Высокая эмоциональная привлекательность и педагогическая эффективность спортивной деятельности является значимым основанием для ее применения в личностно ориентированном физическом воспитании на основе углубленного изучения избранного студентами вида спорта.
Личностно ориентированный подход предполагает такую систему отношений в образовании, когда детерминированная социальными условиями личность сама выступает определяющей стороной данных отношений, придавая им черты избирательности, системности, целостности, саморазвития, нарушая линейность процесса образования, чего ранее нельзя было достигнуть в прежних авторитарных педагогических системах. Образование при таком подходе направлено на создание благоприятных педагогических условий для полноценного проявления и саморазвития каждой личности. Основным результатом личностно ориентированного образования выступает новый уровень овладения культурой, изменение отношения личности к миру, к другим людям, к себе, повышение ответственности за свои действия, поступки и их последствия [2, 4].
В основе формирующейся при этом культуры жизненного самоопределения личности лежит осознание субъектом идеалов, целей, планов («хочу»), личных и физических свойств, способностей, возможностей, склонностей, дарований («могу») и требований, предъявляемых к личности нормами, принятыми в группе, коллективе, обществе («требуют»), а также готовность вести относительно автономную жизнедеятельность в системе общественных отношений. Соотнесение личностью «хочу», «могу» и «требуют» определяет содержание, интенсивность, целенаправленность ее поведения, деятельности и образа жизни [2].
Основным принципом разработки личностно ориентированной системы обучения является признание индивидуальности человека, создание необходимых и достаточных условий для его развития. При этом индивидуальность рассматривается как неповторимое своеобразие каждого человека, осуществляющего свою жизнедеятельность в качестве субъекта развития в течение жизни. Это своеобразие определяется совокупностью черт и свойств психики, формирующейся на основе наследственных природных задатков в процессе воспитания и одновременно – и это главное для человека – в ходе саморазвития, самопознания, самореализации в различных видах деятельности [10].
В обучении учет индивидуальности означает раскрытие возможности максимального развития каждого субъекта обучения, создание социокультурной ситуации развития, исходя из признания уникальности и неповторимости его психологических особенностей. Личностное начало в студенте нарушает программированность учебного процесса, создавая возможность выбирать нужное саморазвитию. Рассмотрение спортивной культуры невозможно без признания ее обусловленности личностными характеристиками студентов, поскольку в деятельности и только через деятельность проявляется не только логика предметного мира, но и сущность человека, его индивидуальность.
Личностно ориентированный подход предполагает исследование спортивной культуры студентов в связи с индивидуальным своеобразием образовательных потребностей, мотивов, интересов, способностей, возможностей и психических свойств личности [3, 4]. Психические свойства личности, с одной стороны, обусловливают эффективность спортивной деятельности, с другой, являются закономерным результатом этой деятельности. Мы полагаем, что они характеризуют основные психологические отношения личности к себе как субъекту спортивной деятельности, к экстремальным условиям соревнований, к процессу и результату занятий спортом, и поэтому могут рассматриваться как составляющие социально-психологического компонента спортивной культуры.
Личность, занимающуюся спортом, характеризует спортивный стиль жизни, который проявляется, с одной стороны, в физической активности (учебные занятия по предмету «Физическая культура», самостоятельные занятия избранным видом спорта, участие в соревнованиях), с другой, в специфических отношениях к вредным привычкам (отказ от употребления спиртных напитков, курения), соблюдению режима питания, сна, отдыха, к закаливающим и восстановительным мероприятиям (водные и солнечные процедуры, массаж, закаливание). Именно поэтому эти отношения выступают в качестве критериев развития социально-психологического компонента спортивной культуры личности [2].
В процессе спортивной деятельности формируются психические свойства личности спортсмена, обусловливающие благоприятные отношения к различным сторонам ее спортивной деятельности: к содержанию (интерес к избранному виду спорта); к себе как субъекту спортивной деятельности (уверенность в себе); к условиям соревнований (спокойствие, эмоциональная устойчивость); к процессу и результатам соревновательной деятельности (целеустремленность и настойчивость); к поражению и неудачам (устойчивость к фрустрации): к участникам соревнований (спортивная этика) [1, 7].
Исходя из признания обусловленности спортивной культуры целями и содержанием спортивной деятельности (деятельностный подход), свойствами личности (личностно ориентированный подход) и представления об ее системной организации (системный подход), мы понимаем под спортивной культурой личности целостную, системно организованную и личностно обусловленную характеристику человека как субъекта спортивной деятельности, адекватную ее целям и содержанию и обеспечивающую ее практическую реализацию на личностно и социально приемлемом уровне [4, 5, 6, 7, 8].
