Одним из важнейших факторов успешности образовательного процесса является эффективное обеспечение преемственности обучения в начальной и основной школе. Необходимость осуществления преемственности обусловлена требованием ФГОС, которое направлено на «обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации … доступности получения качественного основного общего образования; преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего, профессионального образования …на формирование условий создания социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности» [4]. Именно государственный стандарт второго поколения задает качественно новое представление о том, каким должно быть содержание общего образования, и акцентирует большое внимание на изучении английского языка как основы международного речевого общения. В связи с этим обучение английскому языку стало неотъемлемой частью программы со второго класса начальной школы, а с 2020 года ЕГЭ по предмету «Английский язык» станет обязательным для всех выпускников российских школ. Исходя из вышесказанных факторов следует отметить, что результативность складывается из комплекса показателей, описывающих и знаниевые, и метапредметные, и даже личностные достижения ребенка. Поэтому возникает необходимость инструмента для изучения процесса развития универсальных учебных действий. Несомненно, только целенаправленная, организованная система работы будет способствовать достижению желаемого результата
Грамотная организация преемственности применительно к предмету «Английский язык» имеет особое значение, так как специфика обучения предполагает создание социокультурной коммуникативной среды на уроках.
Согласно ФГОС начального общего образования, предметные результаты освоения программы английского языка должны отражать:
1) приобретение начальных навыков общения в устной и письменной формах с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей; освоение правил речевого и неречевого поведения;
2) освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора;
3) сформированность дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы [4].
При переходе в основную ступень школьного обучения предметные результаты должны отвечать следующим требованиям:
1) формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами зарубежной литературы разных жанров, с учётом достигнутого обучающимися уровня иноязычной компетентности;
2) формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции; расширение и систематизация знаний о языке, расширение лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой;
3) достижение допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции;
4) создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком, в том числе на основе самонаблюдения и самооценки, к изучению второго/третьего иностранного языка, к использованию иностранного языка как средства получения информации, позволяющей расширять свои знания в других предметных областях [4].
В настоящее время различные аспекты данной проблемы находятся в центре внимания педагогов, психологов, учителей-практиков и методистов. Так, по мнению А.В. Шарыпина, преемственность в образовании образует механизм его непрерывности, так как каждый последующий этап образования базируется на достижениях предыдущего, включает их в себя в качестве базиса дальнейшего развития [7; с. 156].
На наш взгляд, успешность образовательного процесса в современной школе зависит от учета специфики психологических особенностей учащихся в переходные периоды.
Рассматривая процесс перехода учащихся из начальной школы в основную, психологи отмечают следующие особенности младшего подросткового возраста, оказывающие влияние на процесс обучения: ведущая деятельность – общение со сверстниками, освоение новых норм поведения и отношений с людьми; формирование самооценки, характера; развитие логического мышления, способности к теоретическим рассуждениям и самоанализу, оперированию абстрактными понятиями. По мнению Г.А. Цукерман, «…этот возрастной интервал – воистину «ничья земля» в периодизациях психического развития, на которую одинаково безосновательно претендуют специалисты и по младшему школьному, и по подростковому возрасту. Кстати, ни те, ни другие не в состоянии содержательно освоить эту возрастную территорию, ибо она качественно отлична и от 8–9-летнего возраста – сердцевины школьного детства, и от 13–15-летнего возраста – сердцевины отрочества» [6; 19]. В этот период, как отмечает исследователь, происходит синхронизация двух кризисов: образовательного кризиса, связанного с резкими внешними изменениями в укладе жизни школьников, и возрастного кризиса с существенными внутренними изменениями, которые приводят к распаду устоявшейся системы связей и отношений человека с другими людьми и построением формы жизнедеятельности [6; 20].
Наиболее развёрнутое определение понятию «преемственность» дано А.А. Леонтьевым: «…наличие последовательной цепи учебных задач на всём протяжении образования, переходящих друг в друга и обеспечивающих постоянное, объективное и субъективное продвижение учащихся вперёд на каждом из последовательных временных отрезков. Под преемственностью понимается непрерывность на границах различных этапов или форм обучения (детский сад – школа, школа – вуз, вуз – последипломное обучение), то есть в конечном счёте – единая организация этих этапов или форм в рамках целостной системы образования» [2; 29].
