Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,007

THE MODEL OF FORMATION OF READINESS GUITARISTS STUDENTS TO THE STUDY OF AFRO-AMERICAN MUSIC

Peshev D.F. 1
1 Moscow State Institute of Culture
The article presents a pedagogical model of formation of readiness guitarists students to the study of African-American music. The detailed analysis of the «model» of the concept, considered by its three varieties: 1) descriptive; 2) functional; 3) predictive. Developed by the author of pedagogical model is based on the culturological, axiological and synergetic approach and represents the integrative unity of purpose, objectives, principles, approaches, content, teaching methods and teaching conditions. At the heart of the pedagogical model laid the leading didactic principles necessary for a modern musical education of teenagers in additional education system: the principle of multiculturalism; dialogic principle; the principle of the activity of development of musical art; the principle of integrity; the principle of accessibility. The model facilitates the efficient formation of readiness of pupils-guitarists to development of African-American music and is actively used by teachers working in further education.
afro-American music
model
formation
principle
approach
method
pedagogical conditions

В современной педагогической науке метод моделирования имеет огромное значение. К нему обращаются исследователи всего мира, так как он способен отражать сложные процессы и явления, представленные в качестве компонентов, принципов, целей, подходов, условий, задач и образов действий.

Как утверждают учёные, моделирование – это способ познания действительности, который даёт исследователю возможность схематичного построения своей концептуальной педагогической системы, способной отразить сущность и механизмы её функционирования. Полученная в процессе моделирования педагогическая система носит название модель.

По мнению В.Г. Онушкина, понятие «модель образования» – это «знаковая система, схематически отображающая образовательную практику в целом и её отдельные фрагменты» [5, с. 86].

В современной науке существуют три разновидности моделей:

1) описательная;

2) функциональная;

3) прогностическая.

1. Описательная модель предоставляет информацию о сущности, структуре и об основных моментах образовательной практики.

2. Функциональная модель отражает образование и социальную среду в единой системе.

3. Прогностическая модель даёт возможность схематичного видения будущего образовательной практики.

Однако существуют модели, строящиеся на интеграционном подходе, где интеграция рассматривается как «процесс и результат взаимодействия обособленных структурных элементов какой-либо совокупности, приводящих к оптимизации связей между ними и к объединению в одно целое, т.е. систему, обладающую новым качеством и новыми потенциальными возможностями» [6, с. 39].

Необходимо отметить, что система, построенная на интеграционном подходе, представляет собой синтез описанных выше моделей и несёт в себе абсолютно новое качество образовательного процесса. И.Н. Кунгурцева утверждает, что «интегративность модели означает целостность на различных уровнях системы: целостность процесса, целостность результата, целостность организационных структур» [2, с. 61].

В рамках диссертационного исследования нами была разработана модель, направленная на формирование готовности учащихся-гитаристов к освоению афроамериканской музыки.

В процессе создания педагогической системы мы определили основные элементы, входящие в состав будущей модели, такие как цель, задачи, принципы, подходы, содержание, методы и педагогические условия. Отметим, что описание перечисленных выше компонентов даёт представление о сущности, а также о возможностях проектируемой педагогической системы.

Для моделирования необходимо видеть направление поиска, которое будет способствовать созданию оптимальных условий для обучения и воспитания учащихся-гитаристов.

В разработанной нами педагогической модели мы выделили три дидактических блока:

1. Телеологический (цель, задачи, принципы).

2. Содержательный (содержание обучения).

3. Технологический (подходы, методы, педагогические условия).

Цель, представленная в педагогической модели, заключается в формировании готовности учащихся-гитаристов к освоению афроамериканской музыки в системе дополнительного образования.

Отталкиваясь от поставленной цели, сформулированы следующие задачи обучения:

1. Формирование мотивационно-ценностного отношения к познанию афроамериканской музыки и потребности в её изучении.

2. Формирование знаний и представлений об основных жанрах и стилях афроамериканской музыки, её исполнительских традициях.

3. Формирование умений и навыков, необходимых для освоения подростками исполнительских традиций афроамериканской музыки.

В основу педагогической модели заложены ведущие дидактические принципы, необходимые для современного музыкального воспитания подростков в системе дополнительного образования.

– принцип поликультурности;

– принцип диалогичности;

– принцип деятельностного освоения музыкального искусства;

– принцип целостности;

– принцип доступности.

