Качество профессиональной деятельности учителя является латентной переменной, т.е. непосредственно неизмеряемой переменной, как, например, вес предмета. В данной работе качество профессиональной деятельности учителя начальных классов определяется операционально – через набор индикаторов (показателей) портфолио учителя. Каждый индикатор портфолио характеризует один из аспектов качества профессиональной деятельности учителя.
Цель работы состоит в измерении и анализе на линейной шкале качества профессиональной деятельности учителя. Результаты измерения используются для сравнительного анализа качества профессиональной деятельности учителей начальных классов в зависимости от их возраста, стажа работы в школе, квалификационной категории. Кроме того, проводится сравнение видов школ (лицеи, средние и основные общеобразовательные школы) на основе качества профессиональной деятельности учителей начальных классов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи.
1. Провести анализ функционирования индикаторов портфолио.
2. Измерить качество профессиональной деятельности учителей на основе портфолио.
3. Провести анализ качества профессиональной деятельности учителей начальных классов в зависимости от их возраста, стажа работы и категории.
4. Сравнить общеобразовательные школы по качеству профессиональной деятельности учителей начальных классов.
Материалы и методы исследования
В исследовании приняли участие учителя начальных классов всех 36 общеобразовательных школ Славянского района Краснодарского края, всего 238 учителей. Для измерения качества профессиональной деятельности учителя использовалось портфолио, представленное в методических рекомендациях [6].
Качество профессиональной деятельности учителя измеряется в рамках теории латентных переменных. Наиболее полно на русском языке эта теория представлена в монографии [4]. Выбор этой теории обусловлен следующим.
1. Качество профессиональной деятельности учителя измеряется на линейной шкале, что необходимо для дальнейшего сравнительного анализа и мониторинга [6].
2. Измерение этого интегрального показателя необходимо для более точного уяснения его смысла, в данном случае ? что такое «качество профессиональной деятельности учителя». Кроме того, эта теория оказалась эффективной при измерении самых разных латентных переменных в социальных системах [1–8, 10].
Для обработки данных использовалась диалоговая система «Измерение латентных переменных», разработанная в Лаборатории объективных измерений [9].
Результаты исследования и их обсуждение
Прежде всего, необходимо отметить, данные адекватны модели измерения [4]. Кроме того, индекс сепарабельности учителей достаточно высок и равен 0,796.
Результаты измерения качества профессиональной деятельности учителей начальных классов представлены на рисунке.
В верхней части рисунка находится гистограмма, показывающая распределение оценок качества профессиональной деятельности учителей, в нижней части рисунка показано распределение оценок индикаторов на той же самой шкале. Здесь измеряемые объекты соответствуют учителям начальных классов.
Исходя из представленной на этом рисунке информации, можно сделать следующие выводы:
– диапазон варьирования оценок качества профессиональной деятельности учителей очень большой и равен 8 логит (от –2 до +6 логит). Это свидетельствует о том, что учителя начальных классов очень сильно различаются по качеству своей профессиональной деятельности, т.е. портфолио хорошо дифференцирует качество профессиональной деятельности учителей;
– индикаторные переменные варьируются в еще большем диапазоне – 12 логит (от –6 до +6 логит), что обеспечивает высокую точность измерения на всем диапазоне варьирования латентной переменной;
– между двумя этими наборами оценок (учителей и индикаторов) существует смещение – различие между соответствующими средними равно 1,709 логит. Это означает, что для более точного измерения качества профессиональной деятельности учителей необходимо добавить в портфолио «трудные» индикаторы.
Сравнение качества профессиональной деятельности учителей начальных классов в зависимости от стажа их работы
Результаты сравнения представлены в табл. 1.
Результаты измерения качества профессиональной деятельности учителей начальных классов
Таблица 1
Дисперсионный анализ качества профессиональной деятельности учителей в зависимости от их стажа
Источник дисперсии |
Сумма квадратов |
Степени свободы |
Средний квадрат |
Fэксп |
р |
Стаж работы |
36,758 |
3 |
12,253 |
10,754 |
< 0,001 |
Ошибка |
266,607 |
234 |
1,139 |
||
Всего |
303,365 |
237 |
Таблица 2
Средние значения качества профессиональной деятельности учителей начальных классов в зависимости от стажа их работы
Стаж работы |
Среднее значение |
Число учителей |
Стандартная ошибка |
95 % доверительный интервал |
|
Нижняя граница |
Верхняя граница |
||||
До 5 лет |
0,658 |
27 |
0,205 |
0,254 |
1,063 |
6–10 лет |
1,347 |
9 |
0,356 |
0,647 |
2,048 |
11–20 лет |
1,760 |
56 |
0,143 |
1,479 |
2,041 |
Более 20 лет |
1,905 |
146 |
0,088 |
1,731 |
2,079 |
Из результатов, представленных в табл. 1, следует, что качество профессиональной деятельности учителей начальных классов очень сильно зависит от стажа их работы (р < 0,001). Поэтому представляет интерес сравнить эти группы учителей (табл. 2).
