Культура речи является частью общей культуры личности, а навыки владения грамотной связной речью – профессиональной потребностью во многих сферах общественной жизни. Поэтому задача обучения родному языку выступает как одна из главных задач дошкольного и школьного образования. Воспитание речевой культуры дошкольников подразумевает не только умение грамматически правильно и связно строить высказывания, но и владеть богатством родного языка, его выразительными возможностями.
Актуальность проблемы исследования обусловлена существующим противоречием между потенциальными возможностями малых форм фольклора в речевом развитии старших дошкольников и недостаточной обеспеченностью педагогов дошкольного образования методиками развития речи детей средствами малых форм фольклора. недостаточно разработанных методик по развитию связной речи дошкольников средствами малых фольклорных форм.
Цель исследования. Контекст данного исследования предполагает повышение качества коррекционно-развивающего обучения, оптимизацию логопедической работы по развитию связной описательной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством использования малых фольклорных форм.
Важным условием для формирования связной речи дошкольника является овладение языком как средством общения. По данным Д.Б. Эльконина, общение в дошкольном возрасте носит непосредственный характер. Разговорная речь содержит в себе достаточно возможностей для формирования связной речи, состоящей не из отдельных, не связанных друг с другом предложений, а представляющей собой связное высказывание – рассказ, сообщение и т.п. В старшем дошкольном возрасте у ребенка возникает потребность объяснить сверстнику содержание предстоящей игры, устройство игрушки и многое другое. В ходе развития разговорной речи происходит уменьшение ситуативных моментов в речи и переход к пониманию на основе собственно языковых средств. Таким образом, начинает развиваться объяснительная речь [13].
Переход к контекстной речи стоит в тесной связи с овладением словарным составом и грамматическим строем языка. У детей старшего дошкольного возраста связная речь достигает довольно высокого уровня. На вопросы ребенок отвечает достаточно точными, краткими или же развернутыми (если это необходимо) ответами. Развивается умение оценивать высказывания и ответы сверстников, дополнять или исправлять их. На шестом году жизни ребенок может довольно последовательно и четко составить описательный или сюжетный рассказы на предложенную ему тему. Такой ребенок правильно произносит все звуки, легко воспроизводит многосложные слова. Его словарный запас составляет от четырех до пяти тысяч слов [9].
Дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению посредством речи общественно-исторического опыта, в частности отраженного в малых фольклорных формах (Ф.И. Буслаев, Г.Н. Волков, А.А. Потебня, И.И. Срезневский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский). Изучая детский фольклор, можно многое понять в психологии детей того или иного возраста, а также выявить их художественные пристрастия и уровень творческих возможностей. Многие жанры связаны с игрой, в которой воспроизводятся жизнь и труд старших, поэтому здесь находят отражение различные виды хозяйственной деятельности. В детском фольклоре находится ключ к пониманию детских художественных вкусов, детских творческих возможностей. Так, Г.С. Виноградов пишет, что детский фольклор, – это произведения самих детей, усвоенные традицией; произведения традиционного фольклора взрослых, перешедшие в детский репертуар; произведения, созданные взрослыми специально для детей и усвоенные традицией. Он также является специфической областью устного художественного творчества, имеющей, в отличие от фольклора взрослых, свою поэтику, свои формы бытования и своих носителей. Общий родовой признак детского фольклора – соотнесение художественного текста с игрой [3]. Он также подчеркивал, что «детский фольклор – не случайное собрание бессвязных явлений и фактов, представляющее собою «маленькую провинцию» фольклористики, интересную для психолога и представителя научной педагогической мысли или преподавателя-практика и воспитателя; детский фольклор – полноправный член в ряду других, давно признанных отделов фольклористики» [3]. В детском фольклоре не меньше, чем в литературе, развито художественное начало, осознаваемое народом (в былинах, сказках, лирических песнях, загадках и других произведениях) или неосознаваемое (в причитаниях, в обрядовых песнях, заговорах), что, однако, не может помешать нам признать сам факт художественного творчества и в этих случаях. Таким образом, фольклорная культура во всех ее проявлениях близка содержанию детской деятельности, прежде всего речевой.
