Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

UNIVERSALITY AMPLIFICATION MODEL FOR TECHNICAL UNIVERSITY GRADUATES IN LINGUISTICS

Grishenkova E.G. 1 Lukyanova M.I. 2
1 Ulyanovsk State Technical University
2 Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov
The article describes universality as an integral characteristic of professional competence of a specialist-linguist. It also provides evidence to support the importance of universality amplification in tertiary education. Universality is defined as ability of a specialist to solve problems at interdisciplinary level with the help of information technologies, ability to be dynamic and learn throughout life for successful creative activity in professional and social spheres, ability to adapt to changing conditions of developing information society. The article proves that universality model consists of the following blocks: concept and methodology, content, procedure, criteria and result, which helps to consider the analyzed process and create a possibility to cover the main schools and pedagogical conditions for developing universality amplification process in a unified system of preparing future specialists-linguists. In line with the aims of the research the following levels of universality development were defined: developing knowledge locally (low); developing bevaviour patterns (middle); developing activity systematically (high).
specialist-linguist
universality amplification model
universality as a professional competence characteristic
levels of universality development

Моделирование процесса амплификации универсальности как интегративной характеристики профессиональной компетентности специалиста-лингвиста представляется нам одним из вариантов решения проблемы подготовки конкурентоспособного специалиста в области прикладной и теоретической лингвистики средствами дисциплин, предусмотренных государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования специальности.

Прежде всего, проанализируем понятие «универсальность». В философии «универсальность» трактуется как ВСЕЕДИНСТВО – учение, раскрывающее внутреннее органическое единство бытия как универсума в форме взаимопроникновения и раздельности составляющих его элементов, их тождественности друг другу и целому при сохранении их качественности и специфичности. Всеединство было представлено в различных философских концепциях, начиная с неоплатонизма. Наиболее яркое выражение проблема всеединства нашла в русской философии, где, начиная с B.C. Соловьева, сложилось самобытное направление – философия всеединства, к которой могут быть отнесены системы П.А. Флоренского, С.Н. Булгакова, Л.П. Карсавина, С.Л. Франка, Н.О. Лосского, а также, по ряду оснований, взгляды С.Н. Трубецкого, Е.Н. Трубецкого, А.Ф. Лосева и др. [9].

В диссертационном исследовании «Универсальность как социальная характеристика выпускника вуза» М.Е. Гинзбург предлагает следующее определение понятия «универсальность современной личности»: «…наличие тех знаний и умений, которые обеспечивают необходимую пространственную и временную ее мобильность в соответствии с требованиями постоянно ускоряющихся научно-технических и социальных преобразований в современном мире» [2].

В работе «Универсальность специалиста в области иностранных языков и культур как новое качество результативности подготовки лингвистов» А.O. Бударина утверждает, что универсальность является одним из ключевых понятий в образовательной политике современной и будущей России. Автор выделяет следующие основополагающие свойства универсального типа личности специалиста: четкость целей и ценностных ориентаций, целостность мышления, трудолюбие, творческое отношение к делу, способность к риску, независимость, самостоятельность, способность быть лидером, способность к непрерывному самообразованию и саморазвитию, самоопределение, способность к непрерывному профессиональному росту, стремление к высокому качеству конечного продукта, стрессоустойчивость, толерантность, эмпатия, флексибильность, адаптивность, профессиональная и социальная мобильность, многофункциональность, готовность к рефлексии, самосознание, уверенность в себе и в своих силах, ответственность, коммуникабельность.

К основным направлениям повышения индивидуальной универсальности автор относит: освоение и совершенствование профессионального мастерства; адекватное поведение в различных ситуациях общения; поддержание и укрепление здоровья и работоспособности; создание благоприятного внешнего облика, собственного имиджа [1].

Учитывая особенности подготовки и профессиональную характеристику специальности «Теоретическая и прикладная лингвистика», мы, в свою очередь, предлагаем свое определение понятия «универсальность как интегративная характеристика профессиональной компетентности специалиста-лингвиста» – это готовность решать профессиональные задачи на междисциплинарном уровне (лингвистика и информационно-коммуникационные технологии), способность к успешной деятельности в профессиональной и социальной сферах и адаптации к изменяющимся условиям развивающегося информационного общества [3].

Профессия лингвиста  специалиста в области новых информационных технологий предполагает практическое владение иностранными (английским и немецким) языками для выполнения задач компьютерной лингвистики (моделирование естественного языка, автоматическая обработка естественного языка для подготовки электронного издания, составление корпусов текстов, баз данных, подготовка лингвистического материала для составления компьютерных словарей и программ машинного перевода, разработка и оптимизация web-сайтов и страниц и т.д.). Таким образом, «универсальность» предполагает владение несколькими специальностями – конкретными формами деятельности – в рамках одной профессии.

