Формирование навыков антитеррора и правосознания как понятия у современных студентов происходит в виде ответной реакции на трагические вызовы современных геополитических императивов, связанных с глобальной трансформацией политических и правовых систем стран Ближнего Востока и Северной Африки. В эти драматические дни для всего мирового сообщества правоохранительные органы европейских стран, а также России и стран Центральной Азии еще раз убедились в актуальности пересмотра системы взаимодействия и координации спецслужб, министерств и ведомств, в компетенцию которых входит обеспечение общественной безопасности, противодействия радикализму и насилию экстремистских групп, избравших в своей деятельности тактику международного терроризма. В своем выступлении на генеральной Ассамблее ООН в 2015 году президент России В.В. Путин провёл критический анализ просчетов, связанных с преодолением террористических угроз, выйдя за рамки традиционных представлений, находящихся в плоскости высокой политики и исключительной ответственности политических кругов ряда стран.
Вместе с тем коннотации целостного понимания терроризма как сформировавшегося феномена «гибридных войн» XXI века включает в себя аксиологические аспекты правосознания у студентов, в широком толковании профессионализма тех, на ком, собственно, держится правовая система государства и общества.
Очевидно, что профессиональная направленность студентов закладывается еще в процессе обучения в высшем учебном заведении, последовательно дифференцируясь на уровне бакалавриата и в дальнейшем магистратуре, приобретая все более очерченные рамки профессиональных компетенций, но уже за пределами их будущий выпускник нередко чувствует себя профессионально несостоятельным. К примеру, квалифицированный адвокат или работник юстиции, зачастую вынужден мобилизовать все свои знания, полученные в процессе обучения и профессиональной деятельности, чтобы распознать признаки экстремизма либо подготовительной деятельности для осуществления особо опасных террористических преступлений.
В чем же причина профессиональной близорукости, а нередко и попустительства радикальным проявлениям, бросающим вызов обществу и правопорядку (такие примеры есть в ряде стран Евросоюза)
На наш взгляд, одной из причин является отсутствие навыков антитеррора и противодействия экстремизму в профессиональном правосознании будущих выпускников. Оно является особенной формой правосознания социума в целом и формируется в процессе обучения и юридической практики, не исключающей определение противоправных деяний, направленных на подготовку и совершение терактов.
Важно подчеркнуть, что актуализация этих особо опасных противоправных явлений требует включения и изучения признаков экстремизма не только в дисциплины уголовно-правовой направленности, но и в общеобразовательные дисциплины, такие как «теория государства и права», «политология», «философия» и другие, напрямую формирующие профессиональное сознание выпускника.
В отличие от массового правосознания они могут быть ограничены общими правовыми представлениями, а для экстренного принятия мер предупреждения экстремизма необходимо четкое представление об обстоятельствах, при наступлении которых может возникнуть ситуация тотальной угрозы жизни и здоровья граждан, угроза дестабилизации системы управления и органов власти. Здесь необходимо внедрить в глубинный смысл содержания правовых норм четкое представление о гипотезе и диспозиции правовой нормы, определяющей противоправный характер деятельности субъектов права и особую опасность складывающихся правоотношений в данных случаях. Общетеоретические правовые дисциплины, читаемые на юридическом факультете для студентов, как правило, исключают конкретные примеры применения административных и уголовно-правовых норм, ограничиваясь общими рассуждениями об общественной опасности тех или иных явлений, а также организаций, общественных движений либо отдельных лиц, претендующих на роль «лидеров», «героев», «жертв режима», «борцов за веру» и т.д. [7, с. 97].
Специалисты-гуманитарии (историки, политологи, философы) редко апеллируют к законодателю, который традиционно признаёт общественную опасность тоталитарных сект (особенно представителей исламского фундаментализма), оказывающих депрессивное влияние на личность, ее права и свободы (например, мусульманок, добровольно пренебрегающих традиционными этическими нормами европейских стран). Признавая существование ответственности в уголовном законодательстве за «организацию объединений», посягающих на личность и право граждан (ст. 239 УК РФ), далеко не все обществоведы могут аргументированно обосновать необходимость правоприменения указанной статьи (также других статей УК и КоАП РФ), исходя из конституционных требований.
