Сложные условия армейской службы предъявляют жесткие условия к здоровью и физическому развитию допризывной молодежи.
Физическое развитие и физическая подготовленность лиц допризывного возраста, поступающих на учебу в вуз, не соответствуют нормативным требованиям устава вооруженных сил РФ и показателям солдат вооруженных сил ряда государств (США, Израиль, Германия). По данным Волгоградского областного военного комиссариата (2013–2015) призвать можно не более 40 % состоящих на учете лиц призывного возраста. 70 % новобранцев имеют те или иные заболевания, но и они призываются на службу со степенями ограничения в различные рода войск. Требования к уровням физической подготовленности и функционального состояния военнообязанных высокие, что, в свою очередь, накладывает на кафедры физического воспитания еще большую ответственность за подготовку лиц призывного возраста, обучающихся в вузах. Необходимо отметить, что было бы ошибочно в работе со студентами при планировании занятий и составлении контрольных нормативов по физической культуре копировать все нормативы бойца, рекомендуемые ВС РФ, и ставить задачу выполнения этих требований, в связи с тем что не во всех вузах для этого есть условия (например, помосты, количество гирь различного веса, полосы препятствий и т.д.).
Цель исследования. Планируя работу с допризывниками, следует применять те физические упражнения, которые способствуют развитию силы, выносливости, быстроты – необходимых физических качеств будущему солдату для овладения военной специальности.
Материалы и методы исследования
Наши наблюдения за 2013–2015годы показывают, что 25 % от контингента студентов – мужчин призывного возраста, поступающих на Iкурс университета, после медицинского осмотра зачисляются в специальную медицинскую группу с диагнозами: ВСД по кардинальному или смешанному типу, бронхиальная астма, пиелонефриты, язва желудка, миопия средней и высокой степени. 33 % студентов Iкурса отнесены в подготовительную медицинскую группу [2]. Лишь 42 % первокурсников практически здоровы и соответствуют требованиям основной медицинской группы, могут выполнять большой объем физических упражнений и вдальнейшем могут быть ресурсом для призыва в вооруженные силы РФ.
Широкий ассортимент физических упражнений даёт возможность планирования каждого занятия с четкой задачей развития одного физического качества, например, «сила»: сгибание рук в упоре лёжа (нагрузка на трехглавую мышцу плеча); приседание с грузом (мышца бедра, икроножные, спины); подтягивание на перекладине (двуглавая мышца плеча); переворот в упор на перекладине (мышцы спины, живота, рук); лазание по канату вверх – вниз (двуглавая мышца плеча, живота, спины), варьируя очередность выполнения упражнений на различные группы мышц.
Анализ результатов допризывников, поступивших на учебу в ВолгГАСУ в 2013, 2014 и 2015годах, показал, что у студентов основной и подготовительной групп (40 %) выявлена недостаточная физическая подготовленность, что является причиной низкой физической работоспособности и устойчивости к стрессовым факторам.
Определение исходных значений показателей физического развития и функционального состояния организма студентов-допризывников осуществлялось дважды – в октябре, после поступления на Iкурс и после окончания Iкурса в мае, для выявления динамики под воздействием физических упражнений авторской программы.
Под наблюдением в течение 3лет находились 643студента допризывного возраста. Из них≈25 % выпускники сельских школ.
Авторская программа включала: бег на длинные дистанции; бег с различной скоростью; бег по песку; бег с грузом 5–10кг; бег по ступеням; бег с преодолением естественных и искусственных преград; бег с изменением направления; челночный бег; приседания с грузом; выпрыгивания; занятия на тренажерах; подвижные и спортивные игры; элементы рукопашного боя; метание гранаты на дальность и точность.
