Целевой направленностью «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020года» (распоряжение Правительства РФ от 7августа 2009г. №1101-р) является создание условий, обеспечивающих возможность для граждан страны вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом (ФКиС), получить доступ к развитой спортивной инфраструктуре, а также повысить конкурентоспособность российского спорта [6, п.III]. Вкачестве основных стратегических целевых ориентиров развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на первом этапе (2009–2015) и на втором этапе (2016–2020годы) определено увеличение доли обучающихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения (на первом этапе – с 34,5 до 60процентов и на втором этапе – до 80процентов) [6, п.IV].
К числу основных задач, требующих решения для достижения поставленной цели, относится создание новой национальной системы физкультурно-спортивного воспитания населения, реализация которой предполагает модернизацию студенческого спорта, в том числе на основе развития студенческих спортивных клубов [8].
Цель исследования: разработка моделей студенческого спортивного клуба различных организационно-правовых форм и их реализация в условиях высшего учебного заведения.
Задачи:
1)теоретический анализ деятельности субъектов управления в области физической культуры и спорта, обеспечивающих возможность для студенческой молодежи вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом;
2)разработка моделей студенческого спортивного клуба различных организационно-правовых форм;
3)реализация моделей студенческого спортивного клуба в студенческой среде.
Методы исследования: общенаучные методы – анализ и синтез, индукции и дедукции; методы причинно-следственного, структурно-функционального и сравнительного анализа; структурное моделирование; методы сетевого планирования и управления.
Результаты исследования и их обсуждение
Разработка инновационной модели спортивного клуба обусловлена не только выполнением основных положений Стратегии и других правовых актов, направленных на модернизацию развития студенческого спорта, но и разграничением направлений деятельности кафедры физической культуры и нового структурного подразделения в вопросах физического воспитания, массового спорта и подготовки сборных команд учебного заведения. Результатом обучения студентов по курсу «Физическая культура» должно быть создание устойчивой мотивации и потребности к здоровому образу жизни и физическому самосовершенствованию, приобретение опыта творческого использования средств и методов физической культуры и спорта, достижение высокого уровня психофизической готовности специалиста к профессиональной деятельности и, как следствие, обеспечение готовности к самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности.
Одной из организационных форм физкультурно-спортивной деятельности в высшем учебном заведении являются спортивные клубы, которые создаются в виде общественных объединений студентов, аспирантов, преподавателей и сотрудников с образованием или без образования юридического лица [4].
Спортивный клуб создает необходимые организационно-методические условия для занятий различными формами и видами физической культуры и спорта в соответствии со сложившимися в высшем учебном заведении традициями, профилем подготовки специалистов, интересами членов коллектива, материально-техническими, кадровыми и финансовыми возможностями образовательной организации. Всоответствии с п. 6 статьи 19 Федерального закона «Офизической культуре и спорте в Российской Федерации» правовое положение студенческих спортивных клубов, порядок их деятельности регламентируется в соответствии состатьей 28настоящего Федерального закона. Статья28 (п.2.7) Федерального закона констатирует «необходимость проведения ежегодного мониторинга физической подготовленности и физического развития обучающихся». Следует отметить, что мониторинг представляет собой непрерывный процесс, организующийся на достаточно продолжительном отрезке времени, что позволяет фиксировать состояние объекта в определенные моменты и оценивать тенденции процессов, осуществлять прогноз развития этих тенденций [1]. Законодательно закрепленная норма позволяет спортивным клубам создавать организационно-методические условия для занятий физической культурой и спортом в соответствии с уровнем физического и моторного развития студентов, оцененным в ходе проведения мониторинговых исследований [3].
Основное место в деятельности спортклуба занимает учебно-спортивная работа, осуществляемая в форме секционных занятий по отдельным видам спорта. Секционная работа по спорту органически увязывается со всей работой по физическому воспитанию студентов (занятия, консультации, промежуточная аттестация), также она служит целям всестороннего физического развития и повышения спортивной подготовленности.
Примером такой модели спортивного клуба можно рассматривать спортклуб «Плехановец», созданный в РЭУ им.Г.В.Плеханова. Целью деятельности спортклуба является организация процесса оздоровления работников и студентов средствами физической культуры и спорта, активная и целенаправленная пропаганда здорового образа жизни, создание более эффективной системы спортивно-оздоровительных мероприятий, поддержка общественных инициатив, направленных на развитие физкультурно-оздоровительного движения в вузе [2].
Инновационный подход данной организационной структуры управления состоит в том, что спортклуб является структурным подразделением РЭУ им.Г.В.Плеханова. Вштатном расписании предусмотрены должности организационно-управленческой части и тренерско-преподавательского состава (таблица).
