Экологическое воспитание служит в качестве основного условия для непрерывной взаимосвязи людей с биосферой, понимания необходимости воспитания в каждом человеке чувства ответственности за организацию охраны природы, рациональное использование природных ресурсов и сохранение животных и растений, а также состояние окружающей среды.
В процессе экологического воспитания необходимо рассматривать в единстве теорию по охране природы с практическими действиями. Но несмотря на это во многих случаях эти действия носят единичный характер и реализуются только под педагогическим влиянием.
По нашему мнению, реализация процесса осознания значимости действий по охране природы в качестве личной потребности в современных условиях проходит очень сложно. Урок литературы может помочь превратить такие действия для учащихся в значимость и необходимость. Значит, сегодня в экологическом воспитании основной акцент следует делать на художественной литературе, так как именно художественные средства и образная сущность данной литературы могут создать эффективные условия для формирования у учащихся духовно-этического аспекта отношения к природе.
Русский поэт А.Твардовский особо отмечал, что урок литературы – это «не увеселительный урок или не урок отдыха между остальными предметами, а это урок мотивации, эмоционального подъема и даже больше это урок духовного очищения, литература изображает жизненный опыт людей, сообщает учащимся о нем и готовит их к его освоению» [5, с.473].
Ученый-педагог, профессор Ч. Исамидинов отмечает, что литература в силу своей образно-эмоциональной природы, пронося духовно-нравственные идеи общества, высокие гуманистические и духовные ценности через чувства, эмоции, психологию, сердца учащихся, оказывая глубокое влияние и воздействие на их сознание, душу, имеет большие преимущества по сравнению с другими средствами воспитания и предметами [2, с.90].
Известный кыргызский литератор М.Борбугулов, высказывая следующую мысль о том, что «литература – заключение о жизни», говорит: «…человек не просто изучает все, что происходит в жизни, не просто видит или узнает о них, приходит к какому-то определенному заключению о них на основе полученного воздействия, и всоответствии со своим заключением делает то или иное отношение. Условно говоря, приговор, оглашенный писателем в его произведении, считается последним» [1, с.34]. Значит, в экологическом воспитании учащихся применение средств литературы, оказывающих сильное влияние на их сознание, не может не дать своих результатов.
Художественная литература о человеке и природе не просто знакомит с природой, она также дает возможность почувствовать ее, показать эмоциональную преданность миру природы, почувствовать целостность с природой, ответственность за ее сохранность.
Урок экологической этики не заставляет учащихся старших классов любить природу, но содействует появлению любви к ней, показывает их личную ценность не только для материальной жизнедеятельности человека, но и для его духовного развития.
Этика человека, культурный уровень определяется его отношением к природе. Экологическое поведение, экологическая ответственность – это особый индикатор общечеловеческой культуры. Вэтой связи сама жизнь доказала необходимость внедрения в школьный курс кыргызской литературы системы экологического воспитания школьников.
Этичность – состояние единения по отношению ко всему миру, взаимодействия: это интересная мысль о солидарности со своими близкими, начиная с членов своей семьи, своих родственников, соплеменников, земляков и др.
Задача этического воспитания при чтении литературы, состоит из живого и полноценного ощущения детьми этических чувств, действий и настроения персонажа. Если ребенок может воспринимать этико-эмоциональное состояние с воображением, то после прочтения литературы можно сказать, что если даже не на моральную тему было обсуждение, все же воспитательная цель реализована. По словам ученого С.Рыспаева: «Любовь к природе – это не профессия и не специальность которых специально готовят, это формирование гуманной природы внутреннего мира человека» [4, с.285].
В художественной литературе классические образцы человеческой духовной жизни представлены вместе с природой. Вместе с этим проблема человека и природы объясняется через позиции соответствующей философской и социальной концепции, поэтому понимает связь персонажа с миром природы, начиная с идей рождения человека в мире природы, и развивается до гражданского беспокойства о ее судьбе и понимания необходимости сохранения от экологической катастрофы.
