Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

THE BUSINESS INCUBATOR AS TRAINING AREA FOR INDEPENDENT WORK OF FUTURE MANAGERS

Shkunova A.A. 1 Kabanova L.A. 2
1 FGBOU VPO «Nizhny Novgorod state pedagogical University n.a. K. Minin»
2 FGBOU VPO «Russian Academy of national economy and public administration when the President of the Russian Federation», Russian Academy of Sciences (branch)
2962 KB
This article is devoted to the topic of organization of independent work at the University. The aim of the study was to determine the willingness to learn a program at the business incubator, as a form of their independent work. The subject of the research is the new form of organization of independent work – the interaction with the business incubator. One of the functions of a business incubator is a business education, learning in a free environment or the organization of free seminars, providing conditions for mastering of practical skills of business students and graduates. The business incubator in this study is presented as an educational platform for the organization of independent work of future managers in accordance with the Federal educational standards. The article presents a psycho – pedagogical study, which allowed to determine the readiness of students and motivated them to undergo the training content. The study assessed the following parameters: attitude towards the notion of a «business presentation»; the diagnosis of personality qualities of students necessary to conduct business presentations. The results are presented in graphs and charts. In conclusion the expected result of a new form of organization of independent work is formulated as the most effective in modern conditions of the bachelor training.
Independent work
business incubator
business presentation
psychological and pedagogical research

В условиях модернизации современной системы образования пересматривается содержание основных образовательных программ бакалавриата и форм организации учебной деятельности. Сокращается число аудиторных занятий и основной процент учебной нагрузки отводится самостоятельной работе студентов. В связи с этим, предъявляются повышенные требования к качеству самостоятельной работы, делая акцент на ее практическую направленность [6].

Система организации самостоятельной работы студентов вуза во многом определяет качество и сформированность профессиональных компетенций будущих выпускников [7].

Проблему организации самостоятельной работы в вузе рассматривали В.В. Давыдов, Т.Г. Затеева, А.А. Миролюбов, П.И. Пидкасистый, Л.М. Яновский и другие. Но в данных исследованиях не изучается возможность организации самостоятельной работы студентов вуза во взаимодействии с бизнес-инкубатором для повышения качества их подготовки [2].

Актуальность исследования определена следующими противоречиями:

– результат педагогического процесса по разным профилям подготовки не всегда соответствует содержанию трудовых функций, представленных в профессиональных стандартах специалистов разных уровней;

– содержание и технология подготовки обучающихся к самостоятельной работе в организации не соответствует требованиям к профессиональным умениям и навыкам, которые предъявляют будущие работодатели.

Исходя из вышесказанного, возникла необходимость изменения форм организации самостоятельной работы обучающихся вуза.

Сохраняя роли обучающегося и преподавателя, самостоятельную работу будущего менеджера возможно осуществлять во взаимодействии с другими организациями [1]. К одной из таких организаций относится бизнес-инкубатор. Студенческие бизнес-инкубаторы являются составной частью инновационной инфраструктуры, развитие которой определено Распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227 – р «О стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г» [6]. В задачи такого бизнес – инкубатора входит выявление заинтересованных и способных к созданию своего бизнеса студентов, развитие их управленческих компетенций, а также формирование умений и навыков работы в команде и развитие для этого их личностных качеств [4]. Создание благоприятных условий для обучения будущих бакалавров (специалистов), оказание им консалтинговых услуг, включение в бизнес-программы – все это соответствует требованиям, предъявляемым к качеству их подготовки, согласно ФГОС и требованиям работодателей, современных бизнес-структур [4].

Цель исследования

Цель исследования – определить готовность к обучению студентов по одной из программ бизнес-инкубатора в рамках осуществления самостоятельной работы.

Материалы и методы исследования

Методы исследования: изучение научной литературы; интервью педагогов и обучающихся, анализ формирования самостоятельных умений и навыков при обучении в новой структуре; анкетирование и обработка исследовательских материалов, обобщение опыта работы студентов вузов.

Научная новизна исследования заключается в обосновании проблемы формирования навыков самостоятельной работы в процессе обучения в бизнес-инкубаторе. Совместная работа вуза и бизнес-инкубатора является системообразующим фактором качества подготовки будущих бакалавров в современных условиях практической направленности обучения.

Одной из программ бизнес-инкубатора является программа «Деловые коммуникации». Ее содержание полностью соответствует компетенциям ОК – 19 и частично ПК – 10 в ФГОС по направлению подготовки 080200.62 «Менеджмент» (профиль – маркетинг); полностью соответствует компетенциям ОПК-4 и частично ПК-12 в ФГОС по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент» (профиль подготовки: управление проектами) и профессиональному стандарту по управлению (руководству) организацией.

Цель данной программы – развитие у обучающихся способностей осуществлять деловые коммуникации, в том числе способности убеждать потенциальных клиентов в необходимости приобретения конкретной продукции или услуги, налаживания взаимодействия с деловыми партнерами, научить секретам успеха проведения бизнес-презентации [3].

Содержание программы состоит из четырех модулей.

Модуль 1. Сущность коммуникации в профессиональной деятельности.

