Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

CORRECTION OF DEVIANT BEHAVIOR OF ADOLESCENTS BY MEANS OF ENVIRONMENTALLY-ORIENTED DESIGN AND RESEARCH ACTIVITIES

Hvichia N.Z. 1 Bobyleva L.A. 1
1 Federal State Educational Institution of Higher Professional Education «North-Ossetian State University of Costa Levanovich Khetagurov»
2542 KB
The article discusses the problem of deviant behavior among adolescents as one of the major problems of our time, and the search of the ways to solve it by pedagogical means. On the basis of theoretical analysis are highlighted the social and psychological causes of increase of the occurrence and diversity of manifestations of this phenomenon among adolescents . As an effective means of correction of deviant behavior of adolescents in a specialized educational institution of closed type is considered the technology of the inclusion of pupils in ecologically oriented design and research activities. Experimental studies have shown opportunities of this technology for social and psychological rehabilitation of adolescents, the disclosure of their personal potential, formation of spiritual and moral values and responsibility towards nature and the social world.
environmental education
project and research activity
deviant behavior of children and teenagers

Проблема коррекции девиантного поведения детей и подростков на современном этапе развития общества является одной из наиболее значимых. Острота проблемы подтверждается статистическими данными о том, что за период с января по май 2015 года число преступлений, совершенных подростками в возрасте от четырнадцать до восемнадцати лет, по сравнению с прошлым годом увеличилась на 5,9 %, а количество юных правонарушителей по стране составило 3,2 тыс. человек [9]. В числе причин сложившейся ситуации – социальная нестабильность, разрушение традиционных институтов социализации детей, подростков и молодежи, деформация привычных способов их самореализации, рост социально обусловленных и социально значимых болезней, коммерциализация сфер досуга и другие факторы. Изменения, происходящие в общественном устройстве, побуждают к полному обновлению сложившихся в образовании форм воспитания и развития подрастающего поколения. Иначе, рост и распространение в среде подростков таких негативных явлений, как пьянство, бродяжничество, правонарушения, наркомания, различные формы проституции и т.п., приведут к тому, что и нынешнее подрастающее поколение окажется «потерянным».

Перед государством и обществом, таким образом, стоит важная задача создания надлежащих правовых, социокультурных, экономических условий, научного и практико-технологического обеспечения профилактики девиантности как наиболее опасного социального порока. Не менее важным является обновление подходов к оказанию необходимой помощи девиантным детям и подросткам в их нравственной реабилитации, успешной социализации, интеллектуальной и творческой самореализации и безболезненной интеграции в современное социокультурное пространство [5, 6, 7]. В данном контексте актуальной является проблема разработки научно-педагогических подходов и технологий коррекции детского и подросткового нарушенного поведения в условиях специальных профессиональных учебных заведений закрытого типа.

Цель исследования

В связи с обозначенной проблемой целью представленного исследования являлось научно-теоретическое обоснование и экспериментально-практическое подтверждение эффективности коррекции девиантного поведения подростков средствами экологически ориентированной проектно-исследовательской деятельности в условиях специального профессионального училища закрытого типа.

Материалы и методы исследования

Для достижения поставленных целей были использованы следующие методы научного исследования: теоретико-аналитические (анализ социально-педагогической, психологической и специально-педагогической научной литературы), социально-педагогические (беседы с воспитанниками и педагогами училища, анкетирование, тестирование и др.), психолого-диагностические методы (вербальная ассоциативная методика диагностики экологических установок личности «ЭЗОП», методика диагностики мотивации взаимодействия с природой «Альтернатива») [10], формирующие, а также методы статистической обработки экспериментальных данных.

Результаты исследования и их обсуждение

Понятие девиантности в науке рассматривается не как самостоятельный психологический феномен, а как психологическая характеристика современного подросткового сообщества [4]. Данная характеристика указывает на динамичность данного явления и делает возможным выход на психо-коррекционную работу с ориентацией на систему ценностей и выработку социально приемлемых норм и правил поведения [5].

Коррекцией девиантного поведения называют процесс помощи подростку в преодолении сложившихся в его поведении стереотипов и образцов поведенческих реакций в ответ на воздействие внешних факторов и под влиянием индивидуально-личностных и характерологических особенностей, а также формирование стратегий высокофункционального поведения в различных жизненных ситуациях, обеспечивающих реализацию социально одобряемых форм поведения [3, 6, 7].

