Проблема коррекции девиантного поведения детей и подростков на современном этапе развития общества является одной из наиболее значимых. Острота проблемы подтверждается статистическими данными о том, что за период с января по май 2015 года число преступлений, совершенных подростками в возрасте от четырнадцать до восемнадцати лет, по сравнению с прошлым годом увеличилась на 5,9 %, а количество юных правонарушителей по стране составило 3,2 тыс. человек [9]. В числе причин сложившейся ситуации – социальная нестабильность, разрушение традиционных институтов социализации детей, подростков и молодежи, деформация привычных способов их самореализации, рост социально обусловленных и социально значимых болезней, коммерциализация сфер досуга и другие факторы. Изменения, происходящие в общественном устройстве, побуждают к полному обновлению сложившихся в образовании форм воспитания и развития подрастающего поколения. Иначе, рост и распространение в среде подростков таких негативных явлений, как пьянство, бродяжничество, правонарушения, наркомания, различные формы проституции и т.п., приведут к тому, что и нынешнее подрастающее поколение окажется «потерянным».
Перед государством и обществом, таким образом, стоит важная задача создания надлежащих правовых, социокультурных, экономических условий, научного и практико-технологического обеспечения профилактики девиантности как наиболее опасного социального порока. Не менее важным является обновление подходов к оказанию необходимой помощи девиантным детям и подросткам в их нравственной реабилитации, успешной социализации, интеллектуальной и творческой самореализации и безболезненной интеграции в современное социокультурное пространство [5, 6, 7]. В данном контексте актуальной является проблема разработки научно-педагогических подходов и технологий коррекции детского и подросткового нарушенного поведения в условиях специальных профессиональных учебных заведений закрытого типа.
Цель исследования
В связи с обозначенной проблемой целью представленного исследования являлось научно-теоретическое обоснование и экспериментально-практическое подтверждение эффективности коррекции девиантного поведения подростков средствами экологически ориентированной проектно-исследовательской деятельности в условиях специального профессионального училища закрытого типа.
Материалы и методы исследования
Для достижения поставленных целей были использованы следующие методы научного исследования: теоретико-аналитические (анализ социально-педагогической, психологической и специально-педагогической научной литературы), социально-педагогические (беседы с воспитанниками и педагогами училища, анкетирование, тестирование и др.), психолого-диагностические методы (вербальная ассоциативная методика диагностики экологических установок личности «ЭЗОП», методика диагностики мотивации взаимодействия с природой «Альтернатива») [10], формирующие, а также методы статистической обработки экспериментальных данных.
Результаты исследования и их обсуждение
Понятие девиантности в науке рассматривается не как самостоятельный психологический феномен, а как психологическая характеристика современного подросткового сообщества [4]. Данная характеристика указывает на динамичность данного явления и делает возможным выход на психо-коррекционную работу с ориентацией на систему ценностей и выработку социально приемлемых норм и правил поведения [5].
Коррекцией девиантного поведения называют процесс помощи подростку в преодолении сложившихся в его поведении стереотипов и образцов поведенческих реакций в ответ на воздействие внешних факторов и под влиянием индивидуально-личностных и характерологических особенностей, а также формирование стратегий высокофункционального поведения в различных жизненных ситуациях, обеспечивающих реализацию социально одобряемых форм поведения [3, 6, 7].
Известно, что девиантное поведение имеет много форм проявления: от незначительных проступков до стойких психических отклонений [3]. К его разновидностям относятся также корысть, агрессия или социальная пассивность. Стимулирующим фактором этих и других проявлений девиантности является среда, в которой живет и воспитывается ребенок, характеризующаяся дефектами правового и нравственного воспитания детей, несовершенством процесса формирования личностных качеств, отрицательным влиянием семьи, ближайшего социального окружения и их ценностных ориентаций. Девиантное поведение детей, развивающихся в дефектных условиях жизни – это, как правило, своеобразная форма выживания, выражение протеста или самоутверждения [7]. Поэтому первостепенным условием для профилактики и коррекции отклонений в поведении является нейтрализация десоциализирующего влияния.
