В современной педагогической науке метод моделирования имеет огромное значение. К нему обращаются исследователи всего мира, так как он способен отражать сложные процессы и явления, представленные в качестве компонентов, принципов, целей, подходов, условий, задач и образов действий.
Как утверждают учёные, моделирование – это способ познания действительности, который даёт исследователю возможность схематичного построения своей концептуальной педагогической системы, способной отразить сущность и механизмы её функционирования. Полученная в процессе моделирования педагогическая система носит название модель.
По мнению В.Г. Онушкина, понятие «модель образования» – это «знаковая система, схематически отображающая образовательную практику в целом и её отдельные фрагменты» [5, с. 86].
В современной науке существуют три разновидности моделей:
1) описательная;
2) функциональная;
3) прогностическая.
1. Описательная модель предоставляет информацию о сущности, структуре и об основных моментах образовательной практики.
2. Функциональная модель отражает образование и социальную среду в единой системе.
3. Прогностическая модель даёт возможность схематичного видения будущего образовательной практики.
Однако существуют модели, строящиеся на интеграционном подходе, где интеграция рассматривается как «процесс и результат взаимодействия обособленных структурных элементов какой-либо совокупности, приводящих к оптимизации связей между ними и к объединению в одно целое, т.е. систему, обладающую новым качеством и новыми потенциальными возможностями» [6, с. 39].
Необходимо отметить, что система, построенная на интеграционном подходе, представляет собой синтез описанных выше моделей и несёт в себе абсолютно новое качество образовательного процесса. И.Н. Кунгурцева утверждает, что «интегративность модели означает целостность на различных уровнях системы: целостность процесса, целостность результата, целостность организационных структур» [2, с. 61].
В рамках диссертационного исследования нами была разработана модель, направленная на формирование готовности учащихся-гитаристов к освоению афроамериканской музыки.
В процессе создания педагогической системы мы определили основные элементы, входящие в состав будущей модели, такие как цель, задачи, принципы, подходы, содержание, методы и педагогические условия. Отметим, что описание перечисленных выше компонентов даёт представление о сущности, а также о возможностях проектируемой педагогической системы.
Для моделирования необходимо видеть направление поиска, которое будет способствовать созданию оптимальных условий для обучения и воспитания учащихся-гитаристов.
В разработанной нами педагогической модели мы выделили три дидактических блока:
1. Телеологический (цель, задачи, принципы).
2. Содержательный (содержание обучения).
3. Технологический (подходы, методы, педагогические условия).
Цель, представленная в педагогической модели, заключается в формировании готовности учащихся-гитаристов к освоению афроамериканской музыки в системе дополнительного образования.
Отталкиваясь от поставленной цели, сформулированы следующие задачи обучения:
1. Формирование мотивационно-ценностного отношения к познанию афроамериканской музыки и потребности в её изучении.
2. Формирование знаний и представлений об основных жанрах и стилях афроамериканской музыки, её исполнительских традициях.
3. Формирование умений и навыков, необходимых для освоения подростками исполнительских традиций афроамериканской музыки.
В основу педагогической модели заложены ведущие дидактические принципы, необходимые для современного музыкального воспитания подростков в системе дополнительного образования.
– принцип поликультурности;
– принцип диалогичности;
– принцип деятельностного освоения музыкального искусства;
– принцип целостности;
– принцип доступности.
Принцип поликультурности. Фундаментальной основой данного принципа является признание учащимися уникальности и неповторимости каждой мировой культуры на основе осознания их разнообразия и единства культурных ценностей. Данный принцип погружает обучающихся в поликультурное пространство, где на толерантной основе осуществляется воспитание личности через постижение музыки разных этнических традиций [4, с. 21].
Принцип диалогичности подразумевает самореализацию учащихся в процессе общения с другими культурами (в данном случае с афроамериканской культурой), диалог учителя и ученика, анализ и обсуждение «общего» и «особенного», обмен культурными ценностями. Диалог при этом реализуется на субъект-субъектных отношениях учителя и ученика, где индивидуальный опыт учащегося, саморазвитие и творческое взаимодействие имеют основополагающее значение. Отметим, что диалог педагога и ученика является эффективнейшим инструментом в процессе формирования личности, так как обмен мнениями, обсуждение мотивов, коррекция ценностных установок детей в процессе общения способствуют формированию нравственной, духовно богатой личности, а также созданию благоприятной атмосферы в классе.
