Как известно, действительно, только на определенных этапах развития материальной культуры и производства базис (экономика, уровень производства и производственных отношений) определяет надстройку (образование, науку, политику и т.п.). При рассмотрении влияния названных факторов на функционирование исследуемой системы необходимо отслеживать диалектическую взаимосвязь и взаимообусловленность базисных и надстроечных явлений в обществе. Надстройка же оказывает обратное влияние на базис, следовательно, и на все общество, включаясь в процесс развития общества как относительно самостоятельный фактор. «Следует помнить, что образование, его содержание и практические технологии могут обеспечить как выдающиеся достижения в науке, технике, обогащении культурного наследия, так и глобальные экологические катаклизмы, межнациональные и гражданские войны, недопустимую деформацию нравственных идеалов и ценностей» [1, c. 74).
Происходящая модернизация системы образования, принятие решений в области управления развитием школы сталкиваются с проблемой «социокультурного контекста», в котором проявляются и протекают образовательные явления и процессы. Игнорирование этого контекста, имеющего специфическое содержание в разных регионах, городе и селе, национальном районе, локальной социокультурной ситуации ведет к тому, что управленческие решения принимают формально-схоластический характер, отторгаются практикой или реализуются с очень низким коэффициентом полезного действия. По определению А.М. Цирульникова, «инновации в образовании могут быть продуктивными лишь в том случае, если проектируются и осуществляются в контексте социокультурной действительности» (из личной беседы). Поэтому при анализе в рамках социокультурного подхода факторов, влиявших на становление и развитие системы образования в регионе необходимо выделить наряду с собственно педагогическими социально-экономические, политические, культурные (уже в узком смысле слова) факторы.
Цель исследования заключается в выявлении роли инноваций в социокультурном процессе.
Материалы и методы исследования
Материал статьи получен в ходе анализа происходящих инновационных процессов на примере Республики Саха (Якутия). Использованы методы эмпирического анализа и экспертизы.
Результаты исследования и их обсуждение
Проведенный анализ показал, что в Якутии накоплена критическая масса образовательных инноваций (более 200, то есть примерно треть школ Якутии, являются инновационными – имеют статус региональных и федеральных инновационных площадок). Под давлением этой критической массы нововведения начинают приобретать не исключительный, спорадический, а систематический, закономерный характер, разворачиваться как эволюционный культурно-исторический процесс развития и обновления образования [6].
Логической цепочкой (алгоритмом) действий по развитию социокультурной модернизации является «анализ социокультурной ситуации – оформление социальных портретов населенных пунктов и гражданского заказа на образовательные услуги – формирование образовательных программ и соответствующих им моделей управления».
Исходя из государственной политики РФ социокультурная модернизация образования должна проектировать программы долгосрочного социально-экономического развития, в том числе программы развития образования, опирающиеся на реальный анализ социокультурной ситуации и, следовательно, соответствующие реальному положению дел.
В рамках реализации плана Министерства образования Республики Саха (Якутия) по развитию инновационной деятельности утверждена «Примерная карта образовательных потребностей Республики Саха (Якутия)». Создана региональная экспертная группа социокультурного анализа, основными задачами которой являются осуществление социокультурного анализа, экспертиза проектов и программ, участие в проектной деятельности и реализации региональных, муниципальных, школьных проектов и программ развития, создание экспериментальных площадок, изучение и обобщение регионального опыта.
На основании Карты приоритетных образовательных потребностей Республики Саха (Якутия) выделены основные направления инновационной деятельности в образовании [3, 4]:
1. Аккумуляция (на кооперативной основе) ресурсов для инновационных образовательных проектов и программ.
2. Институциализация инновационной деятельности (в первую очередь, через формирование инновационной инфраструктуры в сфере образования), включающая:
– республиканскую сеть инновационных педагогических площадок;
– республиканскую Ассоциацию общественных экспертов;
– муниципальные инновационные образовательные сети.
3. Регулирование социально-экономической направленности инноваций.
4. Ориентация мониторинговых исследований на оформление регионального гражданского заказа системе образования.