Известно, что девиантное поведение имеет много форм проявления: от незначительных проступков до стойких психических отклонений [3]. К его разновидностям относятся также корысть, агрессия или социальная пассивность. Стимулирующим фактором этих и других проявлений девиантности является среда, в которой живет и воспитывается ребенок, характеризующаяся дефектами правового и нравственного воспитания детей, несовершенством процесса формирования личностных качеств, отрицательным влиянием семьи, ближайшего социального окружения и их ценностных ориентаций. Девиантное поведение детей, развивающихся в дефектных условиях жизни – это, как правило, своеобразная форма выживания, выражение протеста или самоутверждения [7]. Поэтому первостепенным условием для профилактики и коррекции отклонений в поведении является нейтрализация десоциализирующего влияния.

К сожалению, чаще всего нейтрализация неблагоприятного влияния на подростков происходит лишь после того, как ими уже совершено серьезное правонарушение и они становятся воспитанниками специальных образовательных учебных учреждений закрытого типа, и где с ними проводится специальная психолого-педагогическая коррекционная работа [8], результативность которой зависит от многих факторов, в том числе от используемых педагогических и организационных технологий.

Наряду с традиционными для подобных учебных заведений форм и методов исправления нарушенного поведения и воспитания, в работе с трудными детьми, с нашей точки зрения, могут быть задействованы разнообразные эколого-образовательные технологии, и прежде всего эколого-ориентированная проектно-исследовательская деятельность. В теории и практике экологического образования преимущества данного метода признаны не только с точки зрения формирования у детей и подростков экологического сознания, экологического мировоззрения и экологической культуры, но и в становлении у развивающейся личности морально-нравственных и духовных ценностей, усвоения ею норм ответственного и правового поведения по отношению к природе и обществу [1, 2].

В редакционной статье журнала «Мир психологии» (№ 2 за 1995 г.) отмечается, что кардинальные решения в сфере психолого-педагогической деятельности по формированию экологического сознания «лежат в принципиальном изменении характера отношений человека к природе, и поэтому особое значение приобретает поиск механизмов и средств преобразования мотивационно-потребностной сферы личности (прежде всего растущего человека), соответствующих установок и целей в ее преобразовательной деятельности, в практическом взаимодействии с природной сферой, выработке готовности к определенному пониманию ее и поведению». Сказанное раскрывает суть высокого преобразующего потенциала эколого-образовательных технологий на личностную сферу обучающегося, что особенно важно в коррекционной работе с детьми с искаженными ценностно-мотивационными установками и поведением по отношению к близкому социальному окружению и социуму в целом.

Кроме того, важной проблемой детей с девиантным поведением является низкий уровень культуры человеческого общения. В образовательных учреждениях всех типов понятие «девиантное поведение» зачастую заменяется словом «трудный», и такой ребенок или подросток попадает как бы в «зону отчуждения», с ним стараются иметь дело как можно меньше. Но опыт показывает, что именно такие дети и подростки лучше всего откликаются на разные формы практической деятельности, легко и быстро реагируют на любые нестандартные проекты. Поисковая и преобразующая деятельность в природе создает для проявления названных качеств воспитанников самые благоприятные условия, позволяет любому из них проявить себя с самой лучшей стороны, несмотря на успехи или неудачи в других сферах жизни. При этом у них появляется потребность в активном общении со сверстниками и взрослыми, что важно в накоплении ими положительного общекультурного опыта и развитии коммуникативных навыков [3].

Важную роль вовлечение таких подростков в экологическую проектно-исследовательскую деятельность играет в их социальной и психологической реабилитации. Через развитие культуры разумного отношения к природе и экологически ориентированных личных ценностей у подростков возможно изменение самооценки, пересмотр собственной роли в обществе, и, как результат, пробуждение таких личностных качеств, как совесть, порядочность, чувство долга, ответственность, коллективизм. Экологическая деятельность способствует также раскрытию творческого потенциала трудного подростка, проявлению его способностей, интересов, желаний и возможностей.