Принцип деятельностного освоения музыкального искусства направлен на повышение мотивации у учащихся-гитаристов к обучению в процессе освоения афроамериканской музыки, развитие музыкально-творческих способностей, исполнительских умений и навыков, формирование интереса к изучаемой культуре.
Принцип целостности подразумевает целостность построения содержания и организации процесса обучения; проявляется в соотношении сознательного и подсознательного, рационального и эмоционального. Это комплексность в решении задач и подходов в их реализации, что играет немаловажную роль в процессе освоения афроамериканской музыки.
Принцип доступности предполагает выбор индивидуального педагогического подхода, соответствующего уровню накопленных знаний и индивидуальных особенностей учащегося-гитариста. При этом выбирается оптимальный уровень трудности с учётом интересов и жизненного опыта ученика.
Содержание обучения предполагает приобретение и накопление учащимися-гитаристами определённых теоретических представлений о жанрах и стилях афроамериканской музыки, опыта эмоционально-ценностного отношения к музыке изучаемого направления, а также формирование необходимых знаний, исполнительских умений и навыков.
Педагогическая модель базируется на следующих методологических подходах:
– культурологическом;
– аксиологическом;
– синергетическом.
Культурологический подход определяет культуроведческую направленность в содержании модели, он способствует накоплению необходимой информации не только об афроамериканской музыке, но и о других явлениях и элементах культуры, которые позволяют наиболее глубоко погрузиться в музыку изучаемого исторического периода.
Аксиологический подход направлен на развитие ценностно-смысловых ориентаций подростка, развивает не только умение видеть ценности, объединяющие человечество, но и умение выявлять ценностные приоритеты людей, относящихся к иным этническим группам.
Синергетический подход. Посредством данного подхода происходит формирование личности как человека культуры, способного к саморазвитию. Синергетический подход в педагогической деятельности обогащает учебно-воспитательный процесс и способствует гораздо более эффективному музыкальному развитию учащихся-гитаристов.
В структуру модели входят общедидактические и специальные методы музыкального обучения, направленные на решение учебных задач и на освоение содержания афроамериканской музыки.
Общедидактические методы:
– метод выявления сходства и различия;
– метод идентификации;
– метод перекодирования;
– метод наглядно-слухового показа;
– словесный метод.
Специальные методы:
– метод эмоциональной драматургии на уроке музыки;
– метод погружения;
– метод «забегания» вперёд и «возвращения» к пройденному на новом уровне;
– метод музыкального обобщения;
– метод размышления о музыке.
Рассмотрим специальные методы более подробно.
Метод выявления сходства и различия. С помощью данного метода осуществляется общее и детальное сопоставление музыкальных традиций, стилей или фрагментов произведения, в результате которого выявляется их схожесть или несхожесть. Нужно отметить, что Д.Б. Кабалевский считает этот метод одним из самых важных в музыкальном образовании. Метод выявления сходства и различия может применяться к разным исполнительским трактовкам. Как пишет Э.Б. Абдуллин: «Особое значение он приобретает в исполнительской деятельности, наглядно демонстрируя образцы правильного и неправильного владения исполнительскими навыками и т.д. Этот метод применяется для развития слуховых и зрительных представлений, ассоциаций и др. в их взаимосвязи» [1, с. 124].
Метод идентификации связан с отождествлением предметов, явлений и процессов, а также с их распознанием. В качестве примера использования данного метода на практике может служить узнавание учащимися гитаристами стилистических признаков какого-либо стиля в жанрах и направлениях музыкальных культур других стран.
Метод перекодирования связан с воплощением содержания художественного образа посредством другой системы передачи информации. Примером может являться воссоздание образа с помощью музыкально-пластического интонирования и др. Отметим, что большое количество музыкальных жанров афроамериканской музыки берут своё начало с одноименных танцевальных стилей, поэтому нельзя переоценить роль данного метода в процессе обучения.
