Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

SOCIAL ACTIVITY OF STUDENTS AS A COMPONENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS OF INITIAL CLASSES

Sidorova E.E. 1
1 FSAEI VPO «North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosova»
2560 KB
The article is devoted to the problems of teacher training in higher education. In connection with the introduction of new standards set new requirements in the training of teachers, proactive, spiritually and physically healthy, motivated. The development of social activity of student youth acts as a component of their professional competence. This issue certainly is relevant and meets the requirements of modern tasks of education. The article reveals the essence of the concepts «activity identity», «social activity of students», also, special attention is paid to consideration of experience of educational work at the pedagogical Institute, the organization of social activity of students and the results of this work. To increase the activity and initiative of students in the improvement of the activities of the Institute focused on the activity of the Council of student government. Leaders of student government conduct and participate in various competitions, scientific-practical conferences, competitions of different levels.
educational work at the university
the social activity of students
activity of personality
professional competence
student self-governance

Эффективность модернизации высшего образования зависит от многих факторов и условий, ориентированных на выявление резервных возможностей качества подготовки профессионально компетентного, конкурентоспособного специалиста, который рассматривается не только как профессионал, но и как личность, имеющая активную общественную позицию. В связи с этим следует рассмотреть понятие «активность личности». Активность личности – особый вид деятельности или особая деятельность, отличающаяся интенсификацией своих основных характеристик (целенаправленности, мотивации, осознанности, владения способами и приёмами действий, эмоциональности), а также наличием таких свойств, как инициативность и ситуативность.

Профессиональная компетентность педагога выражает «единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности», при этом структуру профессиональной компетентности составляют многочисленные педагогические умения, характеризующие эту готовность [1]. В условиях реализации ФГОС нового поколения требуется социокультурная направленность деятельности педагога, что предполагает изучение вопроса общественной активности студентов как компонента профессиональной компетентностибудущего учителя.

Цель статьи: проанализировать сущность и проблему общественной активности студентов как социокультурного компонента в формировании профессиональной компетентности будущего учителя на примере воспитательной работы педагогического института СВФУ им. М.К. Аммосова.

Изложение основного материала статьи. Общественно-политические и социально-экономические преобразования в нашей стране обусловливают изменения парадигмы образования: переход от знаниецентризма к человекоцентризму, т.е. к развитию конкурентоспособной, творческой личности вузовской молодежи на основе новых стандартов высшего профессионального образования. Именно эта социальная группа выставляет «социальную оценку» предшествующему поколению [5]. Следовательно, воспитательные программы направлены на развитие у студенческой молодежи лидерских качеств, которые отражаются в их общественной активности.

Различным аспектам формирования профессиональной компетентности посвящены труды отечественных авторов: К.А. Абульхановой-Славской, Б.С. Гершунского, А.В. Хуторского, С.Е. Шишова и др. Проблема подготовки специалиста, отвечающего современным требованиям и обладающего высоким уровнем социальной активности, рассматривается в работах Е.А. Климова, А.К. Марковой, А.В. Мудрика, Н.С. Пряжникова, В.Д. Шадрикова. Региональные проблемы подготовки педагогических кадров представлены в работах Д.А. Данилова, Н.Д. Неустроева, Ф.В. Габышевой, А.Г. Корниловой и др.

Термин «активность» имеет разные трактовки, так, в словаре справочнике по педагогике дается следующее определение понятий «активность» и «общественная активность». Активность (лат. activus – действенный) – качество личности, выраженное в усиленной деятельности, во внешнем проявлении взглядов и убеждений. Социальный смысл активности определяется ее направленностью и мотивами. По этому критерию активность подразделяют на позитивную и негативную. Позитивная активность порождает высокие социально значимые результаты лишь в сочетании с глубокой компетентностью [4].

Здесь же мы находим определение понятия «общественная активность» – деятельное отношение человека к жизни общества, в котором он выступает как активный носитель и проводник. Общественная активность предполагает наличие интереса к общественной работе и организаторских умений, ответственность при выполнении поручений, инициативность, исполнительность, требовательность к себе и готовность помочь другим при выполнении общественных заданий [4].

