Проблема агрессивности в современном обществе является чрезвычайно актуальной, как с точки зрения науки, так и с позиции социальной практики. Агрессивность в школьной среде – это не просто тревожное явление, а весьма серьезная социально-психологическая проблема, которая нуждается в решении. Поэтому очень важна профилактическая работа в школе, направленная на предупреждение и коррекцию агрессивности. В работе рассматривается один из аспектов агрессивности подростков – вербальная агрессивность. Особый интерес представляет оценка эффективности проводимой профилактической работы. Одним из методов профилактики агрессивности является арт-терапия. Поэтому актуальной является задача количественной оценки эффективности разработанной программы АРТ-терапии школьников на линейной шкале.
Цель исследования
Цель данной работы заключается в оценке эффективности на линейной шкале программы АРТ-терапии для профилактики вербальной агрессивности школьников. Программа АРТ-терапии была разработана Кравченко Н.В. и реализована в МБОУ ООШ № 33 пос. Первомайского Красноармейского района Краснодарского края. Разработанная программа и методические рекомендации по ее использованию представлены в работе [1].
Для достижения данной цели необходимо:
– сформировать экспериментальную и контрольную группы школьников;
– измерить на линейной шкале первоначальный уровень вербальной агрессивности школьников обеих групп;
– реализовать в экспериментальной группе программу АРТ-терапии;
– измерить на линейной шкале уровень вербальной агрессивности школьников обеих групп после реализации программы АРТ-терапии;
– провести многофакторный дисперсионный анализ эффективности разработанной программы АРТ-терапии.
Вербальная агрессивность школьников рассматривается как конструкт, который определяется набором индикаторов, представленных в опроснике [5]. Проведенные исследования показали, что все индикаторы (пункты опросника) адекватны модели измерения и опросник может быть использован в качестве измерительного инструмента для оценивания творческого мышления дошкольников на линейной шкале.
Материалы и методы исследования
В исследовании принимали участие школьники МБОУ ООШ № 33 пос. Первомайского Красноармейского района Краснодарского края, всего 40 детей в возрасте 10–12 лет.
Конструкт «вербальная агрессивность» является латентной переменной. Поэтому измерение вербальной агрессивности школьников до и после реализации программы АРТ-терапии осуществлялось в рамках теории латентных переменных на основе модели Раша.
Анализ качества опросника проводился в рамках теории измерения латентных переменных [2, 7]. Эта теория показала свою эффективность при решении самых разных задач в социальных системах [2, 4, 6]. Для измерения латентной переменной «творческое мышление» использовалась дихотомическая модель Раша. Свойства этой модели подробно рассмотрены в [2].
Дихотомическая модель Раша имеет следующий вид:
где Pij – вероятность положительного ответа i-го школьника на j-ый индикатор (пункт опросника), βi – местоположение i-го школьника на шкале «вербальная агрессивность», δj – местоположение j-го индикатора на той же самой шкале.
Для обработки данных опросов использовалась диалоговая система ИЛП, разработанная в лаборатории объективных измерений Кубанского государственного университета [3].
Результаты исследования и их обсуждение
Первоочередной задачей при измерении латентной переменной является оценка совместимости индикаторных переменных, т.е. определение того, в какой мере индикаторные переменные определяют одну и ту же латентную переменную, в данном случае «творческое мышление». Совместимость индикаторных переменных осуществлялась на основе критерия Хи-квадрат. Значение статистики Хи-квадрат оказалось равным 19,32 при числе степеней свободы 16. Эмпирический уровень значимости критерия равен 0,25, что превышает номинальный порог 0,05. Это свидетельствует о том, что результаты опроса в целом адекватны модели Раша, а значит, пригодны для измерения.
Характеристика измерительного инструмента – набора индикаторов, характеризующих вербальную агрессивность
В табл. 1 приведена статистическая характеристика набора индикаторов.
Таблица 1
Статистическая характеристика набора индикаторных переменных
№ п/п |
Индикаторная переменная |
Оценка (логит) |
Ошибка (логит) |
Хи-квадрат |
p |
1 |
Если я не одобряю поведение своих знакомых, то я прямо говорю им об этом |
– 1,310 |
0,327 |
1,491 |
0,475 |
2 |
Когда люди орут на меня, я отвечаю тем же |
– 0,876 |
0,301 |
1,798 |
0,407 |
3 |
Во время спора я часто повышаю голос |
– 0,539 |
0,285 |
0,616 |
0,735 |
4 |
Когда я взбешен, я кричу самое злобное ругательство |
0,191 |
0,262 |
5,617 |
0,060 |
5 |
В разговоре с человеком я стараюсь его внимательно выслушать, не перебивая |
0,273 |
0,261 |
0,822 |
0,663 |
6 |
Иногда я намеренно говорю гадости о человеке, которого не люблю |
0,480 |
0,258 |
3,214 |
0,200 |
7 |
Если меня кто-то раздражает, я могу сказать ему все, что о нем думаю |
0,863 |
0,256 |
4,227 |
0,121 |
8 |
В сильном гневе я употребляю крепкие выражения, сквернословлю |
0,918 |
0,256 |
1,532 |
0,465 |
Индикаторы в табл. 1 упорядочены по возрастанию их значений на шкале латентной переменой – от наименьшего значения (– 1,310 логит), к наибольшему (+ 0,918 логит).
