Педагогическая профессия, педагогическая деятельность относятся к числу способных оказывать решающее влияние на формирующиеся у личности в период получения образования мировоззрение, отношение к миру, себе и другим людям. Поэтому важно, какой именно педагог будет сопровождать растущего человека на этом пути. В данном случае мы подразумеваем особенности поведения, в которых он демонстрирует детям дошкольного возраста, ученикам школы или студентам то, что значимо, важно, ценно для него, т.е. выражает себя.
Предъявляемые вовне способы самовыражения педагога служат моделями, безусловно принимаемыми или анализируемыми представителями подрастающего поколения, как варианты построения собственного самовыражения. Повторяющиеся при этом характеристики постепенно складываются в устойчивое образование индивидуальной культуры человека – культуры самовыражения.
Мы определяем ее как особенности, способы, результаты самоорганизуемой деятельности субъекта самовыражения, которые он обретает или создает в результате взаимодействия с культурой сообщества и в соответствии с его собственными индивидуальными, личностными предпочтениями.
В контексте данной статьи субъектом самовыражения выступает будущий или уже состоявшийся педагог. В предложенном определении самоорганизуемая деятельность – деятельность, организуемая и осуществляемая педагогом самостоятельно. Культура сообщества рассматривается нами как комплекс всех материальных и духовных достижений человечества, включающий в себя в том числе и педагогическую культуру современности. Как пишет А. Швейцер: «В наиболее общих чертах культура – это прогресс, материальный и духовный прогресс как индивидов, так и всевозможных сообществ» [7, с. 51]. Этот прогресс, по мнению автора, состоит в создании максимально благоприятных условий жизни для каждого отдельного человека и для целых обществ. Конечной целью культуры, по А. Швейцеру [7], является духовное и нравственное совершенство индивида, что хорошо согласуется с глобальной и идеальной целью педагогической деятельности.
Нами показано [5], что в структуру культуры самовыражения входят следующие содержательные компоненты: самопознание, мотивационно-эмоциональный, аксиологический, гносеологический, деятельностный, рефлексивно-оценочный. Каждый из них выполняет свои функции. Так, самосознание создает внутренний источник, из которого будущий педагог «черпает» то, что будет предъявлять другим субъектам педагогического процесса в ходе самовыражения.
Первая составляющая мотивационно-эмоционального компонента культуры самовыражения дает возможность придать самоорганизуемой деятельности смысл и направленность, а вторая стимулирует и является способом проявления переживаний педагогом своих отношений к себе, миру, педагогической деятельности, открывая путь к лучшему пониманию других людей и специфики свой профессиональной деятельности.
Аксиологический компонент обеспечивает баланс между внутренними установками будущих педагогов, их системой ценностных ориентаций и внешним проявлением, так или иначе их демонстрирующим.
Гносеологический компонент формирует ориентировочную основу для самовыражения будущего педагога в определенных условиях, при решении конкретных педагогических задач, по отношению к определенным людям, в зависимости от ситуации, места, времени, норм и правил морали, нравственности и требований, заданных спецификой выполнения педагогической деятельности на профессиональном уровне.
Деятельностный компонент позволяет будущему педагогу нести в мир то, что он считает важным, значимым, ценным как лично для себя, так и с точки зрения воспитания, развития, обучения представителей подрастающего поколения, с которыми ему предстоит работать.
Рефлексивно-оценочный компонент культуры самовыражения будущих педагогов обеспечивает им возможности для осмысления хода и результатов самовыражения в профессиональной деятельности с тем, чтобы в дальнейшем осуществлять его наиболее приемлемым и целесообразным способом.
Изучаемая нами культура постоянно находится в процессе трансформаций, происходящих с нею в силу того, что характеристики личности на протяжении жизни меняются, возникают новые предпочтения, цели, разнообразные ситуации требуют проявления новых индивидуальных качеств или способов выполнения деятельности. Особенно это актуально в отношении культуры самовыражения педагогов, вся деятельность которых осуществляется каждый раз в отличающихся друг от друга ситуациях взаимодействия с разными и многочисленными субъектами педагогического процесса.
Сказанным подчеркивается важность наличия в культуре самовыражения педагогов черт, необходимых для успешного выполнения профессиональной деятельности, подразумевающего гармоничное сочетание в ней самовыражения педагога и соответствия требованиям к нему со стороны государства, общества, педагогической профессии. Для этого ее становлению нужно уделять особое внимание во время обучения студентов в педагогическом вузе.
В связи с изложенным выше целью нашего исследования является описание с теоретических позиций качественных характеристик процесса становления культуры самовыражения будущих педагогов.
Для ее достижения в качестве основного метода исследования применялся анализ научной литературы соответствующей тематики и направленности. Источниками выступили труды ученых, отражающие современные взгляды на культуру, самовыражение, процесс становления культуры.
