Система профессионального высшего образования на современном этапе переживает сложные изменения, так как на нее влияют экономические, социальные, технологические факторы. Изменения в задачах системы образования предъявляют новые требования к активизации процесса обучения и наиболее эффективной организации диагностики и контроля будущих бакалавров профессионального обучения.
Основной проблемой является необходимость разрешения противоречия между реальным состоянием учебного процесса и необходимым для подготовки бакалавров на уровне современных требований.
В настоящее время проведение целостного учебного процесса не представляется возможным без диагностики и систематического контроля знаний и умений, так как диагностика и контроль знаний и умений студентов являются важным элементом процесса обучения, и естественно, что разные его стороны привлекают постоянное внимание специалистов и преподавателей.
Проблеме контроля знаний учащихся в отечественной литературе уделяется большое внимание многими авторами, такими как Сластенин В.А., Беспалько В.П., Аванесов В.С., Челышкова М.Б., а также многими другими современными педагогами. В их трудах рассмотрены виды и формы контроля знаний учащихся, а также выделена их характеристика [1]. От уровня профессиональной подготовки человека зависит как его собственное будущее благополучие, так и качество жизни общества в целом. Все участники образовательного процесса (профессорско-преподавательский состав, студенты и работодатель) заинтересованы в адекватной оценке учебных достижений студентов, оценке учебной деятельности преподавателей, вуза в целом [8].
На сегодняшний день, к сожалению, на процесс оценивания не влияет качество самого обучения, в результате которого студент должен был усвоить данный материал. Поэтому очень важно знать, как лучше организовать контроль знаний и умений будущих бакалавров, как правильно оценить уровень сформированности их компетенций, т.е. как провести диагностику, учитывая специфику их подготовки.
Цель исследования
Обоснование методов и форм контроля знаний будущих бакалавров профессионального обучения.
Материалы и методы исследования
Проведена теоретическая и экспериментальная работа по проблеме диагностики и контроля знаний, умений и навыков будущих бакалавров профессионального обучения по профилю «Транспорт».
Уточнена сущность, цели и функции диагностики и контроля знаний и умений будущих бакалавров; рассмотрены виды и формы контроля; выявлены особенности учета и оценки качества результатов практического (производственного) обучения; рассмотрена специфика проведения диагностики и контроля по курсу «Автомобили».
Результаты исследования и их обсуждение
Особыми средствами обучения, с помощью которых корректируется образовательный процесс и определяется достижение поставленных целей, являются диагностика, контроль и оценка.
Диагностика обучения – обязательный компонент образовательного процесса, с помощью которого определяется достижение поставленных целей. Она охватывает различные сферы – психологическую, педагогическую, дидактическую, управленческую и др.
Диагностика образовательной деятельности студента включает в себя: контроль, проверку, учет, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, рефлексию; выявление динамики образовательных изменений и личностного самоконтроля, формируемого у студента; переопределение целей, уточнение образовательных программ; корректировку хода обучения; прогнозирование дальнейшего развития событий.
Термин «контроль» отображает его основную цель – выявление и диагностику результатов образования, развития и воспитания [6].
Согласно ФГОС бакалавр профессионального обучения должен владеть определенным набором компетенций. В структуре компетенций мы выделяем профессиональные знания, умения, навыки и личные качества для успешной деятельности в определенной области [4]. В соответствии с этим утверждением для оценки уровня сформированности компетенций нам необходимо произвести контроль знаний и умений студентов.
Выделяют следующие цели контроля знаний и умений учащихся:
– диагностирование и корректирование знаний и умений учащихся;
– учет результативности отдельного этапа процесса обучения;
– определение итоговых результатов обучения на разном уровне [5].
Поставленные цели подразумевают выполнение следующих функций контроля: контролирующая функция; обучающая функция; диагностическая функция; прогностическая функция; развивающая функция; ориентирующая функция; воспитывающая функция.
Процесс оценки качества знаний студентов многоуровневый и многоэтапный. Причем использование компетентностного подхода позволяет оценить полноту освоения предмета и по профилю подготовки в целом. Процесс подготовки бакалавров профессионального обучения подразумевает значительный объем практических занятий и необходимость постоянного взаимодействия систем обучения и контроля. На кафедре «Теории и методики технологии и профессионального образования» Марийского государственного университета система контроля традиционно включена в общую систему обучения и является ее неотъемлемой частью, призванной решать две основные задачи:
– осуществление взаимного контроля и самоконтроля студентами относительно изучаемой научной дисциплины, т.е. внутренний контроль;
– проведение внешней проверки знаний, умений и навыков по изучаемой дисциплине, т.е. внешний контроль.