Общественная активность – деятельное отношение человека к жизни общества, в котором он выступает как инициативный носитель и проводник или разрушитель норм, принципов и идеалов этого общества или определенного класса; сложное морально-волевое качество личности. Предполагает наличие интереса к общественной работе и организаторских умений, ответственности при выполнении поручений, инициативности, исполнительности, требовательности к себе и готовности помочь другим при выполнении общественных заданий [1].

Таким образом, в данной статье под общественной активностью студента мы будем понимать деятельное отношение студента к жизни в университете, где он выступает инициатором и ответственным исполнителем общественных заданий.

Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России [4].

Исходя из этого, цель воспитательной работы в СВФУ – формирование у студентов социально-личностных и общекультурных компетенций, создание условий для активной жизнедеятельности студентов, для максимального удовлетворения их потребностей в интеллектуальном, творческом, культурном и нравственном развитии.

В педагогическом институте Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова создаются все условия, способствующие взращиванию компетентных специалистов, конкурентоспособных на рынке труда. Приоритетными в воспитательной работе являются направления воспитательной работы: гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание; поддержка инициативных и талантливых студентов; пропаганда спорта, трезвого и здорового образа жизни; профилактика правонарушений; поддержка деятельности студенческих объединений; развитие добровольческого и волонтерского движения. Запланировано участие студентов в мероприятиях республиканского, российского, международного уровней, организация институтских и внутриуниверситетских мероприятий.

Ведущая роль в организации жизнедеятельности студентов принадлежит работе Совета студенческого самоуправления.Совет Студенческого самоуправления педагогического института является одной из форм самоуправления и создан в целях обеспечения реализации прав обучающихся на участие в управлении образовательным процессом, решения важных вопросов жизнедеятельности студенческой молодежи, развития ее социальной активности, поддержки и реализации социальных инициатив. Совет студенческого самоуправления объединяет в себе лидеров советов, секторов. В функциональные обязанности старост учебных групп входит осуществление контроля за учебной дисциплиной, посещаемостью, соблюдением Устава, Кодекса корпоративной культуры СВФУ.

Студенческое научное объединение, содействует развитию интеллектуального потенциала студентов; организует и проводит мероприятия интеллектуальной направленности; взаимодействует с Управлением научно-исследовательской работы со студентами и Студенческим интеллектуальным советом при ученом совете СВФУ; содействует организации и проведению олимпиад всех уровней; информирует студентов группы о работе научных кружков, олимпиадах, научно-практических конференциях, грантах и т.д.

В сферу ответственности Совета студенческого общежития входит функционирование музея интернациональной дружбы «Сэргэлэх – тусулгэ «Дружбы народов», сотрудничество с национальными общинами, землячествами, организация и проведение мероприятий по благоустройству общежития, организация и проведение конкурсов «Лучшая комната общежития», «Лучший староста этажа» и др. Информацию о жизнедеятельности в общежитии можно узнать из ежемесячной студенческой газеты «Любимый Сергелях».

Гражданско-патриотическое воспитание ведется через оказание помощи в работе музея Педагогического института, в организации поисково-исследовательской работы и пополнение материалов музея; взаимодействие с советом ветеранов института, взаимодействие со штабом студенческих отрядов.

Одним из самых интересных и ответственных направлений работы считается работа культурно-массового сектора, который взаимодействует с отделом социокультурной работы Управления студенческим развитием, с Культурным центром «Сергеляхские огни», организует культурно-массовые мероприятия, экскурсии, посещение выставок, театров, сотрудничает с Советом по творческому развитию студентов с целью развития творческих наклонностей студентов группы и их вовлечения в работу совета.