В соответствии с вышесказанным преемственность предполагает разработку и принятие единой системы целей и содержания образования на всём протяжении обучения от детского сада до высшего обучения. В современной отечественной педагогической практике принцип непрерывности и преемственности образования наиболее полно и последовательно реализуется в Образовательной системе «Школа 2100». Они выделяют следующие направления реализации преемственности: методологическое единство; единство целей; содержательное единство; процессуальное единство; единство оценивания образовательных достижений учащихся [2; 29].
Г.А. Цукерман утверждает, что причины трудностей, испытываемых школьниками при переходе из начальной в основную школу, состоят в «скачке из одной системы обучения в другую, в нестыковке программ, форм обучения, дисциплинарных требований, стилей общения и многом другом» [6; 21]. К характерным проблемам учащихся пятых классов О.А. Матвеева и Е.А. Львова [6; 19] относят неодинаковый уровень подготовки детей, который вызван множеством программ начальной школы, не всегда согласованных с программами основной школы.
На сегодняшний день в большинстве общеобразовательных школ России обучение английскому языку ведется по программе «Английский с удовольствием/ Enjoy English» под авторством М.З. Биболетовой. Курс охватывает начальную, среднюю и старшую школу (2–11 классы). Учебник ориентирован как на обучение учащихся общению на английском языке, так и на интеллектуальное, эмоциональное и общее речевое развитие детей средствами английского языка [1].
Чтобы определить, насколько эффективно происходит переход из начальной в среднюю школу, проведено тестирование остаточных знаний начальной школы учащихся 5 «б» класса в МОБУ СОШ № 17 г. Якутска. Тест был разработан преподавателем английского языка МБОУ СОШ № 1 г. Покрова Владимирской области Н.В. Булычевой и рассчитан на программу «Английский с удовольствием». В данном тесте четыре задания направлены на контроль лексических знаний, в том числе на полное понимание текста и на проверку грамматических навыков. Общее количество баллов составляет двадцать семь. Нами разработаны критерии оценивания лексико-грамматических навыков согласно данному тесту (таблица).
По результатам тестирования выявлено, что из 36 учащихся 19,4 % учащихся класса справились с заданиями на «отлично», работы 27,7 % от общего числа учеников оценены на «хорошо», 39 % пятиклассников справились с тестом на «удовлетворительно» и 14 % учащихся не справились с заданиями. Таким образом, процент качественного выполнения теста составил 47,2 %.
Система критериев оценивания
Оценка в цифровом показателе |
Уровень лексико-грамматических навыков |
Баллы |
«5» |
высокий уровень |
27–25 |
«4» |
средний уровень |
24–21 |
«3» |
уровень ниже среднего |
20–14 |
«2» |
низкий уровень |
13–0 |
Анализ выполнения заданий учащимися позволяет сделать вывод о том, что уровень сформированности грамматических навыков находится на низком уровне по сравнению с лексическими. В процентном соотношении 74 % от общего числа учащихся успешно справились с заданием № 1, направленным на контроль лексических навыков. Приводим в качестве примера текст задания: Впишите предложения, вставив в них пропущенные слова: school, break, time, Maths, count. My name is Ted. I live in London. I go to…(1). I like…(2). I can…(3) well. I have many friends at school. We play games during the…(4). I have a good…(5) at school. 51 % учащихся смогли выполнить задание на полное лексическое понимание текста, 68 % пятиклассников справились с заданием № 3, 53 % – № 4. Очевидно, что задание на контроль уровня сформированности грамматических навыков вызвало затруднения.
Проведенное тестирование остаточных знаний учащихся в пятом экспериментальном классе свидетельствует наличии проблем, связанных с организацией преемственности обучения иностранному языку. С целью определения возможных причин проблем перехода учащихся из начальной в основную школу нами предпринята попытка анализа учебно-методического комплекта «Английский с удовольствием/Enjoy English» [7]. Так мы пришли к выводу, что: во-первых, в 4 классе обучение временам английского глагола происходит по отдельности, а в 5 классе – совмещенно. В связи с чем, многие учащиеся испытывают трудности в изучении данного грамматического материала. Кроме того, в учебнике и рабочей тетради 5 класса наблюдается недостаток практических упражнений для отработки нового материала; во-вторых, общая тематика учебника 5 класса посвящена подготовке к поездке в Великобританию, которая изучается весь год. На наш взгляд, интереснее было бы изучать эту тему на протяжении всего одной четверти; в-третьих, в 5 классе практически все тексты предлагаются в форме письма и диалогов, что выражается в нехватке привычного текстового материала для учащихся. Рабочая программа разработана на основе примерной программы основного общего образования по иностранным языкам и авторской программы (М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева). Программа рассчитана на 103 часа (из расчета три часа в неделю), в том числе четыре промежуточные и итоговую контрольные работы.