В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ уголовный закон запрещает создание религиозного или общественного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами либо с побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей, а также к совершению иных противоправных деяний. Фактически УК РФ установил запрет на создание религиозных или общественных объединений, преследующих указанные цели. Необходимо отметить, что российская юридическая наука и практика, административная и уголовная системы еще не имеют достаточного опыта противодействия деструктивным общественным организациям и сектам. Уголовное преследование по таким фактам не получило необходимого распространения. Отсутствие правоприменительной практики по ст. 239 УК РФ объясняется несколькими причинами. Одна из них – непростой характер связи органов власти Российской Федерации с «нетрадиционными конфессиями и религиозными организациями». Этот страх, в числе прочего, базируется на отсутствии разработанного теоретического основания квалификации экстремистских действий в деятельности религиозного объединения, посягающего на личность и право граждан. Во многих научных публикациях законодательная формулировка ст. 239 УК РФ как теоретиками, так и практиками оценивается крайне неопределенно. Наибольшие нарекания вызывают слишком широкие формулировки диспозиций ст. 239 УК РФ. Объединение в ней фактически четырех составов преступлений, различных по своей общественной опасности и возможным последствиям, а именно создание и руководство религиозным или общественным объединением, посягающим на личность и права граждан, участие в деятельности такого объединения и пропаганда противоправных деяний, перечисленных в ч. 1 ст. 239 УК РФ, вызывает серьезные вопросы.
В ч. 2 ст. 239 УК РФ уголовно наказуемой является пропаганда деяний, перечисленных в части первой этой статьи. Поскольку пропаганда деяний религиозного или общественного объединения является особым видом участия в функционировании такого объединения, то альтернативное перечисление форм преступного поведения в диспозиции ч. 2 ст. 239 УК РФ создает неоправданную конкуренцию в самой уголовно-правовой норме и приводит к ослаблению ответственности за участие в деятельности указанного объединения, равно и его пропаганды.
Тем не менее следует отметить, что научные и практические проблемы формирования контртеррористической направленности правосознания студентов находятся пока в стадии постановочных. Во многом это связано с тем, что терроризм имеет тенденцию к постоянному изменению и совершенствованию своих форм и методов [6, с. 12], что ставит перед юридическим сообществом ряд важных исследовательских задач:
1) разработка теоретико-методологических основ исследования безопасности и противодействия терроризму, которые бы систематизировали существующие подходы и тот понятийный аппарат, с помощью которого этот анализ становится наиболее эффективным. Необходимо сформулировать достаточно четкие критерии, позволяющие вычленить собственно «терроризм и экстремизм» среди общей совокупности радикальных явлений, вызовов и угроз современности. Концептуальный анализ основных сторон, форм и механизмов осуществления этих особо опасных явлений должен предполагать нормативно-правовой аспект, впоследствии реализуемый законодателем;
2) концептуальный анализ проблем безопасности и противодействия терроризму в условиях современного российского общества должен осуществляться на основе новых форм реализации конституционного права с учетом факторов, влияющих на формирование профессионального правосознания юристов и восприятия идеологии терроризма;
3) законодательное обоснование необходимости использования компьютерных технологий, методов оперативно-розыскной деятельности, а также новых методик для превентивного анализа проблем безопасности и противодействия терроризму;
4) нормативные закрепления мониторинга социальных сетей для своевременного противодействия угрозам терроризма;
5) необходимо решение со студентами ситуационных криминологических задач, что обостряло бы чувство ответственности и бдительности, а также формировало наблюдательность и прогностические способности (умение моделировать различные ситуации и купировать их на стадии негативного обострения) [9, с. 71].
Научный потенциал юридического сообщества сегодня должен быть направлен на снятие инертности и консерватизма юридических наук, препятствующих априорному восприятию объективных тенденций нарастания террористической опасности на пространстве Российской Федерации, особенно по периметру южных границ.
