Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

SYSTEM APPROACH AS PRINCIPLE OF THE ECOLOGICAL ORIENTATION OF TRAINING OF THE MODERN TEACHER

Kolosova O.Yu. 1 Goverdovskaya E.V. 2
1 Stavropol branch of FGKOU VPO «Krasnodar university of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation»
2 Pyatigorsk medico-pharmaceutical institute GBOU VPO «Volgograd State Medical University»
In article the process of formation of the personality in modern society which is naturally followed by formation of high ecological culture which foundation is laid in educational institution is considered. It naturally demands comprehensive improvement of an ecological orientation of training of the teacher. To make this process evidence-based and operated, it is important to know the regularities and the principles following from them which are his cornerstone. According to authors if regularities act as expression of essential, necessary internal communication between cause and effect, then the principles serve as that fundamental beginning which defines the general direction of teaching and educational process, the main requirements to his contents, a technique and the organization. As set of starting, starting positions, the principles of ecological training of the teacher cover all parties, essence and the purposes, comprise results of synthesis of the advanced student teaching.
personality
ecological education
ekologo-pedagogical activity
ecological education

Процесс формирования личности и профессиональной подготовки преподавателя к экологическому образованию обучающихся строится, как правило, и осуществляется в основном с функциональных позиций. Между тем становится все более очевидным, что целостное представление об этом процессе можно получить лишь на основе системного анализа. «Развитие науки и образования – процесс непрерывного обновления» [6]. Вот почему системно-целевой подход составляет один из ведущих принципов экологической подготовки будущих преподавателей.

Системно-целевой подход к эколого-профессиональной подготовке будущего преподавателя исходит из заданной программы, которая ориентирует на конечную цель – готовность будущего преподавателя к руководству экологическим образованием обучающегося. Все компоненты эколого-педагогического образования организованы в динамическую систему и функционируют как комплекс соотнесенных и взаимосвязанных элементов. Каждый элемент такой системы участвует в решении ее задач и создает определенный результат. Все это определяет упорядоченность и организованность функционирования и взаимодействия всей системы в целом.

Конечная цель-результат профессиональной подготовки студентов к экологическому образованию обучающихся реализуется в квалификационной характеристике преподавателя. Как нормативная модель преподавателя, она соединяет в себе обобщенные требования к личностным качествам, знаниям, умениям и навыкам, необходимые для решения образовательно-воспитательных задач в области окружающей социальной среды, «характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей» [14].

Профессионально-экологическая подготовка преподавателя как система должна иметь на выходе следующую упорядоченную совокупность свойств и характеристик: гражданская и профессиональная ответственность за сохранение природной среды; глубокая заинтересованность и убежденность в необходимости экологического образования обучающихся; владение научными основами познания, охраны и преобразования природы; понимание социально-политического и международного аспектов охраны окружающей среды; знание целей и задач экологического образования как составной части воспитания, знание экологического содержания действующих образовательных программ, учебников и учебных пособий; умение структурировать учебный материал и адаптировать его к задачам экологического образования обучающихся, умение обоснованно выбирать и рационально применять средства, методы и приемы экологического образования обучающихся; умение пробуждать и развивать у обучающихся интерес, любовь и бережное отношение к природе; умение увлекать и заинтересовывать обучающихся природоохранительной деятельностью; умение управлять активностью, поведением и деятельностью обучающихся в природе.

Знание инвариантных, идеализированных параметров профессионально-экологической деятельности преподавателя позволяет раскрыть содержание целей обучения как систему необходимых знаний, умений и навыков, особенностей личности о указанием однозначно понимаемых и доступных проверке характеристик. Квалификационная характеристика преподавателя предусматривает его профессиональную готовность осуществлять экологическое образование обучающихся.

Профессиональная готовность преподавателя представляет собой интегральное свойство личности. Начало ее формирования согласно концепции К.К. Платонова [13] лежит в подструктуре опыта, то есть обусловлено в первую очередь знаниями, умениями и навыками. Такой подход позволяет определить иерархию качеств личности и выделить среди них основное ядро, на формирование которого должно быть направлено главное внимание высшей педагогической школы в процессе эколого-профессиональной подготовки будущего преподавателя.

Наиболее существенные задачи, которые преподаватель решает в связи с формированием ответственного отношения обучающихся к окружающей социальной среде – «выявление сложного взаимодействия различных видов социальной коммуникации» [2], определяющих ценностный смысл его профессиональной деятельности, а также те условия, которые влияют на выбор средств для достижения целей, операциональный состав его действий.

