Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,899

SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF YOUNGER SCHOOLBOYS AT LESSONS OF A HUMANITARIAN CYCLE

Sokorutova L.V. 1
1 North-Eastern Federal University M.K. Ammosov
2569 KB
Federal state educational standard of primary education sets the requirements for the results of the students mastering the basic educational program for primary education. A distinctive feature of the new standard is its activity character, the main purpose of putting the development of the individual student. The educational system abandons the traditional concept of learning outcomes in terms of knowledge, skills, indicate the actual wording of the standard activities that the student must master at the end of primary education. The article defines spiritual and moral education of younger school students as an integral part of the Federal State Educational Standard of Elementary General Education (FGOS NOO) and describes the pedagogical approaches and methods of spiritual and moral education in the primary school. Special attention is paid to the place and role of spiritual and moral education in the system-activity method of teaching the subjects of Literary Reading and The Russian Language.
federal state educational standard of elementary general education (fgos noo)
spiritual and moral education
communicative teaching method
primary school
literary reading lesson
the russian language lesson

С целью внести однозначность в вопросы возраста и образовательного уровня определимся, что под понятием «младшие школьники» в данной статье понимаются учащиеся государственной начальной школы в возрасте от 6 до 10 лет. Вопрос воспитания достойного гражданина России в наше время приобретает особую важность. Свидетельством понимания в обществе важности гражданского воспитания является Концепция духовно-нравственного развития гражданина России, разработанная в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», ежегодными посланиями Президента России Федеральному собранию Российской Федерации, на основе которой создан ФГОС. Государство выделяет две основные социальные структуры, способные формировать и развивать ценностно-нормативную основу национального самосознания, – Конституцию страны и систему образования, прежде всего, общеобразовательную школу.

«Система образования, – как было подчеркнуто Д.А. Медведевым, – в прямом смысле слова образует личность, формирует образ жизни народа, передает новым поколениям ценности нации».

Школа представляет собой единственный в государстве социальный институт, через который проходят все граждане России, где пересекаются общие интересы родителей, педагогов и детей.

Поэтому именно на школу возлагаются основные задачи по духовно-нравственному развитию личности гражданина России. Базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников, т.е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся. Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов – участников воспитания: семьи, общественных организаций, включая и детско-юношеские движения и организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, традиционных российских религиозных объединений.

Но всё же ведущая, определяющая роль в духовно-нравственном воспитании младших школьников принадлежит дисциплинам гуманитарного цикла, а именно литературному чтению и русскому языку.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее – ФГОС НОО) является нормативным документом Министерства образования и науки Российской Федерации и регулирует предоставление образовательных услуг в начальной школе. Данный документ в Разделе I («Общие положения») указывает, что ФГОС НОО направлен на обеспечение «духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества» [1; разд. I, п. 6]. Обратим внимание на тот факт, что духовно-нравственное воспитание младших школьников напрямую связано с процессом становления личностной гражданской идентичности (также «государственной идентичности», «национально-гражданской идентичности», «государственно-национальной идентичности» [5]), которая, в свою очередь, является основой гражданского общества. Под личностной гражданской идентичностью понимается, во-первых, «осознание принадлежности к сообществу граждан государства» и, во-вторых, «осознание принадлежности к некоей гражданской общности, характеризующее ее как коллективного субъекта» [3]. При этом эти две качественные черты воспринимаются личностью как значимые.

Иными словами, духовно-нравственное воспитание младших школьников есть не только процесс становления отдельной личности, но и становление гражданского общества в целом – становления в качестве культурного, исторического и правового субъекта – коллективного субъекта. С точки зрения наук истории и этнологии, гражданское общество – это «единство исторической судьбы» [4; с. 4]. Таким образом, духовно-нравственное воспитание вообще, а младших школьников в частности и в особенности – это вопрос не только личностного воспитания и государственного строительства, но и, по преимуществу, задача культурно-историческая.

Этот аспект особо подчёркнут в редакции ФГОС НОО от 2011 года: требованиями к результатам освоения образовательной программы, в частности, являются «формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий» [1; разд. II, п. 10].

Обратим внимание на то, что гражданская идентичность (термин «российский народ» как правовой, гражданский и социально-исторический феномен) имеет иерархически более высокий статус, более значима, нежели идентичность этническая и национальная (в сравнении, скажем, с понятием «русский народ», которое выражает национальную идентичность). То есть, гражданская идентичность имеет приоритет в сравнении с идентичностью национальной и этнической, но при этом, не подменяет, не «затушёвывает» её.

Более того, Раздел III ФГОС НОО («Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования») прямо предписывает реализацию вышеуказанных требований – формирование основ гражданской идентичности – «путём введения в действие учебного плана начального общего образования» и определяет «обязательные предметные области и основные задачи их реализации» [см.: 1; разд. III, п. 19.3].

