Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

STATISTICAL ANALYSIS OF THE PROFESSIONAL PERFORMANCE OF PRIMARY SCHOOL TEACHERS

Baydakova A.I. 1 Maslak A.A. 1
1 Kuban State University
The necessity and importance of this research is explained by the fact that quality of teachers’ professional performance in great degree defines quality of education at school. Quality of teachers’ professional performance is measured within the framework of the theory of latent variables. This theory was chosen because it allows to estimate the quality of a portfolio as a measuring tool and to obtain estimations on a linear scale. Teachers of all schools of Slavyansk area of Krasnodar Krai have taken part in the research. Based on the obtained results of measurements, statistical relationships between the quality of teachers’ professional work in primary schools and such factors as the teachers’ experience, age, and professional category are defined. It is shown that the quality of teachers’ professional performance in primary schools depends on all these factors. Teachers with the work experience of more than five years show the highest quality of professional performance. These results correlate with the observation that young teachers (younger than 30 years old) have statistically significantly smaller quality of professional performance. As one would expect, the highest quality of professional performance is shown by teachers of the higher qualifying category, while the least is shown by the teachers who do not have category. Teachers with the first category occupy an intermediate position. On the whole, the results of this research are an information basis for optimization of education policy.
teachers’ professional performance
measurement of latent variables
primary school
portfolio
Rasch model

Качество профессиональной деятельности учителя является латентной переменной, т.е. непосредственно неизмеряемой переменной, как, например, вес предмета. В данной работе качество профессиональной деятельности учителя начальных классов определяется операционально – через набор индикаторов (показателей) портфолио учителя. Каждый индикатор портфолио характеризует один из аспектов качества профессиональной деятельности учителя.

Цель работы состоит в измерении и анализе на линейной шкале качества профессиональной деятельности учителя. Результаты измерения используются для сравнительного анализа качества профессиональной деятельности учителей начальных классов в зависимости от их возраста, стажа работы в школе, квалификационной категории. Кроме того, проводится сравнение видов школ (лицеи, средние и основные общеобразовательные школы) на основе качества профессиональной деятельности учителей начальных классов.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи.

1. Провести анализ функционирования индикаторов портфолио.

2. Измерить качество профессиональной деятельности учителей на основе портфолио.

3. Провести анализ качества профессиональной деятельности учителей начальных классов в зависимости от их возраста, стажа работы и категории.

4. Сравнить общеобразовательные школы по качеству профессиональной деятельности учителей начальных классов.

Материалы и методы исследования

В исследовании приняли участие учителя начальных классов всех 36 общеобразовательных школ Славянского района Краснодарского края, всего 238 учителей. Для измерения качества профессиональной деятельности учителя использовалось портфолио, представленное в методических рекомендациях [6].

Качество профессиональной деятельности учителя измеряется в рамках теории латентных переменных. Наиболее полно на русском языке эта теория представлена в монографии [4]. Выбор этой теории обусловлен следующим.

1. Качество профессиональной деятельности учителя измеряется на линейной шкале, что необходимо для дальнейшего сравнительного анализа и мониторинга [6].

2. Измерение этого интегрального показателя необходимо для более точного уяснения его смысла, в данном случае ? что такое «качество профессиональной деятельности учителя». Кроме того, эта теория оказалась эффективной при измерении самых разных латентных переменных в социальных системах [1–8, 10].

Для обработки данных использовалась диалоговая система «Измерение латентных переменных», разработанная в Лаборатории объективных измерений [9].

Результаты исследования и их обсуждение

Прежде всего, необходимо отметить, данные адекватны модели измерения [4]. Кроме того, индекс сепарабельности учителей достаточно высок и равен 0,796.

Результаты измерения качества профессиональной деятельности учителей начальных классов представлены на рисунке.

В верхней части рисунка находится гистограмма, показывающая распределение оценок качества профессиональной деятельности учителей, в нижней части рисунка показано распределение оценок индикаторов на той же самой шкале. Здесь измеряемые объекты соответствуют учителям начальных классов.

Исходя из представленной на этом рисунке информации, можно сделать следующие выводы:

– диапазон варьирования оценок качества профессиональной деятельности учителей очень большой и равен 8 логит (от –2 до +6 логит). Это свидетельствует о том, что учителя начальных классов очень сильно различаются по качеству своей профессиональной деятельности, т.е. портфолио хорошо дифференцирует качество профессиональной деятельности учителей;

– индикаторные переменные варьируются в еще большем диапазоне – 12 логит (от –6 до +6 логит), что обеспечивает высокую точность измерения на всем диапазоне варьирования латентной переменной;

– между двумя этими наборами оценок (учителей и индикаторов) существует смещение – различие между соответствующими средними равно 1,709 логит. Это означает, что для более точного измерения качества профессиональной деятельности учителей необходимо добавить в портфолио «трудные» индикаторы.

