Вступил в силу закон «Об образовании в Российской Федерации», заменивший два действовавших ранее базовых закона «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
Уже это говорит о том, что учителям и преподавателям педагогических вузов необходимо проводить исследования в области педагогики непрерывного образования, суть которой еще однозначно не определена.
Цель: выявление путей реализации идей системы непрерывного профессионального образования, интегрирующего разные этапы профессионального образования, в деле подготовки учителей математики новой формации.
Изучение литературы по непрерывному профессиональному образованию показывает, что создана необходимая теоретическая база для дальнейшего исследования проблемы. Разработка методологических и теоретических основ выдвигаемой проблемы представлена в трудах И.В. Галковской, Б.С. Гершунского, А.И. Кравченко, Ю. Шленова [1, 2, 3, 6].
Понятие «образование» в новом законе раскрывается как «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» [5].
Как отмечает Римарева И.И., понятие «непрерывность» – это как некий процесс или свойство объекта, характеризующееся отсутствием промежутков в его протекании, переходе от одного качественного состояния в другое» [4, с. 73].
Интерес представляет определение понятия «непрерывное образование», данное Кравченко А.И. как «поэтапный и пожизненный процесс, обеспечивающий постоянное пополнение и расширение знаний у людей разного возраста» [3].
Также он выделяет основные этапы непрерывного образования: детско-юношеский и взрослый [там же].
Таким образом, под непрерывным образованием будем понимать систему единого целенаправленного процесса воспитания и обучения людей разного возраста, обеспечивающую переход от одного качественного состояния в другое.
Этот переход может проходить как вертикальная интеграция, так и горизонтальная интеграция. Вертикальная интеграция подразумевает преемственность ступеней образования (дошкольная, школьная, профессиональная, повышение квалификации и т.п.). Горизонтальная интеграция – это объединение различных образовательных учреждений, организаций.
Вопрос организации непрерывного образования при подготовке будущих учителей математики рассматривается и на кафедре методики преподавания математики Института математики и информатики Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова.
Выделены три основных этапа подготовки будущих учителей математики:
Довузовская подготовка;
Профессиональное образование;
Постдипломное образование.
Выделим основные проблемы подготовки будущих учителей математики, некоторые из которых возникают еще на этапе допрофессиональной подготовки, и определим пути решения этих проблем.
Будущий учитель математики на пути к профессии проходит следующие ступени: выбор профессии, поступление, обучение, педагогическая практика, трудоустройство, работа в качестве учителя математики.
Опрос первокурсников показал, что в основном причинами поступления на специальность «учитель математики» являются: «нравился предмет «алгебра» – 39,3 % респондентов, «не прошел по баллам в другой вуз» – 32,2 %, «престижность» – 21,4 %, «нравится профессия учителя математики» – 10,7 %.
То есть осознанный выбор профессии осуществили только 10,7 % респондентов, совершенно случайных – 32,2 %. К сожалению, нынешние выпускники общеобразовательных учреждений не считают заработную плату учителя достойной (0 %), хотя считают профессию престижной (21,4 %).
После поступления в вуз, часть первокурсников только начинают задумываться: «А ту ли профессию я выбрал?».
Как и во всех вузах России, СВФУ перешел, согласно Болонской декларации, подписанной Россией в сентябре 2003 года, на систему подготовки бакалавриат-магистратура. Это отчасти должно решить проблему осознанного выбора профессии.
Следующим путем решения данной проблемы становится допрофессиональная подготовка школьников. Согласно вертикальной интеграции с общеобразовательными учреждениями республики заключены договора совместной работы с кафедрой. Основываясь на это соглашение, преподавателями кафедры проводятся: выездные консультации по математике совместно со студентами, профориентационная работа непосредственно в школах республики, олимпиады, научно-практические конференции, встречи со студентами.
Следующая ступень к профессии учителя математики – это поступление (табл. 1).
Таблица 1
Качественные показатели студентов, поступивших на специальность «учитель математики» за последние 4 года
Годы |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
Наименьший балл по математике |
41 |
48 |
52 |
52 |
Наибольший балл по математике |
72 |
68 |
70 |
80 |
Средний балл |
55,4 |
58,3 |
61 |
64,2 |
Как видим из табл. 1, наблюдается динамика роста по таким показателям, как наименьший балл и средний балл по математике. Однако есть необходимость привлечения абитуриентов с более высокими показателями, так как выпускник, поступивший с 52 баллами по математике, не решил на едином государственном экзамене ни одного задания части С.
Преподавателями кафедры МПМ ведется целенаправленная работа с учителями по организации агитационной работы среди наиболее одаренных и способных обучающихся общеобразовательных учреждений. Проводятся семинары, практикумы по решению задач повышенного уровня ЕГЭ по математике, а также олимпиадных задач, как для учителей республики, так и обучающихся.
Итак, поступившие на первый курс студенты встречаются со следующей проблемой: введена система кредитов, или балльно-рейтинговая система (БРС) оценивания, предполагающая большой объем самостоятельной работы студентов (СРС) и своевременную сдачу (защиту) СРС. Выпускники средних общеобразовательных учреждений не приучены к самоорганизации, к своевременному выполнению самостоятельных работ, этому способствует предметно-знаниевая система обучения в школах. В результате многие первокурсники отчисляются уже до первой сессии или во время нее.
