В развитии мировой педагогики и образовательной практики можно выделить по крайней мере три тенденции, сохраняющиеся в новейшее время. Первая тенденция проявляется в обособлении, расширении и накоплении собственно педагогических знаний. Суть второй тенденции состоит в том, что предмет педагогической науки постепенно «растворяется» в системе общественных наук. Внауковедении за рубежом педагогические знания в значительной степени конвертировались и трансформировались в психологические, социологические, культурологические и другие виды общественных знаний, следствием чего явилось снижение статуса педагогики как самостоятельной науки. Третья тенденция, наметившаяся со времени открытия Я.А.Коменского и получившая продолжение в педагогической антропологии К.Д.Ушинского, стала усиливаться к концу XIXвека. На межнаучной основе, посредством использования механизма межзнаниевого взаимодействия в области анатомии и физиологии человека, медицины, психологии, социологии и дефектологии педологи разработали и апробировали эффективные комплексные методики обучения, воспитания и развития детей (Г.Джонсон, В.Прейер, Ф.Трэси, С.Холл, Л.С.Выготский, К.Ф.Лебединцев, Н.Е.Румянцев, Н.М.Соколов, Н.П.Урсин и др.). М.Монтессори разработала и внедрила уникальную педагогическую систему, широко используемую в современном образовании европейцев. За счет межпредметных связей были успешно реализованы модель трудовой школы в Германии (Г.Кершенштейнер), модель трудовой, политехнической общеобразовательной школы и комплексный подход к образованию школьников в СССР.
Начиная с середины 70-хгодов прошлого века в зарубежной и, спустя десятилетие, в отечественной образовательной практике получили распространение технологии программированного, а затем компьютерного обучения, разработанные на основе выявленных и исследованных связей кибернетики, теории управления, психологии, педагогики и социологии (Р.Акоф, Л.Бриллюэн, М.Гриндер, П.Миллер, Дж.Флавелл, Р.Холберт, К.Шеннон, Ф.Эмери, В.П.Беспалько, Б.С.Гершунский, В.М.Глушков, Т.А.Ильина, Н.Д.Никандров, Н.Ф.Талызина и др.). Следует отметить, что благодаря межнаучной коммуникации появилось множество бинарных, триадных наук и отраслей, например педагогическая антропология, педагогическая психология, социальная педагогика, педагогическая информатика, гендерная педагогика, нейролингвистическое программирование, используемое в обучении и воспитании школьников и студентов.
Третья тенденция заметно усилилась в последние два десятилетия в отечественном высшем педагогическом образовании в связи с актуализацией проблемы его развития и повышения качества. Она проявилась в росте интереса ученых, специалистов к исследованию межпредметных и междисциплинарных связей педагогики, применение которых, по результатам их исследования, должно способствовать обобщению познавательного опыта, а следовательно, – совершенствованию педагогического профессионализма студентов (А.И.Еремкин, В.К.Кириллов, И.И.Кириченко, И.И.Масалида, О.А.Мехедова, Г.Ф.Федорец и др.). Однако практика показала, что в условиях традиционного (предметоцентрированного) обучения эти связи используются бессистемно, в готовом виде, а поэтому прогнозируемое качество профессионально-педагогической подготовки не достигается. Так возникла необходимость в исследовании широкого спектра связей педагогики с неизучаемыми студентами науками о человеке, но востребованными в современном педагогическом образовании.
Выявленные и реализованные в результате проведенного нами исследования межнаучные связи, которые отличаются от фрагментарно используемых, как правило, простейших – бинарных междисциплинарных связей не только множественностью, но и своей многосторонностью, в образовательном процессе обеспечивают усвоение студентами межнаучных знаний об изучаемых ими педагогических фактах, явлениях, процессах и системах, формирование межнаучных (общенаучных) понятий, выработку метаязыка и обобщенных учебно-познавательных действий [7]. По итогам исследования нами был установлен факт, доказывающий, что посредством использования множественных и многосторонних межнаучных связей педагогики только при определенных условиях учебно-познавательная деятельность студентов приобретает интегративный характер, в ней вырабатываются качественно новые знания, умения, навыки и происходит развитие их познавательного опыта. Такими условиями являются: использование развивающего образовательного ресурса, созданного на основе межнаучной коммуникации, построение развивающей образовательной системы и внедрение интегративной образовательной технологии [6]. Чтобы их осуществить, необходимо решить несколько других задач.