Принцип поликультурности. Фундаментальной основой данного принципа является признание учащимися уникальности и неповторимости каждой мировой культуры на основе осознания их разнообразия и единства культурных ценностей. Данный принцип погружает обучающихся в поликультурное пространство, где на толерантной основе осуществляется воспитание личности через постижение музыки разных этнических традиций [4, с. 21].

Принцип диалогичности подразумевает самореализацию учащихся в процессе общения с другими культурами (в данном случае с афроамериканской культурой), диалог учителя и ученика, анализ и обсуждение «общего» и «особенного», обмен культурными ценностями. Диалог при этом реализуется на субъект-субъектных отношениях учителя и ученика, где индивидуальный опыт учащегося, саморазвитие и творческое взаимодействие имеют основополагающее значение. Отметим, что диалог педагога и ученика является эффективнейшим инструментом в процессе формирования личности, так как обмен мнениями, обсуждение мотивов, коррекция ценностных установок детей в процессе общения способствуют формированию нравственной, духовно богатой личности, а также созданию благоприятной атмосферы в классе.

Принцип деятельностного освоения музыкального искусства направлен на повышение мотивации у учащихся-гитаристов к обучению в процессе освоения афроамериканской музыки, развитие музыкально-творческих способностей, исполнительских умений и навыков, формирование интереса к изучаемой культуре.

Принцип целостности подразумевает целостность построения содержания и организации процесса обучения; проявляется в соотношении сознательного и подсознательного, рационального и эмоционального. Это комплексность в решении задач и подходов в их реализации, что играет немаловажную роль в процессе освоения афроамериканской музыки.

Принцип доступности предполагает выбор индивидуального педагогического подхода, соответствующего уровню накопленных знаний и индивидуальных особенностей учащегося-гитариста. При этом выбирается оптимальный уровень трудности с учётом интересов и жизненного опыта ученика.

Содержание обучения предполагает приобретение и накопление учащимися-гитаристами определённых теоретических представлений о жанрах и стилях афроамериканской музыки, опыта эмоционально-ценностного отношения к музыке изучаемого направления, а также формирование необходимых знаний, исполнительских умений и навыков.

Педагогическая модель базируется на следующих методологических подходах:

– культурологическом;

– аксиологическом;

– синергетическом.

Культурологический подход определяет культуроведческую направленность в содержании модели, он способствует накоплению необходимой информации не только об афроамериканской музыке, но и о других явлениях и элементах культуры, которые позволяют наиболее глубоко погрузиться в музыку изучаемого исторического периода.

Аксиологический подход направлен на развитие ценностно-смысловых ориентаций подростка, развивает не только умение видеть ценности, объединяющие человечество, но и умение выявлять ценностные приоритеты людей, относящихся к иным этническим группам.

Синергетический подход. Посредством данного подхода происходит формирование личности как человека культуры, способного к саморазвитию. Синергетический подход в педагогической деятельности обогащает учебно-воспитательный процесс и способствует гораздо более эффективному музыкальному развитию учащихся-гитаристов.

В структуру модели входят общедидактические и специальные методы музыкального обучения, направленные на решение учебных задач и на освоение содержания афроамериканской музыки.

Общедидактические методы:

– метод выявления сходства и различия;

– метод идентификации;

– метод перекодирования;

– метод наглядно-слухового показа;

– словесный метод.

Специальные методы:

– метод эмоциональной драматургии на уроке музыки;

– метод погружения;

– метод «забегания» вперёд и «возвращения» к пройденному на новом уровне;

– метод музыкального обобщения;

– метод размышления о музыке.

Рассмотрим специальные методы более подробно.

Метод выявления сходства и различия. С помощью данного метода осуществляется общее и детальное сопоставление музыкальных традиций, стилей или фрагментов произведения, в результате которого выявляется их схожесть или несхожесть. Нужно отметить, что Д.Б. Кабалевский считает этот метод одним из самых важных в музыкальном образовании. Метод выявления сходства и различия может применяться к разным исполнительским трактовкам. Как пишет Э.Б. Абдуллин: «Особое значение он приобретает в исполнительской деятельности, наглядно демонстрируя образцы правильного и неправильного владения исполнительскими навыками и т.д. Этот метод применяется для развития слуховых и зрительных представлений, ассоциаций и др. в их взаимосвязи» [1, с. 124].

Метод идентификации связан с отождествлением предметов, явлений и процессов, а также с их распознанием. В качестве примера использования данного метода на практике может служить узнавание учащимися гитаристами стилистических признаков какого-либо стиля в жанрах и направлениях музыкальных культур других стран.