Рассмотрим предписания ФГОС НОО и определяемого Стандартом учебного плана в сфере духовно-нравственного воспитания младших школьников детально.

ФГОС НОО определяет следующие семь обязательных предметных областей [см.: 1; разд. III, п. 19.3]:

1) филология;

2) математика и информатика;

3) обществознание и естествознание (Окружающий мир);

4) основы духовно-нравственной культуры народов России;

5) искусство;

6) технология;

7) физическая культура.

Каждая из указанных в документе предметных областей ставит цели и задачи духовно-нравственного воспитания. Однако в трёх нижеуказанных предметных областях духовно-нравственное воспитание имеет первостепенное значение [см.: 1; разд. III, п. 19.3]:

Обратим внимание: в трех вышеуказанных предметных областях духовно-нравственное воспитание имеет преимущественное, даже по сравнению с общеобразовательными целями и задачами, значение. Укажем также, что ФГОС НОО определяет следующий круг школьных дисциплин начального образования, которые обеспечивают достижение целей и выполнение задач, установленных в отношении трех вышеуказанных предметных областей [см.: 1; разд. II «Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», п. 12]:

1. Русский язык,

2. Литературное чтение,

3. Иностранный язык,

4. Основы религиозных культур и светской этики.

№ п/п

Предметная область

Основные задачи реализации содержания

1

Филология

Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности

2

Обществознание и естествознание (Окружающий мир)

Формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни. Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем. Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме

3

Основы духовно-нравственной культуры народов России

Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию. Формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России

При этом, две первые дисциплины, «Русский язык» и «Литературное чтение», имеют приоритетное значение для формирования духовно-нравственного воспитания младших школьников, поскольку у выпускников должно быть «сформировано отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека», и учащиеся «познакомятся с культурно-историческим наследием России и общечеловеческими ценностями для развития этических чувств и эмоционально-нравственной отзывчивости» (соответственно, русский язык [см.: 2; п. 1.2.2.] и литературное чтение [см.: 2; п. 1.2.3.]). В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться. В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники владеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.

Итак, основными целями изучения младшими школьниками дисциплин «Русский язык» и «Литературное чтение» в начальной школе является обретение учащимися основ гражданской идентичности. Как было отмечено выше, основой гражданской идентичности выступает духовно-нравственное воспитание личности. Добавим: а также основы академического образования.

ФГОС НОО также определяет круг задач и методы их решения, указывая, таким образом, способы достижения поставленных целей. Вся взаимосвязанная система вопросов, связанных с решением задач, обозначена в ФГОС НОО термином «системно-деятельностный подход» [см.: 1; разд. I, п. 7], что подразумевает, среди прочего:

– «воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям <…> построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества»;

– «ориентацию на <…> развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира» [1; разд. I, п. 7].

Очевидно, что решение выше обозначенных задач – в силу ограниченности круга изучаемых в начальной школе дисциплин («Примерная основная образовательная программа начального общего образования» определяет количество обязательных изучаемых дисциплин 10 предметами [см.: 2]) – возложено на предметы, в которых естественным является использование коммуникативной («диалогичной») методики преподавания – «Русский язык» и «Литературное чтение». Коммуникативная методика – «диалог» с различными жизненными ситуациями, разными людьми и культурами. Объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у младшего школьника регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, содержание которых представлено в разделах планируемых результатов: «Регулятивные учебные действия», «Познавательные учебные действия», «Коммуникативные учебные действия», «Чтение: работа с текстом».

Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса – учебных предметов, представленных в обязательной части базисного учебного плана и внеурочной деятельности. Личностные результаты определяются через листы наблюдений или портфолио обучающегося. Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов в их личностном развитии. Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий, включающих три основных блока:

? самоопределение – сформированность внутренней позиции обучающегося – принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;

? смыслоообразование – поиск и установление личностного смысла учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, что я знаю и того, что я не знаю, и стремления к преодолению этого разрыва;

? морально-этическая ориентация – знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости. Развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.

В качестве вывода подведём итог:

– Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) – стратегический государственный документ, затрагивающий вопросы формирования личности в современном мире;

– духовно-нравственное воспитание младших школьников закладывает основы гражданской идентичности личности;

– гражданская идентичность личности – основа гражданского общества, коллективного культурного, исторического и правового субъекта;

– в определённых гуманитарных областях знания (предметные области) гражданская идентичность личности является приоритетной по сравнению с формальным образованием по предмету;

– системно-деятельностный подход является приоритетным для достижения цели – духовно-нравственного воспитания младших школьников и формирования у них осознания своей гражданской идентичности;

– наиболее полно системно-деятельностный подход реализуется в коммуникативной методике преподавания предметов;

– коммуникативная методика преподавания предметов наиболее востребована и продуктивна на уроках русского языка и литературного чтения.