С целью внести однозначность в вопросы возраста и образовательного уровня определимся, что под понятием «младшие школьники» в данной статье понимаются учащиеся государственной начальной школы в возрасте от 6 до 10 лет. Вопрос воспитания достойного гражданина России в наше время приобретает особую важность. Свидетельством понимания в обществе важности гражданского воспитания является Концепция духовно-нравственного развития гражданина России, разработанная в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», ежегодными посланиями Президента России Федеральному собранию Российской Федерации, на основе которой создан ФГОС. Государство выделяет две основные социальные структуры, способные формировать и развивать ценностно-нормативную основу национального самосознания, – Конституцию страны и систему образования, прежде всего, общеобразовательную школу.
«Система образования, – как было подчеркнуто Д.А. Медведевым, – в прямом смысле слова образует личность, формирует образ жизни народа, передает новым поколениям ценности нации».
Школа представляет собой единственный в государстве социальный институт, через который проходят все граждане России, где пересекаются общие интересы родителей, педагогов и детей.
Поэтому именно на школу возлагаются основные задачи по духовно-нравственному развитию личности гражданина России. Базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников, т.е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся. Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов – участников воспитания: семьи, общественных организаций, включая и детско-юношеские движения и организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, традиционных российских религиозных объединений.
Но всё же ведущая, определяющая роль в духовно-нравственном воспитании младших школьников принадлежит дисциплинам гуманитарного цикла, а именно литературному чтению и русскому языку.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее – ФГОС НОО) является нормативным документом Министерства образования и науки Российской Федерации и регулирует предоставление образовательных услуг в начальной школе. Данный документ в Разделе I («Общие положения») указывает, что ФГОС НОО направлен на обеспечение «духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества» [1; разд. I, п. 6]. Обратим внимание на тот факт, что духовно-нравственное воспитание младших школьников напрямую связано с процессом становления личностной гражданской идентичности (также «государственной идентичности», «национально-гражданской идентичности», «государственно-национальной идентичности» [5]), которая, в свою очередь, является основой гражданского общества. Под личностной гражданской идентичностью понимается, во-первых, «осознание принадлежности к сообществу граждан государства» и, во-вторых, «осознание принадлежности к некоей гражданской общности, характеризующее ее как коллективного субъекта» [3]. При этом эти две качественные черты воспринимаются личностью как значимые.
Иными словами, духовно-нравственное воспитание младших школьников есть не только процесс становления отдельной личности, но и становление гражданского общества в целом – становления в качестве культурного, исторического и правового субъекта – коллективного субъекта. С точки зрения наук истории и этнологии, гражданское общество – это «единство исторической судьбы» [4; с. 4]. Таким образом, духовно-нравственное воспитание вообще, а младших школьников в частности и в особенности – это вопрос не только личностного воспитания и государственного строительства, но и, по преимуществу, задача культурно-историческая.
Этот аспект особо подчёркнут в редакции ФГОС НОО от 2011 года: требованиями к результатам освоения образовательной программы, в частности, являются «формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий» [1; разд. II, п. 10].
Обратим внимание на то, что гражданская идентичность (термин «российский народ» как правовой, гражданский и социально-исторический феномен) имеет иерархически более высокий статус, более значима, нежели идентичность этническая и национальная (в сравнении, скажем, с понятием «русский народ», которое выражает национальную идентичность). То есть, гражданская идентичность имеет приоритет в сравнении с идентичностью национальной и этнической, но при этом, не подменяет, не «затушёвывает» её.
Более того, Раздел III ФГОС НОО («Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования») прямо предписывает реализацию вышеуказанных требований – формирование основ гражданской идентичности – «путём введения в действие учебного плана начального общего образования» и определяет «обязательные предметные области и основные задачи их реализации» [см.: 1; разд. III, п. 19.3].
Рассмотрим предписания ФГОС НОО и определяемого Стандартом учебного плана в сфере духовно-нравственного воспитания младших школьников детально.
ФГОС НОО определяет следующие семь обязательных предметных областей [см.: 1; разд. III, п. 19.3]:
1) филология;
2) математика и информатика;
3) обществознание и естествознание (Окружающий мир);
4) основы духовно-нравственной культуры народов России;
5) искусство;
6) технология;
7) физическая культура.