Работа спортивной секции заключается в оказании содействия в реализации программ по развитию физической культуры, физического оздоровления и массового спорта в университете, взаимодействии с Физкультурно-спортивным клубом СВФУ, а также в организации и проведении физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий; пропаганде здорового образа жизни, физической культуры и спорта, информировании о работе спортивных секций, клубов, организации участия студентов в спортивных мероприятиях различного уровня.

Сектор связи с общественностью ведет сотрудничество с редакцией университетской газеты «Наш университет», новостное освещение сайтов института и университета, информирует студентов о работе творческих кружков, о новостях культурной жизни.

Особого внимания заслуживает работа летнего отряда «IT – старт» пятый год студенты во время летних каникул принимают участие в благотворительном проекте «IT – старт», который был организован с целью повышения компьютерной грамотности населения Республики Саха (Якутия) через общественно полезную, социально значимую деятельность студентов в период летних каникул в условиях инновационного развития общества. Проект реализован при поддержке ректора СВФУ, штаба студенческих отрядов, администраций муниципальных образований РС (Я). Всего студентами обучено около 30 тыс. человек в разных районах республики.

Педагогический отряд «Дар» является отличной педагогической площадкой для развития активной общественной и профессиональной позиции. Приоритетные направления педотряда – формирование правовой культуры студентов и детей.

Члены педагогического отряда «ДАР» участвуют в работе Школы подготовки вожатых на базе Дворца детского творчества под руководством Союза детских общественных объединений РС (Я). Общий интерес и творческая работа педотряда объединяют студентов, являющихся членами разных педагогических отрядов города Якутска. Они готовят себя к воспитательной работе со школьниками и студентами, уважая человеческое достоинство и права каждого человека. Силами актива педотряда проводятся слет школьников-активистов, новогодние праздники детям-сиротам, учащимся Речевой школы и т.д.

В функциональные обязанности председателя студенческого совета входит общее руководство работой студсовета, координация деятельности секторов. Председатель входит в состав Ученого совета подразделения. В целях развития деятельности студенческого совета и формирования управленческих навыков в институте проводятся Дни самоуправления. Студенты являются инициаторами и организаторами уже ставших традиционными мероприятий: конкурс «Алло, мы ищем таланты!», целью которого является поиск и раскрытие талантов в художественно-творческом направлении, ежегодный традиционный конкурс красоты и таланта «Мисс педагогический институт» проходит в рамках благотворительной помощи, вырученные от продажи билетов средства идут на лечение тяжело больным детям.

В университете особое внимание уделяется культурно-творческому направлению, так, на ежегодном Ректорском смотре художественной самодеятельности студентов и преподавателей студенты педагогического института за последние четыре года показали следующие результаты: 2011 г. – 1 место в первомайской демонстрации, за 2012 г. – Гран-При ежегодного Ректорского смотра, также победили в ежегодных конкурсах среди учебных подразделений СВФУ в номинациях «Лучшее подразделение», «Лучшее общежитие», заняли 1 место в «Интеллектуальном марафоне»; 2013 г. – 2 место в Ректорском смотре, 1 место в «Интеллектуальном марафоне»; 2014 г. – Гран-При в Ректорском смотре, заняли 1 место в первомайской демонстрации, среди факультетов и институтов; победили в конкурсе «Учебное подразделение года». Также ежегодно возрастает количество студентов, получающих повышенные стипендии по пяти направлениям: учебному, научному, культурно-творческому, спортивному и общественному.

Заключение

Таким образом, анализ научно-педагогической литературы показал, что одним из основным компонентов успешного формирования профессиональной компетентности будущих учителей является общественная активность студентов. Общественная активность нами рассматривается как деятельное отношение студента к жизни в университете, где он выступает инициатором и ответственным исполнителем общественных заданий.

Таким образом, совет студенческого самоуправления охватывает все направления учебно-воспитательной работы со студентами: организационно-учебную, научно-исследовательскую, культурно-творческую, профориентационная, спортивную работу, гражданско-патриотическое воспитание, формирование трезвого здорового образа жизни, связь с общественностью, включая выпускников.