В настоящее время в Российской Федерации большое внимание уделяется вопросам обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Эффективность данного процесса во многом зависит от условий и сроков организации психолого-педагогического сопровождения детей указанной категории.
Проблема психолого-педагогического сопровождения, его организации и содержания находит свое отражение в работах многих авторов (С.Б. Башмакова, В.А. Калягин, Ю.В. Матасов, Т.С. Овчинникова) [3; 6]. Так, по мнению С.Б. Башмаковой, психолого-педагогическое сопровождение – это комплекс просветительских, диагностических и коррекционных мероприятий, направленных на успешную социализацию детей [3, с. 34].
Психолого-педагогическое сопровождение рассматривается как неотъемлемое звено обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. В данной ситуации процесс сопровождения должен быть направлен на преодоление либо на минимизацию существующих ограничений жизнедеятельности у детей указанной категории. Многие исследователи (Е.Б. Айвазян, С.Е. Иневаткина, Г.Ю. Одинокова, О.Г. Приходько, Ю.А. Разенкова, Е.А. Стребелева и др.) в своих работах указывают, что максимальная эффективность коррекционных мероприятий достигается при осуществлении психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в раннем и дошкольном возрасте. Так как выявление нарушений в развитии ребенка этого возраста и оказание ему своевременной психолого-педагогической помощи способны предупредить появление вторичных отклонений в развитии и обеспечить максимальную реализацию его возможностей [8; 9; 10].
Кроме того, одним из основных условий эффективности психолого-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья может выступить участие родителей в коррекционно-развивающем процессе. В работах многих отечественных и зарубежных исследователей детско-родительское взаимодействие рассматривается в качестве основного фактора, определяющего психическое развитие ребенка. Многократно доказано, что основой развития всех видов деятельности ребенка и его отношений с окружающим миром является взаимодействие с матерью или другим значимым взрослым, а искажения детско-родительских отношений приводят к эмоционально-поведенческим расстройствам, нарушениям интеллектуального, моторного, психического и психосоматического развития ребенка (Е.Б. Айвазян, Д.В. Винникот, С.Е. Иневаткина, М. И. Лисина, Г.Ю. Одинокова, Ю.А. Разенкова и др.) [4; 5; 7; 9].
Цель исследования. В рамках нашего исследования была предпринята попытка поиска оптимальных условий, способствующих эффективному осуществлению психолого-педагогического сопровождения детей раннего и дошкольного возраста с церебральным параличом.
Материалы и методы исследования
По мнению О.В. Бадалян, детский церебральный паралич – это группа двигательных нарушений, возникающих при поражении двигательных систем головного мозга и проявляющихся в недостатке или отсутствии контроля со стороны центральной нервной системы за функционированием мышц. Двигательные нарушения очень часто сочетаются с познавательными и речевыми расстройствами, а также нарушениями функций других анализаторных систем. При этом все расстройства имеют разную степень выраженности: от легких до грубейших нарушений, где могут наблюдаться различные их сочетания [2, с. 97].
Наличие церебрального паралича у ребенка может стать одной из причин изменений в детско-родительских отношениях. Обобщая исследования И.С. Багдасарьян, посвященные описанию вариативности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, можно выделить четыре основных типа родительских стратегий:
1) гиперопекающая стратегия – стремление оградить ребенка от проблем и трудностей; восприятие его как беспомощного, постоянно нуждающегося в опеке и защите;
2) авторитарно-отвергающая стратегия – требование неукоснительного выполнения всех заданий, упражнений и поручений;
3) гипопротекция – увеличение эмоциональной дистанции, холодность в отношениях, эмоциональное отвержение ребенка;
4) сотрудничество – конструктивная и гибкая форма взаимоответственных отношений родителей и ребенка в совместной деятельности; восприятие ребенка как здорового, но имеющего ряд особенностей, которые необходимо учитывать в процессе воспитания [1, с. 12].
В качестве научной гипотезы выступило предположение о том, что процесс психолого-педагогического сопровождения будет более эффективным, если будет направлен не только на ребенка с детским церебральным параличом, но и на его маму.