Экспериментальная апробация метода проектно-исследовательской деятельности для социально-педагогической реабилитации и коррекции девинатного поведения детей и подростков проводилась нами в условиях специального профессионального училища закрытого типа в республике Северная Осетия-Алания. Для контингента обучающихся в данном учебном заведении, наряду с типичными показателями педагогической запущенности (стойкая отрицательная мотивация к обучению, недостаточная сформированность вербально-логического мышления, навыков счета и правописания), характерны и такие поведенческие нарушения, как высокий уровень конфликтности, реакция отказа и оппозиции. Динамика изменений отношения к природе в процессе активного погружения воспитанников в экологически ориентированную проектно-исследовательскую деятельности в экспериментальных и контрольных группах исследовались с помощью психолого-диагностических методик «ЭЗОП» и «Альтернатива» (В.А. Ясвина и СД. Дерябо) [10], тестирования, анкетирования, наблюдений, бесед и других социально-педагогических методов.

На начальном этапе в среднем у 82 % подростков, участвующих в эксперименте, доминировала прагматическая установка по отношению к природе, наблюдалось отсутствие интереса к природе, ее явлениям и процессам, любым экологическим проблемам, в том числе социально значимым, и тем самым отсутствовала установка по отношению к природе как объекту заботы и охраны (соответственно, проявляли интерес к природе и экологическим проблемам лишь 18 % ребят контрольной и экспериментальной групп).

В разработке целей, задач, этапов и содержания реализуемой технологии основной акцент был сделан на создании условий для пробуждения личной заинтересованности ребят не только в конечном результате реализуемого экологического проекта, но и в самом процессе его достижения. Гарантией успеха используемой эколого-образовательной технологии являлось достижение такого состояния интереса и увлеченности ребят, когда конкретная экологическая проблема (природоохранная, здоровьесберегающая, художественно-эстетическая и т.п.), ее изучение и поиск путей решения с учетом реальных условий выполнения, и, наконец, реализация проектного замысла в практике, становятся для них личностно значимыми. Достичь подобного результата возможно при реализации ряда педагогических условий, и прежде всего, создание в учебном заведении соответствующей образовательной среды, в рамках которой экологическое образование и проектно-исследовательская деятельность должны стать приоритетными.

Следующим необходимым условием является специальная подготовка или повышение квалификации задействованных в эксперименте учителей, педагогов дополнительного образования и воспитателей по организации экологической проектно-исследовательской деятельности подростков в учебном процессе и во внеурочной деятельности, а также по использованию для названных целей современных образовательных средств, в том числе мультимедийных программ и Интернет-ресурсов.

Хорошим стимулом для участия воспитанников в экологических делах училища являлось их большое желание делиться полученными проектными результатами на исследовательских конкурсах разного уровня (внутришкольных, региональных, всероссийских). Подтверждением сказанному являются успехи воспитанников на Всероссийских конкурсах Национальной системы «Интеграция» – «Юность. Наука. Культура» и «ЮНЕКО» в 2014 и 2015 гг., куда были представлены результаты проектной деятельности по использованию природных материалов в декоративно-прикладном искусстве.

Результатом внедрения названной эколого-образовательной технологии (в течение учебного года) явилось то, что в поведении многих ребят появлялась устойчивая тенденция к нарастающей экологической активности, все чаще возникало желание участвовать не только в разработке экологических проектов, в разнообразной природоохранной деятельности, но и в преобразовании безответственного отношения к природе у других людей. У большинства подростков возник интерес к получению дополнительных экологических знаний и знаний о природе, что, несомненно, свидетельствовало о снижении уровня прогнатической доминанты в отношении окружающей природы и возрастании уровня доминирующих установок по отношению к природе как объекту изучения и охраны. Кроме того, у подростков, увлеченных данной деятельностью (к концу эксперимента их стало 36 %), наблюдались очевидные положительные изменения в сознании и духовно-нравственной сфере, шел процесс становления их внутренней мотивации, причем не только к экологической, но и любой другой социально-позитивной деятельности.

Выводы

Таким образом, при соблюдении вышеназванных педагогических условий, внедрение технологии экологической проектно-исследовательской деятельности в систему коррекционной работы с девиантными детьми и подростками в условиях специальных профессиональных училищ закрытого типа, бесспорно, дает положительные результаты. Активизируя экологическое сознание ребят, данная технология способствует развитию у них устойчивой внутренней мотивации познавательной деятельности, формирует социокультурные и духовно-нравственные ценности, исправляет нарушения поведения не только в отношении природного окружения, но и социального мира, успешно реализуя тем самым их социальную и психологическую реабилитацию.