Несмотря на то, что в начальной школе учебно-методический комплекс «Английский с удовольствием» является фундаментальной основой для начала изучения английского языка, в организации преемственности, учащиеся испытывают трудности в 5 классе. В результате проведенной работы для решения проблемы считаем, что необходим правильный выбор УМК, который бы обеспечивал подготовку к выпускным экзаменам, а также развитие личностных универсальных учебных действий.
Как показывает практика обучения английскому языку, для достижения качественного результата организации преемственности необходима диагностическая система изучения промежуточных показателей формирования универсальных учебных действий. И вопрос правильной организации мониторинга формирования универсальных действий становится весьма актуальным.
В настоящее время новые стандарты не предусматривают наличие единых диагностических требований. Поэтому, исходя из требований новых стандартов, предъявляемых к предмету «Английский язык», нами разработана система мониторинга развития УУД обучающихся 2 классов. Идея проводимой мониторинговой работы заключается в том, чтобы обеспечить грамотную преемственность в соответствии с требованиями, предъявляемыми к формированию УУД.
По определению Ю.Ю. Пасынок, «мониторинг – это инструмент, помогающий педагогу «настроить» учебный процесс на индивидуальные возможности каждого ученика, создать для него оптимальные условия для достижения качественного образовательного результата [3]. Мониторинг выполняет такие функции, как диагностическая, оценочная и контрольная». Для достижения поставленной цели нами решены следующие задачи и этапы:
1) определены виды деятельности;
2) разработаны критерии оценивания;
3) проведена комплексная проверка знаний обучающихся по каждому виду деятельности.
Полученная в ходе педагогического мониторинга информация явилась основанием выявления индивидуальной динамики качества развития обучающегося, прогнозированием педагогической деятельности, осуществлением необходимой коррекции, а также инструментом оповещения родителей о состоянии и проблемах, имеющихся в образовании ребенка.
В рамках нашего мониторинга УУД подразделяются на коммуникативные и языковые умения. В соответствии с целями и задачами курса начального обучения английскому языку оценивание происходит по следующим видам деятельности:
1) говорение: монолог и диалог;
2) чтение: произношение, понимание текста;
3) аудирование;
4) письмо: алфавит, диктант слов, диктант предложений;
5) графика и орфография;
6) фонетика;
7) знание лексики;
8) знание грамматики.
По итогам диагностики нами проводится анализ полученных результатов, который дает возможность педагогам, родителям и самому обучающемуся видеть уровень его индивидуального развития, который чётко определён новыми образовательными стандартами и программой духовно-нравственного развития и воспитания. Так, осуществляется попытка точного контроля уровня освоения видов деятельности учащимися в каждом классе.
На основании проведенного исследования и анализа нами выявлены следующие пути решения проблемы организации преемственности в обучении английскому языку в начальной и основной школе.
1. Необходимо соблюдение условий личностно-ориентированного обучения, которое, в частности, подразумевает различные формы и виды дифференциации обучения, которые актуальны для на- чальной школы.
2. Одним из возможных путей решения данного рода дифференцированного обучения может быть разноуровневое обучение, при котором на любом из уровней ученик может быть оценен высокой оценкой в зависимости от усилий, которые он приложил. Такой подход учит детей ценить не столько отметки, сколько знания.
3. Стремление соблюдать преемственность в языковом образовании, как в структурном, так и в содержательном плане.
4. Обеспечение непрерывного образования по иностранным языкам для тех детей, которые приступили к его изучению до школы. Снижение качества образования происходит, например, из-за уменьшения запланированного количества учебных часов.
5. В плане методической преемственности единая стратегия обучения, обеспечивающей четкую формулировку и достижение целей обучения каждой ступени при взаимодействии между ними. Подобное взаимодействие достигается через сквозные программы и через использование пособий, которые последовательно ведут ребенка от дошкольного этапа к начальной школе и от начальной школы к средней и старшей школе, а также в этом контексте более перспективными следует признать учебные пособия, которые построены на единой авторской концепции.
6. Необходимость постоянной методической поддержки учителя иностранного языка, работающего в начальных классах, работа в тесном контакте с психологом, классным руководителем, родителями учащихся.