Основные задачи спортклуба:
-организация физкультурно-массовых, оздоровительных и спортивных мероприятий для работников и студентов;
-проведение спартакиад, соревнований внутри вуза, учебно-тренировочных сборов и других спортивных мероприятий;
-организация подготовки и выступления сборных команд вуза в различных межвузовских соревнованиях;
-оказание методической и практической помощи факультетам в организации и проведении различных спортивных и оздоровительных мероприятий, соревнований, Дней здоровья и т.д.;
-организация работы групп общефизической подготовки, клубов и секций по видам спорта для студентов и сотрудников вуза:
-совместная работа с кафедрой физической культуры, профсоюзной организацией и студенческим самоуправлением по организации физкультурно-массовых и спортивных мероприятий для преподавателей, сотрудников и обучающихся в виде комплексных Спартакиад;
-пропаганда здорового образа жизни;
-воспитательная работа со студентами вуза совместно с проректором по социальному развитию и воспитательной работе;
-приобретение оборудования, товаров спортивного, медицинского и другого назначения;
-разработка правил проведения внутривузовских турниров, соревнований, спартакиад, которые согласовываются с кафедрой физической культуры и утверждаются ректором;
-организация сбора средств и организационное обеспечение мероприятий по решению задач, стоящих перед спортклубом.
Кадровое обеспечение спортклуба
№ п/п |
Должность |
Направления деятельности |
Организационно-управленческая часть |
||
1 |
Директор спортклуба – 0,5ставки |
Общее руководство |
2 |
Зам. директора спортклуба – 1ставка |
Организация секций, внешние связи |
3 |
Зам. директора по работе с преподавателями и сотрудниками – 1ставка |
Организация физкультурно-массовых и спортивных мероприятий и работы физкультурного актива среди преподавателей и сотрудников |
4 |
Зам. директора по работе со студентами, аспирантами, магистрантами – 1ставка |
Организация физкультурно-массовых и спортивных мероприятий для студентов, аспирантов, магистрантов |
5 |
Директор бильярдного клуба – 1ставка |
Организация работы бильярдного клуба |
6 |
Зам. директора по материально-техническому обеспечению– 0,5ставки |
Организация материально-технического обеспечения, проведение физкультурно-спортивных мероприятий |
Тренерско-преподавательский состав |
||
7 |
Тренер по волейболу (ж) – 0,5ставки |
Подготовка сборных команд по волейболу (ж) |
8 |
Тренер по волейболу (м) – 0,5ставки |
Подготовка сборных команд по волейболу (ж) |
9 |
Тренер по баскетболу (м) – 0,5ставки |
Подготовка сборных команд по баскетболу (м) |
10 |
Тренер секции тенниса – 0,5ставки |
Проведение учебно-тренировочных занятий по теннису |
11 |
Тренер секции настольного тенниса – 0,5ставки |
Проведение учебно-тренировочных занятий по настольному теннису |
12 |
Фитнесс-тренер – 0,5ставки |
Проведение учебно-тренировочных занятий по фитнессу (шейпинг, аэробика: степ, силовая, танцевальная; стрейчинг, латино; тай-бо) |
13 |
Тренер по фитнесс-йоге – 0,5ставки |
Проведение учебно-тренировочных занятий по фитнесс-йоге |
14 |
Тренер секции атлетической гимнастики – 0,5ставки |
Проведение учебно-тренировочных занятий по направлениям (пауэрлифтинг, армрестлинг, гиревой спорт) |
15 |
Тренер секции бокса – 0,5ставки |
Проведение учебно-тренировочных занятий по боксу |
16 |
Тренер секции спортивного танца – 0,5ставки |
Проведение учебно-тренировочных занятий по спортивным танцам |
17 |
Тренер по бильярду – 0,5ставки |
Проведение учебно-тренировочных занятий по бильярду |
18 |
Тренер по хоккею – 0,5ставки |
Проведение учебно-тренировочных занятий по хоккею |
19 |
Тренер по мини-футболу – 0,5ставки |
Проведение учебно-тренировочных занятий по мини-футболу |
20 |
Тренер по регби – 0,5ставки |
Проведение учебно-тренировочных занятий по регби |
Разработанная модель внедрена в Университете на основании нормативно-правового обеспечения деятельности спортивного клуба: решение Ученого совета от 28.09.2009г.; Приказ ректора (д.э.н., проф. В.И.Гришина) от 19.02.2010 об утверждении созданному решением Ученого совета №1 структурному подразделению – спортивному клубу наименования – «Плехановец» (СК «Плехановец») и назначении директора СК «Плехановец» (д.п.н. С.И.Изаак); Положение о структурном подразделении и должностные инструкции в соответствии с разработанным штатным расписанием [2].
