он осуществляет взаимодействие между преподавателями и студенческой группой. Куратору необходимо регулярно проводить индивидуальные беседы с учащимися с целью формирования и последующего поддержания у подростков необходимой мотивации к учебе, создания небольших подгрупп для совместной подготовки к экзаменам и контрольным работам, а также для информирования о сроках ликвидации академической задолженности по предметам. Беседа может носить характер подбадривания в преддверии экзамена. В таком случае она поможет студентам преодолеть страх и неуверенность в себе. Подобная психологическая поддержка прежде всего необходима студентам, способным хорошо учиться, но по ряду причин не проявляющим себя в процессе обучения (к примеру, мешает излишняя неуверенность в себе, низкий уровень адаптации в условиях чужой страны, наличие языкового барьера, неумение самостоятельно организовать рабочее время и т.д.).
Контроль кураторами посещаемости осуществляется путем координации усилий старост групп, комендантов общежитий (так как большая часть студентов-иностранцев проживают в общежитиях), лидеров студенческих сообществ (они избираются студентами ежегодно путем открытого голосования) и преподавателей. Так, кураторы иностранных студентов Казанского государственного медицинского университета прибегают к практике ведения журнала посещаемости учебных дисциплин, в котором на каждом занятии старосты групп отмечают отсутствующих, а преподаватель заверяет данные своей подписью. В последующем куратор групп анализирует поступающую информацию. По результатам учебной недели куратором проводится беседа со студентами, регулярно пропускающими занятия. В случае отсутствия положительного эффекта от бесед в известность ставится деканат, который в дальнейшем ведет работу с родителями обучающегося.
Особую работу следует вести с талантливыми и заинтересованными подростками, поддерживая в них тягу к получению знаний. Необходимо привлекать таких студентов к работе в СНО, к посещению научных кружков в вузе, к участию в научных конференциях, семинарах и олимпиадах. Кроме того, важно поддерживать связь с преподавателями-предметниками.
Для последующего роста эффективности деятельности куратора и повышения качества воспитательной работы нами было принято решение о проведении анкетирования. В нашем исследовании согласились принять участие иностранные студенты 2 курса. Им была предложена анкета, в которой предлагалось анонимно ответить на вопросы, расположив по степени значимости личностные качества куратора.
Проведенный анализ результатов данных следующей анкеты «Оценка личностных качеств куратора глазами студентов» позволил сделать вывод о том, что студенты видят куратора энергичным и мобильным, а также уважающим интересы учащихся. Все респонденты выделили эти качества как первостепенные и наиболее значимые для наставника. Большое количество опрашиваемых обозначили желание видеть своего куратора современным и идущим в ногу со временем. Наименее значимыми при анализе личностных качеств куратора оказались у респондентов пункты 5 и 10 (см. анкету «Оценка личностных качеств куратора глазами студентов»).
Каким вы видите куратора своей группы? |
1–10 |
1. Современный; идущий в ногу со временем |
|
2. Энергичный, мобильный |
|
3. Оптимистически настроенный, жизнерадостный |
|
4. Умело планирующий работу |
|
5. Коммуникабельный, продуктивно сотрудничающий с людьми |
|
6. Умеющий отстоять свое мнение и позицию |
|
7. Легко ориентирующийся в различных ситуациях |
|
8. Опрятный и аккуратный |
|
9. Уважающий интересы студентов |
|
10. Поддерживаемый руководством вуза |
Куратору в процессе воспитательной работы необходимо помнить о своей роли в жизни каждого вверенного ему подростка, о своей высокой миссии: способствовать формированию личностных качеств студента, его развитию и духовному росту. Развитие личности студента в высшей школе – это не только получение знаний, но и готовность учащегося к насыщенной проблемами взрослой жизни, умение находить контакт не только с однокурсниками в группах, но и с преподавателем, формирование уверенности в себе, способности к принятию самостоятельных и ответственных решений.