Важнейшим качеством современной речи является ее эффективность. Под речевой эффективностью понимается речь, при помощи которой автор добивается поставленной цели. Успешность речевого общения и его неудачи зависят не только от выбора говорящими языковых форм. Большое влияние на эффективность речевой коммуникации оказывают многие экстралингвистические (внеязыковые) факторы. Специалисты к ним относят потребность в общении, коммуникативную заинтересованность; настроенность на мир собеседника, близость мировоззрения говорящего и слушающего; умение слушателя проникнуть в замысел (намерение, интенцию) говорящего; внешние обстоятельства (присутствие посторонних, физическое состояние), знание норм этикетного речевого общения и др. [1, 3, 5, 7, 9].
Компетентностный подход к непрерывному профессиональному развитию педагогов медицинской школы принципиальным образом меняет структурирование образовательного пространства. Теперь не содержание, а результаты повышения квалификации и их идентификаторы должны определять структуру и состав учебно-методического комплекса, а идентификаторы ожидаемого результата повышения квалификации, в свою очередь, должны обеспечивать отбор учебно-методических комплексов для развертывания целостного образовательного процесса. Каждое состояние профессиональной компетентности педагога описывается требованиями к знаниям и умениям слушателя, что может служить для подбора такого содержания, которое может обеспечить ожидаемый результат образования. Элементарные компетенции и их состояния компетентности находятся ближе других идентификаторов образования к содержанию образования; они описывают результаты образования, дальнейшая детализация которых влечет за собой уже детализацию содержания образования, методов, методик, технологий. Компетентностно-ориентированный образовательный процесс повышения квалификации преподавателей будет эффективно реализован, что выразится в развитии профессиональной компетентности педагогов высшего, среднего и дополнительного медицинского образования, если:
–развитие профессиональной компетентности педагогов будет принято в качестве приоритетной цели повышения квалификации;
–общенаучной основой организации процесса повышения квалификации будет являться системный, теоретико-методологической стратегией – личностно-деятельностный, а практико-ориентированной тактикой – компетентностный подход;
–субъектами процесса повышения квалификации будут выступать андрагог и педагог с позиций проектирования обучения не в формате передачи знаний, а в рамках отбора, синтеза, открытия и диалога;
–содержание процесса повышения квалификации педагогов будет изменено в плане его более глубокого компетентностного представления теоретическими основами и практическим опытом реализации профессиональных компетенций в профессиональной деятельности (знаниями, умениями, навыками, опытом творческой деятельности, опытом эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру);
–логика построения процесса повышения квалификации будет представлять собой дискретно-преемственную связь образовательных областей и направлений, обеспечивающих непрерывное развитие профессиональной компетентности в соответствии с этапами профессионализации педагогов медицинского образования;
–процесс повышения квалификации педагогов будет обеспечиваться технологиями проектного, контекстного обучения, ориентированными на действие, развитие критического мышления;
–процесс повышения квалификации педагогов будет реализовываться в условиях персонализации образовательного процесса, проектирования индивидуальных траекторий движения педагога в профессии, интеграции содержания, технологического и научно- методического сопровождения повышения квалификации. Врамках модульной структуры учебного процесса фундаментальные и прикладные, стабильные и сменяемые, систематические и специальные курсы могут входить в один и тот же модуль. Более того, слушателям предлагается не жесткий и неизменный алгоритм учебного процесса. Они имеют полное представление о том, как и почему в пределах каждой модульной области фундаментальные и систематические курсы сменяются технологическими, прикладными, специальными. Причем логика формирования содержательной структуры модуля и форм образовательного процесса может осуществляться при непосредственном участии самих слушателей, что позволяет моделировать индивидуальные маршруты обучения, учитывающие интересы как обучающихся, так и работодателя.
Иными словами, чтобы состоялась эффективная коммуникация, необходимо понимание не только лингвистических свойств речи, но и экстралингвистических факторов, влияющих на формирование речи [2, 4, 6, 8].
Проблема эффективной коммуникации особенно важна сегодня, когда растёт значение правильного, убедительного слова. Современная школа (в том числе высшая школа – вуз) должна готовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Иэто очень важно для обучающихся медицинского вуза. Приоритетные средства для этого – культура речи и культура общения. Кто как не педагог должен быть образцом для подражания?
Эффективность является ключевым признаком речи современного человека. Эффективность речи определяется силой и энергией целевой установки, отношением достигнутого результата к поставленной цели. Эффективность представляет наиболее значимый параметр, поскольку синтетически объединяет и оптимизирует лингвистические, психологические и социальные качества «хорошей» речи: правильность, чистоту, точность, разговорность, выразительность, доступность языка. Всоциально-психологическом аспекте эффективная речь предполагает навык оценки аудитории, умение задействовать психологические механизмы подражания и имитации. Эффективная речь адресована определенным группам с учетом их интересов, целей, мотивов (интеллектуальных, моральных, эстетических), настроения, физического состояния. Вэтом своем качестве эффективная речь становится мощным инструментом социального действия. Побуждая к поступку, действенная речь позволяет не только овладевать новым знанием, но и влиять на психику и воображение людей [10, 12, 14, 16, 18].
Признаками эффективной речи считаются: правильность, чистота, точность, логичность.
