Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

THE ROLE OF CIVIL-PATRIOTIC EDUCATION IN HIGHER EDUCATION IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

Salikov Z.K. 1 Muskunov K.S. 1 Sabanbayev N.I. 1
1 Karaganda State University after E.A. Buketov
2557 KB
This article discusses the need for civic and patriotic education of the younger generation of Kazakhstan, defined aims and objectives. The article analyzes the principles of civil and patriotic education of Kazakhstan’s youth and are considered stages of civil and patriotic education of university students. The authors define the quality of civic and patriotic consciousness of students. Subjective basis of civic and patriotic consciousness are: the level of consciousness of the person as a whole; its interests, needs and opportunities; the content of the spiritual world; value orientation; knowledge of the history of the country, region; knowledge of the law; motives of activity and behavior, determining readiness for social activities.
bringing up
patriotism
civicism
civic and patriotic education
national identity
civicism position

Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения Республики Казахстан – одно из основных направлений воспитательной работы учебных заведений. Целью данного направления является формирование у обучающихся научного мировоззрения, политической сознательности, казахстанского патриотизма, миролюбия, национального согласия в условиях восприятия культуры разных народов, всех национальностей.

Гражданско-патриотическое воспитание представляет собой единый комплекс, стержнем, которого является политическое, патриотическое, правовое и нравственное образование, реализуемое через учебные дисциплины, а особенно через воспитательную работу. Такое воспитание должно способствовать формированию у обучающихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Формирование социально-активных студентов – граждан Казахстана – является важнейшим направлением воспитания и развития у студентов гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, патриотического и национального самосознания. В этом направлении воспитания интегрированы гражданское, правовое, патриотическое, поликультурное и политическое воспитание [7].

Таким образом, гражданско-патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Важность гражданско-патриотического воспитания молодежи подчеркивает Президент Казахстана Н.А. Назарбаев. В своем ежегодном Послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050» – новый политический курс состоявшегося государства» он отметил: «Новый казахстанский патриотизм – основа успеха нашего многонационального и многоконфессионального общества. Наша главная цель в данном направлении проста и понятна: мы должны сохранить и укрепить общественное согласие. Это – непреложное условие нашего существования как государства, как общества, как нации. Фундамент казахстанского патриотизма – это равноправие всех граждан и их общая ответственность за честь Родины». Также Н.А. Назарбаев выделил и то, что без уверенности в будущем нельзя построить полноценное государство. Жизненно важно, чтобы цели государства и гражданина совпадали по всем основным направлениям. Это и есть главная задача государства [5].

Гражданско-патриотическое воспитание включает в себя гражданское и патриотическое воспитание. Следовательно, необходимо рассмотреть данные виды воспитания в отдельности.

В Казахстане содержание понятия «гражданин» менялось на протяжении длительного периода, и в настоящее время в педагогической литературе не всегда можно найти его четко обозначенный смысл. Это можно объяснить тем, что гражданское общество в нашей стране находится в стадии становления и данное понятие интерпретировано в научной литературе только с одной стороны – юридической, общий смысл которой сводится к тому, что гражданином является человек, который не только знает свои права и обязанности, но и уважает права другого, видя в этом залог прогрессивного развития страны.

Понятие «гражданственность» – многозначно:

1) антитеза антиполитичности, активная и сознательная включенность в дела политического сообщества;

2) психологическое ощущение себя гражданином, полноправным членом политического сообщества;

3) способность и готовность выступать в роли гражданина;

4) высшая добродетель свободного и полноправного участника политического сообщества;

5) приверженность интересам политического сообщества, чаще всего государства, готовность идти на жертвы ради этих интересов [7].

Общественная потребность в гражданском образовании личности зафиксирована в ряде документов Министерства образования Казахстана. В них образование определяется как единство обучения и воспитания, как процесс овладения правилами и нормами общепринятых отношений между индивидом и обществом. При этом целью гражданского образования выступает подготовка учащихся к ответственной и осмысленной жизни и деятельности в демократическом правовом государстве, гражданском обществе.