Взаимный контроль осуществляется студентами между собой на основе результатов какой-либо деятельности. Роль взаимного контроля в эффективности учебной деятельности трудно переоценить. Он находит широкое применение на практических и лабораторных занятиях по направлению подготовки «Профессиональное обучение». При проведении практических занятий по дисциплинам «Практическое производственное обучение», «Практикум по рабочей профессии», «Автомобильный практикум», «Эксплуатация автомобилей» студенты оценивают уровень сформированности знаний, умений навыков, используя взаимопроверку. В ходе взаимного контроля раскрываются индивидуальные особенности учащихся, их взаимоотношения с товарищами, уровень подготовленности по дисциплине.
Самоконтроль учебно-познавательной и учебно-практической деятельности – один из компонентов эффективности самообучения, обеспечивающий сознательную оценку субъектом учения (учащимся) соответствия полученных результатов учебной деятельности поставленным целям обучения для последующей регуляции своей учебной деятельности [2].
Студент должен привить навыки самопроверки своих когнитивных действий, научиться методам самоконтроля и самокритичности при освоении дисциплины.
Внешний контроль – это всего лишь проверочная процедура, проводимая по установленным правилам, при помощи специально разработанных опросных материалов и технологий [7]. Внешний контроль обусловлен спецификой изучаемой дисциплины, а также материально-техническим оснащением кафедры осуществляющей подготовку студентов.
К внешнему контролю, применяемому при организации обучения бакалавров профессионального обучения, относятся модульно-рейтинговая система, тестирование знаний, текущий контроль.
Мыслительный процесс, логика рассуждений студента остается за скобками этой системы. Поэтому внешний контроль должен осуществляться наряду с внутренним. Среди различных видов контроля, применяемых при организации процесса обучения будущих бакалавров профессионального обучения дисциплинам вариативной части, выделим следующие виды: предварительный (входной), текущий, периодический, итоговый. Основанием для выделения этих видов контроля является специфика дидактических задач, решаемых на различных этапах обучения:
– предварительный контроль предусматривает установление уровня подготовленности студентов к изучению данной дисциплины, работающий на «преемственность» изучаемых ранее дисциплин; текущий контроль проводится в процессе усвоения нового учебного материала для проверки знаний и умений на каждом занятии; периодический применяется для проверки усвоения значительного объема изученного материала; итоговый контроль проводится по окончании семестра или раздела изучения курса, с помощью итогового контроля выявляется степень овладения учебным материалом за определенный период времени. Проверка, осуществляемая в различных формах итогового контроля, во многом определяется характером контрольных заданий, задач. Все это требует тщательного, обоснованного отбора заданий. Задание всегда должно отражать цели изучения того или иного учебного предмета при подготовке бакалавра, соответствовать требованиям учебных программ.
Итак, следует сказать о том, что контроль определяет соответствие проверяемых знаний, умений и навыков в их взаимозависимости, тому или иному уровню, качеству, заданным параметрам, предусмотренным программой. Он определяет, достиг или не достиг студент требуемого уровня знаний. А также ведущей задачей контроля является регулярное управление учебной деятельностью и соответствующая корректировка данной деятельности.
Проанализировав понятия «диагностика» и «контроль», необходимо рассмотреть понятия учета и оценки качества результатов практического (производственного) обучения. Под практическим (производственным) обучением мы понимаем выполнение практических и лабораторных работ по дисциплинам вариативной части.
Рассматривая особенности учета практического (производственного) обучения будущих бакалавров, необходимо заострить внимание на следующих компонентах: учет, т.е. анализ и фиксация хода и результатов процесса производственного обучения: сравнение и сопоставление с исходными данными (подсчет, замер); контроль, т.е. процесс определения соответствия знаний и умений учащихся, результатов их учебно-производственной деятельности установленным требованиям, критериям; оценка – результат проверки качества сформированности знаний и умений студентов, результатов их учебно-производственной деятельности.
Можно выделить следующие виды учета: учет выполнения учебного плана, учет выполнения программы производственного обучения, учет посещаемости учащихся при обучении, учет выполнения норм времени, учет выполнения планов производственной деятельности.
Основой оценивания служат результаты проверки (учета). Оценка имеет различные способы выражения: устные суждения педагога, письменные качественные характеристики, систематизированные по определенным параметрам аналитические данные. Оценка чаще всего завершается отметкой – условным обозначением в виде числа, буквы, кодовых знаков.
Цели контроля определяют выбор методов, при этом следует учитывать, что названные методы могут применяться во всех видах контроля. Только комплексное их применение позволяет регулярно и объективно выявлять динамику формирования системы знаний и умений студентов и способствует повышению качества образовательного процесса.
Учебные планы и программы высших профессиональных учебных заведений предусматривают следующие формы организации контроля знаний и умений студентов: обязательные контрольные работы, зачеты, квалификационные испытания, защиту курсовых и дипломных проектов (работ), семестровые и переводные, а также государственные экзамены.