Описывая результаты исследования, обратимся к процессу изменения, совершенствования, перехода культуры самовыражения из одного состояния в другое – ее становлению. В философии он рассматривается, например, как «спонтанная изменчивость вещей и явлений – их непрерывный переход, превращение в другие» [6, с. 213].
Это в полной мере можно отнести к трансформациям культуры самовыражения, выстраивающейся на самоорганизуемой деятельности, в которой ведущая роль принадлежит самому будущему педагогу. От его настроения, желаний, стремлений будет зависеть, как в той или иной ситуации он предпочтет выразить себя, какие методы, средства, способы посчитает нужным использовать. В этом проявляется определенная спонтанность изменений, происходящих в изучаемой нами культуре, с одним, несколькими или всеми ее названными выше содержательными компонентами.
Если обучающийся в педагогическом вузе уже принял, присвоил ценности педагогической культуры, т.е. нормы, регламентирующие педагогическую деятельность, он не будет чувствовать чужеродности, неприемлемости для него требований к своему будущему профессиональному поведению. Тогда положительные характеристики его культуры самовыражения станут складываться непрерывно, при необходимости, изменяясь и принося студенту удовлетворение от осознания правильности выбранного жизненного пути. Если этого еще не произошло, преподавателям нужно сделать акцент в работе со студентами на этом аспекте их подготовки, содействовать активному, полноценному вхождению будущих педагогов в мир профессиональной деятельности и принятию его ценностей.
Какая бы культура ни была «принята» человеком, она так или иначе будет ограничивать особенности его самопроявлений. Такое двустороннее (со стороны самого человека и культуры) ограничение самопроявлений, в конечном счете, ведет к появлению в актах самовыражения будущего педагога повторяющихся элементов, характеризующих его самовыражение в сходных педагогических ситуациях и тем самым демонстрирующих особенности его культуры самовыражения. Поэтому характеристики культуры самовыражения студентов, обучающихся в педагогическом вузе, уже в годы обучения начинают приобретать определяемые будущей профессией специфические качества.
«Становление – процесс, где предмет осуществляет пробег от «нуля» к «единице», из которой впоследствии разовьется новая органическая целостность» [6, с. 213]. Здесь в качестве упомянутого предмета мы рассматриваем культуру самовыражения будущего педагога.
Уже в ходе обучения молодые люди сначала под влиянием, оказываемым на них деятельностью преподавателей и образовательной средой вуза, начинают корректировать характеристики имеющейся у них культуры самовыражения, в соответствии с ожиданиями будущей профессиональной среды и собственными целями, стремлениями, ценностными ориентациями. Затем они делают это без чьего-либо руководства, по мере возникающих внутренних потребностей или внешней необходимости.
В любом случае мы получаем переход одного состояния культуры самовыражения в другое, где проявятся новые особенности, черты, характеристики. Здесь важно осознанное с пониманием и принятием их необходимости, значимости для успеха в профессиональной деятельности, стремление будущих педагогов к этим изменениям.
Стоит подчеркнуть, что упомянутые изменения происходят постепенно, т.к. модификации особенностей самоорганизуемой деятельности, способов ее выполнения (как и любой деятельности) складываются с течением времени. Ведь человеку требуется некоторое время для формирования у себя привычек, моделей поведения и деятельности, которые затем станут характеризовать его культуру самовыражения.
Из всего сказанного следует, что процесс становления культуры самовыражения будущих педагогов можно определить следующим образом. Становление культуры самовыражения будущего педагога – процесс непрерывного, циклично и спиралевидно разворачивающегося во времени качественного или количественного изменения, происходящего на основе самопознания с ее мотивационно-эмоциональным, аксиологическим, гносеологическим, деятельностным, рефлексивно-оценочным компонентами.
Философами установлено существование в природе человека предпосылок для становления культуры самовыражения. Подтверждение этой мысли находим в размышлениях авторов прошлого и настоящего. Например: «Человек есть существо недовольное самим собою и способное себя перерастать» [3, с. 28]. Исследования В.П. Барышкова показывают, что «действительность обладает множеством свойств. Для человека могут быть раскрыты только некоторые из них. От него зависит, сколько и какие. Но и сам человек зависит от выявленных им свойств действительности» [1, с. 58].
В этом смысле мы можем говорить о понимании, присвоении каждым педагогом самого приемлемого для него набора сведений о будущей профессиональной деятельности, о ценностях педагогической культуры. Но, построив таким образом свой мир педагогической профессии, студент начинает жить в нем, он должен соблюдать его нормы и правила. Следовательно, культура самовыражения каждого конкретного педагога будет обладать своим набором свойств и характеристик, что придает ей уникальность, неповторимое своеобразие и позволяет субъектам образования увидеть особенности человека, взаимодействующего с ними, способного выстроить корректное, наиболее приемлемое в определенных ситуациях и обстоятельствах к ним отношение, вступить в продуктивный диалог, ведущий к достижению целей педагогической деятельности.