Таким образом, гражданское воспитание – это формирование гражданственности как интегративного качества личности, позволяющего человеку осуществлять себя юридически, нравственно и политически дееспособным. К основным элементам гражданственности можно отнести нравственную и правовую культуру, позволяющую человеку выполнять свои обязанности по отношению к своему государству и уважительно относиться к другим гражданам. Основная цель гражданского воспитания – воспитание в человеке нравственных идеалов общества, чувства любви к Родине, потребности в деятельности на благо общества и т.д. Гражданское воспитание тесно связано с нравственным, патриотическим и правовым воспитанием.

Смысл патриотического воспитания заключается в объяснении реальных понятий добра и зла, обращении сознания обучающихся к высоким идеалам отечественной истории и создании у них тем самым самостоятельных представлений о достойном общемировом значении и самоценности своей Родины.

В условиях многонациональности нашего государства в системе образования важное значение приобретают вопросы воспитания у подрастающего поколения как чувства уважения к другим народам, так и чувства любви к Родине.

Патриотизм (греч. πατρι?της – соотечественник, πατρ?ς – отечество) – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы [1].

Патриотизм предполагает гордость за достижения и культуру своей Родины, желание сохранять ее характер и культурные особенности и идентификацию себя с другими членами нации, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы Родины и своего народа.

Исторический источник патриотизма – веками и тысячелетиями закрепленное существование обособленных государств, формировавшее привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях образования наций и национальных государств патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии.

Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите [3].

На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая, устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.

На макроуровне патриотизм представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей.

Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей малой Родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству.

Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества и государства дела и поступки.

Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм как социальное явление – цементирующая основа существования и развития любых наций и государственности.

В патриотизме гармонично сочетаются лучшие национальные традиции народа с преданностью к служению Отечеству. Патриотизм неразрывно связан с интернационализмом, чужд национализму, сепаратизму и космополитизму.

Патриотизм – это сознательно и добровольно принимаемая позиция граждан, в которой приоритет общественного, государственного выступает не ограничением, а стимулом индивидуальной свободы и условием всестороннего развития гражданского общества [1].

Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Как один из видов многоплановой, масштабной и постоянно осуществляемой деятельности, патриотическое воспитание включает социальные, целевые, функциональные, организационные и другие аспекты, обладает высоким уровнем комплексности, то есть охватывает своим воздействием все поколения, пронизывает все стороны жизни: социально-экономическую, политическую, духовную, правовую, педагогическую, опирается на образование, культуру, историю, государство, этносы. Оно является неотъемлемой частью всей жизнедеятельности казахстанского общества, его социальных и государственных институтов.

Патриотическое воспитание предполагает формирование у граждан общественно значимых ориентаций, гармоничного сочетания личных и общественных интересов, преодоление чуждых обществу процессов и явлений, разрушающих его устои и потенциал созидания.

Таким образом, патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у обучающихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Следовательно, гражданское и патриотическое воспитание призвано формировать морально-психологические, личностные качества, необходимые для решения задач обеспечения безопасности Отечества, личности, общества и государства.

Проблемы гражданско-патриотического воспитания: без любви к Родине и уважения к ее истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительных качеств личности. Каково сегодняшнее общество, такова и молодежь, какова сегодняшняя молодежь, таково и завтрашнее общество. Решение ряда проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и народов Казахстана.

Целью гражданско-патриотического воспитания является формирование у подрастающего поколения глубокого понимания патриотического долга, готовности встать на защиту Родины, воспитание граждан, способных обеспечивать безопасность Отечества, решение задач укрепления целостности и единства страны, упрочения дружбы народов Казахстана.

Таким образом, чувство национального самосознания и чувство любви к Отечеству должны формироваться не стихийно, а быть воспитаны в человеке семьей, школой, системой образования. С самого раннего возраста нужно закладывать в молодежи патриотизм с помощью родителей и в дальнейшем воспитывать его в учреждениях образования на всех его ступенях и уровнях.