В плане помощи адаптации первокурсников кураторами назначаются опытные преподаватели кафедры, которые ведут большую разъяснительную работу среди студентов и преподавателей, посещают общежития, проверяют атмосферу, в которой живут молодые люди. Немаловажной считается работа с родителями, отправившими вчерашних школьников в самостоятельную взрослую жизнь.
В становлении учителя математики большую роль играют педагогические практики, которые студенты проходят в общеобразовательных учреждениях республики.
Так, студенты кафедры МПМ начинают прохождение ознакомительной практики со 2 курса в школах города Якутска. На 3–4 курсах студенты проходят педагогическую практику в школах республики. Анализ педагогических дневников показал, что учителя математики в основном проводят традиционные уроки, используют информационно-коммуникационные технологии. Однако очень мало описаний уроков с современными образовательными технологиями, такими как: case-технологии, проблемное обучение, коноп, бинарный урок, урок-конференция и т.п.
С целью создания благоприятных условий для повышения качества подготовки будущих учителей математики, путем развития научно-исследовательской деятельности студентов, участия их в научных исследованиях в рамках компетентностного подхода в образовании и воспитании при кафедре работают научно-методические кружки.
Например, начал свою деятельность кружок «Современные образовательные технологии на уроках математики и во внеклассной работе», целью которого является выполнение научно-исследовательских и учебно-методических программ в сфере использования современных образовательных технологий на уроках математики и во внеклассной работе.
Студенты, помимо педагогической практики, весь учебный год посещают уроки и внеклассные мероприятия как учителей математики, так и учителей других предметов. Знакомятся с современными образовательными технологиями, составляют планы уроков, внеклассных мероприятий, разрабатывают фрагменты уроков с использованием технологий, анализируют уроки, обсуждают результаты изысканий, участвуют в проектной деятельности, собирают методическую копилку будущего учителя математики.
Следующая ступень – это трудоустройство. На этом этапе молодые специалисты сталкиваются с трудностью трудоустройства, так как многие желают остаться работать в г. Якутске, однако свободных вакансий нет, или администрация школы хочет принять на работу только состоявшегося специалиста с опытом работы.
Нами проведен анализ статистических данных по состоянию на 1 сентября 2013 г., предоставленный отделом кадров Управления образования Городского округа «Город Якутск» (рисунок).
Возраст учителей математики городского округа «Город Якутск»
Как видим из диаграммы, доля в выборке молодых специалистов – до 25 лет – составляет 6 человек (3 %), молодых людей от 26 до 35 лет, уже получивших определенный педагогический опыт – 33 (17,7 %). Наиболее многочисленной группой учителей являются педагоги в возрасте более 50 лет – 79 (42,3 %), чуть меньше от 36 до 50 лет – 69 (36,9 %), на лицо тенденция старения преподавательского корпуса городского округа «Город Якутск».
Тем не менее в школах г. Якутска не желают принимать на работу молодых специалистов.
За 2012–2013 учебный год на кафедре МПМ ИМИ СВФУ проведена определенная работа по трудоустройству выпускников в городских школах. Так, например, две выпускницы после прохождения педагогической практики, были приглашены для работы в городских школах, куда и были распределены после получения дипломов. Однако, есть еще проблемы в трудоустройстве выпускников вуза, о чем свидетельствуют данные следующей таблицы (табл. 2).
Таблица 2
Трудоустройство выпускников кафедры методики преподавания математики за четыре последних года
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
|
Количество выпускников (очное) |
61 |
48 |
48 |
51 |
Устроились работать в ОУ г. Якутска |
3 |
7 |
3 |
2 |
Устроились работать в других ОУ республики |
31 |
22 |
25 |
27 |
Доля студентов, трудоустроенных по специальности |
55,7 % |
60,4 % |
58,3 % |
56,9 % |
Не оставляем без внимания своих выпускников, работающих в общеобразовательных учреждениях, и после окончания вуза. Традиционно ежегодно в рамках недели Учителя организуются встречи старшекурсников с молодыми педагогами, а также с известными учителями республики. Где первые рассказывают свои впечатления о начальном этапе трудовой деятельности, а вторые делятся опытом работы не только учителя математики, но и классного руководителя, а также знакомят с документацией: учебными планами, программами, календарно-тематическим планом, раздаточным материалом; а также с ведением портфолио учителя.
Выпускниками кафедры МПМ в г. Якутске организована городская школа молодых учителей математики (ШМУМ) под научным руководством кафедры методики преподавания математики ИМИ СВФУ. По договоренности с методическим отделом Управления образования городского округа «Город Якутск», студенты посещают городские семинары ШМУМ, открытые уроки, мастер-классы, мастерские, знакомятся с методическими копилками будущих коллег, участвуют в круглых столах, в организации городских мероприятий, олимпиад т.п.
Проанализировав проблемы подготовки будущего учителя математики с точки зрения организации непрерывного образования, можно озвучить несколько предложений по решению вышеуказанных проблем:
открыть в школах специализированные педагогические классы с математическим уклоном;
кафедре методики преподавания математики проводить научно-исследовательскую работу по выявлению предрасположенности подростков и старшеклассников к педагогической деятельности;
в старших классах общеобразовательных учреждений ввести балльно-рейтинговую систему.
Заключение
Необходимость разрешения этих задач актуализирует определение концептуальных основ интеграции на разных этапах непрерывного образования и разработки теоретической модели, раскрывающей создание и технологию функционирования целостного образовательного пространства, объединяющего довузовскую подготовку, профессиональное образование и постдипломное образование учителя математики.