Исходной и наиболее трудоемкой задачей в данном направлении явилась поэтапная разработка развивающего образовательного ресурса:
–построение классификации наук о человеке, в которой педагогика выполняет системообразующую функцию, и экспертный отбор ее межнаучных связей;
–экспертная разработка информационных массивов, в которых объективируются отобранные множественные и многосторонние связи педагогики с другими науками о человеке;
–трансформация информационных массивов в базу межнаучных данных о человеке, качество которой решающим образом определяет качество самого ресурса;
–разработка операционного и проверочного массивов с максимальным учетом когнитивного стиля и информационных потребностей студентов в поиске всесторонней и целостной учебно-познавательной информации;
–исследование механизма межзнаниевого взаимодействия и условий сочетания формируемых собственно педагогических знаний и всесторонних знаний о человеке, обеспечивающих в совокупности выработку учебных профессионально-педагогических компетенций.
При разработке базы межнаучных данных о человеке мы основывались на существующем опыте формирования информационных массивов, построения и функционирования структур и баз данных в других образовательных средах [1; 2; 8], что позволило нам выявить ее основные функции [7].
1.Методологическая функция. Использование базы межнаучных данных о человеке в учебно-познавательной и научно-исследовательской деятельности мы рассматриваем как решение стартовой задачи по овладению студентами методологическим минимумом в изучении курса педагогики, необходимым для дальнейшего самостоятельного поиска межнаучной информации в других информационно-поисковых системах, в разнородных первичных и вторичных научных текстах и документах, содержащихся в интернет-ресурсах.
2.Информационно-обеспечивающая функция. Замысел нашего исследования состоял в том, чтобы разработать такую модель объективации межнаучных связей педагогики в информационных массивах, которая бы оптимально, без информационных и языковых барьеров обеспечивала потребление всесторонней предметной информации о человеке в образовательном процессе и выработке качественно новой – межнаучной информации.
3.Коммуникационная функция. Решение студентами разработанных нами разнотипных многоуровневых педагогических задач с межнаучным содержанием возможно путем включения их в неформальную, формальную и, что существенно, в формализованную коммуникации. Последняя в значительной степени способствует поиску и формированию множества предметных семантик в процессе обращения в базу межнаучных данных о человеке, их обмену сознанием и выработке межнаучной информации.
4.Исследовательская функция. Насыщенность, множественность и разнопредметность информации, хранящейся в базе межнаучных данных о человеке, обеспечивают возможность ее многократного поиска, оценки, многомерного измерения, анализа, сравнения, обобщения и синтеза.
5.Метаязыковая функция. Постоянное обращение студентов с информационными запросами в базу межнаучных данных о человеке позволяет им, прежде всего, постепенно на элементарном уровне освоить языки тех наук о человеке, на которых в ней закодирована учебно-познавательная информация, и на этой основе овладеть межнаучными понятиями и метаязыком.
6.Интегративная функция. Реализация множественных и многосторонних связей педагогики с другими науками о человеке в образовательном процессе посредством использования разнопредметной информации обеспечивает межзнаниевое взаимодействие, выработку качественно нового – межнаучного знания об изучаемых педагогических фактах, явлениях, процессах и системах, метаязыка и обобщенных учебно-познавательных действий студентов.
7.Развивающая функция. Педагогическая целесообразность разработки и использования базы межнаучных данных о человеке состоит в том, что за счет успешной реализации ее других функций происходит развитие профессионально-педагогических знаний, умений и навыков, формирование и развитие образовательных способностей, мышления и языковой культуры.
Не менее важной задачей для нас был поиск оптимальной модели функционирования разрабатываемой информационно-поисковой системы. Опираясь на передовые идеи построения научных коммуникаций в условиях информатизации образования [5], положительный опыт по разработке простых и сложных информационных систем (Ф.И.Андон, Б.С.Гершунский, В.В.Корнеев, Л.И.Корсакова, Б.Н.Макаровский, А.Н.Мансуров, В.М.Полонский, Л.Н.Склянина, А.А.Стогний, Л.В.Чернышева, В.Е.Шукшунов и др.), на результаты использования психолого-педагогических данных в образовательном процессе [2], мы пришли к выводу о целесообразности организации в педагогическом вузе Банка межнаучных данных о человеке (научно-образовательного информационного Центра), структура которого представлена на рис.1.
Ее составляют межнаучный тезаурус, устанавливающий иерархическую связь межнаучных (общенаучных) понятий в педагогике, и дескрипторная среда, которую образуют базовый и вспомогательные дескрипторы в теоретической и практической педагогике; рубрицирование научных текстов и документов в системе отобранных экспертами наук о человеке; индексирование как процесс их перевода с помощью информационно-поискового языка в формализованную модель; всесторонняя экспертно обработанная предметная информация, объективированная в информационных массивах; база межнаучных данных о человеке как потенциальный источник формирования межнаучной информации путем многократного поиска и обработки разносторонней предметной информации посредством обращения к операционному и проверочному массивам.