Малые фольклорные формы, воплощенные в песенках, потешках, пестушках, прибаутках, небылицах, загадках, пословицах и поговорках, представляют собой продукт языковой деятельности народа, кодирующий духовные ценности общества, отражающий художественные ценности языка. Они являются знаками ситуаций, устойчивыми ориентирами для присвоения языкового общественного опыта. Овладевая фольклорным языком, ребенок значительно раздвигает узкие рамки собственного познания, приобщается к уровню знаний, достигнутых народом, человечеством, получает возможность закреплять в речи личный опыт и использовать его в качестве краткой, емкой формы коммуникации. В результате обобщений малые фольклорные формы, как и слова, выступают для ребенка знаками, носителями определенного смысла, значения, семантические свойства которого усваиваются в контекстном, деятельностном подходе в работе с детьми [8].
К.Д. Ушинский, разрабатывая основы обучения родному языку, включал в структуру каждой страницы «родного слова» малые фольклорные формы: прибаутки, скороговорки, загадки, пословицы и поговорки. Художественные тексты для чтения педагог также резюмировал афоризмами пословичного характера, несмотря на их внешне труднодоступный глубинный смысл [1]. На необходимость использования народной речи в работе с детьми, в частности загадок, указывалось Е.И. Тихеевой, возможности включения народного языка в процесс дошкольного воспитания исследовались Е.А. Флериной, А.П. Усовой и др. В ряде работ (Р.И. Жуковская, О.С. Ушакова) выделяется эстетическая значимость слова при овладении дошкольников языком. В работах Н.С. Карпинской придается особое значение художественному слову в воспитании детей, в том числе малым формам устного народного творчества. Она отмечает краткую, образную и ритмическую форму пословиц их способность отражать жизнь в ее многообразии и предлагает отобрать то, что имеет воспитательную ценность и доступно дошкольникам [5].
Анализ литературы по проблеме исследования показал, что в настоящий момент в общепринятых программах воспитания и обучения дошкольников указывается на необходимость и возможность использования материала малых фольклорных форм в работе с детьми, так как он оказывает большое влияние на развитие речи, памяти, воображение, гибкости ума, Так, в «Программе воспитания, обучения и развития в детском саду» под редакцией В.А. Васильевой среди задач формирования представлений об окружающем мире подчеркивается важность использования малых фольклорных форм, песен и сказок для формирования представления о простейших явлениях природы и социальной действительности. Использование устного народного творчества предполагается и при реализации ряда задач, связанных с речевым развитием, нравственным воспитанием [2]. Однако до настоящего времени существует недостаточно исследований, раскрывающих возможность использования произведений малых фольклорных жанров в качестве материала коррекционно-логопедической работы для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями и, в частности, с общим недоразвитием речи (ОНР).
У детей дошкольного возраста с ОНР обнаруживаются особенности понимания и употребления малых фольклорных форм, обусловленные недостаточной сформированностью речемыслительной деятельности. По мнению Р.Е. Левиной, эти особенности проявляются в трудностях актуализации словаря, нарушениях грамматического оформления высказывания, недостаточной сформированности связной речи, затруднениях при выделении фонетических, ритмических, интонационных, смысловых характеристик фольклорных текстов, неточном или буквальном понимании переносного значения образных выражений, поговорок, пословиц, скрытого смысла загадок; отсутствии при объяснениях обобщённых суждений и доказательной речи [6].
Б.М. Гришпун указывает, что в основе лексико-грамматических затруднений у детей с ОНР лежит незрелость психических процессов: низкий уровень развития восприятия, недостаточность психической активности, несформированность произвольных форм памяти и внимания. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями (сравнения, классификации, анализа и синтеза), дети отстают в развитии наглядно-образного и словесно-логического мышления [4]. Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина отмечают, что у детей с ОНР при относительно сохранной смысловой, логической памяти снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий, нередки ошибки дублирования при описании предметов, картинок. У большинства детей данной категории отмечается невысокий уровень общего и лингвистического развития, ограниченность семантического пространства языка, нарушение подвижности и динамичности семантических процессов, что свидетельствует о своеобразии их речемыслительной деятельности, когнитивной слабости лингвистической продукции [6; 10; 11].
Известно, что для осуществления речевого общения необходимо умение выражать и передавать мысли. Этот процесс реализуется с помощью фраз. При нарушении речевого развития трудности построения фраз и оперирование ими в процессе речевой коммуникации выступают достаточно отчетливо, проявляются в аграмматизме речи (сужение набора употребляемых конструкций, их дефекты, что свидетельствует и о несформированности грамматического структурирования [7].
