В современных условиях сохраняется и нарастает военная опасность для нашей страны на фоне расширения силового влияния Североатлантического союза. Террористические угрозы приобретают все более угрожающие масштабы, обостряются проблемы религиозного и националистического сепаратизма (события в Сербии, Ираке, Сирии, на Украине и в других регионах мира). Сохраняется высокая интенсивность и масштабность чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в ликвидации которых участвуют, в том числе и Вооруженные Силы Российской Федерации [1].
Поэтому очень важно при обучении курсантов в военном вузе формировать такие компетенции, как способность оказывать первую помощь и непосредственно организовывать медицинское обеспечение подразделения в различных условиях обстановки мирного и военного времени.
Цель исследования
Поиск и определение инноваций в образовательной, методической, научной деятельности преподавательского состава военного училища для определения путей решения приоритетных задач по подготовке квалифицированных кадров для Вооруженных Сил.
Материалы и методы исследования
Интенсивная боевая подготовка с применением новых образцов техники и вооружения, поступающих на вооружение, предъявляет особые требования к качеству профессиональной подготовки курсантов в военном вузе. На сегодняшний день Вооруженным Силам требуются офицеры, преданные Родине, способные к критическому и инновационному мышлению, обладающие высоким уровнем профессиональной компетентности [2]. Данные обстоятельства требуют от преподавательского состава особого внимания к проблемам профессионального становления курсантов в военном вузе. В настоящее время особое внимание во время обучения курсантов в вузе необходимо уделять не только академической подготовке, но и самостоятельной практической деятельности в течение всего периода обучения в вузе [1]. Возрастает значимость практической направленности получаемых знаний.
Для реализации военно-профессиональных компетенций у курсантов предполагается развитие специальных способностей. Традиционно важной составляющей боевой подготовки, в частности военно-медицинской, считается психологическая тренировка, призванная обеспечить психологическую устойчивость личного состава к внешним стрессовым раздражителям. Основу психологической подготовки должны составлять программы реалистической подготовки во время занятий по боевой подготовке. Считаем принцип реализма в обучении наиболее перспективным в деле повышения эмоционально-волевой устойчивости личного состава и предотвращения психогенных потерь в ходе боевых действий. При этом целями психологической подготовки должны быть выработка психологической устойчивости военнослужащих к воздействиям боевой обстановки; формирование сплоченности; снижение вероятности психогенных потерь [1–3].
Для формирования психологической устойчивости личного состава используются следующие направления в подготовке:
– моделирование тактики действий в общевойсковом бою и боевых возможностей подразделений;
– создание в процессе боевой учебы физических и психических нагрузок, характерных для современного боя;
– сплочение подразделения, формирование в нем отношений взаимовыручки и взаимопомощи [1].
Тяжесть комбинированных поражений в результате возможного применения современных видов оружия и террористических актов, большие потери в живой силе среди личного состава будут с огромной силой воздействовать на психику военнослужащих, обострять их эмоциональные впечатления и переживания [1–3].
С учетом опыта контртеррористических операций стало ясно, что не все военнослужащие действуют правильно и уверенно в сложной обстановке, особенно при выведении из строя младшего медицинского состава подразделений. При принятии управленческих решений командирам подразделений в ходе боевых действий пришлось сталкиваться со следующими проблемами:
– сложный характер боевых действий: маневренные, наступательные, оборонительные, рейдовые действия, охрана объектов, часто в неблагоприятных городских или горных условиях;
– хорошо подготовленный противник, к тому же специально стремившийся поражать медицинский персонал подразделений;
– недостаток в подразделениях подготовленных санитаров, санинструкторов и фельдшеров-военнослужащих, усугубившийся большим числом раненых и убитых среди медицинского персонала с первых дней контртеррористической операции;
– частое затруднение эвакуации раненых на всех ее этапах в войсковом звене вследствие постоянного огневого воздействия противника и недостаточного количества бронированного санитарного транспорта, плохих погодных условий и других причин [1–3].
Очень важно, чтобы в необычайно сложных, а подчас и экстремальных ситуациях боевой обстановки личный состав не утратил в результате психического перенапряжения приобретенные им навыки в спасении раненых и пострадавших. Речь идет о том, чтобы при виде тяжелых травм, обширных ожогов, судорог и других внешних проявлений поражений приобретенные навыки оказания первой помощи использовались уверенно, как правило, автоматически, не требовали бы времени на дополнительные размышления [1].
Для успешного решения поставленной задачи в ходе образовательной деятельности необходимо проводить подготовку курсантов максимально приближенно к реальным условиям, таким образом, мы еще раз ориентируем преподавательский состав на практическую направленность в обучении курсантов по предметам боевой подготовки, в частности, по военно-медицинской подготовке.