Построенная и апробированная нами локальная модель Банка межнаучных данных представляет собой сложную автоматизированную информационную систему, обеспечивающую поиск, сбор, аналитико-синтетическую обработку, многомерное измерение, формирование межнаучной информации, поступающей из источников – отобранных наук о человеке, ее хранение и распределение по информационно-коммуникационным каналам в соответствии с запросами студентов при изучении дисциплины «Педагогика» и выполнении ими научно-исследовательских проектов.
Рис. 1. Структура Банка межнаучных данных о человеке
Следующей задачей явилось исследование и построение структуры интегративной образовательной технологии, обеспечивающей максимально возможное использование развивающего ресурса – базы межнаучных данных о человеке. Сравнительный анализ научных трудов, посвященных разработке и применению технологий обучения, управления и контроля в высшем педагогическом образовании (В.В.Афанасьев, М.Я.Виленский, М.И.Жалдак, А.Г.Казакова, М.М.Левина, П.И.Образцов, А.И.Уман, Т.Л.Шапошникова и др.), позволил прийти к выводу о том, что предлагаемые авторами различные модели технологий ориентированы в основном на предметоцентрированное обучение. Для уточнения структуры этого базового понятия мы обратились к работам В.В.Гузеева [4] и Т.Г.Везирова [3], в которых авторы с позиций системного подхода рассматривают близкие друг другу модели технологии обучения и устанавливают связь между информационным, коммуникационным и познавательным процессами в образовательной системе вуза. Рассматривая базу межнаучных данных о человеке как развивающий образовательный ресурс, удалось установить структуру интегративной образовательной технологии, компонентами которой выступают:
–межнаучная образовательная среда, сформированная в соответствии с действующим государственным образовательным стандартом высшего педагогического образования путем построения в его содержании межнаучных конструкций и базисных комплексов межнаучной информации, обеспечивающих выработку профессионально-педагогических компетенций студентов;
–программно-методическая среда, которая способствует интегративному формированию профессионально-педагогической компетентности студентов посредством использования ими ресурсов информационных, операционного и проверочного массивов при постановке и решении системы разнотипных многоуровневых учебных и критериальных педагогических задач с межнаучным содержанием;
–информационно-техническая среда, представленная экспертно разработанными информационными массивами, информационными запросами студентов, возникающими в соответствии с ними множественными информационно-коммуникационными каналами, по которым они осуществляют многократный поиск, обработку, обмен семантиками разносторонней предметной информации, выработку межнаучной информации, а также информационно-коммуникационными средствами, которыми оснащены Банк межнаучных данных о человеке и учебные аудитории. Ее обобщенная структура представлена на рис.2.
Рис. 2. Обобщенная структура интегративной образовательной технологии
Содержательную составляющую технологии представляет интегративная учебно-познавательная деятельность студентов, в которой при постановке и решении учебных ситуаций и задач межнаучной направленности вырабатывается межнаучная информация, трансформирующаяся в межнаучные знания, происходит усвоение межнаучных (общенаучных) понятий и овладение метаязыком. Процессуальная составляющая интегративной образовательной технологии характеризуется выработкой и использованием студентами предметных и обобщенных учебно-познавательных действий при предъявлении информационных запросов в соответствии с их образовательными потребностями, сформированными в результате осознания дефицита собственно педагогических знаний и умений при выполнении учебных задач, поиском разносторонней предметной информации в Банке межнаучных данных о человеке и других информационно-поисковых системах, ее самооценкой и измерением, самоконтролем за количеством и качеством сформированной межнаучной информации при решении критериальных задач с межнаучным содержанием.
Следует отметить, что интегративная образовательная технология предполагает использование базы межнаучных данных о человеке в образовательном процессе в сочетании с первичными традиционными источниками предметной и межпредметной информации (учебниками, пособиями, справочниками, педагогическими и отраслевыми словарями и т.п.).
Таким образом, для подготовки профессионально-компетентной личности педагога в современном вузе требуется использование в образовательном процессе развивающего потенциала межнаучной коммуникации. Ключевой задачей в этом направлении является разработка базы межнаучных данных о человеке, на основе которой создается развивающий образовательный ресурс. Его эффективное использование возможно с помощью интегративной образовательной технологии.