В настоящее время, при сложившихся условиях трансформации и реформирования высшего образования в России, вопрос корпоративной культуры высших учебных заведений приобретает особую актуальность. Обусловлено это тем, что внедрение, реализация и переход на инновационные стратегии развития вузов представляется невозможным в случае отсутствия сильной корпоративной культуры, базирующейся на системе корпоративных ценностей, разделяемой учащимися и преподавателями учебного заведения. Проблема корпоративной культуры вуза детерминирована современной ситуацией в сфере образования: выделение высших учебных заведений в самостоятельные экономико-социальные организации требует четкой организации процесса управления культурой вуза, изучения ее элементов, особенностей взаимодействия с внешней и внутренней средой. В корпоративной культуре вуза целесообразно выделить корпоративную культуру профессионалов (преподавателей), то есть носителей корпоративных ценностей, норм, образцов профессионального поведения, обуславливающих особенности состояния культуры вуза в целом. Харченко Е.В. предлагает следующее определение: «под корпоративной культурой профессионалов понимаем культуру, формируемую специалистами какой-либо области деятельности в течение длительного времени и передающуюся вместе со специфическими знаниями» [10].
С целью выявления взаимосвязи образования и культуры и их взаимовлияния, обратимся к мнению ученых, исследователей в вышеобозначенных областях. Образование и культура взаимосвязаны, единонаправлены на формирование, развитие, становление человека как личности. Роль педагога в рамках культурных и профессиональных широко освещается С.И. Гессеном, по его мнению, именно педагог находится в русле общественных и социокультурных процессов, связанных с созидательными процессами. Ученый расширяет пространство личностного развития педагога, выводя его за рамки институционально-профессиональных и учебно-педагогических отношений в мир человеческой культуры. Взаимодействие педагога с культурой рассматривается не только как профессиональная деятельность, цель которой – трансляция знаний, но и как деятельность, интегрированная в культуру [1].
Конев В.А., анализируя связь образования и культуры, указывает на их взаимозависимость и отмечает, что преодоление трудностей, существующих в системе образования может быть осуществлено путём построения педагогического пространства на принципах современной культуры – «культуры, ориентированной не на пользу, а на самоценность человека как уникальности, как личности, как единственного источника продуктивного деяния» [2].
Коневым В.А. подчеркивается, что произведённые человеком предметы и совершённые им нравственные поступки оказывают влияние на всё человечество, а не только на тех, с кем он взаимодействует непосредственно, что подтверждает актуальность и существенность рассматриваемой проблемы формирования корпоративной культуры преподавателей.
Понятие «корпоративная культура преподавателя» тесно связано с такими понятиями, как «профессиональная культура» и «педагогическая культура». Профессиональная культура есть «определенная степень овладения членами профессиональной группы приемами и способами решения специальных профессиональных задач» [4].
Структуру профессиональной культуры преподавателя составляют специально-педагогическая и научно-исследовательская культура. Преподаватель как личность характеризуется совокупностью профессиональных качеств: знание предмета, методика преподавания, владение педагогическими средствами, психологическая готовность к коммуникационным процессам. Педагогическая культура рассматривается как важная часть общей культуры, проявляющейся в системе профессиональных качеств и специфике педагогической деятельности, и рассматривается учеными как многоаспектная:
1) как часть общечеловеческой культуры, содержание которой обусловлено мировым педагогическим опытом (А.П. Валицкий, Г.Ф. Карпова, М.В. Богуславский и др.);
2) как средство педагогизации окружающей среды, носителями которой являются преподаватели (И.Ф. Исаев, Г.И. Риц, М.И. Ситникова и др.);
3) как проявление сущностных свойств личности и профессиональной деятельности (Е.А. Соболева, А.В. Барабанщиков, Н.Е. Воробьёв и др.) [8].
Сравнительный анализ различных трактовок понятия «педагогическая культура» позволяет выявить её сущностные показатели:
– гуманистическая направленность деятельности;
– развитое педагогическое мышление;
– умение работать с технологиями обучения, опыт творческой деятельности;
– развитая культура профессионального поведения;
– восприятие педагогической деятельности как личностно ориентированной системы;
– способность к саморазвитию, саморегулированию собственной деятельности, готовность к установлению эффективной коммуникации [3, 7].
Корпоративная культура является важной частью профессиональной культуры преподавателя. Основные функции корпоративной культуры преподавателя вуза: вытесняет нежелательные культуры, дестабилизирующие развитие основной; интегрирует различные группы профессорско-преподавательского состава; регулирует поведенческие аспекты; способствует быстрому получению и обмену достоверной информацией; расширяет адаптационные границы преподавательского состава к меняющимся условиям внешней среды.
Корпоративную культуру преподавателя можно рассматривать на трех уровнях: нравственном, этическом и коммуникативном. Они отражают культуру знаний норм и правил поведения, отношений, принятых в конкретном учебном заведении в соответствии с его ценностями, традициями, миссией, культурой поведения.
В рамках компонентного подхода в корпоративной культуре преподавателя выделяются когнитивный компонент, отражающий знание основных нормативных документов о вузе, понимание миссии, стратегических задач, истории, традиции, норм и правил поведения; аксиологический компонент, реализующийся посредством чувства любви и гордости за вуз, идентификация себя с вузом, уважение к коллегам, соучастие в жизни коллектива; деятельностный компонент, заключающийся в добросовестном выполнении профессиональных обязанностей, перманентном самосовершенствовании, саморазвитии, в уважении к историческому и культурному наследию вуза.
