Теория и практика формирования культуры самостоятельной работы обучающегося и педагога [1–23] определили появление термина «культура самостоятельной работы личности», выделили и систематизировали возможности моделирования и оптимизации ресурсов технологии формирования культуры самостоятельной работы личности – технология формирования культуры самостоятельной работы обучающегося (1997), RP-технология педагогического взаимодействия (2005), технология системно-педагогического моделирования (2011). В структуре использования технологии системно-педагогического моделирования в условиях непрерывного профессионального образования раскрыли два направления моделирования программно-педагогического обеспечения изучения учебных курсов и дисциплин – это адаптивное и акмепедагогическое направления создания и использования педагогических средств в широком смысле понятия.
Под культурой самостоятельной работы личности будем понимать двухуровневую (обучающийся, педагог), полиступенчатую (в нашем случае – четырехступенчатую) модель, определяющую функции обучающегося и педагога в иерархии формируемых самостоятельной работой новообразований и продуктов развития и саморазвития личности.
В структуру уровневой модели технологии системно-педагогического моделирования закладываются 4 типа деятельности (репродуктивная, репродуктивно-вариативная, поисковая, творческая), в таком понимании у обучающегося и педагога появляются продукты ведущей деятельности, качество которых визуализируется в зависимости от степени освоения и сформированности потребностей личности в достижениях. На репродуктивном уровне (это первый уровень технологии) обучающийся использует все средства фиксации первичной и вторичной информации, благодаря качественному пополнению опыта деятельности может перейти на второй уровень. Педагог, определивший свои возможности постановки и решения педагогических задач на первом уровне, использует качественный опыт педагогической деятельности в детализации достигнутых вершин средствами традиционного и инновационного опыта других педагогов.
Второй уровень – репродуктивно-вариативная деятельность. Обучающийся на втором уровне использует моделирование, получает новые результаты учебной деятельности. Педагог на втором уровне благодаря педагогическому моделированию разрабатывает, уточняет и детализирует программно-педагогическое обеспечение преподаваемых курсов и дисциплин.
Третий уровень – поисковая деятельность. Обучающийся включен в поиск и апробацию рациональных способов воспроизводства социального знания в широком смысле понятия. Педагог на третьем уровне имеет хорошо апробированные, т.е. качественные авторские разработки, в структуре которых персонифицированно поставлены проблемы и сообразно субъектным возможностям пространства и личности ситуативно решены.
Четвертый уровень – творческая деятельность. У обучающегося на четвертом уровне появляется новое социальное знание, авторство которого он может доказать свидетельствами, дипломами, публикациями и прочими подтверждающими документами. У педагога на четвертом уровне определяется научная (научно-педагогическая) школа, также с подтверждающими ее существование документами.
Четыре уровня формирования и сформированности культуры самостоятельной работы личности можно определить в определенных терминах, для обучающегося последовательность четырех уровней может иметь наименования: базовый, ученический, продвинутый, творческий; для педагога – объектный, индивидуальный (персонифицированный), субъектный и личностный. В структуре наименований можно использовать другую терминологию, но сущность четырех уровней останется прежней по способу воспроизводства социального и профессионального знания.
Непрерывное профессиональное образование на протяжении всего периода развития личности определяет потребность пополнения знаний обучающихся и педагогов. Различные рейтинговые шкалы стимулируют способы воспроизводства социального и профессионального знания. В таком понимании необходимо учитывать способ постановки и решения задач социализации и самореализации личности. Для адаптивного способа постановки и решения задач социализации и самореализации личности необходимо разрабатывать программно-педагогическое обеспечение с учетом индивидуальных особенностей в развитии обучающегося. Для акмепедагогического способа постановки и решения задач социализации и самореализации личности вариативно используются все методы и средства традиционной и инновационной педагогики, обеспечивающие многообразием решений и продуктивных практик развития личности по условно детерминируемым направлениям «наука», «искусство», «культура», «спорт», «религия» и пр. высокие результаты. Среднестатистический педагог высшей школы, включенный в рейтинговую, внутривузовскую оценку достижений, определяет свои личные достижения в двух направлениях – «образование» и «наука». В профессии инженера регулярно (ежегодно) проводятся конкурсы по итогам года «Лучший по профессии», где номинации и показатели определяются учреждением, объявившим данный конкурс.