5. Апробация перспективных моделей содержания и технологий образования.
В последние пять лет в республике сложилась реальная практика социокультурного анализа, используемого при разработке проектов и программ развития образования в конкретных населенных пунктах и районах, выборе стратегии и модели развития школы, создании республиканской экспериментальной площадки и пр.
Метод анализа социокультурной ситуации (СКС) помогает осознать тип ситуации, в которой находится школа, населенный пункт, район, и выбрать конкретную стратегию и модель развития образования в данной местности. С апробации именно этой технологии начала работу лаборатория социокультурных проблем развития образования Института управления образованием РАО под руководством доктора педнаук, профессора, члена-корреспондента РАО А.М. Цирульникова. Сегодня в Якутии обучены кадры, владеющие технологией, развиваются разные формы и механизмы ее распространения. В Якутии технология сети очень распространена, активно применяется в проектах развития территорий. Например, технология «Образовательная экспедиция» соединяет логику жизнедеятельности в условиях незапрограммированного и непредсказуемого путешествия с традиционными и нетрадиционными формами научно-педагогического исследования. В ходе образовательных экспедиций не только собирается уникальный научно-педагогический и социокультурный материал, но происходит практическая работа с учителями, управленцами, местным населением – совместный анализ социокультурных ситуаций, выработка новых проектных решений, обучение кадров, запуск инновационных процессов, становление образовательного сообщества [5].
Технология «Образовательная ярмарка» – это технология стимулирования, презентации и развития образовательных проектов и сообществ. Встреча различных культурно-образовательных инициатив по правилам ярмарочного действия с его особым укладом и содержанием, пестротой участников (педагогов, детей, родителей, народных мастеров, музыкантов и бардов, спонсоров и меценатов), между которыми возникают разнообразные контакты и завязываются отношения. Сетевое ярмарочное действие играет роль своего рода авторской микромодели культуры. Ярмарка – модель открытого образовательного общества, открытой школы, суть которой – гуманитарный диалог.
Одним из результатов использования инструментария социокультурного анализа стал не только количественный рост, но и усложнение, увеличение качественного разнообразия инноваций. Инновации в республике далеко ушли от привычных и преобладающих в инновационной практике центров и комплексов [5].
Опыт работы автора статьи как эксперта конкурса инновационных проектов показывает, что на современном этапе развития образования инновации служат механизмом социокультурной модернизации образования, что подтверждается отражением в проектах и программах муниципальных образований и республики в целом.
На современном этапе развития инноваций в республике проекты можно классифицировать по следующим направлениям [2, 4]:
1. Совершенствование системы управления образованием.
2. Моделирование различных типов образовательных учреждений.
3. Сетевые проекты.
4. Взаимодействие образовательных учреждений и социальных институтов.
5. Поддержка социально-экономических инициатив.
6. Проекты, основанные на деятельностном подходе.
7. Индивидуализация обучения.
8. Самореализация, саморегуляция, саморазвитие…
9. Проекты, основанные на культуре саха («Олонхо»), на диалоге культур.
10. Возрождение и развитие культуры малочисленных народов Севера.
11. Формирование образовательной среды (пространства).
12. Структурирование содержания образования.
13. Обучение способных и одаренных детей.
14. Адаптация современных технологий обучения.
15. Сохранение и укрепление здоровья учащихся.
16. Социальная реабилитация молодежи.
17. Коррекционно-педагогическая деятельность.
18. Дуальное (политехническое) образование.
19. Внедрение профильного обучения.
20. Предпрофессиональная и профессиональная подготовка школьников и рабочей молодежи.
21. Подготовка и повышение квалификации педагогических кадров.
22. Проблемы управления образованием (наиболее связаны с проблемами социума в школах «глубинки» Крайнего Севера и центральных улусов – в «бывших очагах культуры») [6].
23. Проекты школ, гимназий в городах, в центрах улусов (в основном по проблеме разработки индивидуальных образовательных траекторий, создания условий для самореализации, создания ресурсных центров и др.).