В исследовании приняли участие 15 пар «мать – ребенок раннего возраста с детским церебральным параличом» и 45 пар «мать – ребенок дошкольного возраста с детским церебральным параличом». Испытуемые (мамы и их дети с детским церебральным параличом) посещали Центр продленного дня (ЦПД) при МГПИ имени М.Е. Евсевьева, с целью психолого-педагогического сопровождения.
В исследовании были использованы следующие методики: опросник «Измерение родительских установок и реакций» (PARI); диагностика нервно-психического развития детей раннего возраста (К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина); диагностика познавательного развития детей дошкольного возраста (Е.А. Стребелева).
Опросник «Измерение родительских установок и реакций» (PARI) направлен на исследование представлений о воспитании детей; разработан Е. Шеффером и Р. Беллом. Опросник содержит 23 шкалы, касающиеся разных сторон отношения родителей к ребенку и жизни в семье. Из них 8 шкал описывают отношение к семейной роли и 15 касаются детско-родительских отношений, в каждую шкалу входят 5 утверждений. Участвовали испытуемые контрольной и экспериментальной групп.
Психолого-педагогическое обследование детей раннего возраста (Е.А. Стребелева). Для детей третьего года жизни уровень психического и моторного развития оценивался по следующим показателям: понимание речи; активная речь; сенсорное развитие; игра и действия с предметами [10, с. 18].
Психолого-педагогическое обследование детей дошкольного возраста (Е.А. Стребелева). В рамках исследования оценивался уровень сформированности познавательных процессов (мышление, память, внимание), мелкой моторики, сенсорного восприятия [10, с. 36].
Опытно-экспериментальная работа осуществлялась в несколько этапов. Первым этапом был организован и проведен констатирующий эксперимент.
Анализ данных, полученных с помощью опросника PARI на этапе констатирующего эксперимента, показал, что воспитательная стратегия испытуемых характеризуется в основном авторитарной позицией, направленной на достижение результата. У большинства испытуемых транслируемая воспитательная стратегия лишена участия и эмоционального контакта с ребенком, обнаружены высокие оценки по шкалам: «Строгость, дисциплина» (95 %), «Уклонение от контакта с ребенком» (85 %).
Анализ результатов, полученных в рамках психолого-педагогического обследования детей раннего возраста, позволил разделить испытуемых на 2 подгруппы: «подгруппа задержки» (9 пар – 60 %, в которых дети имели отставание в психическом развитии на 2–3 эпикризных срока) и «подгруппа выраженной задержки» (6 пар – 40 %, в которых отставание детей в психическом развитии составило 4–5 и более эпикризных сроков).
Полученные данные, касающиеся уровня развития детей с церебральным параличом дошкольного возраста, также позволили их разделить на аналогичные подгруппы. В «подгруппу задержки» вошли 29 пар – 64,5 % (дети с церебральным параличом, имеющие незначительные отставания от нормативных показателей, соответствующих возрасту), в «подгруппу выраженной задержки» 16 пар – 35,5 % (дети с церебральным параличом, имеющие значительные отставания от нормативных показателей, соответствующих возрасту).
В рамках формирующего эксперимента была составлена программа психолого-педагогического сопровождения пары «мать – ребенок с детским церебральным параличом». Занятия проводились с непосредственным участием близкого взрослого и имели несколько задач: психологическая поддержка мам и их практическое обучение взаимодействию со своим ребенком; развитие познавательных процессов ребенка указанной категории. Указанный формат занятий был выбран не случайно. Существующее предположение, согласно которому большинство родителей владеют навыками установления «принимающего» и «поддерживающего» детско-родительского взаимодействия, является ошибочным. Подобранные упражнения были направлены на развитие познавательных процессов детей, а форма работы поддерживала ситуацию взаимодействия матери и ее ребенка с детским церебральным параличом раннего и дошкольного возраста. Занятия проводились в группе из пяти пар «мать – ребенок с детским церебральным параличом» (три группы «мама – ребенок с детским церебральным параличом раннего возраста» и девять групп «мама – ребенок с детским церебральным параличом дошкольного возраста»).