В качестве примеров адаптивного и акмепедагогического программного обеспечения курсов и дисциплин в системе высшего профессионального образования можно привести разработанные адаптивные учебные пособия курса «Практическая педагогика» [27–29], а акмепедагогического – учебные пособия курса «Практическая педагогика» [24–26]. Для системы среднего профессионального образования соответственно адаптивные учебные пособия курса «Педагогика» [30–35] и учебные пособия курса «Педагогика» [36–41]. В структуре подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению подготовки кадров высшей квалификации 44.06.01 – «Образование и педагогические науки» также используется технология системно-педагогического моделирования, продуктами которой являются работы [30–41]. Специфика четырехуровневого воспроизводства научного или социального знания уникальна по структуре и возможностям, качество знания может быть определено в продуктах развития и саморазвития личности, благодаря рефлексии и визуализации результатов самоанализа (портфолио обучающегося, профессионально-педагогический кейс, образовательное портфолио и пр.) исследованы и оценены по объективным критериям и показателям достижений личности в выбранной плоскости деятельности.
Необходимо уточнить акмепедагогический и адаптивный аспекты использования всех ресурсов технологии системно-педагогического моделирования. Акмепедагогический продукт развития и саморазвития личности определяется ситуативно и персонифицированно. Ярким примером, иллюстрирующим качество и возможности появления продукта в полисубъектной, поликультурной среде, является личность-муза, ради которой или которого пишутся научные труды, рисуются картины, рождаются стихи и музыка, создаются технические изобретения, продвигается та или иная линия социального развития в модели современного гуманизма и поликультурной толерантности. Качество создаваемых продуктов лежит на самостоятельной личности, включенной в конкурентную борьбу и персонифицированный выбор оптимальных возможностей воспроизводства антропоресурсов. В качестве такого примера могут быть выбраны учебные пособия курса «Практическая педагогика» [24–26], в ресурсах которых определяется продуктивное задание, которое будущий педагог, пройдя несколько этапов профессионального обучения и анализа качества постановки и решения научно-педагогической проблемы, представляет кругу педагогов-ученых и педагогов-практиков, уникальное, авторское решение, опубликованное в научной или научно-практической статье. За 2014/2015 уч. год в структуре подготовки педагогов двух специальностей (бакалавриат) все студенты в выборке имели научные публикации (уровень конференции Международный), постановка проблемы которых корнями уходила в выбор направления уточнения и детализации понятийного аппарата современной педагогики как науки, задания брались из программно-педагогического обеспечения курса [24–26]. Технология системно-педагогического моделирования в акмепедагогической составляющей использования в развитии личности, включенной в систему непрерывного профессионального образования, благодаря определяемым единицам функциям ФГОС, позволяет создать качественное, востребованное программно-педагогическое обеспечение, возможности которого верифицируются и оптимизируются в личной практике педагога и обучающегося.
Адаптивный продукт развития и саморазвития личности определяется в контексте создаваемых специальных педагогических условий, обеспечивающих воспроизводство социального опыта в модели «хочу – могу – надо – есть» (рис. 1 и 2).
Рис. 1. Модель «до» (до создания специальных педагогических условий)
Рис. 2. Модель «после» (после создания специальных педагогических условий)
Использование специальных педагогических условий обеспечивает адаптивность постановки и решения детерминируемых задач развития личности. Качество реализации специальных педагогических условий – поликультурная единица и функция коррекции идей гуманизма в решении задач развития и саморазвития личности. По качеству постановки и решения задачи гуманизации поликультурной образовательной среды можно сделать выводы о гибкости-негибкости в визуализации и оптимизации выбора специальных педагогических условий, контролирующих с позиции права и этики научность и продуктивность педагогического и социального выбора. Поэтапное повышение качества решаемых задач и учет нормального распределения способностей в выборке обучающихся и субъектов профессионально-трудовых отношений позволяет в технологии системно-педагогического моделирования определить и уточнить, оптимизировать и детализировать качество решаемых задач (задачи могут быть определены и решены единолично и коллективно). Чем выше качество определяемых и решаемых задач – тем выше уровень жизни и личности, и общества. Вся практика развития образования и, в конечном счете, антропосреды определяется авторскими продуктами деятельности (изобретения, патенты, научные труды, программно-педагогическое обеспечение современного непрерывного профессионального образования и пр.), что определено в структуре модели формирования культуры самостоятельной работы личности и технологии системно-педагогического моделирования.