Контроль знаний, умений осуществляется как в ходе выполнения студентами конкретных практических заданий, так и по результатам выполнения работы в целом. Основные критерии, по которым оценивается практическая деятельность студентов, следующие: рациональная организация труда и рабочего места, правильность применения приемов работы, рациональное использование оборудования и инструмента, соблюдение правил техники безопасности, степень самостоятельности при выполнении заданий.
За последние годы значительно активизировалась работа по совершенствованию методов и средств контроля. Поиски нового привели к применению тестового контроля усвоения, а также опроса с помощью контролирующих устройств и комплексов, позволяющих иметь регулярную «обратную связь» от обучаемых к обучающему [9].
В процессе изучения дисциплины «Устройство автомобиля» можно использовать тестовую проверку знаний, проводимую после изучения каждого раздела, как допуск к практическим и лабораторным занятиям. Тестовый контроль дает возможность при незначительных затратах аудиторного времени проверить студентов на знание большого объема информации [3]. Основной недостаток этого контроля – ограниченность применения: с его помощью можно проверить только репродуктивную деятельность студентов (знакомство с учебным материалом и его воспроизведение), поэтому он наиболее применим в процессе текущего контроля.
Зачет как итоговая форма контроля применяется главным образом в период производственной практики либо как итоговый контроль по дисциплине наряду с экзаменом. По результатам учебной, производственной технологической и производственной преддипломной практики студенты получают зачет с дифференцированной оценкой. Зачет служит также одной из форм контроля за выполнением лабораторных и практических работ, предусмотренных учебными планами и программами.
Зачет по лабораторным, графическим, расчетным и другим практическим работам проставляется по мере представления студентами преподавателю отчетов о выполненных контрольных, лабораторных работах и т.д. Студентам, не выполнившим своевременно какую-либо из лабораторных и практических работ, преподаватель устанавливает индивидуальный срок ее выполнения. При наличии незачтенных работ итоговую оценку успеваемости студенту по предмету за семестр не выставляют.
По окончании обучения бакалавры получают рабочую профессию согласно общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов. Квалификационные испытания на получение разряда по рабочей профессии предусматриваются учебным планом и проводятся после окончания 4 семестра. Основное назначение квалификационных испытаний заключается в проверке сформированности знаний, умений и навыков по одной из рабочих профессий в соответствии с профилем подготовки.
Курсовое и дипломное проектирование выполняет обучающую и контролирующую функцию, является важнейшей формой проверки овладения студентами направления профессионального обучения теоретическими знаниями, умениями в соответствии с профилем подготовки. Задания для курсового и дипломного проектирования (выпускной квалификационной (бакалаврской) работы отбирают с конкретным производственным содержанием, формируют таким образом, чтобы студенты при их выполнении оперировали большей частью знаний и умений, полученных в процессе обучения. Выпускная квалификационная (бакалаврская) работа, являясь завершающим этапом обучения и заключительной формой контроля, обеспечивает наиболее глубокую системную проверку подготовленности студентов к профессиональной деятельности.
При организации диагностики и контроля знаний будущих бакалавров профессионального обучения можно выделить следующие специфические особенности:
– основными методами контроля знаний и умений студентов в процессе теоретических занятий являются: устный опрос, письменная и практическая проверки, стандартизированный контроль, тестовая проверка знаний, рейтинговая система контроля знаний;
– для практической проверки предлагаются самые разнообразные задания: провести различные измерения, осуществить сборку, разборку, наладку машин и механизмов, разработать технологическую карту, выполнить эскиз или чертеж изделия, изготовить конкретное изделие, выполнить практическую работу и т.д. Общее значение этих методов заключается в том, чтобы наилучшим образом обеспечить своевременную и всестороннюю обратную связь между студентами и преподавателями, на основании которой устанавливается, как студенты воспринимают и усваивают учебный материал.
Широкое применение для контроля находят профессиональные задачи (технологические, диагностические и др.), деловые игры, подобранные в соответствии с требованиями квалифицированной характеристики специалиста. Они позволяют наиболее объективно определить уровень готовности студента к практической деятельности, сформированность таких важнейших интеллектуальных умений, как анализ и синтез, обобщение, сравнение, перенос знаний, использование знаний в нестандартных условиях.
Выводы
Диагностика и систематический контроль знаний и умений студентов – одно из основных условий повышения качества обучения. Умелое владение педагогом различными формами контроля знаний и умений способствует повышению мотивации, предупреждает отставание, обеспечивает активную работу каждого студента. Контроль для будущих бакалавров профессионального обучения должен быть направлен на определение соответствия проверяемых знаний, умений и навыков в их взаимозависимости тому или иному уровню, качеству, заданным параметрам, предусмотренным программой, а также участвовать в регулярном управлении учебной деятельностью и соответствующей корректировке данной деятельности.