В условиях конкуренции на рынке образовательных услуг качество подготовки специалистов становится главным показателем конкурентоспособности высшего учебного заведения. Одним из основных факторов, влияющих на качество образовательного процесса, является уровень профессиональной компетентности преподавателя вуза.
Проблема совершенствования профессиональной компетентности педагогов высшего профессионального образования в последние десятилетия приобрела особое значение и выявила новые аспекты. Значительно изменился социальный статус преподавателя: из числа уважаемых и престижных профессия перешла в разряд непривлекательных, низкооплачиваемых. Очевидным является противоречие: с одной стороны, преподавательская деятельность выполняет высокую миссию в информационном обществе, обладает значительным образовательным потенциалом, а с другой стороны – невысоким уровнем жизни, слабой мотивацией преподавателей к научно-исследовательской деятельности. Проблема усиливается сокращением инвестирования вузов в развитие профессионализма преподавателей: сокращаются либо вовсе отсутствуют расходы на участие и поездки преподавателей на конференции с целью обмена опытом и повышения квалификации. В научном сообществе эти вопросы активно обсуждаются, но «воз и ныне там» – практически слабо используются потенциальные внутренние возможности вузов.
Высшая медицинская школа должна дать выпускникам систему интегрированных теоретических и клинических знаний, умений и навыков, помочь освоить высокие мировые медицинские технологии, сформировать способность к социальной адаптации врача. Реализация этих задач способствует целостной подготовке врача, опирающегося на прочную мотивационную установку, глубокую специализацию, актуализацию интеллектуальных и личностных возможностей студентов. Преподаватели высшей медицинской школы – особая категория педагогов, имеющих специфические функции, условия и методы работы, квалификационные и личностные характеристики. Занимая преподавательскую должность, врач в полной мере является педагогом- профессионалом. В своей работе преподаватель ориентируется на то, что сегодня медицинские вузы готовят врачей для работы в условиях изменения системы финансирования здравоохранения, совершенствования его структуры и задач. Соответственно, повышается ответственность преподавателей медицинского вуза за результаты своего труда. Практика проектирования программ подготовки преподавателей и их применения в российских медицинских вузах убеждает, что учебный процесс в сфере подготовки к педагогической деятельности преподавателей построен по тематическому принципу и ориентирован на освоение узаконенного набора систематических курсов, предусмотренных Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для присвоения дополнительной к базовому образованию квалификации «Преподаватель высшей школы». При этом преобладает изучение фундаментальных дисциплин при минимуме вариативности, с доминированием лекционной работы. В рамках такой модели учебного процесса, построенном на изучении циклов дисциплин или отдельных дисциплин, общепринятый на европейском пространстве компетентностный подход не работает.
В отечественной науке профессиональную компетентность рассматривают как определенное психическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно, как обладание человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции; как наличие специального образования, широкой общей и специальной эрудиции, постоянное повышение своей научно-профессиональной подготовки; как профессиональную подготовленность и способность субъекта труда к выполнению задач и обязанностей повседневной деятельности; как потенциальную готовность решать задачи со знанием дела [2, 4].
Компетентность – это совокупность свойств (характеристик) личности, позволяющих ей качественно выполнять определенную деятельность, направленную на разрешение проблем (задач) в какой-либо отрасли. Кроме понятия «компетентность», различают близкое ему понятие «компетенция» (в научной литературе они часто употребляются как синонимы).
Компетенция – это то, на что претендует человек, это круг вопросов в которых он хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетенция – это характеристика места, а не лица, т.е. параметр социальной роли человека. Если человек соответствует этому месту (социальной роли), то считается, что он обладает компетентностью по данному кругу вопросов.
В структуре профессиональной компетентности преподавателя высшей школы мы выделяем следующие основные блоки: мотивационно-ценностный; систему профессионально важных качеств; систему способностей преподавателя (прежде всего, педагогических и способностей, предопределяющих склонность к науке); когнитивный (знания); аффективный (положительное эмоционально-оценочное отношение к преподаваемому предмету и его важности в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов, способность к эмоционально-волевой регуляции поведения); конативный (профессиональные умения и навыки, педагогическая техника, поведение). Данные структурные компоненты реализуются в виде сформированных универсальных и профессиональных компетенций преподавателя высшей школы. Особо отметим, что в разработанной нами модели профессиональной компетентности преподавателя высшей школы интегрированы показатели, которые традиционно входили в понятие «педагогическое мастерство» (личностные качества, знания, умения преподавателя) с компетенциями преподавателя, служащими показателями способности применять эти знания и умения на практике.
Общие компетенции преподавателя медицинского вуза включают в себя следующие виды деятельности:
– научно-исследовательская деятельность (проведение исследования по дисциплине как научному предмету, проведение исследования по дисциплине как учебному предмету, написание научной статьи, оформление отзыва на научную работу и др.);
– умение самостоятельно работать с информацией (поиск информации и умение превратить ее в средство решения профессиональных задач, в оперативную форму, удобную для использования (схемы, конспекты и др.), использовать не менее одного из иностранных языков, как средство профессионального общения, владеть профессиональным языком, медицинской терминологией на латинском языке и др.);
– педагогическая деятельность (пропаганда здорового образа жизни, конференции с медицинскими работниками и др.);
– выступление перед аудиторией (умение выбрать способ общения, умение формулировать вопросы и участвовать в дискуссии и др.);
– создание благоприятного микроклимата в коллективе (критическая оценка стиля общения между преподавателями, преподавателя со студентом, умение строить взаимоотношения в коллективе, оказание помощи при возникновении межличностных конфликтов);
– ведение здорового образа жизни (пропагандировать здоровый образ жизни);
– самообучение и самовоспитание всю жизнь (наличие индивидуальной программы самообучения и самовоспитания). Для выполнения всей вышеперечисленной деятельности преподавателю необходимы определенные качества личности, главные из которых – любовь к педагогической деятельности, эрудиция, любовь к студентам, высокий уровень культуры и нравственности, порядочность, справедливость и доброжелательность, уравновешенность и др.
