Одной из составляющих современной системы высшего профессионального образования провозглашается компетентностный подход, предполагающий переход от оценки знаний к оценке компетенций.
В Профессиональном стандарте педагога четко обозначены компетенции, которыми должен обладать педагог дошкольного образования (воспитатель). Выпускники должны знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста; общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве; особенности становления и развития детских деятельностей в раннем дошкольном возрасте. Уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметно-манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей, организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников. Владеть теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста. Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования. Планировать и корректировать образовательные задачи по результатам мониторинга, с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и / или дошкольного возраста. Реализовывать педагогические рекомендации специалистов в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, или детьми с особыми образовательными потребностями. Владеть методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них интегративных качеств, необходимых для дальнейшего обучения и развития в начальной школе; психолого-педагогического просвещения родителей детей раннего и дошкольного возраста. Уметь выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач. Владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста [4].
Реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных форм и методов обучения студентов. Под активными методами мы понимаем особые формы взаимодействия обучающихся и педагога как активных участников занятий, находящихся на равных правах. Если пассивные методы предполагали преимущественно авторитарный стиль общения, то активные ориентированы на демократический.
Цель исследования
В данной статье мы рассмотрим возможности применения некоторых из инновационных форм и методов обучения в процессе преподавания дисциплины «Теория и технология развития речи детей», организуемой на факультете дошкольного и начального образования по направлению «Педагогическое образование», профиль «Дошкольное образование».
Материалы и методы исследования
Материалом для исследования послужили продукты учебной деятельности студентов на лекционных и практических занятиях по дисциплине «Теория и технологии развития речи детей». На различных этапах исследования нами использовались следующие методы: описательно-аналитический, социально-педагогический, статистический.
Результаты исследования и их обсуждение
Нами была разработана и апробирована Основная образовательная программа для студентов 3–4 курсов очного отделения. Целью данного учебного курса является формирование готовности студентов к профессиональной деятельности в области речевого развития детей дошкольного возраста на основе современных научных знаний об онтогенезе речи и речевого общения. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. В учебном плане приводится такое их содержание: способен логически верно строить устную и письменную речь (ОК-6); способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16); владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3); готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2).
Содержание дисциплины составляют лекционные и практические занятия. В лекционном курсе нами применяются лекции-дискуссии, лекции с запланированными ошибками, лекции пресс-конференции. Программа предусматривает изучение следующих основных разделов: речь и речевая деятельность, дидактические основы развития речи детей, теория и технологии формирования словарного запаса детей, теория и технологии формирования грамматического строя речи детей, теория и технологии формирования звуковой культуры речи, теория и технологии развития связной речи, методика ознакомления с художественной литературой, теория и технологии подготовки детей к обучению грамоте, диагностика речевого развития детей.
Так, например, теоретический материал о сущности понятия «связная речь», ее природе и механизмах целесообразно представить в форме лекции-дискуссии. Преподаватель излагает различные подходы к пониманию речи, концепции ее возникновения, природы, функции, а студенты высказывают и аргументируют свою точку зрения по данным вопросам. Дискуссии способствуют выявлению существующего многообразия точек зрения студентов на вопрос или проблему и при необходимости всесторонний анализ каждой из них. Целью таких лекций является процесс поиска, который должен привести к объективно известному, но субъективно, с точки зрения обучающихся, новому знанию. Причем, этот поиск должен быть полностью управляемым. Во-первых, для проведения дискуссии педагог создает и поддерживает определенный уровень взаимоотношений обучающихся. Это отношения доброжелательности и откровенности. Во-вторых, он управляет процессом поиска истины. Учебная дискуссия допустима при условии, если преподаватель сумеет обеспечить правильность выводов.
Лекция по теме «Вклад отечественных педагогов в методику развития речи» проводилась нами в форме научной конференции. Студентам группы до занятия дается задание подготовить доклады о роли и значении для методики развития речи одного из отечественных педагогов: К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.Н. Водовозова, Е.А. Флерина и др. На лекции педагог выполняет функцию ведущего, организатора конференции, студенты выступают с сообщениями-презентациями, активно задают вопросы, обсуждают. В завершение предлагается сформулировать основные выводы и принять резолюцию по итогам.
Такие формы проведения лекций обеспечивают хорошие возможности для обратной связи, подкрепления практики, мотивации и переноса знаний и навыков, полученных студентами в ходе изучения педагогических дисциплин.
На практических занятиях нами широко применяются ролевые игры, деловые игры, тренинги, обучение в сотрудничестве в малых группах, метод проектов, мозговой штурм. Они формируют умения ставить коммуникативные задачи и достигать их решения. Так, практическое занятие «Беседа как метод обучения диалогической речи» мы проводили в форме деловой игры «Лучший конспект обобщающей беседы». До занятия студентам предлагалось разработать конспекты обобщающей беседы с детьми старшего дошкольного возраста («Беседа о путешествии письма», «Беседа об осени», «Беседа о библиотеке» и др.). В ходе занятия они разбиваются на микрогруппы, выбирают ведущего в каждой такой группе, пронумеровывают конспекты (их количество должно соответствовать количеству студентов). Каждому члену группы дается лист бумаги для выставления оценок. Далее конспекты зачитываются по кругу и оцениваются по пятибалльной шкале. После прочтения всех вариантов выбирается лучший конспект, обговариваются критерии оценки. Эксперты наблюдают за работой микрогрупп. Затем начинается обсуждение, ведущие высказываются, каждому из них задаются вопросы. На эти вопросы может ответить любой член группы или автор конспекта. В конце занятия эксперты дают оценку работы групп по критериям:
1) активность обсуждения конспектов;
2) культура обсуждения;
3) умение грамотно представить свой конспект.