Метод перекодирования связан с воплощением содержания художественного образа посредством другой системы передачи информации. Примером может являться воссоздание образа с помощью музыкально-пластического интонирования и др. Отметим, что большое количество музыкальных жанров афроамериканской музыки берут своё начало с одноименных танцевальных стилей, поэтому нельзя переоценить роль данного метода в процессе обучения.

Метод наглядно-слухового показа выражается в демонстрации учителем какого-либо произведения, его интерпретации, средств выразительности и др. Также может осуществляться показ необходимой для определённого произведения культуры звука (т.е. звукоизвлечения) и способов его освоения и т.д.

Словесные методы. С помощью словесных методов учащиеся трансформируют полученную музыкальную информацию в привычную им словесную форму, что способствует осмысленному эффективному освоению изучаемого материала. Также посредством описываемого метода в процессе рассуждения можно оперировать музыкальными терминами, воссоздавая определённый образ.

Метод эмоциональной драматургии на уроке музыки. В основе данного метода лежит стремление сделать урок музыки уроком искусства. В реальности, как утверждает Э.Б. Абдуллин, воплотить подобную задачу в жизнь довольно трудно, однако если педагог достигает описанной выше цели, то КПД от такого занятия значительно возрастает [1, с. 123].

Метод эмоциональной драматургии подразумевает создание урока, в содержании которого важное место занимает драматургическое решение. «Партитура» урока составляется непосредственно учителем, который отталкиваясь от своей творческой фантазии, профессиональных возможностей, общего и музыкального уровня развития учащихся и от условий проведения занятий, создаёт всевозможные варианты развития событий. Кроме того, в процессе реального урока может возникать необходимость изменения заранее подготовленного плана.

Метод «забегания» вперёд и «возвращения» к пройденному на новом уровне направлен на установление различных связей между теоретическими темами, музыкальными произведениями, умениями и навыками, полученным опытом и т.д. Этот метод способствует формированию в сознании учащихся целостной картины музыкального искусства, а также позволяет учащемуся более глубоко погрузиться в изучаемую тему или произведение, что, несомненно, повышает качество освоения нового материала.

Метод музыкального обобщения. Главная задача метода музыкального обобщения заключается в освоении учащимися основополагающих знаний изучаемой программы, направленной на развитие музыкального мышления. Данный метод включает в себя три последовательных этапа, первый из которых заключается в активизации имеющегося жизненного опыта обучаемого, того багажа знаний, который необходим для освоения сути новой темы. Задачей второго этапа являются знакомство и последующее освоение новой темы, её раскрытие посредством сравнения с другими видами искусства, а также с разными жизненными ситуациями, при этом немаловажным является создание поисковой ситуации, которая активизирует мышление учащихся и заставляет их обращаться к анализу, имеющему непосредственное отношение к новой теме. Третий этап подразумевает закрепление пройденного материала и развитие у учащихся способности, позволяющей самостоятельно познавать музыку, исходя из полученных знаний и навыков.

Метод размышления о музыке реализуется путём создания «творческого конфликта» между учителем и учеником, который возникает при обсуждении или разрешении новых вопросов, появляющихся в процессе обучения. Как пишет автор данного метода Д.Б. Кабалевский: «Важно, чтобы решение новых вопросов приобретало форму кратких собеседований учителя и учащегося. В каждом таком собеседовании должны ощущаться три неразрывно связанных момента: первый – чётко сформулированная учителем задача; второй – постепенное совместно с учащимися решение этой задачи; третий – окончательный вывод, который произнести (всегда, когда это возможно) должен сам учащийся» [3, с. 21].

Для успешного освоения подростками жанров афроамериканской музыки в классе классической гитары необходимо создание педагогических условий, повышающих эффективность учебного процесса. Большой практический опыт работы с учащимися ДМШ позволил нам выделить следующие из них:

– знание учителем психофизиологических особенностей подростков;

– развитие у учащихся мотивации к обучению на классической гитаре и освоению жанров афроамериканской музыки;

– активизация музыкального слуха;

– формирование навыков самостоятельной работы;

– создание на занятиях специальной атмосферы;

– связь с другими видами афроамериканского искусства;

– использование компьютерных технологий.

Разработанная педагогическая модель, представляющая собой интегративное единство цели, задач, принципов, подходов, методов обучения и педагогических условий, способствует эффективному формированию готовности учащихся-гитаристов к освоению афроамериканской музыки и может активно использоваться педагогами, работающими в системе дополнительного образования.