Сравнение качества профессиональной деятельности учителей начальных классов в зависимости от стажа их работы

Результаты сравнения представлены в табл. 1.

pic_4.wmf

Результаты измерения качества профессиональной деятельности учителей начальных классов

Таблица 1

Дисперсионный анализ качества профессиональной деятельности учителей в зависимости от их стажа

Источник дисперсии

Сумма квадратов

Степени свободы

Средний квадрат

Fэксп

р

Стаж работы

36,758

3

12,253

10,754

< 0,001

Ошибка

266,607

234

1,139

   

Всего

303,365

237

     

Таблица 2

Средние значения качества профессиональной деятельности учителей начальных классов в зависимости от стажа их работы

Стаж работы

Среднее значение

Число учителей

Стандартная ошибка

95 % доверительный интервал

Нижняя граница

Верхняя граница

До 5 лет

0,658

27

0,205

0,254

1,063

6–10 лет

1,347

9

0,356

0,647

2,048

11–20 лет

1,760

56

0,143

1,479

2,041

Более 20 лет

1,905

146

0,088

1,731

2,079

Из результатов, представленных в табл. 1, следует, что качество профессиональной деятельности учителей начальных классов очень сильно зависит от стажа их работы (р < 0,001). Поэтому представляет интерес сравнить эти группы учителей (табл. 2).

Парные сравнения показали, что качество профессиональной деятельности учителей со стажем менее 5 лет статистически значимо меньше, чем у учителей с большим стажем. Между группами со стажем более 5 лет нет статистически незначимых различий.

Сравнение качества профессиональной деятельности учителей начальных классов в зависимости от их возраста

Результаты сравнения представлены в табл. 3.

Из результатов, представленных в табл. 3, следует, что качество профессиональной деятельности учителей начальных классов зависит от их возраста (р < 0,001). Соответствующие средние значения представлены в табл. 4.

Парные сравнения показали, что у молодых учителей (до 30 лет) качество профессиональной деятельности статистически значимо ниже, чем у других возрастных групп. Между группами старше 30 лет нет статистически значимых различий.

Сравнение качества профессиональной деятельности учителей начальных классов в зависимости от их квалификационной категории

Представляет интерес сравнение качества профессиональной деятельности учителей начальных классов в зависимости от их квалификационной категории. Результаты дисперсионного анализа приведены в табл. 5.

Таблица 3

Дисперсионный анализ качества профессиональной деятельности учителей в зависимости от их возраста

Источник дисперсии

Сумма квадратов

Степени свободы

Средний квадрат

Fэксп

р

Возраст

22,838

3

7,613

6,350

< 0,001

Ошибка

280,528

234

1,199

   

Всего

303,365

237

     

Таблица 4

Средние значения качества профессиональной деятельности учителей начальных классов в зависимости от их возраста

Возраст (лет)

Среднее значение

Число учителей

Стандартная ошибка

95 % доверительный интервал

Нижняя граница

Верхняя граница

До 30

0,761

18

0,258

0,253

1,270

31–40

1,583

57

0,145

1,297

1,869

41–55

1,921

125

0,098

1,728

2,114

Свыше 55

1,648

38

0,178

1,298

1,998

Таблица 5

Дисперсионный анализ качества профессиональной деятельности учителей начальных классов в зависимости от их квалификационной категории

Источник дисперсии

Сумма квадратов

Степени свободы

Средний квадрат

Fэксп

р

Категория

118,740

2

59,370

75,569

< 0,001

Ошибка

184,625

235

0,786

   

Всего

303,365

237

     

Таблица 6

Средние значения качества профессиональной деятельности учителей начальных классов в зависимости от их квалификационной категории

Категория

Среднее значение

Число учителей

Стандартная ошибка

95 % доверительный интервал

Нижняя граница

Верхняя граница

Без категории

0,992

116

0,082

0,830

1,154

Первая категория

2,286

81

0,098

2,092

2,480

Высшая категория

2,595

41

0,138

2,322

2,867

Дисперсионный анализ показал, что фактор «квалификационная категория» статистически значим (р < 0,001). Оценки видов школ представлены в табл. 6.

Как и следовало ожидать, наибольшее качество профессиональной деятельности учителей наблюдается у высшей категории (2,595 логит), наименьшее ? у учителей без категории (0,992 логит). Учителя первой категории занимают промежуточное положение (2,286 логит).