Опишем примерные задания, используемые при реализации составленной программы.
Первая группа заданий была направлена на осознание и актуализацию потребности матери «присутствовать» во взаимодействии со своим ребенком. Для этого использовались игры и упражнения, предполагающие эмоциональный и тактильный контакт, а также совместную деятельность. Кроме того, задания данной группы были направлены на снятие психоэмоционального напряжения испытуемых, установление доверительного отношения друг к другу и на развитие умения матери распознавать эмоции своего ребенка.
Вторая группа заданий включала в себя игры и упражнения, направленные на развитие познавательных процссов, мелкой моторики рук и всех видов сенсорного восприятия ребенка (зрительного, слухового, тактильно-кинестетического), на основе которых формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, величине, цвете, положении в пространстве. Задания, используемые при реализации программы психолого-педагогического сопровождения, подбирались соответственно возрасту детей.
Результаты исследования и их обсуждение
С целью изучения эффективности предложенной программы следующим этапом был проведен контрольный эксперимент. Опишем полученные результаты. Так, анализ данных, полученных с помощью опросника PARI, показал, что воспитательная стратегия испытуемых значительно изменилась и у большинства (88,3 %) характеризуется демократичностью, ответственностью (заботливостью), заинтересованностью по отношению к ребенку. Об этом свидетельствуют высокие оценки по шкалам: «Предоставление ребенку возможности высказаться», «Страх причинить вред ребенку», «Равенство родителей и ребенка», «Поощрение активных занятий ребенка», «Восприятие ребенка как части себя», «Товарищеские отношения между родителями и детьми», «Потребность матери в помощи».
Полученные результаты позволяют предположить, что приписывание себе таких воспитательных стратегий, а также изменение позиции в детско-родительских отношениях является результатом работы специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение диады «мама – ребенок с детским церебральным параличом». Нами было сделано предположение о том, что более демократичная и ответственная воспитательная стратегия испытуемых будет способствовать их активному участию в дальнейшей реабилитации ребенка.
Проанализируем результаты контрольного эксперимента, касающиеся уровня развития детей с церебральным параличом раннего возраста и уровня сформированности познавательных процессов, мелкой моторики и сенсорного восприятия детей дошкольного возраста указанной категории.
Полученные данные позволяют говорить об эффективности составленной и реализованной программы, так как увеличилось количество испытуемых раннего и дошкольного возраста, относящихся к «подгруппе задержки». Среди испытуемых раннего возраста на этапе констатирующего эксперимента было обнаружено 60 %, относящихся к «подгруппе задержки»; на этапе контрольного эксперимента их количество увеличилось до 86,6 %. Положительная динамика была обнаружена и среди испытуемых дошкольного возраста: констатирующий эксперимент – 64,5 % «подгруппа задержки»; контрольный эксперимент – 82,2 % «подгруппа задержки».
Качественный анализ результатов показал, что у детей раннего возраста значительно повысился уровень понимания речи, сенсорного развития, появилась инициативность при участии в игре и интерес при действии с предметами. У детей дошкольного возраста также произошли положительные изменения, касающиеся повышения уровня сформированности познавательных процессов (мышления, памяти, внимания), мелкой моторики и сенсорного восприятия. В большинстве случаев это стало возможным благодаря непосредственному участию мам в проводимых занятиях. Такая форма работы позволила установить и продлить эмоциональный, жестово-мимический контакт матери и ребенка, а также включить ребенка в практическое сотрудничество со взрослым, в рамках которого возможно эффективное усвоение транслируемых знаний и формируемых навыков.
Выводы
Таким образом, результаты проведенного исследования подтвердили эффективность предложенной программы психолого-педагогического сопровождения детей с церебральным параличом раннего и дошкольного возраста и их мам. Непосредственное активное участие в коррекционно-развивающей работе близкого взрослого (в нашем случае – мамы) оказалось эффективным и положительно повлияло на развитие ребенка с детским церебральным параличом, что в свою очередь подтверждает гипотезу нашего исследования.