Парные сравнения показали, что качество профессиональной деятельности учителей со стажем менее 5 лет статистически значимо меньше, чем у учителей с большим стажем. Между группами со стажем более 5 лет нет статистически незначимых различий.
Сравнение качества профессиональной деятельности учителей начальных классов в зависимости от их возраста
Результаты сравнения представлены в табл. 3.
Из результатов, представленных в табл. 3, следует, что качество профессиональной деятельности учителей начальных классов зависит от их возраста (р < 0,001). Соответствующие средние значения представлены в табл. 4.
Парные сравнения показали, что у молодых учителей (до 30 лет) качество профессиональной деятельности статистически значимо ниже, чем у других возрастных групп. Между группами старше 30 лет нет статистически значимых различий.
Сравнение качества профессиональной деятельности учителей начальных классов в зависимости от их квалификационной категории
Представляет интерес сравнение качества профессиональной деятельности учителей начальных классов в зависимости от их квалификационной категории. Результаты дисперсионного анализа приведены в табл. 5.
Таблица 3
Дисперсионный анализ качества профессиональной деятельности учителей в зависимости от их возраста
Источник дисперсии |
Сумма квадратов |
Степени свободы |
Средний квадрат |
Fэксп |
р |
Возраст |
22,838 |
3 |
7,613 |
6,350 |
< 0,001 |
Ошибка |
280,528 |
234 |
1,199 |
||
Всего |
303,365 |
237 |
Таблица 4
Средние значения качества профессиональной деятельности учителей начальных классов в зависимости от их возраста
Возраст (лет) |
Среднее значение |
Число учителей |
Стандартная ошибка |
95 % доверительный интервал |
|
Нижняя граница |
Верхняя граница |
||||
До 30 |
0,761 |
18 |
0,258 |
0,253 |
1,270 |
31–40 |
1,583 |
57 |
0,145 |
1,297 |
1,869 |
41–55 |
1,921 |
125 |
0,098 |
1,728 |
2,114 |
Свыше 55 |
1,648 |
38 |
0,178 |
1,298 |
1,998 |
Таблица 5
Дисперсионный анализ качества профессиональной деятельности учителей начальных классов в зависимости от их квалификационной категории
Источник дисперсии |
Сумма квадратов |
Степени свободы |
Средний квадрат |
Fэксп |
р |
Категория |
118,740 |
2 |
59,370 |
75,569 |
< 0,001 |
Ошибка |
184,625 |
235 |
0,786 |
||
Всего |
303,365 |
237 |
Таблица 6
Средние значения качества профессиональной деятельности учителей начальных классов в зависимости от их квалификационной категории
Категория |
Среднее значение |
Число учителей |
Стандартная ошибка |
95 % доверительный интервал |
|
Нижняя граница |
Верхняя граница |
||||
Без категории |
0,992 |
116 |
0,082 |
0,830 |
1,154 |
Первая категория |
2,286 |
81 |
0,098 |
2,092 |
2,480 |
Высшая категория |
2,595 |
41 |
0,138 |
2,322 |
2,867 |
Дисперсионный анализ показал, что фактор «квалификационная категория» статистически значим (р < 0,001). Оценки видов школ представлены в табл. 6.
Как и следовало ожидать, наибольшее качество профессиональной деятельности учителей наблюдается у высшей категории (2,595 логит), наименьшее ? у учителей без категории (0,992 логит). Учителя первой категории занимают промежуточное положение (2,286 логит).
Сравнение качества профессиональной деятельности учителей начальных классов в зависимости от школы
Прежде всего, нас интересует, зависит ли качество профессиональной деятельности учителей от вида общеобразовательной школы, в которой они работают. Результаты представлены в табл. 7.
Результаты, представленные в табл. 7, показывают, что между лицеями, средними и основными общеобразовательными школами нет статистически значимых различий.
Представляет интерес не только сравнение видов школ, но и самих школ по качеству профессиональной деятельности учителей начальных классов. Результаты дисперсионного анализа представлены в табл. 8.
Высокий уровень значимости р < 0,001 свидетельствует о том, что общеобразовательные школы очень сильно отличаются друг от друга по качеству профессиональной деятельности учителей начальных классов (табл. 9).
