Резкое обострение экологического кризиса последнего столетия заставило человечество задуматься о первоисточниках экологических проблем, поставивших под угрозу существование нашей цивилизации. По мнению учёных, современный экологический кризис обусловлен не только достижениями научно-технического прогресса, нерациональным подходом к использованию природных ресурсов, ростом численности населения и колоссальной зависимостью общества от материальных благ. Он во многом связан с кризисом нравственности в отношении природы и её ресурсов. Его истоки коренятся в ценностных установках, определивших доминирование человека и его потребностей над природой и её законами. Мнимое господство человека над природой породило такое явление, о котором М. Шеллер говорил: «Человек стал опасен сам для себя».
На современном этапе человек всё больше противопоставляет себя природе и её законам. Технократический стиль мышления способствует формированию утилитарного, прагматичного отношения к природе как источнику удовлетворения всевозрастающих потребностей человека. Такой подход способствует формированию не только таких качеств личности, как безответственность, расточительность, эгоизм, недальновидность, но и жестокость.
В этой связи крайне важным является вопрос формирования и диагностики эмоционально-ценностного отношения человека к окружающей природной среде, отражающего субъективные чувственные морально-нравственные критерии взаимодействия человека к природному окружению, позволяющего преодолеть отчуждение от естественной природы.
На значимость эмоционально-ценностного отношения человека к природе как качества личности обращают внимание в своих работах И.Н. Пономарёва, А.В. Хуторской, С.Н. Глазачев, О.Е. Перфилова, Д.С. Ермаков, Г.С. Камерилова, А.В. Матвеева и др., определяя его как один из ведущих компонентов экологической компетентности – желаемого и прогнозируемого результата экологического образования.
Эмоционально-ценностное отношение отражает систему субъективных ориентаций, идеалов, мотивов поведения, глубину осознанности принципов коэволюционного развития системы «человек-природа» в соответствии с идеями устойчивого развития. Ценностные ориентиры развивают личностные качества человека, отражающиеся в субъективных оценках различных, в том числе экологических, ситуаций, в потребности и способности к осуществлению экологически целесообразной деятельности с установкой на устойчивое развитие.
С осознанием и пониманием своей взаимозависимости с окружающей природой у человека формируется ответственное отношение к природным объектам, желание и готовность к реализации природосообразной деятельности, интерес и самостоятельная активность к более глубокому изучению принципов и законов существования природных и природно-антропогенных экосистем. Таким образом, происходит изменение самого человека, формируются новые качества личности, осознаётся ответственность за сохранение благоприятной среды жизни для дальнейшего развития человеческой цивилизации.
На наш взгляд, эмоционально-ценностное отношение человека к природной среде выражается в способности к любованию природной красотой и сопереживанию; ответственном отношении к экологическому состоянию своей среды обитания; развитии интереса, активности, творческих способностей, самостоятельности в изучении и практическом решении экологических проблем; становлении коэволюционных взглядов на принципы взаимодействия человека и природы; осознании личной деятельной причастности к реализации принципов природосообразной деятельности; нравственном формировании личности, овладении морально-этическими нормами поведения в природе. Формирование ценностных экологических ориентаций позволяет человеку оценить природу не только как источник удовлетворения материальных потребностей, но и с точки зрения познавательного, эстетического интереса.
С целью проведения диагностического исследования уровня сформированности эмоционально-ценностного отношения к окружающей природной среде нами было проведено анкетирование среди студентов первого курса неэкологического направления подготовки. В эксперименте приняли участие 42 человека.
Инструкция.
Оцените по трёхбалльной шкале степень значимости (возможности) для Вас предложенных ситуаций, отражённых в вопросах анкеты.
Вопросы анкеты.
1. Насколько Вам присуще чувство ответственности за сохранение окружающей среды?
2. Насколько лично для Вас возможно получить положительный эмоциональный настрой от общения с природой?
3. Считаете ли Вы экологические проблемы XXI века достаточно серьёзной общечеловеческой проблемой?
4. Вид погибающего комнатного растения действует на Вас угнетающе?
5. Обсуждаете ли вы с друзьями проблемы, связанные с ухудшением экологической ситуации?
6. Подкармливаете ли Вы бездомных животных, птиц?
7. Верно ли утверждение, что ухудшение состояния окружающей среды отрицательно влияет на ваше здоровье?
8. Волнует ли Вас проблема вырубки озеленённых территорий под застройку в Вашем родном городе?
9. Считаете ли Вы охоту на диких птиц и животных жестоким и безнравственным развлечением?
10. Оцените глубину собственных экологических знаний.
11. Имея возможность выбора, Вы предпочтёте жить на берегу реки, а не в центре крупного города.
12. Гуляя по парку, Вы не ходите по газонам.
Форма заполнения анкеты
Номер вопроса |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Количество баллов |
Интерпретация результатов эксперимента.
1 уровень (12–20 баллов) – доминирует прагматическое, порой варварское отношение к природе и её ресурсам, пренебрежительное отношение к экологическим проблемам своей среды обитания; отрицается универсальная ценность природной среды, взаимозависимость в развитии природы и человеческого общества; заблокирована способность удовлетворения личных эмоциональных, эстетических потребностей за счет природного окружения.
2 уровень (21–28 баллов) – характеризуется пониманием негативных последствий от потребительского, безответственного отношения к природе, проявлением убеждённости во взаимозависимости развития человеческого общества и окружающей природной среды; однако масштабы современного экологического кризиса и роль человеческого общества в его усугублении недооцениваются. Испытуемый эмоционален в отношении к природе, её объектам и процессам, осознаёт ответственность за сохранение естественной природной среды, периодически участвует в природоохранной деятельности.
3 уровень (29–36 баллов) – у испытуемого обозначена установка на коэволюционное развитие системы «человек-общество-природа»; он осознаёт универсальную ценность природной среды и способен испытывать эмоции (как позитивные, так и негативные) по отношению к различным природным объектам, процессам, явлениям. Сформировано чувство ответственности за состояние природы, ценностные ориентации и установки, личная мотивация на более глубокое изучение природных законов, принципов устойчивого развития, осуществление природоохранной деятельности.
В ходе проведённого нами эксперимента, был сделан вывод о том, что большинство опрошенных студентов (64 % – 27 человек) способны к эмпатийному отношению к окружающей природной среде. Они проявляют чувства сострадания и сопереживания экологическим проблемам своего природного окружения, способны эмоционально воспринимать природные процессы и объекты, явления. Но, к сожалению, они недооценивают всю критичность современного экологического состояния окружающей среды и не имеют устойчивой потребности в практической реализации идей устойчивого, коэволюционного развития человеческого общества и природы.
9 человек (21 % опрошенных) относятся к природе как источнику материальных ценностей, не придерживаются коэволюционных взглядов и не выражают гуманных чувств по отношению к кризисному состоянию природных экосистем.
16 человек (38 % опрошенных) способны к чувственному восприятию природных явлений и объектов, адекватно оценивают серьёзность экологического состояния окружающей природной среды и собственную роль в осуществлении природоохранной деятельности в целях устойчивого развития.
На наш взгляд, такие результаты эксперимента обусловлены отсутствием у большинства опрошенных студентов системы фундаментальных комплексных экологических знаний и положительного опыта участия в природоохранной деятельности. Это подчёркивает необходимость включения экологических дисциплин в учебные планы бакалавров, обучающихся по не экологическим направлениям подготовки.