По своему характеру педагогическая деятельность есть своеобразная метадеятельность в том смысле, что она является деятельностью по организации другой деятельности, а именно экологической деятельности обучающихся. Предметом деятельности педагога, предметом его педагогического воздействия, следовательно, является не обучающийся сам по себе, а экологическая деятельность обучающегося, с его отношением к объекту, на который направлено действие обучающегося. Организация этой деятельности, ее построение и регуляция, управление этой деятельностью – все это и является основной задачей педагога, конечным результатом его эколого-педагогической деятельности. «В обществе социальных перемен образование студентов, призвано решать задачи, направленные на творческое самоопределение личности по отношению к динамически изменяющейся жизни. Такое самопределение зависит от развития духовной культуры человека, его интеллектуальной зрелости, его профессиональной компетентности» [9]. «Культура – это, прежде всего, упорядоченность (порядок) духовной жизни общества» [3].

Профессиональную деятельность преподавателя по осуществлению экологического образования обучающихся можно проанализировать на трех уровнях: социально-педагогическом, психолого-педагогическом и конкретно-методическом.

Социально-педагогический анализ характеризует ее, как одну из чрезвычайно важных разновидностей социальной деятельности. Психолого-педагогический анализ направлен на определение ее структурных компонентов, на раскрытие тех факторов межличностного общения [10] и внутренних механизмов, без которых невозможно осуществление педагогом своих общественных и профессиональных функций. Конкретно-методический анализ связан с самим содержанием деятельности преподавателя и соответственно с вычленением тех знаний, умений и навыков, которые должны быть сформированы у педагога для квалифицированного руководства экологическим образованием обучающихся.

Психолого-педагогический и конкретно-методический анализ приводят к выводу о том, что структура и содержание этой деятельности раскрываются в следующих основных параметрах: набор существенных проблем и задач, которые приходится решать преподавателю в связи с экологическим образованием обучающихся; виды деятельности, с помощью которых преподаватель реализует эти задачи; способы и средства решения профессионально-экологических проблем, используемые преподавателем.

Как органическая часть целостного педагогического процесса профессионально-экологическая подготовка преподавателя представляет собой систему, которая состоит из ряда внутренне связанных подсистем.

К ним относятся: общественно-политическая, специальная и психолого-педагогическая подготовка, а также первоначальный опыт личной практической деятельности студентов в окружающей природной среде. В итоге только на междисциплинарном уровне создаются наиболее благоприятные предпосылки для становления педагога как руководителя и организатора экологического образования. Так, цикл общественнонаучных дисциплин помогает вскрывать общие закономерности взаимодействия природы и общества, социальный характер всемирного движения в защиту окружающей среды. Изучение общественных наук раскрывает социальные механизмы научного управления обществом, его отношение к природе, пути органического соединения достижении научно-технической революции с преимуществами экономической системы и оптимизации взаимодействия человека с окружающей средой. Этот «процесс, выходящий за пределы науки и образования, протекает за счет использования научного знания» [5]. Содержание общественных наук убеждает в том, что охрана окружающей среды всегда составляет одно из важнейших направлений государственной деятельности, направленной на совершенствование взаимодействия общества и природы, на сбережение и разумное использование природных ресурсов, определяет развитие современной цивилизации [12].

Цикл общественнонаучных дисциплин дает обобщенные систематизированные знания, раскрывающие целостную структуру, состояние и развития биосферы, разностороннюю ценность природы и ее многофункциональную роль в жизни человеческого общества.

Усиление экологической направленности специальных дисциплин предполагает вооружение студентов научными знаниями о сложном характере окружающей среды, различных физических, химических, биологических и социально-экономических факторах ее возможных изменений.

Однако не всякое экологическое знание, а только знание, организованное в теорию, способствует раскрытию социального бытия человека и его сложных взаимоотношений с природной средой, что проявляется «в определенной, фиксирующей этот мир структуре… в сознании» [1]. В этом отношении первостепенную роль играют ведущие научные идеи. К числу этих идей, образующих в своей совокупности теоретический фундамент науки об охране природы, относятся: природа как единая целостная система, среда жизни и источник существования человека; охрана окружающей среды как управление взаимодействием природы и обществом; охрана природы как рациональное использование природных ресурсов и улучшение окружающей человека среды; формирование активной жизненной позиции и гражданского отношения к природе как составная часть воспитания.

Ведущие экологические идеи составляют фундамент экологического образования обучающихся в общеобразовательном учреждении. Это требует установления гибких, действенных и содержательных связей преподавания вузовских и курсов в общеобразовательных учреждениях. Естественно, что экологические идеи раскрываются в общеобразовательном учреждении и вузе с неодинаковой глубиной и полнотой, но сам факт их соотнесения, научной интерпретации и профессиональной актуализации повышает результативность подготовки студентов к экологической работе в общеобразовательном учреждении.