Другой организационно-правовой формой спортивного клуба может рассматриваться модель студенческого спортивного клуба как общественной организации, как добровольного самоуправляемого некоммерческого объединения [5, гл.I, ст.1].
В качестве примера разработана и реализована модель студенческого спортивного клуба (ССК) «Че-Старт» как общественной организации с образованием юридического лица, созданной по инициативе студентов и преподавателей кафедры физической культуры ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет».
В данной модели спортивный клуб является юридическим лицом, осуществляющим деятельность в области физической культуры и спорта в качестве основного вида деятельности [7, ст.2(30)].
ССК «Че-Старт» является местным объединением и осуществляет свою уставную деятельность в пределах территории одного муниципального образования (городской округ) – город Череповец – в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами, нормами Конституции РФ, действующим законодательством РФ (втом числе Федеральным законом РФ «Об общественных объединениях», Федеральным законом РФ «Онекоммерческих организациях», Федеральным законом «О физической культуре и спорте в РФ») и Уставом ССК.
Как юридическое лицо спортивный клуб имеет в собственности обособленное имущество, самостоятельный баланс, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, заключать договоры, контракты, соглашения, сделки, быть истцом и ответчиком в судах; может иметь текущий и иные счета в российских рублях и ввалюте в банковских учреждениях, может владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом на праве собственности, аренды и других, предусмотренных законом основаниях, в соответствии с целями своей деятельности.
Деятельность членов такой общественной организации направлена на решение следующих задач:
-содействие популяризации ценностей ФКиС в среде учащейся молодежи города;
-организация и проведение спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий для жителей г.Череповца, включая лиц с ограниченными возможностями здоровья;
-развитие волонтерского спортивного движения в городе;
-организация проектной деятельности обучающихся физкультурно-спортивной направленности (рекламных, информационных, агитационных, физкультурно-оздоровительных, рекреационных, спортивных и др.);
-организация и участие в судейской и инструкторской практике учащейся молодежи;
-участие в расширении информационного пространства спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы в городе.
Важно отметить, что наряду с традиционными видами деятельности спортивного клуба (агитационно-пропагандистская; организационно-практическая; участие в круглых столах, семинарах, конференциях; выступление в средствах массовой информации; взаимодействие с физкультурно-спортивными и молодежными общественными организациями; участие в городских физкультурно-спортивных акциях, праздниках и т.д.) в данной организационно-правовой форме члены спортивного клуба могут принимать участие в выработке решений органов государственной власти и местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В данной правовой форме спортивный клуб может иметь или не иметь штатных работников. Впоследнем случае руководство спортивным клубом осуществляют: общее собрание членов ССК, Совет ССК, председатель ССК, заместитель председателя; контрольно-ревизионную функцию в ССК осуществляет ревизор. Высшим руководящим органом ССК является Общее собрание всех его членов, которое созывается по мере необходимости, но не реже одного раза в год.
Значительным преимуществом такой формы организациии деятельности студенческого спортивного клуба является возможность как самостоятельно, так и совместно с городскими организациями и спортивными федерациями участвовать в грантовой и конкурсной деятельности; самостоятельно принимать решения о финансировании мероприятий физкультурно-спортивной направленности, об участии своих команд в клубных турнирах, соревнованиях, форумах Ассоциации студенческих спортивных клубов России (АССК).
За несколько месяцев существования клуба «Че-Старт» его члены приняли участие в трех клубных турнирах АССК в Москве, Санкт-Петербурге и Ярославле; организовали и провели массовый забег в поддержку легкоатлетов сборной России (120участников); выступили организаторами и волонтерами на городских спортивных праздниках «Танцующий Универ» для студентов и старшеклассников и «Фестиваль волейбольного мяча» для дошкольников.
Выступая самостоятельной организацией, студенческий спортивный клуб может выстраивать любые правовые отношения (врамках уставной деятельности) с другими организациями и объединениями вне зависимости от их организационно-правовой формы. Что, на наш взгляд, является существенным преимуществом такой организационной формы существования спортивного клуба.
Заключение
Одним из актуальных направлений реализации Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020года является разработка и формирование организационной основы управления. Вкачестве структурного компонента этой основы могут выступать студенческие спортивные клубы, созданные в различных организационно-правовых формах. Различные модели студенческих спортивных клубов (ссозданием и без создания юридического лица), имея свои преимущества и недостатки, могут эффективно решать актуальные проблемы приобщения детей, подростков и молодежи к ценностям физической культуры и спорта. Организационная основа управления развитием физической культуры и спорта в вузах, включающая структурные подразделения – кафедры и спортклубы, функционирование которой направлено на укрепление здоровья и формирование ценного отношения к физической культуре и спорту у занимающихся, позволит создать новую национальную систему физкультурно-спортивного воспитания детей, подростков и студенческой молодежи.