Завершается деловая игра подведением итогов. Основное внимание направлено на анализ результатов, наиболее значимых для практики.
Студенты получают не только теоретические знания особенностей диалогической речи детей дошкольного возраста, но и приобретают умения проектировать работу по развитию речи, разрабатывать конспекты занятий, игр, сценариев и др. с детьми дошкольного возраста. Овладевают навыками общения, установления эмоционального контакта с воспитанниками, создания атмосферы сотрудничества.
Не менее продуктивны практические занятия, проводимые в форме ролевой игры. Так, при изучении темы «Методика обучения детей описательным (сюжетным) рассказам, уместно провести игру «Консультирование воспитателей». До занятия предлагается подготовить текст консультации по выбранной теме, необходимый наглядный материал, соответствующую литературу. В аудитории студенты по очереди выступают в роли «методиста» и проводят консультации по проблеме обучения дошкольников описательным (сюжетным) рассказам. Темы консультаций заранее обговариваются с преподавателем. «Воспитатели» (студенты) задают им вопросы. После выступлений происходит обсуждение содержания консультаций, в конце занятия преподаватель подводит итог. Практическое занятие по теме «Развитие грамматической стороны речи детей» предполагает знакомство с особенностями усвоения детьми грамматического строя речи. До занятия студентам предлагается подобрать или самостоятельно разработать игру по обучению детей одной из сторон грамматического строя речи (синтаксической, морфологической, словообразования) и продемонстрировать ее на занятии, а затем подготовить консультацию для воспитателей по работе над грамматическими ошибками дошкольников.
Ролевые игры помогают формировать такие важные профессиональные качества воспитателей, как коммуникативные способности, толерантность, умение работать в малых группах, самостоятельность мышления и т.д. Преимущество этого метода в том, что каждый из участников может представить себя в предложенной ситуации, ощутить те или иные состояния более реально, почувствовать последствия тех или иных действий и принять решение.
При проведении таких игр от преподавателя требуется большая предварительная методическая подготовка, умение прогнозировать результаты и делать соответствующие выводы.
Одной из форм работы на практическом занятии является привлечение студентов к созданию учебных проектов. Метод проектов рассматривается как способ организации учебного процесса, основанный на совокупности приемов, действий обучающихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения определенной проблемы, значимой для обучающихся и оформленной в виде некоего конечного продукта (с обязательной презентацией этих результатов). Проектный метод обучения – это совокупность таких приёмов и способов обучения, при которых студенты с помощью коллективной или индивидуальной деятельности по отбору, распределению и систематизации материала по определенной теме, составляют проект.
Например, при изучении темы «Методика воспитания звуковой культуры речи детей» студентам предлагается познакомиться с документацией, наглядным материалом, планом педагогической работы воспитателей по развитию звуковой культуры речи в разных возрастных группах. Затем дать им анализ, обследовать состояние звуковой культуры речи и составить проект перспективного плана работы по совершенствованию звуковой стороны речи на 1 месяц с обследованными детьми. Работая над созданием проектов, студенты самостоятельно получают знания из разных источников; учатся пользоваться ими для решения новых познавательных и практических задач. Приобретают коммуникативные умения, работая в разных группах; развивают свои исследовательские умения (выявление проблемы, сбор информации из литературы, документов и т.д., наблюдение, эксперимент, анализ, построение гипотез, обобщение); развивают критическое мышление. Применение в учебном процессе проектной технологии имеет свои положительные стороны: студенты получают навыки самообразования и самоконтроля, моделирования реальной технологической цепочки: задача – результат; навыки групповой деятельности; индивидуальный подход. Формируется интерес к познавательной деятельности. Анкетирование студентов после проведения нашего практического занятия показало, что самым интересным для них оказалось проведение исследования, изучение жизнедеятельности объектов исследования; соотнесение теории с практикой; составление модели; увидеть работу других; работа в группе; заниматься серьезными вещами; делать самостоятельно выводы; узнавать новое об объекте. Самым трудным – уметь самостоятельно организовывать свою работу; начать работу; определить тему исследования; проанализировать полученные результаты; разобраться в большом количестве информации; поверить в свои силы.
Заключение
Использование активных методов и форм обучения на занятиях обеспечивает качественно новый уровень овладения студентами ключевыми компетенциями, обозначенными в Профессиональном стандарте педагога и необходимыми в профессиональной деятельности, и способствует: обучению культуре управления коммуникацией, дискуссией, а также коллективной мыследеятельностью в целом; развитию коммуникативных способностей студентов (обучение работе с текстами, освоение умений готовить выступления и выступать публично, освоение умений отстаивать свою точку зрения, позицию в дискуссии, воспитание способности учитывать критические замечания и др.); рефлексивных способностей (обучение культуре постановки проблем в своей собственной мыследеятельности, развитие умений вычленять собственные затруднения в деятельности, искать пути выхода из таких затруднений, формирование умений критериального анализа состоявшегося учебного взаимодействия и своей роли в нем и др.); экспертных способностей студентов.