К сожалению, чаще всего нейтрализация неблагоприятного влияния на подростков происходит лишь после того, как ими уже совершено серьезное правонарушение и они становятся воспитанниками специальных образовательных учебных учреждений закрытого типа, и где с ними проводится специальная психолого-педагогическая коррекционная работа [8], результативность которой зависит от многих факторов, в том числе от используемых педагогических и организационных технологий.
Наряду с традиционными для подобных учебных заведений форм и методов исправления нарушенного поведения и воспитания, в работе с трудными детьми, с нашей точки зрения, могут быть задействованы разнообразные эколого-образовательные технологии, и прежде всего эколого-ориентированная проектно-исследовательская деятельность. В теории и практике экологического образования преимущества данного метода признаны не только с точки зрения формирования у детей и подростков экологического сознания, экологического мировоззрения и экологической культуры, но и в становлении у развивающейся личности морально-нравственных и духовных ценностей, усвоения ею норм ответственного и правового поведения по отношению к природе и обществу [1, 2].
В редакционной статье журнала «Мир психологии» (№ 2 за 1995 г.) отмечается, что кардинальные решения в сфере психолого-педагогической деятельности по формированию экологического сознания «лежат в принципиальном изменении характера отношений человека к природе, и поэтому особое значение приобретает поиск механизмов и средств преобразования мотивационно-потребностной сферы личности (прежде всего растущего человека), соответствующих установок и целей в ее преобразовательной деятельности, в практическом взаимодействии с природной сферой, выработке готовности к определенному пониманию ее и поведению». Сказанное раскрывает суть высокого преобразующего потенциала эколого-образовательных технологий на личностную сферу обучающегося, что особенно важно в коррекционной работе с детьми с искаженными ценностно-мотивационными установками и поведением по отношению к близкому социальному окружению и социуму в целом.
Кроме того, важной проблемой детей с девиантным поведением является низкий уровень культуры человеческого общения. В образовательных учреждениях всех типов понятие «девиантное поведение» зачастую заменяется словом «трудный», и такой ребенок или подросток попадает как бы в «зону отчуждения», с ним стараются иметь дело как можно меньше. Но опыт показывает, что именно такие дети и подростки лучше всего откликаются на разные формы практической деятельности, легко и быстро реагируют на любые нестандартные проекты. Поисковая и преобразующая деятельность в природе создает для проявления названных качеств воспитанников самые благоприятные условия, позволяет любому из них проявить себя с самой лучшей стороны, несмотря на успехи или неудачи в других сферах жизни. При этом у них появляется потребность в активном общении со сверстниками и взрослыми, что важно в накоплении ими положительного общекультурного опыта и развитии коммуникативных навыков [3].
Важную роль вовлечение таких подростков в экологическую проектно-исследовательскую деятельность играет в их социальной и психологической реабилитации. Через развитие культуры разумного отношения к природе и экологически ориентированных личных ценностей у подростков возможно изменение самооценки, пересмотр собственной роли в обществе, и, как результат, пробуждение таких личностных качеств, как совесть, порядочность, чувство долга, ответственность, коллективизм. Экологическая деятельность способствует также раскрытию творческого потенциала трудного подростка, проявлению его способностей, интересов, желаний и возможностей.
Экспериментальная апробация метода проектно-исследовательской деятельности для социально-педагогической реабилитации и коррекции девинатного поведения детей и подростков проводилась нами в условиях специального профессионального училища закрытого типа в республике Северная Осетия-Алания. Для контингента обучающихся в данном учебном заведении, наряду с типичными показателями педагогической запущенности (стойкая отрицательная мотивация к обучению, недостаточная сформированность вербально-логического мышления, навыков счета и правописания), характерны и такие поведенческие нарушения, как высокий уровень конфликтности, реакция отказа и оппозиции. Динамика изменений отношения к природе в процессе активного погружения воспитанников в экологически ориентированную проектно-исследовательскую деятельности в экспериментальных и контрольных группах исследовались с помощью психолого-диагностических методик «ЭЗОП» и «Альтернатива» (В.А. Ясвина и СД. Дерябо) [10], тестирования, анкетирования, наблюдений, бесед и других социально-педагогических методов.