Таблица 7
Дисперсионный анализ качества профессиональной деятельности учителей начальных классов в зависимости от вида общеобразовательной школы
Источник дисперсии |
Сумма квадратов |
Степени свободы |
Средний квадрат |
Fэксп |
р |
Вид школы |
2,214 |
2 |
1,107 |
0,864 |
0,423 |
Ошибка |
301,151 |
235 |
1,281 |
||
Всего |
303,365 |
237 |
Таблица 8
Дисперсионный анализ качества профессиональной деятельности учителей начальных классов в зависимости от общеобразовательной школы
Источник дисперсии |
Сумма квадратов |
Степени свободы |
Средний квадрат |
Fэксп |
р |
Школа |
118,607 |
35 |
3,389 |
3,705 |
< 0,001 |
Ошибка |
184,759 |
202 |
0,915 |
||
Всего |
303,365 |
237 |
Таблица 9
Средние значения качества профессиональной деятельности учителей начальных классов в школах
Номер школы |
Вид школы |
Среднее значение |
Число учителей |
Стандартная ошибка |
95 % доверительный интервал |
|
Нижняя граница |
Верхняя граница |
|||||
43 |
СОШ |
3,669 |
7 |
0,361 |
2,956 |
4,381 |
8 |
ООШ |
2,956 |
4 |
0,478 |
2,013 |
3,898 |
11 |
ООШ |
2,925 |
4 |
0,478 |
1,982 |
3,867 |
16 |
СОШ |
2,814 |
16 |
0,239 |
2,342 |
3,285 |
46 |
ООШ |
2,694 |
4 |
0,478 |
1,751 |
3,637 |
51 |
СОШ |
2,626 |
2 |
0,676 |
1,293 |
3,960 |
18 |
СОШ |
2,330 |
7 |
0,361 |
1,618 |
3,043 |
31 |
ООШ |
2,224 |
7 |
0,361 |
1,511 |
2,937 |
38 |
ООШ |
2,197 |
4 |
0,478 |
1,255 |
3,140 |
9 |
ООШ |
2,008 |
4 |
0,478 |
1,065 |
2,951 |
39 |
СОШ |
1,974 |
8 |
0,338 |
1,307 |
2,641 |
1 |
Лицей |
1,960 |
16 |
0,239 |
1,489 |
2,431 |
4 |
Лицей |
1,911 |
11 |
0,288 |
1,342 |
2,479 |
25 |
СОШ |
1,823 |
13 |
0,265 |
1,300 |
2,346 |
20 |
СОШ |
1,666 |
4 |
0,478 |
0,724 |
2,609 |
44 |
ООШ |
1,607 |
4 |
0,478 |
0,665 |
2,550 |
14 |
ООШ |
1,543 |
4 |
0,478 |
0,600 |
2,486 |
50 |
ООШ |
1,499 |
3 |
0,552 |
0,410 |
2,588 |
48 |
СОШ |
1,448 |
8 |
0,338 |
0,781 |
2,114 |
23 |
СОШ |
1,404 |
4 |
0,478 |
0,461 |
2,347 |
21 |
ООШ |
1,396 |
4 |
0,478 |
0,453 |
2,339 |
29 |
СОШ |
1,392 |
14 |
0,256 |
0,888 |
1,896 |
3 |
СОШ |
1,387 |
13 |
0,265 |
0,864 |
1,910 |
28 |
СОШ |
1,329 |
10 |
0,302 |
0,732 |
1,925 |
6 |
СОШ |
1,199 |
7 |
0,361 |
0,486 |
1,911 |
5 |
СОШ |
1,125 |
12 |
0,276 |
0,581 |
1,669 |
52 |
СОШ |
1,120 |
2 |
0,676 |
–0,214 |
2,453 |
54 |
ООШ |
0,931 |
2 |
0,676 |
–0,402 |
2,265 |
56 |
СОШ |
0,892 |
4 |
0,478 |
–0,051 |
1,834 |
17 |
СОШ |
0,891 |
14 |
0,256 |
0,387 |
1,395 |
30 |
ООШ |
0,888 |
4 |
0,478 |
–0,055 |
1,831 |
19 |
СОШ |
0,848 |
7 |
0,361 |
0,135 |
1,561 |
7 |
ООШ |
0,771 |
4 |
0,478 |
–0,172 |
1,714 |
49 |
ООШ |
0,672 |
2 |
0,676 |
–0,661 |
2,006 |
10 |
СОШ |
0,551 |
3 |
0,552 |
–0,538 |
1,640 |
Данные, представленные в табл. 9, показывают, что наибольшее среднее качество профессиональной деятельности учителей начальных классов наблюдается в СОШ № 43 (3,669 логит), наименьшее в СОШ № 10 (0,551 логит). Кроме того, во многих СОШ и ООШ качество профессиональной деятельности учителей начальных классов выше, чем в лицеях.
Выводы
1. Представлена методика измерения латентной переменной «качество профессиональной деятельности учителя».
2. Необходимо подчеркнуть, что качество профессиональной деятельности учителя определяется операционально, т.е. через набор индикаторов.
3. Проведен статистический анализ качества профессиональной деятельности учителей начальных классов в зависимости от их возраста, стажа работы и категории.
4. Общеобразовательные школы проранжированы по качеству профессиональной деятельности учителей начальных классов.