Анализ результатов измерения
Расположение оценок школьников и индикаторов на шкале «вербальная агрессивность» представлено на рисунке.
Местоположение оценок школьников и индикаторов на шкале «вербальная агрессивность»
В верхней половине рисунка изображена гистограмма распределения оценок вербальной агрессивности школьников, в нижней половине – распределение оценок индикаторов на этой же шкале.
Анализируя приведенную на рисунке информацию, можно сделать следующие заключения.
1. Диапазон варьирования оценок вербальной агрессивности школьников очень большой: от – 3,00 до + 3,00 логит. Это свидетельствует о том, что школьники очень сильно отличаются друг от друга по вербальной агрессивности. Как следствие, это свидетельствует о высокой дифференцирующей способности опросника.
2. Диапазон варьирования оценок индикаторов относительно небольшой – от – 1,50 логит до + 1,00 логит.
3. Различие между средними значениями оценок школьников и индикаторов на шкале «вербальная агрессивность» равно 0,488 логит, что свидетельствует об информативности опросника.
Оценка эффективности программы АРТ-терапии
Таблица 2
Дисперсионный анализ оценок творческого мышления дошкольников
Источник дисперсии |
Сумма квадратов |
Степени свободы |
Средний квадрат |
Fэксп |
р |
Фактор А |
2,456 |
1 |
2,456 |
2,108 |
0,151 |
Фактор В |
4,009 |
1 |
4,009 |
3,441 |
0,068 |
Фактор С |
27,952 |
1 |
27,952 |
23,987 |
< 0,001 |
Взаимодействие АВ |
13,759 |
1 |
13,759 |
11,807 |
0,001 |
Взаимодействие АС |
0,379 |
1 |
0,379 |
0,325 |
0,570 |
Взаимодействие ВС |
0,555 |
1 |
0,555 |
0,476 |
0,492 |
Взаимодействие АВС |
0,008 |
1 |
0,008 |
0,007 |
0,934 |
Ошибка |
83,903 |
72 |
1,165 |
||
Всего |
135,026 |
79 |
В табл. 2 представлены результаты многофакторного дисперсионного анализа оценок вербальной агрессивности школьников в зависимости от группы (фактор А), времени измерения вербальной агрессивности (фактор В) и пола школьника (фактор С). Фактор А варьируется на двух уровнях (а1 – экспериментальная группа, а2 – контрольная группа), фактор В варьируется на двух уровнях (b1 – до реализации программы АРТ-терапии, b2 – после реализации программы АРТ-терапии), фактор С также варьируется на двух уровнях (с1 – девушки, с2 – ребята).
Таблица 3
Средние значения оценок вербальной агрессивности школьников в зависимости от их пола
Источник дисперсии «Программа» |
Оценка творческого мышления (логит) |
Стандартная ошибка (логит) |
95 % доверительный интервал |
|
Нижняя граница |
Верхняя граница |
|||
Девушки |
– 0,162 |
0,181 |
– 0,523 |
0,198 |
Ребята |
1,032 |
0,163 |
0,706 |
1,358 |
Таблица 4
Средние значения вербальной агрессивности школьников в зависимости от группы и программы АРТ-терапии
Группа |
Программа АРТ-терапии |
Оценка творческого мышления (логит) |
Стандартная ошибка (логит) |
95 % доверительный интервал |
|
Нижняя граница |
Верхняя граница |
||||
Экспериментальная |
Без программы |
0,903 |
0,241 |
0,422 |
1,384 |
С программой |
– 0,387 |
0,241 |
– 0,869 |
0,094 |
|
Контрольная |
Без программы |
0,419 |
0,246 |
– 0,072 |
0,910 |
Без программы |
0,805 |
0,246 |
0,314 |
1,296 |
Проинтерпретируем полученные результаты. Значимы только два источника дисперсии на очень высоком уровне значимости – фактор С (p = 0,001) и взаимодействие АВ (p < 0,001).
Значимость фактора А означает, что есть статистически значимое различие между девушками и ребятами по их вербальной агрессивности в среднем по всем уровням остальных факторов. Соответствующие результаты приведены в табл. 3.
Результаты, представленные в табл. 3, свидетельствуют о том, что вербальная агрессивность ребят выше по сравнению с девушками.
Наибольший интерес для цели исследования представляет рассмотрение значимости взаимодействия факторов А и В (табл. 4).
Из табл. 4 видно, что в среднем вербальная агрессивность школьников экспериментальной группы снизилась с 0,903 логит до – 0,387 логит, тогда как вербальная агрессивность школьников контрольной группы даже несколько увеличилась: с 0,419 логит до 0,805 логит.
Выводы
1. Получена количественная оценка эффективности программы АРТ-терапии для снижения вербальной агрессивности школьников.
2. Латентная переменная «вербальная агрессивность» определена операционально – в виде набора индикаторов. Показано, что набор индикаторов адекватен модели измерения и может быть использован как измерительный инструмент.
3. Использование теории измерения латентных переменных позволило измерить латентную переменную «вербальная агрессивность» на линейной шкале, что является важным условием корректного оценивания эффективности программы АРТ-терапии.