Системообразующие функции в экологическом образовании будущих преподавателей выполняют курс охраны и преобразования природы. Являясь завершающим этапом экологической подготовки студентов, этот сложный по составу знаний синтетический курс опирается на весь комплекс наук о природе и обществе и непосредственно обращен к задачам образования в области окружающей среды. Используя ретроспективные связи, он обогащает знания будущего преподавателя о целостной картине взаимосвязей в системе человек - общество - природа, определяя тот факт, что «естественные науки обосновали свое доминирование в области познания» [11]. Благодаря тому, что ведущие экологические идеи раскрываются на основе межпредметной информации, будущие преподаватели овладевают рядом фундаментальных понятий: основные закономерности организации биологических систем (организм, популяция, биоценоз, биогеоценоз, биосфера); научно-техническая революция как отражение антропогенеза в историческом развитии биосферы; рациональное использование природных ресурсов, охрана и преобразование природы; оптимизация окружающей природной среды как управление взаимодействием природы и общества.

Привлекая знания, приобретенные студентами в процессе изучения общественно-политических, биологических, химических и физических дисциплин, преподаватели этого курса имеют возможность показать противоречивый характер взаимоотношений общества и природы. Курс охраны и преобразования природы широко опирается на экологию биологических систем, а также на социальную экологию, что позволяет раскрыть природные ресурсы не только как источник материальных благ, но и как составной компонент биосферы, и как цель деятельности человека. Все это последовательно подводит студентов к убеждению в том, что практическая оптимизация окружающей среды станет возможной, если предпринимаемые обществом меры будут основываться на совокупности междисциплинарных научных знаний о состояния экологических систем в природе.

За последнее время все более осознается необходимость расширения этого направления обучения, прежде всего за счет усиления межпредметных связей и экологической направленности преподавания специальных дисциплин.

Необходимо также особое внимание на оптимистические представления о возможности гармонического взаимодействия общества с окружающей природной средой в современных условиях развития.

Следует более четко охарактеризовать объективные потребности практической деятельности, задачи, содержание экологического образования, усилив, таким образом, собственно профессиональные, педагогические аспекты. Профессиональная подготовка преподавателя в области экологического образования включает изучение психолого-педагогических дисциплин. Принципиальное значение в этом плане имеет развитие положения о том, что в единстве умственного, нравственного, идейно-политического, трудового, физического и эстетического воспитания формируется такой тип поведения и деятельности в природе, в основе которого лежат мотивы, определяющие ценностные ориентации личности. «В социокультурном пространстве современного общества духовность и нравственность способствуют формированию сознания человека и определяют его поведение и деятельность» [4]. Они «являются формами духовно-практического освоения мира, выражают ценностное отношение человека к действительности» [7].

Подготовка будущего преподавателя предполагает усвоение сущностей, цели, задач, форм и методов экологического образования как составной части воспитания, прежде всего овладение способами организации практической деятельности обучающихся в этой области. В этой связи важно включать в систему целей экологического воспитания формирование у подрастающего поколения культуры отношения к природе. «Особое внимание отводится анализу чувственной сферы человека» [8].

Психолого-педагогические и методические идеи в силу их особенностей только тогда приобретают характер убеждений для преподавателей, когда сочетаются с педагогической деятельностью. Между тем практическая экологическая направленность в преподавании психолого-педагогических дисциплин до настоящего времени является еще недостаточной.

Для того чтобы сделать процесс подготовки студентов к образованию обучающихся в области окружающей среды управляемым, необходимо выделять обязательный минимум типовых профессиональных задач, составляющих специфику будущей деятельности преподавателя.

Наиболее благоприятные предпосылки для формирования у студентов профессиональной готовности к экологическому образованию обучающихся складываются в процессе педагогической практики, которая создает условия, максимально приближенные к самостоятельной деятельности, будущих специалистов, в образовательном учреждении.

Эффективность профессионально-экологической подготовки будущих преподавателей существенно возрастает в результате включения студентов в различные формы внеучебной общественно-экологической деятельности. Такими формами могут являться: обучение студентов экологической работе с учащимися в системе факультетов общественных профессий; организация месячников охраны природы; привлечение студентов к общественно полезным мероприятиям природоохранительной направленности; пропагандистская и культурно-просветительная природоохранительная деятельность студентов, в первую очередь среди обучающихся.

Таким образом, формирование личности преподавателя, его профессиональная подготовка к экологическому образованию представляет единый процесс, в основе которого система обобщенных научных знаний о закономерностях взаимодействия природы и общества, приобретение опыта педагогической деятельности.

Системно-целевой подход позволяет составить целостное представление о структуре профессионально-экологической подготовки преподавателя. Его реализация требует моделирования личности специалиста, поиска и нахождения средств, обеспечивающих единство взаимодействия всех подсистем целостного педагогического процесса.