В рамках реализации многоуровневого педагогического образования в Северо-Восточном федеральном университете им. М.К. Аммосова на кафедрах дошкольного и начального образования в 2013 году разработана единая программа «Педагогическое сопровождение детства в условиях Севера».
Необходимость разработки данной программы была обусловлена потребностью в специалистах, владеющих сквозным видением развития современного ребенка, обладающих способностью осуществлять педагогическое сопровождение на протяжении всего детства. Современные дети и как их правильно обучать, развивать и воспитывать В чем специфика развития ребенка в условиях Севера Дети ХХI века существенно отличаются от детей других поколений. Данные условия характеризуются как изменениями социокультурной среды, в которой мы живем, так и изменениями в развитии самого Человека. Актуализируется проблема состояния современного детства и перспективы его развития, определение целей и задач развития ребенка, методов обучения, организации развивающего образовательного пространства Детства. На эти актуальные вопросы призвана ответить данная программа.
Не случайно Д.И. Фельдштейн подчеркивает в своих трудах, что мы все плохо знаем социальную ситуацию функционирования и новые характеристики процесса развития ребенка. «Изменения современного ребенка связаны не только с социокультурными процессами, преобразовавшими общество, – пишет автор, – а и с интенсивным эволюционным саморазвитием современного человека, проявляющемся в морфологических изменениях, так называемых «секулярных трендах» – астенизации, деселерации, тенденции к леворукости, ювенилизации, грацилизации, андрогонии, которые сопровождаются психологическими признаками. В частности, большими креативными возможностями детей, меньшей степенью экстравертированности, большей самодостаточностью, независимостью мышления. И дело не только, в том, что нынешнее поколение растущих людей значительно опережает в своем развитии все предшествующие, обладая многими возможностями. Причем речь идет не о необычной когорте детей-мессий или так называемых детей-индиго, у которых наблюдаются уникальные феномены и таланты, а обо всей популяции современных детей, глубинных изменениях их восприятия, внимания, памяти, сознания, мышления, характера их ориентаций и прочих характеристик» [5].
Н.А. Горлова выделила особенности развития современных детей и то, что следует учитывать при их воспитании. Главная особенность современных детей состоит в том, что они обладают новым типом сознания – системно-смысловым, а не системно-структурным, характерным для детей прошлого века. Современные дети отличаются повышенной возбудимостью и гиперактивностью. Задача воспитания современных детей должна состоять в создании условий для снижения гиперактивности, развития сосредоточенности и концентрации внимания двигательного опыта и физического здоровья. У современных детей повышенная потребность в восприятии новой информации [3]. У современного ребенка объем долговременной памяти намного больше, а проходимость оперативной – выше, что позволяет ему воспринимать и перерабатывать большое количество информации за короткий промежуток времени. Эта способность дана современным детям для того, чтобы они успевали ориентироваться в информационном потоке в век высоких и компьютерных технологий. Мыслительные операции у современных детей развиваются комплексно: дети мыслят блоками, модулями, квантами. У современных детей повышены тревожность и агрессия. Современные дети настойчивы и требовательны. Сфера духа современного ребенка наполнена врожденным стремлением к самореализации, к проявлению своей деятельной натуры. Именно этим можно объяснить тот факт, что современный ребенок очень рано начинает проявлять активность, требует к себе повышенного внимания, стремится поскорее узнать окружающий мир.
Программа «Педагогическое сопровождение детства в условиях Севера» формирует компетенции в вопросах освоения методологических основ исследовательской деятельности в области дошкольного и начального образования, совершенствования способов организации и проведения научно-педагогического исследования; педагогического проектирования и моделирования развивающего образовательного пространства детства; совершенствования технологий организации различных направлений в дошкольном и начальном общем образовании; управления развитием ДОУ и начальной школы, мониторинга качества образования, организации педагогического сопровождения ребенка в ДОУ и начальной школе. Содержание программы предусматривает изучение теории и практики организации образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях и начальной школе с учетом специфики Севера.