Следовательно, задача воспитания граждан-патриотов, стоящая перед педагогами, работниками сферы образования, весьма сложная и ответственная.

С учетом указанных обстоятельств необходимо определить, комплекс каких форм, методов, приемов патриотического воспитания позволит педагогам, участникам процесса воспитания достигнуть требуемого результата – привить современному студенту чувства патриотизма, гражданственности и соответствующие личностные качества.

Среди основополагающих принципов гражданско-патриотического воспитания, представляющих собой исходные руководящие положения при осуществлении практической деятельности в этой сфере, выделяются научность; гуманизм; демократизм; приоритетность исторического, культурного наследия Казахстана, ее духовных ценностей и традиций; системность, преемственность и непрерывность в развитии подрастающего поколения; многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания; направленность воспитания на развитие возможностей, способностей и качеств каждой личности на основе индивидуального подхода; тесная и неразрывная связь с другими видами воспитания.

Основными принципами гражданско-патриотического воспитания казахстанской молодежи являются [2]:

– принцип системно-организованного подхода, который предполагает скоординированную, целенаправленную работу всех молодежных объединений республики по гражданско-патриотическому воспитанию друг с другом;

– принцип адресного подхода в формировании гражданственности и патриотизма, предполагающий использование специфических форм и методов гражданско-патриотической работы с учетом особенностей деятельности той или иной группы молодежи;

– принцип учета исторического опыта прошлых поколений, культивирующий чувство гордости за своих легендарных предков, национальные традиции в быту и внутрисемейных отношениях, учебе и подходах к созидательному труду;

– принцип учета региональных условий в пропаганде патриотических идей и ценностей и так далее.

Основным объектом гражданско-патриотического воспитания является сама же молодежь Казахстана, среди которой закладываются основы нравственного, духовного, культурного, физического и другого развития личности.

Будучи включенной в систему гражданско-патриотического воспитания, в то же время сама молодежь выступает и как субъект патриотического воспитания.

Как правило, гражданско-патриотическое воспитание молодежи должно быть плановым, системным, постоянным и целенаправленным.

Субъективными основами гражданско-патриотического самосознания являются уровень развития самосознания личности в целом; ее интересы, потребности, возможности; содержание духовного мира; ценностные ориентации; знание истории родины, края; знание права; мотивы деятельности и поведения, определяющие готовность к социально значимой деятельности. Развитость гражданско-патриотического самосознания следует определять по таким качествам, как: законопослушность, ответственность, достоинство, активная гражданская позиция, долг, патриотизм. Наивысшим проявлением сформированности гражданско-патриотического самосознания выпускника вуза является гражданственность. В основе гражданственности студента вуза лежит любовь к отечеству, к своей будущей профессии, знание норм поведения гражданина и патриота Казахстана, а также прав и обязанностей специалиста определенной области деятельности, желание трудиться на благо страны. Гражданственность может иметь разную степень проявления: от простой лояльности государству до активной высокосознательной гражданско-патриотической позиции [4].

В гражданско-патриотическом воспитании студентов вуза можно выделить несколько этапов: развитие патриотических качеств, формирование основ правовой культуры студентов 1, 2 курса; воспитание цивилизованного человека с развивающимися гражданско-патриотическими качествами студентов 3, 4 курса; формирование высокого уровня правовой культуры молодого специалиста, с высоко развитыми качествами гражданина и патриота.

В дальнейшей профессиональной деятельности выпускника происходит совершенствование сформированных в период обучения в высшем учебном заведении его гражданско-патриотических качеств в процессе правового самообразования и самовоспитания [6].

Таким образом, современная система образования должна осуществлять подготовку такого выпускника, который бы отвечал потребностям времени и обладал высоким уровнем нравственности. Нашему обществу нужны не только специалисты-профессионалы, но и патриоты. Именно учреждения образования способствуют формированию гражданской позиции и расширению мировоззрения. Эта работа повседневная, многоплановая и рассчитанная на многие годы вперед. Основополагающим принципом в этом вопросе является конкретно-исторический подход, основывающийся на героической истории нашего народа.