По мнению автора статьи, фундаментальной основой корпоративной культуры преподавателя выступает аксиологический компонент и нравственно-этический уровень развития. Именно корпоративные ценности вуза, разделяемые профессорско-преподавательским составом и траслируемые учащимся в рамках процесса обучения, создают основу сильной культуры.
Дефиниция «ценность» была сформирована исторически для обозначения особого рода отношения человека к вопросам мироздания, выражения отношения человека к предметному миру. В своей совокупности ценности образуют систему ценностей, как внутренний стержень культуры, она согласует потребности и интересы индивидов и социума, помогает первым сделать выбор желаемой формы поведения в значимых ситуациях. Ценности создаются определенной социально-экономической формацией, общественно-исторической практикой, используются в целях развития личности и достижения общественного прогресса, имеют первостепенное значение в процессе интеграции социокультурной системы и личности. Этим обусловлена роль ценностных оснований в формировании культуры как профессиональной, так и корпоративной [5].
На рисунке вниманию предлагается авторская ценностно-ориентированная модель корпоративной культуры преподавателя вуза.
Ценностно-ориентированная модель корпоративной культуры преподавателя вуза
Одним из важнейших элементов корпоративной культуры преподавателя в рассматриваемой модели выступает его мировоззрение, которое представляет собой целостную систему научных, философских, социально-политических, нравственно-эстетических взглядов на мироздание. Профессиональное самоопределение начинается именно с определенных мировоззренческих позиций. Недостаточно, чтобы деятельность носила общественно-полезный характер, она должна удовлетворять самого человека, соответствовать его мировоззренческим позициям и личностному идеалу [6].
Основополагающее начало деятельности преподавателя вуза – передача опыта в отдельных областях знаний последующим поколениям и трансляция культурного наследия. Преподаватель вуза должен отличаться положительным мировосприятием, справедливостью суждений и верой в добро, стремиться к саморазвитию, самодостаточности, транслировать созидательную позицию обучающимся. Человек, имеющий положительное мировосприятие, способен полностью разделить философию своей организации, принять её гуманистические ценности.
Приверженность корпоративным ценностям – то есть осознание важности выполнения поставленных задач, осознание миссии вуза, заключающейся в сохранении, развитии и распространении отечественной и мировой культуры, в подготовке конкурентоспособного специалиста, готового к саморазвитию.
Соблюдение традиций вуза – это поиск научной истины, инновационность принимаемых решений, ориентация на гуманистические идеалы, передача опыта молодым сотрудникам, развитие системы наставничества.
Имиджевые характеристики нацелены на расположение людей к друг другу, одинаково (положительно) воспринимаемый имидж способствует облегчению коммуникационных процессов. Составляющей имиджа является культура речи, умение вести дискуссию, аргументированно отстаивать свою точку зрения, использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения. Культура внешности складывается из умения элегантно, со вкусом одеваться, выбирать свой стиль, умения управлять своими жестами, походкой, движениями. Обретение привлекательного имиджа – не самоцель, это существенная личностная и профессиональная характеристика, имеющая глубокий практический смысл [9].
Имидж преподавателя должен отражать корпоративный дух университета, направленность на эффективный, многоплановый процесс обучения, транслирование профессиональной культуры через деловой стиль в одежде.
Способы коммуникации – доступ к актуальной информации о состоянии дел в университете посредством корпоративных СМИ (корпоративный сайт, журнал, доска объявлений, корпоративные брошюры и др.), участие в общеуниверситетских, кафедральных собраниях, отрицательное отношение и нераспространение слухов, подрывающих репутацию и доброе имя университета, предпочтение отдается деловому и научному языку в процессе коммуникации.
Поддержание психологического комфорта посредством создания дружеской атмосферы, основанной на принципах доверия и сотрудничества, корпоративные мероприятия по поддержанию командного духа, нацеленность на конструктивное разрешение спорных ситуаций и конфликтов.
Стиль межличностного общения в рамках представленной модели можно охарактеризовать как демократический, важно уделять внимание соблюдению социально допустимой дистанции между руководителями и подчинёнными. Особенности межличностных отношений, как результат профессионального взаимодействия, зависят от психологических, личностных характеристик взаимодействующих субъектов и влияют на результаты выполнения ими социальных ролей и функций.
Соблюдение норм и правил поведения, как второй по значимости компонент, реализуется за счет регулятивной функции корпоративной культуры. Здесь мы говорим об убеждениях как личностных, так и профессиональных, они заключают в себе веление действовать в соответствии, как с объективными требованиями, так и в соответствии с приобретенным опытом. Поведение индивида оценивается по степени соответствия установленным правилам. Соответствие поведения индивида правилам и нормам, сложившимся в обществе, отражается в дисциплине. Одно из основных личностных качеств преподавателя – дисциплинированность, отражающаяся в поведении, в культуре общения, культуре внешности и культуре речи.
Таким образом, ценностно-ориентированная модель корпоративной культуры преподавателя вуза визуально отражает основные элементы корпоративной культуры (преподавателя), обоснование, смысловая наполненность, практическая реализация и управление которыми позволит сформировать уникальную профессиональную культуру, выступающую ценностным ядром корпоративной культуры самого высшего учебного заведения.