Сравнение качества профессиональной деятельности учителей начальных классов в зависимости от школы

Прежде всего, нас интересует, зависит ли качество профессиональной деятельности учителей от вида общеобразовательной школы, в которой они работают. Результаты представлены в табл. 7.

Результаты, представленные в табл. 7, показывают, что между лицеями, средними и основными общеобразовательными школами нет статистически значимых различий.

Представляет интерес не только сравнение видов школ, но и самих школ по качеству профессиональной деятельности учителей начальных классов. Результаты дисперсионного анализа представлены в табл. 8.

Высокий уровень значимости р < 0,001 свидетельствует о том, что общеобразовательные школы очень сильно отличаются друг от друга по качеству профессиональной деятельности учителей начальных классов (табл. 9).

Таблица 7

Дисперсионный анализ качества профессиональной деятельности учителей начальных классов в зависимости от вида общеобразовательной школы

Источник дисперсии

Сумма квадратов

Степени свободы

Средний квадрат

Fэксп

р

Вид школы

2,214

2

1,107

0,864

0,423

Ошибка

301,151

235

1,281

   

Всего

303,365

237

     

Таблица 8

Дисперсионный анализ качества профессиональной деятельности учителей начальных классов в зависимости от общеобразовательной школы

Источник дисперсии

Сумма квадратов

Степени свободы

Средний квадрат

Fэксп

р

Школа

118,607

35

3,389

3,705

< 0,001

Ошибка

184,759

202

0,915

   

Всего

303,365

237

     

Таблица 9

Средние значения качества профессиональной деятельности учителей начальных классов в школах

Номер школы

Вид школы

Среднее значение

Число учителей

Стандартная ошибка

95 % доверительный интервал

Нижняя граница

Верхняя граница

43

СОШ

3,669

7

0,361

2,956

4,381

8

ООШ

2,956

4

0,478

2,013

3,898

11

ООШ

2,925

4

0,478

1,982

3,867

16

СОШ

2,814

16

0,239

2,342

3,285

46

ООШ

2,694

4

0,478

1,751

3,637

51

СОШ

2,626

2

0,676

1,293

3,960

18

СОШ

2,330

7

0,361

1,618

3,043

31

ООШ

2,224

7

0,361

1,511

2,937

38

ООШ

2,197

4

0,478

1,255

3,140

9

ООШ

2,008

4

0,478

1,065

2,951

39

СОШ

1,974

8

0,338

1,307

2,641

1

Лицей

1,960

16

0,239

1,489

2,431

4

Лицей

1,911

11

0,288

1,342

2,479

25

СОШ

1,823

13

0,265

1,300

2,346

20

СОШ

1,666

4

0,478

0,724

2,609

44

ООШ

1,607

4

0,478

0,665

2,550

14

ООШ

1,543

4

0,478

0,600

2,486

50

ООШ

1,499

3

0,552

0,410

2,588

48

СОШ

1,448

8

0,338

0,781

2,114

23

СОШ

1,404

4

0,478

0,461

2,347

21

ООШ

1,396

4

0,478

0,453

2,339

29

СОШ

1,392

14

0,256

0,888

1,896

3

СОШ

1,387

13

0,265

0,864

1,910

28

СОШ

1,329

10

0,302

0,732

1,925

6

СОШ

1,199

7

0,361

0,486

1,911

5

СОШ

1,125

12

0,276

0,581

1,669

52

СОШ

1,120

2

0,676

–0,214

2,453

54

ООШ

0,931

2

0,676

–0,402

2,265

56

СОШ

0,892

4

0,478

–0,051

1,834

17

СОШ

0,891

14

0,256

0,387

1,395

30

ООШ

0,888

4

0,478

–0,055

1,831

19

СОШ

0,848

7

0,361

0,135

1,561

7

ООШ

0,771

4

0,478

–0,172

1,714

49

ООШ

0,672

2

0,676

–0,661

2,006

10

СОШ

0,551

3

0,552

–0,538

1,640

Данные, представленные в табл. 9, показывают, что наибольшее среднее качество профессиональной деятельности учителей начальных классов наблюдается в СОШ № 43 (3,669 логит), наименьшее в СОШ № 10 (0,551 логит). Кроме того, во многих СОШ и ООШ качество профессиональной деятельности учителей начальных классов выше, чем в лицеях.

Выводы

1. Представлена методика измерения латентной переменной «качество профессиональной деятельности учителя».

2. Необходимо подчеркнуть, что качество профессиональной деятельности учителя определяется операционально, т.е. через набор индикаторов.

3. Проведен статистический анализ качества профессиональной деятельности учителей начальных классов в зависимости от их возраста, стажа работы и категории.

4. Общеобразовательные школы проранжированы по качеству профессиональной деятельности учителей начальных классов.