Правильность речи предполагает ее соответствие фонетическим, лексическим, грамматическим нормам. Правильность рассматривают как базовое коммуникативное качество речи. Вболее широком смысле признак правильности характеризует объективность высказываемого мнения, позиции – правильно сказал, правильно считает, утверждает, понимает и т.п. Таким образом, правильность становится результатом качественного доказательства (правильность суждения, аргумента) и следствием убедительности, честности. Любопытно, что и вполитическом и лингвистическом смысле правильность предполагает некий идеал, за который надо бороться и к которому надо стремиться. Ср. один из лозунгов культуры речи – «борьба за правильную речь». Вшироком спектре коммуникативных задач, которые ставит перед собой политик, правильная речь предполагает навык учета контекста и связана с качеством уместности: уместность – ситуативная правильность [11, 13, 15, 17, 19].
Чистота речи. Параметр, предложенный Б.Н.Головиным в русле нормализаторского и коммуникативного подходов. Чистой следует считать речь, свободную от чуждых литературному языку элементов, жаргонизмов, диалектизмов, штампов, слов-паразитов. Чистая речь не предполагает лингвистической инквизиции заимствований и феноменов субстандарта, но жестко регламентирует их употребление [1, 3, 5, 7, 9].
Точность речи определяется умением четко и ясно мыслить, знанием предмета речи и правил русского языка. Точность речи чаще всего связывается с точностью словоупотребления, правильным использованием многозначных слов, омонимов, паронимов, иностранных слов, терминов. Влогическом аспекте под точностью обычно понимается четкость, ограниченность значения слова (термина). Наиболее точными (или правильно ориентирующими) представляются мотивированные слова, в структуре которых особенно ярко переданы содержание понятия или его отличительные признаки. Точность определяется также сжатостью, компактностью и лаконичностью изложения, употреблением слов в прямом значении, простым синтаксическим строем сообщения. Всвязи с этим качеством А.Толстой советовал «отбирать точные, меткие, отвечающие смыслу определяемого ими понятия слова». Употребление слова в соответствии с присущим ему в литературном языке значением – важнейшее условие правильной речи. Точность слова является не только требованием стиля, требованием здорового вкуса, но прежде всего – требованием смысла. Влингвистическом понимании точность речи предполагает и надлежащую смысловую и стилистическую сочетаемость. Лексическая сочетаемость определяется значением слов, их принадлежностью к тому или иному стилю языка, экспрессивно-эмоциональной окраской, грамматическими особенностями. Вриторическом аспекте точность связывают с необходимостью верифицировать мысль синонимами-конкретизаторами, применением таких синтаксических приемов, как градация, вопросно-ответные ходы, риторические вопросы, вводные слова и предложения.
Логичность речи, как и точность, характеризует речь со стороны ее содержания и формируется на основе связи речи с действительностью и мышлением. Но в отличие от точности, оценивающей соответствие семантики отображаемой действительности тому, что хотелось бы выразить, логичность характеризует структуру речи, ее организацию и оценивает смысловые сцепления языковых единиц в речи с точки зрения законов логики и правильного мышления. Эти сцепления осознаются как логически непротиворечивые, если они соответствуют связям и отношениям реальной действительности и верно отражают структуру мысли. Различают два вида логичности речи: логичность предметную и логичность понятийную. Предметная логичность состоит в соответствии смысловых связей и отношений единицы языка в речи связям и отношениям предметов и явлений в реальной действительности. Понятийная логичность есть отражение структуры мысли и ее развития в семантических связях элементов языка в речи. Предметная и понятийная логичность существуют в тесном взаимодействии, но в разных типах и формах речи может актуализироваться одна из них [10, 12, 14, 16, 18].
Одной из задач преподавателя является достижение контакта с учащимися, что предполагает создание педагогом положительной эмоциональной атмосферы на уроке. Очевидно, что без учета аффективных особенностей достижения такого контакта любой учитель столкнется с отторжением даже самых правильных посылок.
Важнейшим условием оптимального решения вопросов эмоционально-интеллектуального взаимодействия является умение педагога утверждать и реализовывать главную установку в обучении – ученик должен учиться победно. Итакое направление учащегося, безусловно, обеспечивается соответствующими вербальными стимулами учителя, проявляющимися в его речевом поведении.
Под речевым поведением мы, вслед за Н.И.Формановской, понимаем действия, поступки, обычаи, традиции и ритуалы людей, совершаемые с помощью такого инструмента, как речь [Формановская. 2007; 45].
Проблемы речевого поведения в широком смысле, затрагивающие сущность всей социальной жизни общества, рассматриваются речеведческими дисциплинами (стилистикой, культурой речи, риторикой и др.) и наиболее полно исследованы в работах Т.Г.Винокур, К.Ф.Седова, И.А.Стернина, Ю.Е.Прохорова и др. Вполе зрения ученых оказываются вопросы выбора варианта построения речи в различных ситуациях, качества речевого взаимодействия с коммуникативным партнером.
Повышение качественного уровня речевого поведения учителя – коммуникативного лидера – в условиях учебно-научного общения проявляется, в частности, в уместном использовании вербальных средств активизации эмоционально-интеллектуального потенциала школьников.
Необходимо, чтобы учителя в своем речевом поведении не забывали, что их речь – это не только главное орудие преподавательской деятельности, но и образец, сознательно или бессознательно воспринимаемый и усваиваемый (втой или иной степени) учениками, а значит неизменно «тиражируемый» и распространяемый.
В педагогической сфере к условиям эффективного общения из названных выше относятся принципы последовательности, вежливости и кооперации и коммуникативного сотрудничества. Принцип кооперации и коммуникативного сотрудничества требует правильного выполнения коммуникативных ролей: говорящий – слушающий. Все мы сталкивались с такой ситуацией в диалоге, когда хотели, но не могли высказаться. Чрезмерная речевая активность одного партнера иногда не дает другому даже обозначить свою позицию.