Каждая из указанных в документе предметных областей ставит цели и задачи духовно-нравственного воспитания. Однако в трёх нижеуказанных предметных областях духовно-нравственное воспитание имеет первостепенное значение [см.: 1; разд. III, п. 19.3]:
Обратим внимание: в трех вышеуказанных предметных областях духовно-нравственное воспитание имеет преимущественное, даже по сравнению с общеобразовательными целями и задачами, значение. Укажем также, что ФГОС НОО определяет следующий круг школьных дисциплин начального образования, которые обеспечивают достижение целей и выполнение задач, установленных в отношении трех вышеуказанных предметных областей [см.: 1; разд. II «Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», п. 12]:
1. Русский язык,
2. Литературное чтение,
3. Иностранный язык,
4. Основы религиозных культур и светской этики.
№ п/п |
Предметная область |
Основные задачи реализации содержания |
1 |
Филология |
Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности |
2 |
Обществознание и естествознание (Окружающий мир) |
Формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни. Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем. Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме |
3 |
Основы духовно-нравственной культуры народов России |
Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию. Формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России |
При этом, две первые дисциплины, «Русский язык» и «Литературное чтение», имеют приоритетное значение для формирования духовно-нравственного воспитания младших школьников, поскольку у выпускников должно быть «сформировано отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека», и учащиеся «познакомятся с культурно-историческим наследием России и общечеловеческими ценностями для развития этических чувств и эмоционально-нравственной отзывчивости» (соответственно, русский язык [см.: 2; п. 1.2.2.] и литературное чтение [см.: 2; п. 1.2.3.]). В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться. В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники владеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.
Итак, основными целями изучения младшими школьниками дисциплин «Русский язык» и «Литературное чтение» в начальной школе является обретение учащимися основ гражданской идентичности. Как было отмечено выше, основой гражданской идентичности выступает духовно-нравственное воспитание личности. Добавим: а также основы академического образования.
ФГОС НОО также определяет круг задач и методы их решения, указывая, таким образом, способы достижения поставленных целей. Вся взаимосвязанная система вопросов, связанных с решением задач, обозначена в ФГОС НОО термином «системно-деятельностный подход» [см.: 1; разд. I, п. 7], что подразумевает, среди прочего:
– «воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям <…> построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества»;
– «ориентацию на <…> развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира» [1; разд. I, п. 7].
Очевидно, что решение выше обозначенных задач – в силу ограниченности круга изучаемых в начальной школе дисциплин («Примерная основная образовательная программа начального общего образования» определяет количество обязательных изучаемых дисциплин 10 предметами [см.: 2]) – возложено на предметы, в которых естественным является использование коммуникативной («диалогичной») методики преподавания – «Русский язык» и «Литературное чтение». Коммуникативная методика – «диалог» с различными жизненными ситуациями, разными людьми и культурами. Объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у младшего школьника регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, содержание которых представлено в разделах планируемых результатов: «Регулятивные учебные действия», «Познавательные учебные действия», «Коммуникативные учебные действия», «Чтение: работа с текстом».
Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса – учебных предметов, представленных в обязательной части базисного учебного плана и внеурочной деятельности. Личностные результаты определяются через листы наблюдений или портфолио обучающегося. Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов в их личностном развитии. Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий, включающих три основных блока:
? самоопределение – сформированность внутренней позиции обучающегося – принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;
? смыслоообразование – поиск и установление личностного смысла учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, что я знаю и того, что я не знаю, и стремления к преодолению этого разрыва;
? морально-этическая ориентация – знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости. Развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.
В качестве вывода подведём итог:
– Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) – стратегический государственный документ, затрагивающий вопросы формирования личности в современном мире;
– духовно-нравственное воспитание младших школьников закладывает основы гражданской идентичности личности;
– гражданская идентичность личности – основа гражданского общества, коллективного культурного, исторического и правового субъекта;
– в определённых гуманитарных областях знания (предметные области) гражданская идентичность личности является приоритетной по сравнению с формальным образованием по предмету;
– системно-деятельностный подход является приоритетным для достижения цели – духовно-нравственного воспитания младших школьников и формирования у них осознания своей гражданской идентичности;
– наиболее полно системно-деятельностный подход реализуется в коммуникативной методике преподавания предметов;
– коммуникативная методика преподавания предметов наиболее востребована и продуктивна на уроках русского языка и литературного чтения.