Педагогическая технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» – это набор приемов и стратегий, применение которых позволяет выстроить образовательный процесс, в котором обеспечивается самостоятельная, сознательная деятельность учащихся по пути к достижению ими же поставленных учебных целей занятия [1].
Основу технологии представляют три стадии «вызов – осмысление содержания – рефлексия». На стадии вызова формируется познавательный интерес. В процессе реализации стадии осмысления содержания материала происходит систематизация новой информации [2]. На стадии рефлексии происходит закрепление новых знаний, систематизация представлений об изучаемом явлении.
Ранее нами были рассмотрены некоторые аспекты использования технологии развития критического мышления в преподавании курса «Безопасность жизнедеятельности» на семинарских занятиях [6], использование данной технологии при чтении лекций представляет более сложную задачу.
Нами применена технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на лекциях «Введение в безопасность жизнедеятельности» и «Классификации чрезвычайных ситуаций», а также при организации самостоятельной работы студентов. Рассмотрены стадии «вызова», осмысления содержания материала и рефлексии.
Цель исследования – оценить эффективность педагогической технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП) на лекциях по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» и при организации самостоятельной работы студентов.
Материалы и методы исследования
Исследование проведено в Нижегородском государственном педагогическом университете им. К. Минина при преподавании дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» при подготовке бакалавров.
Методом исследования является педагогический эксперимент с использованием активных и интерактивных методов обучения на основе технологии РКМЧП.
Группы наблюдения:
1) группа № 1 – студенты 2 курса, обучающиеся по направлению «Прикладная информатика» (экспериментальная группа), в обучении использована технология РКМЧП;
2) группа № 2 – студенты 2 курса, обучающиеся по направлению «Педагогическое образование» (контрольная группа). В обучении применялись традиционные педагогические технологии.
Результаты исследования и их обсуждение
В статье «Интерактивное обучение при изучении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» описаны разные виды активных и интерактивных форм обучения. Отмечено, что при использовании интерактивных методов происходит лучшее запоминание учебного материала. Студенты не только получают новую информацию, но и активно осмысливают ее, предлагают свои способы решения проблемы, учатся грамотно строить дискуссию и аргументировать свои выводы [7].
При использовании технологии РКМЧП наиболее применимыми в курсе «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) являются следующие приемы: на стадии «вызова» – это «ассоциации» (фиксация студентами на бумаге имеющихся знаний о предлагаемом для изучения понятии), «кластер» – это запись преподавателем ключевого слова, с которым последовательно связаны другие понятия [2], а также и другие приемы.
Мы подробно рассмотрим применение технологии «развитие критического мышления через чтение и письмо» на лекции «Введение в безопасность жизнедеятельности». Лекция была проведена для студентов, обучающихся по направлению «Прикладная информатика» (экспериментальная группа). Было проведено сравнение результатов обучения экспериментальной группы и результатов обучения контрольных групп при использовании традиционных педагогических технологий. Лекция № 1 «Введение в безопасность жизнедеятельности» для контрольных групп была построена по однотипному плану, как и лекция для экспериментальных групп.
Перед изучением курса в экспериментальных группах (группа № 1) и в контрольных группах (группа № 2) проводили тест входного контроля, результаты теста в группах № 1 и 2 были приблизительно одинаковыми (3,5 и 3,4 балла соответственно).
Первый этап лекции «Введение в безопасность жизнедеятельности» с применением технологии РКМЧП – стадия «вызова» – это формулировка вопросов для студентов «Какие проблемы вы изучали в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» в школе? Ответы могут быть как устными, так и письменными.
Основной кластер лекции: понятие «безопасность жизнедеятельности». Вспомогательные кластеры лекции: отдельные понятия «безопасность» и «жизнедеятельность», «обобщенная модель понятия безопасность жизнедеятельности», «опасность», «риск», «аксиомы теории безопасности жизнедеятельности».
По определению Л.А. Михайлова, безопасность жизнедеятельности – это область научных знаний, изучающая общие опасности, угрожающие каждому человеку, и разрабатывающая соответствующие способы защиты от них в любых условиях обитания человека [3]. Это понятие является не только основным кластером лекции, но и основным понятием дисциплины.
На стадии «осмысления» могут быть использованы такие приемы, как «инсерт», т.е чтение студентами текста с использованием пометок на полях [2], где условными знаками обозначается известная информация, новая информация, непонятная информация, а также информация, не соответствующая представлениям студента. В нашем случае, т.к. чтение лекции проходит на аудиторном занятии и сопровождается презентацией, студенты записывают некоторые элементы лекции и ставят соответствующие условные знаки.
В ходе лекции используется и прием «чтение лекции с остановками», т.е. чтение преподавателем лекции с периодическими остановками и постановкой вопросов, побуждающих студентов к размышлению, предположению.
План лекции «Введение в безопасность жизнедеятельности»:
1. Цель и задачи БЖД.
2. Понятия «безопасность», «жизнедеятельность», «опасность».
3. Основы взаимодействия в системе «человек – среда обитания».
4. Потоки в системе «человек – среда обитания».
5. Риск как количественная мера опасности.
В ходе лекции раскрываются основные понятия темы, студентам задаются вопросы. Формулируется главная цель БЖД – предупреждение и упреждение потенциальных опасностей [3], а также защита человека и окружающей среды от опасностей.
Одна из дискуссий – обсуждение обобщенной модели понятия БЖД (рисунок). Рассматриваются разные составляющие части этой модели: объект-субъект безопасности, окружающая среда, угрозы, защита, предотвращение угроз.
