Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

TECHNOLOGY SYSTEM-PEDAGOGICAL MODELING ON CONTINUOUS EDUCATION

Kozyreva O.A. 1, 2
1 Novokuznetsk Branch – Institute of Kemerovo State University
2 Siberian State Industrial University
The paper discusses theoretical and empirical bases of formation of culture of independent work in the structure of the individual use of technology system-pedagogical modeling, determining the possibility of the development of personality in two planes professionally-pedagogical knowledge – to acme-verify (acme-pedagogical) and adaptive. Acme-verified practice of formation of independent work culture of the person justified the high quality formulation and solution of problems of culture of independent work of the person, the quality of which can be defined in various scientific publications (articles, monographs, designs, patents). Adaptive practice of formation of independent work of the individual culture is humanistic product is defined in the structure of training of the person included in the system of continuing professional education, through adaptive courses and adaptive training manuals, facilitative personalized creating a culture of independent work of the individual, in joint work imaging quality solution personality development objectives and collective (collective article, collective monographs, etc.). Specificity of the productive structure of the research in the formation of independent work of the individual culture and optimization of capacity utilization system-pedagogical modeling techniques allow us to study the quality of formation and formation of cultural identity independent work in two subjects of the pedagogical process: 1) teacher, 2) student.
self-dependent work culture personality
teacher
student
technology is a system-pedagogical modeling
adaptive knowledge acme-pedagogical knowledge

Теория и практика формирования культуры самостоятельной работы обучающегося и педагога [1–23] определили появление термина «культура самостоятельной работы личности», выделили и систематизировали возможности моделирования и оптимизации ресурсов технологии формирования культуры самостоятельной работы личности – технология формирования культуры самостоятельной работы обучающегося (1997), RP-технология педагогического взаимодействия (2005), технология системно-педагогического моделирования (2011). В структуре использования технологии системно-педагогического моделирования в условиях непрерывного профессионального образования раскрыли два направления моделирования программно-педагогического обеспечения изучения учебных курсов и дисциплин – это адаптивное и акмепедагогическое направления создания и использования педагогических средств в широком смысле понятия.

Под культурой самостоятельной работы личности будем понимать двухуровневую (обучающийся, педагог), полиступенчатую (в нашем случае – четырехступенчатую) модель, определяющую функции обучающегося и педагога в иерархии формируемых самостоятельной работой новообразований и продуктов развития и саморазвития личности.

В структуру уровневой модели технологии системно-педагогического моделирования закладываются 4 типа деятельности (репродуктивная, репродуктивно-вариативная, поисковая, творческая), в таком понимании у обучающегося и педагога появляются продукты ведущей деятельности, качество которых визуализируется в зависимости от степени освоения и сформированности потребностей личности в достижениях. На репродуктивном уровне (это первый уровень технологии) обучающийся использует все средства фиксации первичной и вторичной информации, благодаря качественному пополнению опыта деятельности может перейти на второй уровень. Педагог, определивший свои возможности постановки и решения педагогических задач на первом уровне, использует качественный опыт педагогической деятельности в детализации достигнутых вершин средствами традиционного и инновационного опыта других педагогов.

Второй уровень – репродуктивно-вариативная деятельность. Обучающийся на втором уровне использует моделирование, получает новые результаты учебной деятельности. Педагог на втором уровне благодаря педагогическому моделированию разрабатывает, уточняет и детализирует программно-педагогическое обеспечение преподаваемых курсов и дисциплин.

Третий уровень – поисковая деятельность. Обучающийся включен в поиск и апробацию рациональных способов воспроизводства социального знания в широком смысле понятия. Педагог на третьем уровне имеет хорошо апробированные, т.е. качественные авторские разработки, в структуре которых персонифицированно поставлены проблемы и сообразно субъектным возможностям пространства и личности ситуативно решены.

Четвертый уровень – творческая деятельность. У обучающегося на четвертом уровне появляется новое социальное знание, авторство которого он может доказать свидетельствами, дипломами, публикациями и прочими подтверждающими документами. У педагога на четвертом уровне определяется научная (научно-педагогическая) школа, также с подтверждающими ее существование документами.

Четыре уровня формирования и сформированности культуры самостоятельной работы личности можно определить в определенных терминах, для обучающегося последовательность четырех уровней может иметь наименования: базовый, ученический, продвинутый, творческий; для педагога – объектный, индивидуальный (персонифицированный), субъектный и личностный. В структуре наименований можно использовать другую терминологию, но сущность четырех уровней останется прежней по способу воспроизводства социального и профессионального знания.