Видами профессиональной деятельности выпускника по данному направлению являются следующие:
– методический – методист в системе повышения квалификации образования, в управлениях образования, в разных видах дошкольных образовательных учреждений;
– управленческий – заведующий дошкольным образовательным учреждением, завуч по начальным классам, заведующий методобъединением учителей начальных классов;
– педагогический – воспитатель, методист в разных видах дошкольных образовательных и дополнительных учреждений, учитель начальных классов, преподаватель педагогического колледжа, вуза, семейный педагог, консультант – в центрах педагогической поддержки детей и родителей;
– научно-исследовательский – научный сотрудник по изучению проблем детства в научно-исследовательских институтах.
Актуальность магистерской программы «Педагогическое сопровождение детства в условиях Севера» определяется следующими положениями:
– необходимостью обеспечения комплексного и системно-деятельностного подходов к подготовке педагогов дошкольного и начального образования с учетом специфических условий Севера;
– рациональным сочетанием федерального и национально-регионального компонентов в организации учебно-воспитательного процесса коренных народов Севера;
– особенностями физиологического и психологического развития детей Севера, обусловленными самобытным традиционным укладом жизни и деятельности коренных народов;
– созданием целостной непрерывной системы педагогического сопровождения детства с целью формирования личности ребенка в условиях реализации ФГОС нового поколения.
В республике Саха (Якутия) функционируют 653 школы, в том числе 637 – дневных, 16 – вечерних общеобразовательных учреждений. 470 сельских школ, то есть 73 % находятся в сельской местности [4]. Образовательные учреждения (ДОУ, малокомплектная и кочевая школа) на селе берут на себя функции консолидирующего центра, становятся культурным средоточием, аккумулируя интеллектуальный, духовный, творческий и нравственный потенциалы национальной культуры. Данная особенность усиливает необходимость выработки стратегии этнокультурного образования, обеспечивающего устойчивое инновационное региональное развитие, а также активизирует проблему углубления взаимосвязей народов и культур, совершенствуя процесс межэтнического взаимодействия.
В специфических условиях Севера, характеризующихся низкой плотностью населения, удаленностью от центра, слаборазвитостью транспортной инфраструктуры, малочисленностью контингента ДОУ и школ, многопредметностью, актуализируется потребность в педагогах, обладающих компетенциями прогнозирования целей и задач развития детей в процессе обучения, создания условий для их решения, владеющих технологиями дистанционного обучения, высокой информационной культурой и соответствующей научной основой организации педагогического процесса.
Содержание программы обеспечивает учет в педагогическом процессе социокультурной среды, особенностей природно-географических, этнографических, исторических, религиозных и народно-хозяйственных особенностей региона, определяющих всю систему ценностей и поведение северных народов. Как справедливо пишут Г.И. Батурина, Т.Ф. Кузина, «именно сейчас, в тяжелых экономических и социальных условиях, в период падения духовности и нравственных принципов народная педагогика, традиционная культура воспитания и традиционная культура народов России должны стать для подрастающего поколения тем стержнем, который может спасти не только наших детей, но и будущее России от многих бед» [1].
Базовая и вариативная части общенаучного цикла включают в себя модули:
«Философия и методология педагогических исследований» («Философия науки образования», «Современные проблемы науки и образования», «Методология педагогического исследования», «Иностранный язык в научной сфере», «Деловой иностранный язык»);
«Актуальные проблемы детства в современных условиях» («Детство в зеркале науки и культуры»; «Педагогика и психология семьи», «Теории и технологии дошкольного и начального образования», «Социализация и воспитание детства в условиях поликультурного пространства детства России», «Педагогическое обеспечение безопасности личности в современном обществе»);
«Проектирование образовательной среды детства в условиях Севера» («Этнопсихология народов Севера и Арктики», «Этнокультурные традиции воспитания детей у народов Севера», «Проектирование образовательного пространства в условиях кочевой и малокомплектной школы Севера», «Педагогическое проектирование в образовательных учреждениях», «Менеджмент качества образовательных учреждений»);
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка («Оценка индивидуальных достижений ребенка», «Диагностическая, коррекционная и развивающая работа с детьми», «Педагогическая поддержка одаренности», «Дошкольное и начальное образование за рубежом»).