Метод наглядно-слухового показа выражается в демонстрации учителем какого-либо произведения, его интерпретации, средств выразительности и др. Также может осуществляться показ необходимой для определённого произведения культуры звука (т.е. звукоизвлечения) и способов его освоения и т.д.
Словесные методы. С помощью словесных методов учащиеся трансформируют полученную музыкальную информацию в привычную им словесную форму, что способствует осмысленному эффективному освоению изучаемого материала. Также посредством описываемого метода в процессе рассуждения можно оперировать музыкальными терминами, воссоздавая определённый образ.
Метод эмоциональной драматургии на уроке музыки. В основе данного метода лежит стремление сделать урок музыки уроком искусства. В реальности, как утверждает Э.Б. Абдуллин, воплотить подобную задачу в жизнь довольно трудно, однако если педагог достигает описанной выше цели, то КПД от такого занятия значительно возрастает [1, с. 123].
Метод эмоциональной драматургии подразумевает создание урока, в содержании которого важное место занимает драматургическое решение. «Партитура» урока составляется непосредственно учителем, который отталкиваясь от своей творческой фантазии, профессиональных возможностей, общего и музыкального уровня развития учащихся и от условий проведения занятий, создаёт всевозможные варианты развития событий. Кроме того, в процессе реального урока может возникать необходимость изменения заранее подготовленного плана.
Метод «забегания» вперёд и «возвращения» к пройденному на новом уровне направлен на установление различных связей между теоретическими темами, музыкальными произведениями, умениями и навыками, полученным опытом и т.д. Этот метод способствует формированию в сознании учащихся целостной картины музыкального искусства, а также позволяет учащемуся более глубоко погрузиться в изучаемую тему или произведение, что, несомненно, повышает качество освоения нового материала.
Метод музыкального обобщения. Главная задача метода музыкального обобщения заключается в освоении учащимися основополагающих знаний изучаемой программы, направленной на развитие музыкального мышления. Данный метод включает в себя три последовательных этапа, первый из которых заключается в активизации имеющегося жизненного опыта обучаемого, того багажа знаний, который необходим для освоения сути новой темы. Задачей второго этапа являются знакомство и последующее освоение новой темы, её раскрытие посредством сравнения с другими видами искусства, а также с разными жизненными ситуациями, при этом немаловажным является создание поисковой ситуации, которая активизирует мышление учащихся и заставляет их обращаться к анализу, имеющему непосредственное отношение к новой теме. Третий этап подразумевает закрепление пройденного материала и развитие у учащихся способности, позволяющей самостоятельно познавать музыку, исходя из полученных знаний и навыков.
Метод размышления о музыке реализуется путём создания «творческого конфликта» между учителем и учеником, который возникает при обсуждении или разрешении новых вопросов, появляющихся в процессе обучения. Как пишет автор данного метода Д.Б. Кабалевский: «Важно, чтобы решение новых вопросов приобретало форму кратких собеседований учителя и учащегося. В каждом таком собеседовании должны ощущаться три неразрывно связанных момента: первый – чётко сформулированная учителем задача; второй – постепенное совместно с учащимися решение этой задачи; третий – окончательный вывод, который произнести (всегда, когда это возможно) должен сам учащийся» [3, с. 21].
Для успешного освоения подростками жанров афроамериканской музыки в классе классической гитары необходимо создание педагогических условий, повышающих эффективность учебного процесса. Большой практический опыт работы с учащимися ДМШ позволил нам выделить следующие из них:
– знание учителем психофизиологических особенностей подростков;
– развитие у учащихся мотивации к обучению на классической гитаре и освоению жанров афроамериканской музыки;
– активизация музыкального слуха;
– формирование навыков самостоятельной работы;
– создание на занятиях специальной атмосферы;
– связь с другими видами афроамериканского искусства;
– использование компьютерных технологий.
Разработанная педагогическая модель, представляющая собой интегративное единство цели, задач, принципов, подходов, методов обучения и педагогических условий, способствует эффективному формированию готовности учащихся-гитаристов к освоению афроамериканской музыки и может активно использоваться педагогами, работающими в системе дополнительного образования.