На начальном этапе в среднем у 82 % подростков, участвующих в эксперименте, доминировала прагматическая установка по отношению к природе, наблюдалось отсутствие интереса к природе, ее явлениям и процессам, любым экологическим проблемам, в том числе социально значимым, и тем самым отсутствовала установка по отношению к природе как объекту заботы и охраны (соответственно, проявляли интерес к природе и экологическим проблемам лишь 18 % ребят контрольной и экспериментальной групп).
В разработке целей, задач, этапов и содержания реализуемой технологии основной акцент был сделан на создании условий для пробуждения личной заинтересованности ребят не только в конечном результате реализуемого экологического проекта, но и в самом процессе его достижения. Гарантией успеха используемой эколого-образовательной технологии являлось достижение такого состояния интереса и увлеченности ребят, когда конкретная экологическая проблема (природоохранная, здоровьесберегающая, художественно-эстетическая и т.п.), ее изучение и поиск путей решения с учетом реальных условий выполнения, и, наконец, реализация проектного замысла в практике, становятся для них личностно значимыми. Достичь подобного результата возможно при реализации ряда педагогических условий, и прежде всего, создание в учебном заведении соответствующей образовательной среды, в рамках которой экологическое образование и проектно-исследовательская деятельность должны стать приоритетными.
Следующим необходимым условием является специальная подготовка или повышение квалификации задействованных в эксперименте учителей, педагогов дополнительного образования и воспитателей по организации экологической проектно-исследовательской деятельности подростков в учебном процессе и во внеурочной деятельности, а также по использованию для названных целей современных образовательных средств, в том числе мультимедийных программ и Интернет-ресурсов.
Хорошим стимулом для участия воспитанников в экологических делах училища являлось их большое желание делиться полученными проектными результатами на исследовательских конкурсах разного уровня (внутришкольных, региональных, всероссийских). Подтверждением сказанному являются успехи воспитанников на Всероссийских конкурсах Национальной системы «Интеграция» – «Юность. Наука. Культура» и «ЮНЕКО» в 2014 и 2015 гг., куда были представлены результаты проектной деятельности по использованию природных материалов в декоративно-прикладном искусстве.
Результатом внедрения названной эколого-образовательной технологии (в течение учебного года) явилось то, что в поведении многих ребят появлялась устойчивая тенденция к нарастающей экологической активности, все чаще возникало желание участвовать не только в разработке экологических проектов, в разнообразной природоохранной деятельности, но и в преобразовании безответственного отношения к природе у других людей. У большинства подростков возник интерес к получению дополнительных экологических знаний и знаний о природе, что, несомненно, свидетельствовало о снижении уровня прогнатической доминанты в отношении окружающей природы и возрастании уровня доминирующих установок по отношению к природе как объекту изучения и охраны. Кроме того, у подростков, увлеченных данной деятельностью (к концу эксперимента их стало 36 %), наблюдались очевидные положительные изменения в сознании и духовно-нравственной сфере, шел процесс становления их внутренней мотивации, причем не только к экологической, но и любой другой социально-позитивной деятельности.
Выводы
Таким образом, при соблюдении вышеназванных педагогических условий, внедрение технологии экологической проектно-исследовательской деятельности в систему коррекционной работы с девиантными детьми и подростками в условиях специальных профессиональных училищ закрытого типа, бесспорно, дает положительные результаты. Активизируя экологическое сознание ребят, данная технология способствует развитию у них устойчивой внутренней мотивации познавательной деятельности, формирует социокультурные и духовно-нравственные ценности, исправляет нарушения поведения не только в отношении природного окружения, но и социального мира, успешно реализуя тем самым их социальную и психологическую реабилитацию.