Исследования В.К. Воробьевой, С.Н. Шаховской и др. позволяют говорить также о том, что самостоятельная связная контекстная речь детей с ОНР является несовершенной по своей структурно-семантической организации. У них недостаточно развито умение связно и последовательно излагать свои мысли. Они владеют набором слов и синтаксических конструкций в ограниченном объеме и упрощенном виде, испытывают значительные трудности в программировании высказывания, в синтезировании отдельных элементов в структурное целое и в отборе материала для той или иной цели. С затруднениями в программировании содержания развернутых высказываний связаны пропуски отдельных смысловых звеньев [11]. Творческое рассказывание детям с общим недоразвитием речи дается с большим трудом, чаще оно не сформировано. Дети испытывают серьезные затруднения в определении замысла рассказа, последовательном событии выбранного сюжета и его языковой реализации. Нередко выполнение творческого задания подменяется пересказом знакомого текста. Экспрессивная речь детей может служить средством общения, если со стороны взрослых оказывается помощь в виде вопросов, подсказок, суждений. Таким образом, у детей с общим недоразвитием можно выделить следующие особенности связной речи:
1. В беседе, при составлении рассказа по заданной теме, картине, серии сюжетных картинок констатируются нарушения логической последовательности, «застревание» на второстепенных деталях, пропуски главных событий, повтор отдельных эпизодов.
2. Наблюдаются трудности при планировании своих высказываний и отборе соответствующих языковых средств.
3. Особенности восприятия, понимания и употребления произведений малых фольклорных жанров обусловлены трудностями в установлении причинно-следственных связей, задержкой в формировании семантических полей, недостаточным уровнем сформированности лексических средств языка, а также возрастными особенностями.
4. В большинстве случаев дошкольники с ОНР демонстрируют непонимание скрытого смысла образных выражений, буквальное истолкование значений пословиц, недостаточные умения абстрагироваться от конкретной ситуации, целенаправленно анализировать условия мыслительной задачи.
5. При пересказе или рассказе дети прибегают к перефразировкам и жестам, теряют основную нить содержания, путают события, затрудняются в выражении главной мысли, не заканчивают фразы. Речь хаотична, бедна выразительностью оформления.
Формирование у детей навыков построения связных развернутых описательных высказываний требует мобилизации речевых и познавательных возможностей, одновременно способствуя их совершенствованию. Овладение связной речью возможно только при наличии определенного уровня сформированности словаря и грамматического строя речи. Поэтому на решение задач по формированию связной описательной речи детей с ОНР должна быть направлена работа по развитию лексических и грамматических средств языка.
Высокий коррекционно-развивающий потенциал фольклорных текстов, помогающий ребенку овладеть богатством языка, обусловливает внимание исследователей к вопросам включения малых фольклорных форм в процесс воспитательно-образовательной и коррекционно-развивающей деятельности. Возможность и эффективность использования малых фольклорных форм в работе с детьми дошкольного возраста с ОНР обусловлена спецификой содержания и формы произведений фольклорных жанров, а также характером знакомства с ними в процессе речевого развития дошкольника. Познавательное значение фольклора проявляется прежде всего в том, что он отражает особенности явлений реальной жизни и дает обширные знания об истории общественных отношений, труде и быте, а также представление о мировоззрении и психологии народа, о природе страны. Оно увеличивается тем, что сюжеты и образы его произведений обычно заключают в себе широкую типизацию, содержат обобщения явлений жизни и характеров людей. Идейно-воспитательное значение фольклора состоит в том, что лучшие его произведения вдохновлены высокими прогрессивными идеями, любовью к родине, стремлением к миру.
Выводы или заключение
Дошкольные образовательные учреждения нуждаются в создании и методическом обеспечении вариативных коррекционно-развивающих программ для развития связной описательной речи детей с речевыми нарушениями. Психолого-педагогические и коррекционные функции некоторых жанров фольклора, выявляющиеся в процессе анализа теоретических и экспериментально-педагогических исследований, могут успешно использоваться в коррекционно-логопедической работе с детьми дошкольного возраста с ОНР. Яркий и выразительный материал малых фольклорных форм несет в себе важный эмоциональный заряд, необходимый для коррекционной работы с детьми с ОНР. Простота и лаконичность произведений малых фольклорных жанров эффективными коррекционными средствами способствуют решению сложных задач преодоления ОНР.