В процессе становления культуры самовыражения педагога можно выделить две фазы: «покой» и «движение». В первом случае в характеристиках культуры самовыражения (ее содержательных компонентов) не происходит существенных изменений. Педагог может жить и работать с детьми по инерции, пользуясь ранее сложившимися у него моделями самовыражения и не задумываясь об особенностях, целесообразности, уровне результатов того, что он делает. Во втором случае у него имеется потребность что-либо изменить в том, как он выражает себя в профессионально-педагогической деятельности. Его не в полной мере устраивает сложившееся состояние одного, нескольких или всех названных выше компонентов своей культуры самовыражения, ему недостаточно сведений о себе, полученных в ходе самопознания. В результате он начинает предпринимать необходимые с его точки зрения действия для исправления положения вещей, что будет приводить к постепенному переходу характеристик культуры самовыражения из одного состояния в другое.
Далее более подробно опишем некоторые установленные нами в ходе изучения культуры самовыражения педагогов качественные характеристики ее становления. Одной из них является спиралевидность перехода из одного состояния в другое. Это было показано нами в [4]. Кроме того, мы обосновали идею о цикличном характере самовыражения человека [5]. Следствием чего стало возможным указать на наличие в процессе становления культуры самовыражения будущих педагогов этой особенности.
Цикличность и спиралевидность мы в нашем исследовании относим к категориям, позволяющим описать процесс становления изучаемой культуры. Еще одной такой характеристикой должна быть положительная направленность рассматриваемых изменений, ведь педагог – человек, с которого в идеале должны брать пример дети. Поэтому было бы целесообразно ему заботиться о постоянном самосовершенствовании как в профессиональном, так и в личностном плане. Сначала обозначенная идея транслируется преподавателями вуза и обеспечивается соответствующим образом построенным процессом обучения, затем студенты, приняв ее, контролируют и осуществляют это сами.
Особенностью процесса становления культуры самовыражения будущих педагогов является то, что имеющиеся у этой культуры качества, характеристики могут при необходимости появляться, затем, в силу отсутствия востребованности, уходить на второй план или вообще прекращают характеризовать культуру самовыражения. Если снова оказываются нужны, постепенно начинают играть ведущую роль в ней и определять самовыражение педагога. То есть можно говорить об обратимости изменений, происходящих с характеристиками, присущими культуре самовыражения будущих педагогов.
Наилучшие результаты в ее становлении получаются, если этот процесс инициируется самими обучающимися вуза, а не навязан давлением других людей или обстоятельств. Или, если он возникает в силу внешних причин – они выступают, условно говоря, отправной точкой, источником, «пробуждающим» движение культуры самовыражения в сторону необходимых преобразований ее особенностей. Поэтому в процессе становления культуры самовыражения ведущая роль отводится активности будущих педагогов, без чего невозможна самоорганизуемая детальность, определенная нами в качестве основы исследуемой культуры.
На одном из первых мест в культуре самовыражения будущих педагогов должно быть такое качество, как ответственность. Ведь от силы характера, способа его влияния на детей может зависеть их дальнейшая судьба, их взгляд на мир, их отношение к другим людям, их культура самовыражения. В целом особенности культуры самовыражения педагога должны способствовать продвижению тех, с кем он работает, в направлении приобщения к культуре. В результате всего этого мы получаем общество, в котором будем жить сами и наши потомки. «От личности к культуре ведет, возможно, долгая и трудная, однако по сути дела непосредственная дорога… Культура составляет как бы продолжение индивидуального сознания личности. …Личность создает и реализует себя только в рамках определенной культуры, ведь индивидуальное сознание является культурой, помещенной внутрь личности и там сконцентрированной» [2, с. 426].
Кроме названных качественных характеристик становления культуры самовыражения будущих педагогов укажем еще на поступательность их продвижения к более высоким уровням культуры самовыражения, становление которых должно максимально часто происходить в условиях практической педагогической деятельности. Это необходимо для лучшей ориентации обучающихся в сфере взаимодействия с детьми и осознания потребности в тех или иных изменениях, которые им стоит внести в свою культуру самовыражения.
В качестве вывода отметим, что процессу становления культуры самовыражения будущих педагогов присущи такие качественные характеристики, как частая спонтанность перехода фазы «покоя» в фазу «движения», спиралевидность и цикличность этого процесса, изменчивость особенностей, принадлежащих культуре самовыражения на разных этапах обучения в педагогическом вузе, поступательный и постепенный характер становления черт, демонстрирующих включенность будущих педагогов в педагогическую культуру в процессе самовыражения.