Непрерывное профессиональное образование на протяжении всего периода развития личности определяет потребность пополнения знаний обучающихся и педагогов. Различные рейтинговые шкалы стимулируют способы воспроизводства социального и профессионального знания. В таком понимании необходимо учитывать способ постановки и решения задач социализации и самореализации личности. Для адаптивного способа постановки и решения задач социализации и самореализации личности необходимо разрабатывать программно-педагогическое обеспечение с учетом индивидуальных особенностей в развитии обучающегося. Для акмепедагогического способа постановки и решения задач социализации и самореализации личности вариативно используются все методы и средства традиционной и инновационной педагогики, обеспечивающие многообразием решений и продуктивных практик развития личности по условно детерминируемым направлениям «наука», «искусство», «культура», «спорт», «религия» и пр. высокие результаты. Среднестатистический педагог высшей школы, включенный в рейтинговую, внутривузовскую оценку достижений, определяет свои личные достижения в двух направлениях – «образование» и «наука». В профессии инженера регулярно (ежегодно) проводятся конкурсы по итогам года «Лучший по профессии», где номинации и показатели определяются учреждением, объявившим данный конкурс.

В качестве примеров адаптивного и акмепедагогического программного обеспечения курсов и дисциплин в системе высшего профессионального образования можно привести разработанные адаптивные учебные пособия курса «Практическая педагогика» [27–29], а акмепедагогического – учебные пособия курса «Практическая педагогика» [24–26]. Для системы среднего профессионального образования соответственно адаптивные учебные пособия курса «Педагогика» [30–35] и учебные пособия курса «Педагогика» [36–41]. В структуре подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению подготовки кадров высшей квалификации 44.06.01 – «Образование и педагогические науки» также используется технология системно-педагогического моделирования, продуктами которой являются работы [30–41]. Специфика четырехуровневого воспроизводства научного или социального знания уникальна по структуре и возможностям, качество знания может быть определено в продуктах развития и саморазвития личности, благодаря рефлексии и визуализации результатов самоанализа (портфолио обучающегося, профессионально-педагогический кейс, образовательное портфолио и пр.) исследованы и оценены по объективным критериям и показателям достижений личности в выбранной плоскости деятельности.

Необходимо уточнить акмепедагогический и адаптивный аспекты использования всех ресурсов технологии системно-педагогического моделирования. Акмепедагогический продукт развития и саморазвития личности определяется ситуативно и персонифицированно. Ярким примером, иллюстрирующим качество и возможности появления продукта в полисубъектной, поликультурной среде, является личность-муза, ради которой или которого пишутся научные труды, рисуются картины, рождаются стихи и музыка, создаются технические изобретения, продвигается та или иная линия социального развития в модели современного гуманизма и поликультурной толерантности. Качество создаваемых продуктов лежит на самостоятельной личности, включенной в конкурентную борьбу и персонифицированный выбор оптимальных возможностей воспроизводства антропоресурсов. В качестве такого примера могут быть выбраны учебные пособия курса «Практическая педагогика» [24–26], в ресурсах которых определяется продуктивное задание, которое будущий педагог, пройдя несколько этапов профессионального обучения и анализа качества постановки и решения научно-педагогической проблемы, представляет кругу педагогов-ученых и педагогов-практиков, уникальное, авторское решение, опубликованное в научной или научно-практической статье. За 2014/2015 уч. год в структуре подготовки педагогов двух специальностей (бакалавриат) все студенты в выборке имели научные публикации (уровень конференции Международный), постановка проблемы которых корнями уходила в выбор направления уточнения и детализации понятийного аппарата современной педагогики как науки, задания брались из программно-педагогического обеспечения курса [24–26]. Технология системно-педагогического моделирования в акмепедагогической составляющей использования в развитии личности, включенной в систему непрерывного профессионального образования, благодаря определяемым единицам функциям ФГОС, позволяет создать качественное, востребованное программно-педагогическое обеспечение, возможности которого верифицируются и оптимизируются в личной практике педагога и обучающегося.

Адаптивный продукт развития и саморазвития личности определяется в контексте создаваемых специальных педагогических условий, обеспечивающих воспроизводство социального опыта в модели «хочу – могу – надо – есть» (рис. 1 и 2).

pic_82.wmf

Рис. 1. Модель «до» (до создания специальных педагогических условий)

pic_83.wmf

Рис. 2. Модель «после» (после создания специальных педагогических условий)

Использование специальных педагогических условий обеспечивает адаптивность постановки и решения детерминируемых задач развития личности. Качество реализации специальных педагогических условий – поликультурная единица и функция коррекции идей гуманизма в решении задач развития и саморазвития личности. По качеству постановки и решения задачи гуманизации поликультурной образовательной среды можно сделать выводы о гибкости-негибкости в визуализации и оптимизации выбора специальных педагогических условий, контролирующих с позиции права и этики научность и продуктивность педагогического и социального выбора. Поэтапное повышение качества решаемых задач и учет нормального распределения способностей в выборке обучающихся и субъектов профессионально-трудовых отношений позволяет в технологии системно-педагогического моделирования определить и уточнить, оптимизировать и детализировать качество решаемых задач (задачи могут быть определены и решены единолично и коллективно). Чем выше качество определяемых и решаемых задач – тем выше уровень жизни и личности, и общества. Вся практика развития образования и, в конечном счете, антропосреды определяется авторскими продуктами деятельности (изобретения, патенты, научные труды, программно-педагогическое обеспечение современного непрерывного профессионального образования и пр.), что определено в структуре модели формирования культуры самостоятельной работы личности и технологии системно-педагогического моделирования.