Основная особенность литературы – в ее ориентированности на человека. Все чувства автора произведения, приводящие его в восторг, все оттенки его восприятия мира запоминаются в особо художественных образах, в переходе к читателю. Учеловека существует пять основных чувства через которые он познает окружающий мир – осязание (рецепторы), зрение, слух, обоняние, вкус. Развитие этих чувств – сенсорная культура человека, обогащает не только красоту восприятия мира, но и красоту труда и творчества. Художественная литература пробуждает активность духовных чувств человека. Вместе с этим выступает в качестве сильного фактора воспитания личности, с одной стороны, приводящего личность в человеческие чувства, с другой стороны, соответствующего природному и духовному человеческому богатству, способствуя созданию человеческих эмоций. Особая задача педагогики с помощью художественной литературы состоит в пробуждении и воспитании в каждом человеке художника природы, защитника его красоты, ценности и богатства, а также создателя и созидателя. Художественный образ в нашем сознании составляет наслоенность явлений чувственного и логического отражения.
Постепенное уменьшение природных ресурсов, развитие науки приводит к острой постановке экологической проблемы. Беспощадное отношение к природе, ее истребление приводит к трагедии, о которой говорится в романе писателя Чингиза Айтматова «Плаха». Предложенное учащимся это произведение в какой-то степени созвучно с «Древней сказкой» тематически. Но, если для продолжения жизни в сказке истребляется род кайберенов, то в романе для выполнения государственного плана один «умник» придумывает идею выполнения плана по мясу за счет истребления джейранов в Моюн-Кумской степи. Для сохранения своей должности равнодушные люди, у кого «своя шкура ближе к телу», приказывают таким жестоким людям, как Обер Кандалов, жестоко истребить джейранов. ВМоюн-Кумских степях земля покрылась алой кровью бедных животных. Эту трагедию не простили бы не только Авдий, но и потерявшие в этой трагедии своих волчат Акбара и Ташчайнар. Значит, чтение этого произведения учащимися воспитывает у них стремление к охране окружающей среды, умение бережно относиться к природе, любовь к ней.
В повести Ишенбая Мансурова «Ак бугу (Белый олень)» тоже поднята сложная экологическая проблема. «Ак бугу» в 1977году была победительницей конкурса республиканских прозаических произведений. Воспитательное значение произведения очень сильное, поднятая проблема сложная, произведение богато художественными средствами.
В произведении даны два образа, противоречащие друг-другу, человеческие образы Гафу и Бакаса. Это отражается в его отношении к белому оленю, точнее говоря, к природе. Развитие события происходит в хронологическом порядке вокруг олени. Мастерски изображены писателем образ Гафу, который с детства вырастил и ухаживал за белым оленем, и его бережное отношение к оленю и образ Бакаса, который хотел съесть мясо оленя. Атакже изображение в повести кыргызской земли: ее красота передана очень тонко и точно, впечатляющими красками.
Писатель в произведении через образ Гафу раскрыл высокое экологическое сознание, а образ Бакаса раскрывает моральный, психологический и биологический кризис человека, который напрямую обуславливает экологический кризис.
Описанная в произведении борьба раненого белого оленя с Бакасом производит на читателя глубокое впечатление. Психологическое состояние белого оленя перед смертью и рассерженного на крепость души оленя эгоиста Бакаса, который сам через некоторое время остался в ращелине скалы, боролся со смертью, и взмолился богу никогда в жизни не веривший в него, описание его психологического состояния говорит о мастерстве писателя. Здесь лежит глубокая идея о том, что каждое живое существо, созданное природой, имеет право на жизнь.
Печально состояние Гафу, который находит тело белого оленя, уже растерзанное стервятниками. «...Увидел обычные для зрелища красивые ветвистые рога белого оленя, словно покрытую инеем белую кожу, растерзанную внутренность. Побледнел, словно кровь застыла. Сердце начало сильно биться, душа изнывала от боли. Чуть не прослезился. Вдуше сам себя успокаивая и храбрясь, вытер незаметно текущие слезы. Крепко стиснул губы» [3, с.112].