24. Сетевое взаимодействие малокомплектных школ.
25. Дуальное обучение.
26. Профилизация в условиях промышленных улусов и др.
С другой стороны, множественность культурно-образовательных инициатив, локальных опытов постепенно стала складываться в образовательные сети, в которых сегодня проходит самоорганизация не менее 20 процентов образовательных учреждений. Это довольно высокий показатель, свидетельствующий о социокультурном развитии. Не случайно ключевые решения в области образования вырабатываются государственными органами совместно с образовательным сообществом, получившим различные институализированные формы. Так, материалы ежегодной образовательной ярмарки стали основой разработки Стратегии образования Республики Саха (Якутия) до 2020 года, принятой на съезде учителей, стимулировали ряд законов, многие республиканские программы и проекты, которые приобретают все более социокультурный характер [6].
Например, проекты «Трасса» (Вилюйский округ), «Дуальное образование в условиях добывающей промышленности», проект «Железнодорожная школа» (связанный с прогнозированием последствий прихода в регион железной дороги), проект образовательной поддержки социально-экономического развития улуса (Оленекский эвенкийский национальный район). Сегодня сделан новый шаг – к первой в стране региональной программе. Проект перехода от технократической модернизации образования, носящей преимущественно ведомственный и отраслевой характер, – к социокультурной модернизации образования в российском обществе. Системе образования необходимо новое измерение, в котором этнические и общечеловеческие, социальные и культурные реалии преломлялись в содержании и организации школы не в меньшей мере, чем привычные для педагогики вещи. Это не означает, что нужно в очередной раз ломать до основания имеющуюся систему образования. Речь о другом: о преодолении изоляции системы от накопленного в истории страны богатства – регионального многообразия, этнических устоев и способов деятельности, национального опыта, позволяющего параллельно с голыми реформациями добиваться колоссальных успехов в культуре и образовании сообщества. Один из выводов наших многолетних исследований состоит в том, что выход на мировой уровень, скачок в развитое общество, невозможен путем чисто информационно-технологического, технократического наращивания, повторяющего существующий уходящий все дальше от мировой цивилизации. Достойное и привлекающее других место в мире мы можем найти через культурную, в том числе педагогическую традицию. Инновация, вырастающая из традиций, составляющих страну этносов и регионов, – вот, на наш взгляд, та линия развития системы образования, которая открывает ей новые перспективы. Именно в этом ключе могут быть по-новому осмыслены старые проблемы и болячки школы, ее философия и цели, содержание и методы. Собственно, и ключевые основания современной модернизации образования, включая переход от системы к сфере, от ведомственного к государственно-общественному – находят своеобразные вопросы и ответы в этнорегиональном, социокультурном измерении. Политические и управленческие решения приобретают здесь большую разумность и продуктивность, поскольку идут не перпендикулярно жизни, а так, как в лучшие для образования времена отечественной истории.
Выводы
Таким образом, можно констатировать, что на современном этапе развития образования инновации служат одним из механизмов социокультурной модернизации образования, что находит отражение в проектах и программах муниципальных образований и республики в целом. По определению А.М. Цирульникова, инновации в образовании могут быть продуктивными лишь в том случае, если проектируются и осуществляются в контексте социокультурной действительности (из личной беседы). На данном этапе идет процесс общественной экспертизы и анализа опыта социокультурной модернизации образования, определяются, совершенствуется границы и возможности [2]. Все это вместе взятое позволяет рассматривать инновации как фактор управляемого формирования тенденций. А также влияние через инновационный процесс не только на адекватное развитие системы образования, но и на социально-экономическое развитие республики в целом.
Вместе с тем исследование позволяет сделать вывод, что для нормального развития этого процесса необходимы условия, формирующиеся на данном этапе. Главными из них могут стать: нормативно-правовое обеспечение образовательных инноваций (не имеющее аналогов в российском образовательном законодательстве), увеличение доли перевода части средств из государственного бюджета в область инновационных процессов в образовании, выработка основных механизмов государственно-общественного регулирования (координирования) инновационной деятельности в области образования.