Спортивная культура личности формируется в процессе личностно ориентированного физического воспитания студентов, которое основано на свободном выборе студентом избранного вида спорта, наиболее соответствующего его индивидуальному своеобразию образовательных потребностей, способностей и возможностей, обеспечивающего единство и взаимосвязь учебной, учебно-тренировочной и соревновательной деятельности, с целью подготовки к успешному выступлению на соревнованиях [1, 3, 9]. Cистемообразующая роль в структуре спортивной культуры личности принадлежит личностно-поведенческому компоненту, определяющему цель, содержание, развитие и функционирование составных структурных компонентов спортивной культуры личности (мотивационный, физический, информационный, операционный, аксиологический, рефлексивный).
Цель функционирования личностно-поведенческого компонента заключается в формировании волевых качеств спортивного характера, обеспечивающих психологическую готовность личности студента к различным сторонам спортивной деятельности и ведению спортивного стиля жизни. Развитие личностно-поведенческого компонента осуществляется в процессе актуализации выделенных нами отношений личности к себе, к условиям, процессу, результатам спортивной деятельности и к организации спортивного стиля жизни. С учетом сформированности личностных отношений спортсмена выделяются три уровня развития социально-психологического компонента спортивной культуры личности [9, 10].
Низкий уровень характеризуется зависимостью их актуализации от ситуативных факторов: в одной ситуации они проявляются, в другой – нет. Для их актуализации в тех или иных поступках необходимы внешние управляющие воздействия со стороны педагога.
Средний уровень характеризуется тем, что эти отношения становятся привычными, доминирующими: среди факторов, влияющих на их актуализацию, более значимая роль принадлежит самой личности, чем условиям конкретной ситуации.
Высокий уровень характеризуется тем, что актуализация этих отношений не зависит от ситуативных факторов, они приобретают высокую устойчивость, поскольку зависят от свойств личности, в совокупности образующих спортивный характер.
Методика и организация исследования
Для проверки выдвинутой гипотезы мы провели формирующий педагогический эксперимент по исследованию развития личностно-поведенческого компонента спортивной культуры студентов (табл. 1). В эксперименте приняли участие студенты 1-го, 2-го курсов Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева, которые были разделены на две группы – контрольную и экспериментальную. В каждой группе было по 100 студентов. Все испытуемые по состоянию здоровья относились к основной медицинской группе. В контрольную группу вошли студенты физико-математического факультета, а в экспериментальную группу студенты факультета естественнонаучного образования. Испытуемые обеих групп не имели спортивных разрядов. Физическое воспитание испытуемых контрольной группы осуществлялось на основе типовой учебной программы по дисциплине «Физическая культура» для студентов вузов. Экспериментальная группа была скомплектована из студентов, проявивших интерес к одному из видов спорта (легкая атлетика, гимнастика, лыжный спорт, спортивные игры, плавание, фитнес-аэробика, единоборства). Физическое воспитание испытуемых экспериментальной группы проводилось на основе разработанной нами экспериментальной учебной программы личностно ориентированного физического воспитания на основе углубленного изучения избранного вида спорта [9].
Результаты педагогического эксперимента и их обсуждение
В формирующем педагогическом эксперименте мы в качестве предполагаемых критериев развития личностно-поведенческого компонента изучали психические свойства личности и особенности физкультурно-спортивной деятельности, косвенно характеризующие свойственный испытуемым стиль жизни. Результаты исследования, приведенные в табл. 2, показывают, что испытуемые обеих групп обладают достаточно высоким уровнем субъективного контроля. Показатели интернальности существенно выше показателей экстернальности. Эти показатели у студентов контрольной группы составляют 14,52 и 8,80 баллов, экспериментальной группы – 13,72 и 8,40 баллов. Можно заключить, что студенты уверены в себе, в своих силах, в трудных ситуациях предпочитают полагаться на себя, чем на случай и везение. Это вполне объяснимо, поскольку испытуемые относятся к передовой части молодежи – к студентам. Большинство студентов контрольной и экспериментальной групп отличаются также относительно низкой тревожностью (6,44 и 4,96 баллов).
Обращает внимание, что показатели субъективного контроля и тревожности у студентов обеих групп за время эксперимента существенно не изменились (Р > 0,05). Это говорит о том, что физическое воспитание, как традиционное, так и осуществляемое в рамках разработанной нами технологии, не оказывает существенного влияния на их развитие. Возможно, эти свойства личности более развиты у высококвалифицированных спортсменов, так как спорт высших достижений предполагает высокий уровень их развития в силу специфических особенностей спортивной деятельности. В этом случае свойства личности высококвалифицированных спортсменов могут выступать в качестве критериев спортивной культуры.