Модуль 2. Культура межличностных и преграды организационных коммуникаций.

Модуль 3. Формы деловой коммуникации.

Модуль 4. Самопрезентация.

Построение бизнес-презентации представлено в модуле 3.

В связи с этим было проведено психолого-педагогическое исследование, которое позволило определить готовность и мотивированность обучающихся к изучению содержания модуля.

Психолого-педагогическое исследование осуществлялось на базе кафедры инновационных технологий менеджмента Мининского университета г. Нижнего Новгорода и кафедры государственного и муниципального управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Дзержинский филиал).

В работе было занято 70 обучающихся 3–4 курсов по направлению подготовки 080200.62 «Менеджмент» (профиль подготовки: управление человеческими ресурсами, маркетинг) Мининского университета и обучающихся 3 курса по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент» (профиль подготовки: управление проектами) РАНХиГС ДФ. Выборка обучающихся из двух вузов составила 30 человек, что соответствует критерию малой выборки. На подготовительном этапе авторами была разработана анкета, апробированная на пилотажной выборке из 5 человек, проведена ее коррекция с учетом полученных результатов. Вопросы задавались в открытой и закрытой форме, использовалась пятибалльная шкала. Вопросы структурировались по логике исследования. Далее были распечатаны бланки опросных листов, которые письменно заполнялись обучающимися вуза. Результаты обрабатывались в таблицах Excel – обсчитывались суммы, средние значения, доли, проведено ранжирование параметров, строились таблицы, графики и диаграммы, отражающие наглядность полученных данных.

Параметры, получившие оценку в рамках исследования, следующие:

отношение к понятию «бизнес-презентация»;

диагностика личностных качеств обучающихся, необходимых для проведения бизнес-презентаций;

1. Отношение к понятию «бизнес-презентация».

В процессе исследования на вопрос «Что такое бизнес-презентация?» опрашивались студенты двух вузов. Понимание респондентами содержания данного понятия представлено на рис. 1.

schkun1.tif

Рис. 1. Понимание обучающимися значения понятия «бизнес-презентация» (разработано авторами)

schkun2a.tif

Рис. 2. Сфера применения бизнес-презентации (разработано авторами)

schkun3a.tif

Рис. 3. Личные и профессиональные качества, необходимые для проведения бизнес-презентации (разработано авторами)

Это свидетельствует о том, что обучающиеся недооценивают бизнес-презентацию, как средство знакомства с деловыми партнерами, возможность поддержания деловых контактов.

Проведенное психолого-педагогическое исследование показало, что при ответе на вопрос: «Как вы думаете, к какой сфере можно отнести понятие «бизнес-презентация»?» – чаще всего обучающиеся указывали, что это понятие можно отнести к сфере маркетинга и сфере продаж (указали 60 % респондентов), при этом более 40 % затрудняются дать точный ответ. По мнению авторов, это связано с тем, что обучающиеся не знают сферу применения бизнес-презентаций или не знают, как организовать проведение презентации. Больше 60 % респондентов считают, что бизнес-презентация – это вид управленческой деятельности руководителя, который приемлем для сферы продажи какого-либо товара или услуги, хотя этот навык требуется от менеджеров абсолютно любой организации: финансовой, экономической, социальной. Это показано на рис. 2.

2. Диагностика личностных и профессиональных качеств обучающихся, необходимых для проведения бизнес-презентаций

Исследование личностно-профессиональных качеств, необходимых для подготовки и проведения бизнес-презентаций, позволяет констатировать преимущественную необходимость таких качеств, как коммуникабельность, организованность, ответственность, (отметили около 40 % респондентов), в меньшей степени было выделено такое качество, как доброжелательность и эмпатийность (отметили 30 % респондентов). По мнению авторов, это связано с тем, что обучающиеся признают необходимость владения техникой ведения диалога, а также необходимость в качественной организации и подготовке к проведению бизнес-презентации, что показано на рис. 3. Однако представители бизнес-структур признают, что необходимо иметь чувствительность к запросу потребителей при продаже, что обеспечивает наличие такого качества, как эмпатия и доброжелательность.

Результаты исследования и их обсуждение

Настоящее исследование не исчерпывает всех аспектов проблемы, но, опираясь на достигнутое, можно обозначить актуально значимые выводы:

– выявлена реальная готовность обучающихся к прохождению программы «Деловая коммуникация» в бизнес-инкубаторе, как новой формы организации самостоятельной работы обучающихся;

– предварительное исследование и его результаты показали необходимость совершенствования знаний обучающихся по обозначенному модулю.

Заключение

Учитывая, что многие темы учебного плана вуза по указанному выше направлению подготовки выведены на уровень самостоятельной работы, целесообразнее обучать этой тематике в бизнес-инкубаторе по программам практической направленности. Совместные программы вуза и бизнес-инкубатора способствуют повышению качества подготовки специалистов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта и реалий современной профессиональной сферы деятельности будущих менеджеров.

В дальнейшем данные исследования помогут спроектировать самостоятельную работу обучающихся по определенной структуре, которая будет содержать контрольные мероприятия, описание заданий и критерии оценки.