Традиционно представители бывших союзных республик, а ныне суверенных государств стремились получить образование в европейской части России, не исключение и юридическое образование. При проведении внеаудиторной правовоспитательной работы со студентами вузов, во-первых, следует учитывать социальный опыт студентов, а также уровень их развития и национального воспитания, что обеспечивается раздельным планированием этой работы для обучающихся на различных курсах. На первом курсе целесообразно проводить данную работу с учетом уровня знаний и языковой подготовки, полученных в средних образовательных учреждениях. При этом особое внимание должно быть уделено формированию правового сознания и социально-правовой активности, развитию представления о гражданских правах и обязанностях. На втором курсе правовое воспитание должно носить четко выраженную антитеррористическую направленность по овладению студентами основами права и уважительного отношения к правопорядку. На третьем курсе внеаудиторное правовое воспитание предполагает активизацию применения правовых норм в профилактике экстремистских проявлений среди студентов и молодежи. В последующем правовоспитательная работа должна ориентироваться на закрепление знаний, умений и навыков по выявлению признаков подготовки особо опасных преступлений, таких как теракт. Внеаудиторную работу необходимо направлять на включение студентов в систему общественных связей и отношений, препятствующих распространению экстремизма, а формы и методы данной работы должны быть выбраны с учетом этнопсихологии и обеспечивать эмоциональное воздействие проводимых мероприятий на представителей разных конфессий, подчеркивая гуманистическую направленность мировых религий [8, с. 11].
Противодействие экстремизму в правовом воспитании студентов – это сложный процесс, включающий обучение и воспитание правовых убеждений и ценностных ориентаций, направленных на скоординированную социально-правовую активность студентов, система установок на эффективную превентивную деятельность по недополучению проявлений радикализма, насилия и демонстрационного терроризма.
Из вышеотмеченного следует, что педагогическая подготовка студентов к предупреждению и преодолению отклонений в поведении – это целенаправленный и организованный с учетом особенностей профессиональной деятельности процесс, системного воздействия на сознание и психологию студентов с целью формирования необходимых личностных качеств, компетенций, профессиональной готовности к эффективному решению превентивных педагогических задач и ситуаций в соответствии с конкретными условиями [1, с. 21, 3]. Одним из примеров может служить недавно созданный в Академии социального образования студенческий волонтерский отряд «Живи ярче», основу которого составили будущие юристы и студенты других факультетов. Данная общественная организация направлена на осуществление профилактических, пропагандистских мер по противодействию идеологии экстремизма, гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений в образовательной среде, воспитание молодежи в духе гражданской, правовой и политической активности, участие в организации и проведении научных исследований, мониторингов, анализа, оценки состояния противодействия идеологии экстремизма в образовательной среде Республики Татарстан. Волонтерский отряд Академии открыт для студентов-волонтеров других учебных заведений, в том числе и среднего профессионального образования. Однако, нельзя бороться с экстремизмом, не ведя борьбу с коррупцией, поэтому в Академии проводится огромная работа по развитию антикоррупционного мировоззрения у студентов. Для этого с 2014 года на юридическом факультете ведется дисциплина «Основы антикоррупционного права» [4, 5]. На других факультетах в рамках дисциплины «Правоведение» введен раздел «Основы антикоррупционного права». Подготовлены и действуют: «Положение об антикоррупционной комиссии»; «Положение о молодежной антикоррупционной комиссии» и «План мероприятий по предупреждению коррупционных правонарушений» [10].
Следовательно, очень важно, чтобы обучение в вузе способствовало становлению антитеррористической и антикоррупционной культуры будущего выпускника через активизацию учебной деятельности. В связи с этим представляется целесообразным рассмотрение вопроса о создании новых технологий с сочетанием традиционных форм обучения и личностно-ориентированными методиками [2, с. 30].
Ориентирование на личность означает смену стиля педагогического общения, поощрение законопослушности, формирование готовности противостоять экстремизму и коррупции, развитие таких качеств личности, как самопожертвование в интересах безопасности государства и общества. Методологическим основанием перестройки работы вузов является идея антитеррористического и антикоррупционного образования. Необходимым условием является корректировка образования всех правоохранителей и научно обоснованное создание принципиально новых методик целого ряда специальных дисциплин, таких как криминология, оперативно-розыскная деятельность, криминалистика, IT-технологии и т.п., что способствовало бы более профессиональному выявлению и предупреждению экстремистских, террористических и коррупционных преступлений.