Таблица 1
Нормативы по физической подготовке согласно уставу Вооружённых сил Российской Федерации для военнослужащих срочной службы
№ п/п |
Наименование упражнений |
Военнослужащие срочной службы, прослужившие менее 6 месяцев |
Военнослужащие срочной службы, прослужившие более 6 месяцев |
|||||
отл. |
хор. |
уд. |
отл. |
хор. |
уд. |
|||
3 |
Подтягивание на перекладине |
12 |
10 |
7 |
13 |
11 |
9 |
|
18 |
Поднимание гири 24кг (рывок) |
вес.кат. до 70кг |
32 |
30 |
26 |
38 |
35 |
32 |
вес.кат. 70кг и выше |
40 |
38 |
34 |
46 |
43 |
40 |
||
19 |
Толчок 2-хгирь 24кг по длинному циклу |
вес.кат. до 70кг |
– |
– |
– |
8 |
6 |
5 |
вес.кат. 70кг и выше |
– |
– |
– |
12 |
9 |
7 |
||
43 |
Бег на 100м |
14,4 |
15,0 |
16,0 |
14,2 |
14,6 |
15,6 |
|
44 |
Челночный бег 10×10м |
27,0 |
26,0 |
29,0 |
27,5 |
28,0 |
29,0 |
|
46 |
Бег на 1км |
3,30 |
3,40 |
4,10 |
3,25 |
3,35 |
4,05 |
|
47 |
Бег на 3км |
12,45 |
13,10 |
13,45 |
12,30 |
12,45 |
13,20 |
|
51 |
Бег на 5км |
25,00 |
26,00 |
27,00 |
24,00 |
25,00 |
26,0 |
Таблица 2
Исходные показатели физической подготовленности (М±m) студентов-допризывников, поступивших на учебу в ВолгГАСУ
Годы поступления |
||||
2013 |
2014 |
2015 |
Среднее значение |
|
100м (с) |
14,4±0,17 |
14,1±0,2 |
13,8±0,16 |
14,1±0,18 |
3км (мин) |
13,8±0,81 |
14,25±1,05 |
14,00±1,17 |
14,02±1,01 |
Подтягивание (кол. раз) |
10,9±1,1 |
8,1±1,2 |
9,8±1,2 |
9,6±1,4 |
Челночный бег 10×10(с) |
29,8±1,1 |
31,1±1,3 |
28,8±1,2 |
30,3±1,2 |
Отжимание от пола (кол. раз за 30с) |
36±4,7 |
32±4,4 |
34±4,2 |
34±4,43 |
Тройной прыжок с места (см) |
6,38±0,47 |
6,50±0,54 |
6,31±0,44 |
6,39±0,48 |
Результаты исследования и их обсуждение
Мониторинг функционального состояния включал показатели: пробы Штанге, Генчи и Рюфье; жизненную ёмкость лёгких (ЖЕЛ); физическую работоспособность (PWC170) по В.Карпману, З.Белоцерковскому (1988) в кгм/мин/кг и кгм/мин.
Таблица 3
Динамика показателей функционального состояния и физической работоспособности студентов-допризывников за 1 год учёбы
Исходные показатели (M±m) |
После 1года занятий (M±m) |
|
Функциональное состояние |
||
Проба Штанге |
40 |
50 |
Проба Генчи (с) |
38 |
45 |
Проба Рюфье (с) |
10,1 |
7,6 |
ЖЕЛ |
3324 |
3608 |
Физическая работоспособность |
||
PWC170 (кгм/мин) |
889 |
1064 |
МПК (мл/мин/кг) |
43,13 |
48,7 |
Анализ результатов, показанных студентами-допризывниками после года занятий по авторской программе, позволил определить, что показатели функционального состояния организма и физической работоспособности улучшились.
Физическое развитие студентов допризывного возраста определялось методом антропометрии. Измерялись тотальные размеры тела: длина тела (ДТ); масса тела (МТ); окружность грудной клетки (ОГК в покое, на вдохе, на выдохе); (экскурсия) грудной клетки (ЭГК) (см); индекс Кетле (гр/см); жизненный индекс (ЖИ) (мл/кг); динамометрия (Д) (кг); силовой индекс (%).