Обобщенная модель понятия «Безопасность жизнедеятельности» [8]
Важнейший элемент этой модели – система «объект-субъект безопасности». Это любая система, в состав которой входит человек как представитель социума. При обсуждении проблемы безопасности человек является и субъектом, и объектом безопасности [8]. Задача студентов – привести примеры таких систем.
Следующий компонент модели – окружающая среда, которая представляет собой систему из природных, техногенных и социальных компонентов. Например, в результате аварии на промышленном предприятии был выброс сернистых соединений. Студенты должны продолжить фразу о возможных последствиях выброса.
Угрозы – система угроз объекту со стороны окружающей среды. «Защита» – это целая система защиты, осуществляемая субъектом, одновременно являющимся и объектом защиты, а также самозащиты [8]. Задача студентов – привести примеры систем защиты от опасностей.
Предотвращение угроз – наряду с непосредственной защитой от угроз со стороны окружающей среды, а также в связи с угрозами в социальной сфере, субъект на основании анализа причин угроз может осуществлять определенные предотвращающие действия. Студенты приводят примеры предотвращения угроз разного происхождения.
Далее в лекции акцентируется внимание на понятии «опасность», отмечается, что по происхождению опасности могут быть природного, техногенного и социального характера. Приводятся примеры и других видов опасностей. Преподавателем даются определения понятий «биосфера», «социум», «техносфера».
После того, как дано определение техносферы и пояснение, что в состав техносферы входят территории, занятые городами, поселками и селами, промышленными зонами, промышленными предприятиями, задается вопрос: «Как Вы поняли, что можно отнести к техносфере?» В этом обсуждении также бывает много спорных моментов, например, «парк в городской черте – это составная часть техносферы или биосферы?».
Для унификации подхода в оценивании результатов изучения темы нами в качестве оценочных средств была выбрана тестовая форма контроля в виде тестов закрытого и открытого типа. Для большей объективности результативность стадии рефлексии может оцениваться не только ведущим преподавателем по курсу, но и магистрантами, обучающимися в НГПУ им. К. Минина по направлению «Педагогическое образование», профилю подготовки «Безопасность жизнедеятельности детей». Во-первых, магистранты сами знакомятся с технологией РКМЧП, во-вторых, получают опыт оценивания таких приемов работы.
При сравнении результатов оценивания тестов в группах обучающихся по направлению «Прикладная информатика» (экспериментальные группы) и в группах обучающихся по направлению «Педагогическое образование» (контрольные группы) было установлено, что суммарная оценка по тесту составила 4,8 балла в экспериментальных группах и 4,0 в контрольных группах.
Лекция № 2 «Классификации чрезвычайных ситуаций» в экспериментальных группах тоже была проведена с использованием технологии РКМЧП. По результатам анализа усвоения лекции № 2 в экспериментальных группах были получены высокие результаты.
Некоторые элементы технологии РКМЧП могут быть использованы и при организации самостоятельной работы студентов (СРС). Так, обобщение материала по разделу 1 «Теоретические основы безопасности жизнедеятельности» может быть в рамках СРС. Задания для СРС нами были размещены в электронном курсе «Безопасность жизнедеятельности» в системе электронного обучения Moodle. Итоговое задание строится по аналогичной схеме, как и описанная в статье лекция: стадия «вызова», стадия осмысления содержания материала и стадия рефлексии. Отмечена высокая эффективность использования таких приемов при организации СРС.
Таким образом, с помощью использования технологии развития критического мышления происходит закрепление новых знаний, перестраивание собственных представлений, включение новых знаний в уже имеющиеся собственные [2].
Заключение
Формирование у студентов культуры безопасности жизнедеятельности, личной заинтересованности и активной жизненной позиции в вопросах обеспечения безопасности осуществляется через повышение мотивации познавательного интереса. С этой целью могут быть использованы различные новые педагогические технологии: методы проектной деятельности, «критического мышления», кейс-технологии и дистанционное обучение с использованием платформы Moodle [5]. При применении новых педагогических технологий, основанных на личностно-ориентированном подходе к обучению, происходит переосмысление преподавателем своей роли в учебном процессе.
Методическую основу технологии развития критического мышления через чтение и письмо составляют более 60 активных и интерактивных приемов и стратегий. Преподаватель имеет возможность не только использовать в своей практике данные стратегии, но и варьировать приемы, подчас создавая новые в рамках технологической основы [2].
Используя педагогическую технологию РКМЧП при изучении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», мы получили тот положительный результат, о котором пишет Т.А. Наумова с соавторами: «По определению В.П. Овечкина, под педагогической технологией понимается целостный образовательный процесс, включающий совокупность последовательно выполняемых образовательных процедур, приводящих к изменению исходящего психофизиологического, интеллектуального, социокультурного состояния обучающихся и достижению требуемого образовательного результата с высокой степенью вероятности» [4]. Об изменении психофизиологического состояния свидетельствуют и те положительные эмоции, которые получают студенты при освоении нового материала по технологии РКМЧП. В ходе таких занятий происходит повышение образовательного и культурного уровня, меняется отношение к обучению, а результативность таких форм аудиторной работы будет выше, чем при применении традиционных педагогических технологий.
В заключение можно процитировать О.В. Ельцову: «Использование некоторых приемов на занятиях по курсу «Безопасность жизнедеятельности» способствует большей продуктивности занятий, студенты более осмысленно подходят к усвоению информации, через осознанное освоение знаний происходит более продуктивное развитие умений» [2].