Представляется очевидным утверждение о том, что в настоящее время важно подготовить профессионально компетентного специалиста, умеющего решать профессиональные проблемы на междисциплинарном уровне, предвидеть возможную смену обстоятельств и быстро адаптироваться к ним, разрешать возникающие конфликты. Будущему специалисту необходимо овладеть определенными умениями, связанными с рефлексией, самопознанием, саморазвитием, самореализацией. Следовательно, профессиональная компетентность лингвиста  специалиста в области новых информационных технологий обладает такой характеристикой, как универсальность. Исходя из этого, особое внимание при подготовке будущего специалиста необходимо уделить амплификации универсальности как интегративной характеристике профессиональной компетентности будущего специалиста-лингвиста в техническом вузе.

Амплификация (от англ. amplification) – это «прирост, увеличение, усиление качества/характеристики». В нашем исследовании с помощью этого понятия мы указываем на необходимость акцентирования внимания на универсальности как интегративной характеристике профессиональной компетентности лингвиста-специалиста в области новых информационных технологий. Усиление универсальности или ее амплификация происходят за счет применения личностно ориентированных технологий и методов, образовательно-формирующих стратегий и специально организованных педагогических условий.

В отечественной педагогике термин амплификация был использован А.В. Запорожцем применительно к психическому развитию ребенка. Амплификацию он противопоставлял искусственной акселерации, выражающейся в форсированном обучении, сокращении детства, преждевременном превращении младенца в дошкольника, дошкольника в школьника и т.д. Амплификация, по Запорожцу, – это широкое развертывание и максимальное обогащение содержания специфически детских форм игровой практической и изобразительной деятельности, а также общения детей друг с другом и со взрослым с целью формирования психических свойств и качеств, для возникновения которых наиболее благоприятные предпосылки создаются в раннем детстве [6].

Моделирование процесса амплификации универсальности позволит рассмотреть подготовку выпускника технического вуза в контексте усиления универсальности будущего специалиста-лингвиста.

«Моделирование – это метод исследования объектов природного, социокультурного или когнитивного типа путем переноса знаний, полученных в процессе построения и изучения соответствующих моделей, на оригинал. Эффективность и эвристичность данного метода вытекают из факта глубинного сходства между оригиналом и его моделью, что выражается в существовании изоморфизма или гомоморфизма между тем, что используется в качестве модели, и тем, что с ее помощью моделируется» [8].

В основе практического осуществления моделирования как инструмента исследования объектов и явлений лежит построение модели. Структура модели предусматривает выявление всех составляющих частей процесса, определение их значимости для образовательной деятельности и установление взаимосвязей между ними. Основываясь на дидактических принципах построения модели (системность, последовательность и доступность), мы проектируем модель процесса амплификации универсальности специалиста-лингвиста от деятельности в целом к составным ее частям и элементам.

Разработанная в ходе исследования модель процесса амплификации универсальности состоит из концептуально-методологического, содержательного, процессуального и критериально-результативного блоков, что позволяет комплексно рассмотреть исследуемый процесс и создает возможность охватить в единой системе основные направления и педагогические условия процесса амплификации универсальности будущего специалиста-лингвиста.

Первый блок – концептуально-методологический – отражает цели, задачи и принципы процесса. В качестве системообразующего элемента в педагогической модели выступают цели профессиональной подготовки. Именно этот компонент определяет структуру и функции как всей системы в целом, так и отдельных ее элементов [7].

При разработке целевого компонента мы исходили из понимания цели как идеального, сознательно планируемого результата учебно-воспитательного процесса в отношении к порождающим его действиям и условиям. В нашем исследовании с помощью этого понятия мы указываем на необходимость акцентировать внимание на универсальности как интегративной характеристике профессиональной компетентности специалиста-лингвиста с целью повышения его конкурентоспособности на рынке труда.

Достижение цели осуществляется путем решения задач по формированию структурных компонентов универсальности – мотивационно-ценностного, когнитивно-деятельностного, эмоционально-волевого, рефлексивно-регулятивного – и блока метапрофессиональных личностных качеств.

Важным компонентом целевого блока являются также научно-методические принципы, объединяющие концептуальные основы процесса формирования универсальности специалиста-лингвиста и определяющие его общую организацию, содержание, формы и методы. В контексте целостного педагогического процесса мы выделили следующие принципы: непрерывности образования, системности, гуманизации, динамичности, дифференциации и индивидуализации, а также принцип акмеологической направленности.

Второй блок – содержательный – предполагает реализацию программы дисциплины «Практический курс основного иностранного (английского) языка». Содержательный компонент педагогической модели составляет содержание образования, которое выступает одним из основных средств получения профессиональных знаний, умений и навыков, а также формирование метапрофессиональных личностных качеств будущего специалиста-лингвиста. Иными словами, содержание образования определяет направленность учебно-образовательного процесса в целом, формирование опыта профессиональной деятельности.