Компетентность преподавателя высшей школы во многом определяется имеющимися у него качествами, которые придают своеобразие его общению со студентами, определяют быстроту и степень овладения им различными умениями. Кроме того, следует отметить, что преподаватель высшей школы – это еще и ученый. Важными для ученого можно считать следующие личностные качества (социально-нравственные способности): спонтанную любознательность (главный стимул для усвоения необходимых ему специальных знаний и важный стимул для собственной исследовательской работы); нарастающий интерес к научным успехам в других областях исследования; научную выносливость; требовательность к себе; дисциплинированность, стремление к точности результатов; энтузиазм и прилежание в работе; критичность и самокритичность; умение ладить с людьми. Преобладающими чертами преподавателя высшей школы являются целеустремленность, настойчивость, терпеливость, толерантность, способность к фасилитации (повышению продуктивности и скорости деятельности под влиянием окружающих людей или представляемого образа другого человека), инициативность, творческий подход к решению каждой задачи воспитания, флексибельность (готовность к саморазвитию и самоизменению) и др. [1, 3, 5].
Что касается проблемы классификации компетенций преподавателя высшей школы, то следует отметить, что в отечественной науке существует несколько подходов к определению компетенций и их классификации. Как уже отмечалось, мы ориентировались на методологию ФГОС ВПО 3-го поколения, согласно которой предполагается выделение двух основных видов компетенций: универсальных и профессиональных.
Социально-личностные и общекультурные компетенции заключаются в:
– понимании высокой социальной значимости и ответственности профессии преподавателя высшей школы как представителя интеллектуальной элиты общества, обладании высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;
– владение культурой мышления, способности к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, умению логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь;
– сформированной гуманистической позиции по отношению к окружающей действительности; трансляции в процессе жизнедеятельности навыков гуманитарной культуры;
– готовности к социальному взаимодействию со студентами, коллегами и другими людьми на основе принятых в обществе моральных и правовых норм, проявлении уважения к людям, толерантности к другой культуре;
– знании своих прав и обязанностей как гражданина своей страны; умении использовать Гражданский Кодекс и другие правовые документы в своей профессиональной деятельности;
– способности постоянно совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, готовности к повышению своей квалификации и мастерства;
– способности к самостоятельному обучению новым методам исследования, организации исследовательской деятельности, направленной на совершенствование учебно-воспитательного процесса в высшей школе;
– готовности к активному общению и профессиональному взаимодействию с коллегами в научно-педагогических сферах деятельности;
– способности свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения, к активной социальной мобильности;
– способности использовать на практике навыки и умения управления студенческим коллективом, формировать благоприятный социально-психологический климат в учебной группе;
– готовности к разрешению конфликтных ситуаций в студенческих коллективах, при взаимодействии с отдельными студентами;
– способности оказывать личным примером позитивное воздействие на студенческую молодежь, транслируя навыки нравственно-психологического здоровья;
– способности брать на себя всю полноту ответственности за здоровье студентов во время занятий, практик и других видов учебной работы и т.д.
Общенаучные компетенции (ОНК) проявляются в способности:
– использовать знания фундаментальных и прикладных дисциплин в процессе профессиональной педагогической деятельности;
– использовать углубленные теоретические и практические знания в своей предметной области в процессе профессиональной педагогической деятельности, постоянно отслеживая новые научные достижения в своей предметной области и смежных областях;
– самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний; расширять и углублять свое научное мировоззрение;
– использовать углубленные знания правовых и этических норм при оценке последствий своей профессиональной педагогической деятельности, разработке и осуществлении социально значимых проектов при работе с молодежью;
– демонстрировать навыки работы в научном коллективе, порождать новые идеи (креативность) и реализовывать их на практике и т.д.
Инструментальные компетенции проявляются в:
– умении работать с традиционными носителями информации, распределенными базами знаний;
– способности работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;
– свободном владении литературной и деловой письменной и устной речью на русском языке, навыками публичной и научной речи;
– умении создавать и редактировать тексты профессионального назначения, анализировать логику рассуждений и высказываний;
– владении одним из иностранных языков на уровне бытового общения;
– умении использовать возможности коммуникативных связей для реализации внутренних резервов партнеров по общению;
– способности использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства;
– способности и готовности проводить научные эксперименты, оценивать результаты исследований;
– способности анализировать, синтезировать и критически резюмировать информацию;
– способности к профессиональной эксплуатации современного оборудования и приборов в процессе профессионально-педагогической деятельности;
– способности оформлять, представлять и докладывать результаты выполненной исследовательской работы, в том числе используя навыки работы с компьютерной техникой и т.д.
Профессиональная компетентность преподавателя высшей школы в целом является открытой синергетической системой, компоненты которой могут изменяться или добавляться в связи с развитием педагогической науки и меняющимися требованиями к содержанию профессиональной деятельности преподавателя со стороны государства, педагогической практики, работодателей, общественности, студентов. Преподаватель медицинского вуза обязан вести не только учебно-воспитательную, но и методическую работу, которая повышает его профессиональную квалификацию и педагогическое мастерство. Только преподаватель, обладающий профессиональными и общими компетенциями, сможет подготовить выпускника не только к профессиональной деятельности, но и будет способствовать формированию его личностных качеств и подготовить его к саморазвитию и самовоспитанию.