Следует отметить, что исходные показатели физического развития у выпускников сельских школ оказались достоверно выше, чем у жителей города. Результаты: длина тела у жителей сельской местности и городской примерно одинакова 176,7±6,6 и 177,1±6,4см (p>0,05); масса тела на 2–3кг у студентов-горожан (72,5–74,7кг) больше (p<0,05); окружность грудной клетки, жизненная ёмкость лёгких, жизненный и силовой индексы меньше на 5–8 % (p<0,05). Это можно объяснить условиями сельской жизни: физической работой на подсобных участках, экологически удовлетворительным качеством атмосферного воздуха и воды, низким уровнем шума, здоровым образом жизни.
Таблица 4
Динамика показателей физического развития студентов-допризывников за 1 год учёбы
Исходные показатели |
После 1 года занятий |
|
Длина тела (см) |
175,2 |
175,7 |
Масса тела (г) |
73,1 |
73,8 |
Индекс Кетле (г/см) |
417,2 |
421,4 |
Жизненный индекс (мл/кг) |
45,5 |
48,8 |
ОГК в покое (см) |
88 |
90 |
ОГК на вдохе (см) |
93 |
96 |
ОГК на выдохе (см) |
85 |
85 |
ЭГК (см) |
8 |
11 |
Д. правой кисти (кг) |
36,4 |
38,7 |
Д. левой кисти (кг) |
31 |
35,1 |
Силовой индекс (%) |
42,5 |
52,4 |
Уровень развития физических качеств определялся по 6тестам: бег 100м, челночный бег 10×10м, 3000м, подтягивание на перекладине, сгибание рук в упоре лёжа, тройной прыжок с места. Также следует отметить, что уровень развития физических качеств зависит от мест проживания. Жители сельской местности с раннего детства выполняют длительные физические упражнения, связанные с физическими качествами «выносливость» и «сила». Большинство городских школьников, занимающихся в довольно разветвлённой сети спортивных школ, быстрее и более координированные, чем их сверстники из сёл.
Таблица 5
Динамика показателей физической подготовленности студентов-допризывников за 1 год учёбы
Физические упражнения |
Исходные показатели (M±m) |
После 1года занятий (M±m) |
P |
100 м (с) |
14,1±0,18 |
13,2±0,2 |
<0,05 |
3 км (мин) |
14,02±1,01 |
13,16±0,35,0 |
<0,01 |
Подтягивание (кол.раз) |
9,6±1,4 |
12,8±1,3 |
<0,01 |
Челночный бег 10×10 (с) |
30,3±1,2 |
27,4±1,2 |
<0,05 |
Отжимание от пола (кол.раз за 30 с)) |
34±4,43 |
39,4±3,4 |
<0,05 |
Тройной прыжок с места (см) |
6,39±0,48 |
6,58±0,21 |
<0,05 |
Выводы
Анализ показал, что после года занятий физическими упражнениями по авторской программе все показатели достоверно (p<0,01–0,05) улучшились, разница между показателями выпускников сельских школ и городских нивелировалась.
Показатели функционального состояния, физического развития и физической подготовленности дают возможность утверждать, что возможна качественная подготовка по специализированной программе студента к будущей службе в армии, реализация которой позволит за период учёбы развить его основные физические качества (выносливость, сила, быстрота, ловкость); укрепить состояние здоровья за счёт увеличения объёма физических упражнений и интенсификации физической нагрузки; закрепить навыки здорового образа жизни; обучить навыкам и умениям будущего солдата РФ.
Следует отметить, что физическое развитие и физическая подготовленность студентов допризывного возраста технического вуза после 1года занятий тем не менее уступают требованиям Наставления по физической подготовке устава Вооружённых сил РФ и значительно ниже требований к солдатам ведущих иностранных армий (США, Израиля, Германии) по результатам в беге на длинные дистанции, прыжках, скоростной подготовке. Лишь показатель физического качества «сила» (подтягивание на перекладине, сгибание – разгибание рук в упоре лёжа) соответствует данным как российской, так и зарубежных армий
Заключение
Позитивные изменения по всем исследуемым показателям подтвердили правильность применения физических упражнений, способствующих развитию качеств, необходимых будущим солдатамРФ для овладения военными специальностями.