Следующим компонентом представленной нами педагогической модели является процессуальный блок. В него мы включили осуществление поэтапной деятельности по амплификации универсальности специалиста-лингвиста, применение стратегий, использование современных форм и методов личностно ориентированных образовательных технологий. Процесс амплификации универсальности включает в себя три этапа: мотивационно-целевой, процессуальный и рефлексивно-оценочный.

Задачи мотивационно-целевого этапа – изучение исходных знаний, отношения к универсальности как интегративной характеристике профессиональной компетентности; определение целей и задач амплификации универсальности; выявление факторов, влияющих на амплификацию универсальности, ее реализации в учебно-познавательной деятельности. Ведущей стратегией деятельности преподавателя по усилению универсальности мы считаем стратегию пошагового освоения. Наиболее подходящими на рассматриваемом этапе нам представляются следующие методы: «творческий диктант», «читательский дневник», «майндмеппинг», «кьюбинг» и «мозговой штурм». Главная задача рассматриваемого этапа состоит в организации учебной и воспитывающей деятельности таким образом, чтобы проблема достижения сформированности необходимых профессиональных и личностных качеств стала для будущих специалистов-лингвистов значимой и актуальной.

На процессуальном этапе амплификации универсальности мы видим свою задачу в проведении анкетирования, опросов, бесед, тестирования для выявления сформированности компонентов универсальности. Преподавание дисциплины «Практический курс основного иностранного (английского) языка» с применением метода «языковой е-портфель», метода конструктивной дискуссии и игрового метода обеспечивает, по нашему мнению, вхождение обучающегося в профессиональную деятельность. Универсальность как готовность, прежде всего, решать проблемы в смежных отраслях лингвистики и гибко реагировать на изменения в профессиональной и социальной сферах, формируется при ведущей роли стратегии информационного взаимодействия.

Рефлексивно-оценочный этап процессуального блока предполагает целенаправленный и систематический мониторинг преподавателем сформированности структурных компонентов универсальности. Главная задача этапа, которая решается с применением стратегии пребывания в содержании и стратегии отстранения, заключается в накоплении и обогащении опыта способов деятельности, сочетающей узкий профессионализм и универсальность, активно реализуемую с помощью аналитико-синтетического метода создания творческих продуктов.

Критериально-результативный блок представленной в данном исследовании модели процесса амплификации универсальности предусматривает выделение критериев и уровней сформированности универсальности.

В качестве главных ориентиров – критериев – в организации университетского образовательного процесса в данном направлении мы предлагаем следующие структурно-функциональные компоненты универсальности: мотивационно-ценностный, когнитивно-деятельностный, эмоционально-волевой, рефлексивно-регулятивный, а также блок метапрофессиональных личностных качеств. Наиболее полно определить понятие «универсальность» и описать её внутреннюю структуру позволяет система выделенных в каждом компоненте функций.

Мотивационно-ценностный компонент отражает понимание студентами значимости универсальности для своей будущей профессиональной деятельности и на осознанной деятельности по ее амплификации. Сформированность мотивационно-ценностного компонента свидетельствует об установке студента на освоение теоретических и практических знаний в смежных с лингвистикой областях для решения профессиональных задач, на самореализацию в различных видах профессиональной деятельности; также об осознанной ориентации студентов на личностное развитие как фактор успешной адаптации к будущей профессиональной деятельности в изменяющихся условиях рынка труда.

Когнитивно-деятельностный компонент универсальности специалиста-лингвиста в основном совпадает с иноязычной профессиональной, исследовательской и информационно-коммуникационной компетенциями специалиста-лингвиста. Однако профессиональная компетентность не может быть представлена лишь наличием у лингвиста определенных знаний и представлений о предмете своей профессиональной деятельности. Информированность лингвиста по данному вопросу важна, но явно недостаточна для организации соответствующей деятельности. Прежде всего, у специалиста-лингвиста, обладающего универсальностью, должны быть сформированы умения применять различные познавательные стратегии, стратегии работы в команде, способы совместной деятельности, что и отражается в когнитивно-деятельностном компоненте названной характеристики профессиональной компетентности.

Эмоционально-волевой компонент универсальности выражается в позитивном настрое и готовности к успешной адаптации в быстро меняющихся условиях рынка труда. Сформированность эмоционально-волевого компонента означает подготовленность к выполнению различных профессиональных задач, умение оценить свое эмоциональное состояние, владение навыками и приемами эмоционального самоконтроля и саморегуляции в ситуации быстро меняющейся действительности.