«Тело захоронили камнями. Голову с ветвистыми рогами вынесли на скалу в низовье горы Ак Чоку. Голову закрепили на краю скалы между расщелинами камней. Сверху крепко установили камни, чтобы никто не мог вытащить. Рога поставили так, чтобы видно было людям, обратив их к дороге на перевале. Как предполагал Гафу: эта земля была выше, дальше от плохих дел и от диких зверей. Ктому же была видна казахская долина Челек, с юга как на ладони ясно виднелось кыргызское озеро Иссык-Куль [3, с.85–86]. Предание земле тела белого оленя можно воспринимать как уважительное отношение к природе как к человеку. Это доказательство того, что Белый олень и Гафу выросли с детства вместе и стали как родные. Значит, через произведение необходимо объяснить учащимся, что родственные связи могут зародиться не только между людьми, но и между человеком и животными. Вцелом повесть «Белый олень» созвучна с такими произведениями, как «Белый клык» Джека Лондона, «Кок серек» М.Ауэзова, отражающими целостное отношение между человеком и животными, неразделимое единство.
В формировании в сознании школьников ответственного отношения к природе значение таких произведений огромно. Эти произведения раскрывают эстетическую сущность природы, ее неповторимую красоту, духовное состояние человека, отношение его к природе и ко всему живому на земле. Всовременных условиях при воспитании поколения, способного к гармонизации отношений к окружающей среде, с применением художественных литературных произведений, необходимо ученым разработать экологические и этические критерии, так как литература, шедевры мировой классики влияют на сознание человека и рождают в душе учащихся положительные эмоции.
Формирование экологической культуры – длительный процесс, который обычно начинается в семье, продолжается в школе и вне школы. Входе проведения опытно-экспериментальной работы нами раскрыта роль литературы в становлении экологического воспитания как сложный социальный феномен, были определены основные функции уроков литературы и преподавателей по овладению системой экологических знаний, для чего учителям необходимо: изучение, обобщение и распределение позитивного опыта формирования экологического воспитания учащихся посредством художественных произведений; организация и проведение познавательных конкурсов, концертов, праздников для детей и взрослых; проведение анализа изменений, наблюдаемых в процессе обогащения этноэкологических знаний у детей; повышение стремления родителей овладевать народными педагогическими знаниями и полученные знания использовать в воспитании детей; поддерживать положительное отношение детей и предотвращать жестокое обращение к окружающей среде; оказывать помощь при подготовке внеклассных заданий, поощрять инициативность детей; приглашать родителей на различные воспитательные мероприятия не только как слушателей, но и как активных участников, обмениваться мнениями, опытом.
Только общими усилиями всего педагогического коллектива, семьи, родителей достигается эффективность экологического воспитания.
Ученики, прошедшие через экспериментальную программу, получили возможность пополнить свой багаж знаний, сформировать свое отношение к природе, основанное на гуманизме; им были созданы благоприятные условия для нравственного и эстетического просвещения.
В результате анализа художественных произведений определено их влияние на становление сознания детей о святости, дивности природы, основная цель которой научить детей воспринимать природу как наивысшую эстетико-этическую ценность; перед школой и педагогикой стоят задачи, которые призваны подготовить молодое поколение морально-психологически и практически к охране, защите природы от загрязнений, разрушений, истощений.
Исследование учебных программ, учебников 9классов выявило необходимость разработки идеальной (совершенной) системы отбора и применения текстов художественного и фольклорного жанра, содержащих богатый экологический материал. Несмотря на близость к природе сельских школ, жизнедеятельность учащихся, которой связана с реальной средой народной экологической культуры, эти преимущества в полной мере не реализуются учителями в ходе обучения и воспитания детей.
Под «экологическим воспитанием учащихся на прогрессивных идеях художественных произведений» мы понимаем целенаправленный, беспрерывный, последовательный педагогический процесс, направленный на формирование экологического сознания учащихся, чтобы он научился понимать природу, чувствовать ее красоту, беречь ее богатства.
В качестве основных педагогических условий формирования экологического сознания учащихся на примере прогрессивных идей и опыта литературы мы считаем активизацию педагогической деятельности через изучение художественных произведений, внедрение опыта народа в педагогический процесс (в учебные программы, учебники), разработку методов и форм их применения; ознакомление и вовлечение детей в природоохранную деятельность, внеурочные и внешкольные занятия на примере народных традиций, объединение усилий школы и семьи как необходимое условие экологического воспитания.