Таблица 1
Критерии, показатели и методики измерения личностно-поведенческого компонента спортивной культуры личности
Критерии развития структурных компонентов |
Показатели развития критериев |
Методики измерения |
Личностно-поведенческий компонент |
||
Отношение к себе как субъекту спортивной деятельности |
Уверенность в себе |
«Тест уверенности в себе» (В.Г. Ромек) |
Отношение к условиям соревнований |
Спокойствие |
Тест «Личностная тревожность» (Ч. Спилбергер) |
Отношение к процессу и результату занятий спортом |
Целеустремленность |
Методика «Самооценка волевых качеств» |
Настойчивость |
||
Спортивный стиль жизни |
Посещаемость учебных занятий |
Педагогическое наблюдение |
Самостоятельная физическая активность |
Педагогическое наблюдение Анкетный опрос «Спортивный стиль жизни» |
|
Участие в соревнованиях |
||
Отказ от вредных привычек |
||
Режим сна, питания, учебы, отдыха |
||
Восстановительные и закаливающие мероприятия |
Таблица 2
Показатели психических свойств личности студентов контрольной и экспериментальной групп, баллы (Хср ± )
Психические свойства личности |
Показатели психических свойств личности |
|||||
КГ, n = 100 |
Р |
ЭГ, n = 100 |
Р |
|||
до |
после |
до |
после |
|||
Интернальность |
14,52 ± 2,54 |
14,16 ± 2,41 |
> 0,05 |
13,72 ± 3,9 |
13,20 ± 3,4 |
> 0,05 |
Экстернальность |
8,80 ± 2,51 |
9,12 ± 2,72 |
> 0,05 |
8,40 ± 3,0 |
9,12 ± 2,9 |
> 0,05 |
Личностная тревожность |
6,44 ± 3,84 |
5,92 ± 3,72 |
> 0,05 |
4,96 ± 2,3 |
5,24 ± 2,4 |
> 0,05 |
Целеустремленность |
37,6 ± 5,96 |
38,6 ± 5,48 |
> 0,05 |
37,2 ± 3,4 |
41,6 ± 2,4 |
< 0,05 |
Настойчивость |
39,4 ± 5,67 |
39,6 ± 4,75 |
> 0,05 |
37,6 ± 2,9 |
41,2 ± 3,3 |
< 0,05 |
Показатели волевых качеств – целеустремленности и настойчивости – у студентов обеих групп в начале эксперимента находились на уровне 37–38 баллов по 50-балльной шкале. Физическое воспитание в рамках традиционных подходов не привело к существенному развитию волевых качеств студентов (Р > 0,05). Среди студентов экспериментальной группы наблюдался достоверный прирост показателей целеустремленности – от 37,3 до 41,6 баллов, и настойчивости – от 37,7 до 41,2 баллов (Р < 0,05). Можно заключить, что занятия мини-футболом, как и любым другим видом спорта, в рамках учебных и внеучебных занятий по дисциплине «Физическая культура» способствуют развитию волевой сферы студентов. Существенное влияние спортивной деятельности на развитие волевых качеств личности отмечалось ранее в целом ряде психологических исследований. В табл. 3 приведены показатели отношения студентов к физкультурно-спортивной деятельности – обязательного (посещение учебных занятий) и добровольного, без внешнего принуждения (самостоятельные занятия). Эти показатели косвенно характеризуют физкультурно-спортивный стиль жизни. Установлено, что в период обучения на 1 курсе посещаемость учебных занятий и самостоятельная физкультурно-спортивная активность студентов экспериментальной группы была существенно выше, чем у студентов контрольной группы (Р < 0,05). Еще более существенное преимущество в этих показателях наблюдалось во время второго года обучения: по посещаемости – 93,75 % против 80,32 % у студентов контрольной группы; по количеству самостоятельных занятий – 26,96 против 12,32 занятий (Р < 0,01).
Таблица 3
Показатели отношения студентов контрольной и экспериментальной групп к физкультурно-спортивной деятельности, (Хср ± )
Показатели |
Показатели отношения к физкультурно-спортивной деятельности |
|||||
1 курс |
Р |
2 курс |
Р |
|||
КГ, n = 50 |
ЭГ, n = 50 |
КГ, n = 50 |
ЭГ, n = 50 |
|||
Посещаемость учебных занятий по дисциплине «Физическая культура», % |
83,4 ± 7,32 |
89,80 ± 6,52 |
< 0,05 |
80,32 ± 8,91 |
93,75 ± 8,42 |
< 0,01 |
Самостоятельные занятия физическими упражнениями во внеучебное время, кол-во раз |
12,12 ± 9,81 |
21,44 ± 9,70 |
< 0,05 |
12,32 ± 9,71 |
26,96 ± 6,99 |
< 0,01 |
Обобщая результаты опытно-экспериментальной работы, можно заключить, что личностно ориентированное физическое воспитание на основе углубленного изучения избранного вида спорта способствует развитию личностно-поведенческого компонента спортивной культуры студентов, что проявляется в развитии волевой сферы личности студентов к различным сторонам спортивной деятельности и в формировании спортивного стиля жизни.
Таким образом, управление развитием личностно-поведенческого компонента идет в направлении от возникновения и развития актуальных ситуативно обусловленных психических состояний к доминирующим, а от них – к формированию спортивного характера как внутреннего личностного фактора саморазвития, определяющего функционирование устойчивых психологических отношений личности к различным сторонам спортивной деятельности и спортивного стиля жизни.