Рефлексивно-регулятивный компонент универсальности проявляет себя в способности специалиста к анализу собственных действий, самоконтролю, саморегуляции и самокоррекции в различных профессиональных ситуациях. Сформированный рефлексивно-регулятивный компонент универсальности специалиста-лингвиста означает умение выбирать стратегию поведения сообразно сложившейся профессиональной ситуации, осмысливать накопленный опыт и осознавать содержание, средства и способы своей деятельности, делать выводы и вносить коррективы в свои действия. Понимание собственной значимости в коллективе, ответственности за результаты своей деятельности, познание себя и самореализация в профессиональном общении также являются неотъемлемой частью рефлексивно-регулятивного компонента.

В качестве отдельного содержательного компонента универсальности мы выделяем метапрофессиональные личностные качества – коммуникативность, креативность, ответственность, коллаборативность, мобильность, уровень сформированности которых свидетельствует об успешности процесса формирования универсальности как интегративной характеристики профессиональной компетентности специалиста-лингвиста. Данный параметр отражает индивидуальные характеристики личности студента, проявляющиеся уже в учебной деятельности будущего специалиста и свидетельствующие об успешности будущей профессиональной деятельности [4].

В соответствии с задачами исследования были выделены следующие уровни сформированности универсальности у студентов: локально моделирующий знания (низкий); локально моделирующий поведение (средний); системно моделирующий деятельность (высокий) [5].

Уровень «локально моделирующий знания» (низкий) характеризуется отсутствием у студентов системы знаний, направленной на амплификацию универсальности. Не развиты способности анализировать ситуацию профессионального взаимодействия, обнаруживается слабое знание познавательных стратегий. Метапрофессиональные личностные качества проявляются слабо и неустойчиво. Поверхностные знания и их фрагментарный характер, неумение самостоятельно принять решение затрудняют практическое применение полученных знаний в практике учебного моделирования. Студенты с данным уровнем не имеют четкого намерения обладать универсальностью в своей профессиональной сфере, пассивны при освоении различных видов деятельности, не склонны рефлексировать собственную образовательную деятельность и не стремятся к успешности в ней.

Уровень «локально моделирующий поведение» (средний) характеризуется достаточно выраженной мотивацией к повышению результатов своего профессионального образования, сформированностью у студентов некоторых умений работы в команде (выдвигать идеи, вести конструктивную дискуссию, принимать решения и в некоторых ситуациях брать на себя ответственность). Студенты этого уровня в состоянии планировать свою образовательную деятельность, справляются с моделированием стандартных проблемных ситуаций, с решением стандартных профессиональных задач, хорошо владеют коммуникативными навыками, способны самостоятельно принимать решения при выполнении стандартных заданий. Однако выполнение творческих заданий в процессе работы над проектом/презентацией может вызвать у них некоторые затруднения, что говорит о том, что их учебные и профессиональные умения и навыки требуют дальнейшего совершенствования. Метапрофессиональные личностные качества, навыки эмоционально-волевого самоконтроля, способность к самостоятельному системному моделированию своей профессионально-образовательной деятельности нуждаются в дальнейшем совершенствовании.

Уровень «системно моделирующий деятельность» (высокий) характеризуется активным освоением всех дисциплин специальности, высоким уровнем творческой активности и самостоятельности студентов при выполнении учебных заданий, сформированностью всех компонентов учебной деятельности и высокой мотивацией к будущей профессиональной деятельности. Таких студентов отличает высокий уровень принятия норм и правил коллективного взаимодействия, владение развитым критическим мышлением, навыками рефлексивного поведения, ответственность в принятии решений, способность принимать нестандартные решения в моделируемых профессиональных ситуацииях, высокий уровень знаний в смежных областях лингвистики. Студенты с данным уровнем имеют ярко выраженные и осознанные намерения обладать универсальностью в своей профессиональной сфере, мотивированы на освоение различных видов деятельности, мобильны, склонны рефлексировать собственную образовательную деятельность и стремятся к успешности в ней, готовы заниматься решением различных задач в тех областях, где теоретические исследования и практическая работа взаимно дополняют друг друга и способствуют проявлению коммуникативных и организаторских способностей, творческой активности, креативности, гибкости.

Критериальную основу уровневой характеристики сформированности универсальности в нашем исследовании составили: степень продвижения студентов в освоении профессиональных знаний, в осознании необходимости амплификации универсальности как интегративной характеристики профессиональной компетентности, в достижении субъектности, ценностной определенности, конструктивной направленности на самоактуализацию и достижения в учебной и других видах деятельности, степень развития навыков эмоционального контроля, рефлексивных навыков, метапрофессиональных личностных качеств – коммуникативности, креативности, ответственности, коллаборативности и мобильности. Каждый из названных параметров замерялся в процессе диагностики и отражен в уровневых характеристиках универсальности.

Апробация разработанной модели процесса амплификации универсальности будущего специалиста-лингвиста позволяет нам утверждать об эффективности ее применения в рамках подготовки по специальности «Теоретическая и прикладная лингвистика» в техническом вузе.