Вышеуказанные модули ориентированы на формирование у магистранта необходимых компетенций для анализа современных парадигм и научных достижений педагогики и психологии детства, понимание модернизационного процесса в системе дошкольного и основного общего начального образования, владение методическим содержанием для моделирования образовательного пространства системы дошкольного и начального общего образования, владение основными положениями и категориальным аппаратом менеджмента в сфере дошкольного и начального основного общего образования, в управлении и экспертизе обеспечения качества, освоение методов моделирования и формирования ключевых управленческих компетенций в сфере образования. Логическая последовательность построения учебного плана отражает преемственность формирования компетенций магистра посредством логического введения организации дисциплин базовой и вариативной части.
Содержание итогового государственного экзамена строится на теоретическом материале следующих учебных дисциплин: «Современные проблемы науки и образования», «Методология и методы научного исследования», «Культурно-исторические концепции детства», «Инновационные процессы в образовании», «Психология семьи», «Мониторинг качества образования», «Теория и практика дошкольного и начального образования», «Этнокультурные традиции воспитания народов Севера», «Этнопсихология народов Севера и Арктики», «Управление обеспечением качества образовательных учреждений». Выпускная квалификационная работа в соответствии с ООП магистратуры выполняется в виде магистерской диссертации в период прохождения практики и выполнения научно-исследовательской работы и представляет собой самостоятельную и логически завершенную работу, связанную с решением задач того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистр (педагогической, научно-исследовательской, управленческой, проектной, методической, культурно-просветительской).
Тематика выпускных квалификационных работ направлена на решение профессиональных задач. Выпускные квалификационные работы предполагают: анализ и обработку информации, полученной в результате изучения широкого круга источников (документов, статистических данных) и научной литературы по профилю ООП магистратуры; анализ, обработку, систематизацию данных, полученных в ходе наблюдений и экспериментального изучения объектов сферы профессиональной деятельности; разработку проекта, имеющего практическую значимость.
При выполнении выпускной квалификационной работы обучающиеся должны показать свою способность и умение, опираясь на полученные углубленные знания, умения и сформированные общекультурные и профессиональные компетенции, самостоятельно решать на современном уровне задачи своей профессиональной деятельности, профессионально излагать специальную информацию, научно аргументировать и защищать свою точку зрения.
По учебному плану магистерской программы «Педагогическое сопровождение детства в условиях Севера» установлены следующие виды практик: научно-исследовательская, педагогическая, научно-педагогическая.
Все виды практик и научно-исследовательская работа магистров проводится в рамках научной школы Н.Д. Неустроева, которая работает с 1996 г. при кафедре педагогики начального обучения Педагогического института СВФУ им. М.К. Аммосова на базе лаборатории проблем сельской малокомплектной школы. В лаборатории разрабатывается этнокультурная и этнопедагогическая концепция национально-региональной системы образования, изучается востребованность и возможность специальной подготовки учителей для малокомплектных и кочевых школ Севера. Накоплен опыт учебно-методического обеспечения 13 кочевых школ Республики Саха (Якутия) по международной программе ЮНЕСКО на основе инновационных технологий дистанционного обучения. Изучен социальный заказ населения по развитию сети малокомплектных и кочевых школ как в рамках начальной школы (1–4 кл.), так и основной (5–9 кл.) ступени школьного образования на Севере. В настоящее время ведется работа по созданию сетевого сообщества кочевых и малокомплектных школ Севера России. Ведутся тематические экспериментальные исследования в 17 сельских школах республики.
Таким образом, магистерская программа «Педагогическое сопровождение детства в условиях Севера» на данном этапе развития многоуровневого педагогического образования является актуальной и востребованной, а выпускники являются инновационными специалистами образования, способными видеть проблему современного Детства и решать ее на основе исследовательской компетентности.