В этой связи должны быть повышены требования к имитации боевых поражений. Курсанты, прошедшие хорошую теоретическую подготовку, без сформированных навыков по оказанию первой помощи в полевых условиях (с имитацией взрывов, большой задымленностью воздуха, выполняя задачи в средствах защиты) во время оказания помощи условному раненому действуют скованно, медленно и в ряде случаев совершают ошибки. Более того, когда осуществляется имитация ранений или поражений, то нередко приходится сталкиваться с растерянностью обучающихся.
Нами установлено, что почти вдвое ухудшается выполнение нормативов по военно-медицинской подготовке в тех случаях, когда личный состав, прошедший лишь подготовку в классе, встречается с хорошей имитацией ран, ожогов, кровотечений, переломов и другой патологии при отработке сценариев в различных видах общевойскового боя. Сказывается отсутствие той психологической подготовленности, которая помогает военнослужащим преодолеть боязнь крови, раны, судорог, криков и стонов раненых [1].
Поэтому на практических занятиях с использованием в сценариях условных раненых должна использоваться имитация боевых поражений. Отсутствие такой имитации порождает почти сплошную условность и лишает занятия важнейшего качества – наглядности. Хорошо продуманная и организованная имитация раненых и пораженных позволяет проводить более качественную подготовку занятия [1–3].
Результаты исследования и их обсуждение
Рассмотрим возможности в развитии навыков по оказанию первой помощи, а также направления дальнейшего развития и совершенствования военно-медицинской подготовки курсантов в высшем военном учебном заведении.
Специальная медицинская литература является сложной для понимания курсантов военных училищ. Доступные для использования источники по обучению первой помощи не применимы для преподавания в военном училище. Литература, выпущенная Главным военно-медицинским управлением в 2000–2002 годах, является морально устаревшей. Например, учебник Санитарного инструктора 2002 года содержит материалы по извлечению раненых на примере танка Т-34. Наставление по оказанию первой помощи на поле боя 2000 года требует переработки в соответствии с реалиями сегодняшнего дня.
В связи с этим преподавателями военного училища, имеющими войсковой (боевой) опыт в сотрудничестве со специалистами медицинского университета, разработаны учебные пособия. Подготовлены учебно-методические материалы для подготовки к занятиям, изложенные доступным языком, сопровождаемые современным наглядным материалом (учебные карточки, слайды, обучающие видеофильмы, видеофильмы с записью фрагментов боевых действий для проведения анализа действий военнослужащих по эвакуации раненых и оказанию первой помощи в реальной обстановке).
Создан специализированный класс для медицинской подготовки с современным мультимедийным сопровождением, разработаны наглядные пособия (стенды) содержащие современную и актуальную информацию. Специализированный класс имеет возможности отработки практических навыков по оказанию первой помощи, отработки приемов базового жизнеподдержания (основ реанимации) с использованием симуляционного оборудования в режиме реального времени. Также используются учебные места на полигоне учебного заведения при проведении групповых и практических занятий с обучающимися, в том числе при отработке вопросов медицинского обеспечения в различных видах общевойскового боя.
Большое значение в формировании навыков имеют активные методы преподавания на кафедре. Разработан и внедрен в образовательный процесс метод симуляционного обучения для более эффективного формирования навыков в оказании первой помощи [3, 4]. Как известно, в настоящее время симуляторы используются как для обучения, так и для объективной оценки во многих областях деятельности человека, предполагающих высокие риски. В качестве симуляционного оборудования могут использоваться как средства компьютерной имитации, так и манекены-тренажеры с датчиками контроля выполнения упражнений. Симуляторы позволяют многократно и точно воссоздать необходимые сценарии и возможность адаптации ситуационной задачи под каждого обучающегося. Кроме того, наличие датчиков контроля позволяет повысить мотивацию курсанта на правильное выполнение упражнения. Манекен может быть использован в двух вариантах: в гражданской одежде и военной форме в зависимости от условия ситуационной задачи [1, 3, 4].
При проведении практического занятия по основам жизнеподдержания курсанты на практике отрабатывают элементы сердечно-легочной реанимации. В процессе обучения используются демонстрационные фильмы в специализированном классе и учебные карточки на любом учебном месте. Цель практических занятий – довести до автоматизма действия обучающихся, используя отработку имитационных приемов в оказании первой помощи.
С учетом вышесказанного назрела необходимость увеличения количества часов практических и полевых занятий с целью более эффективной выработки профессионально необходимых умений и навыков в организации медицинского обеспечения подразделений, оказании первой помощи с использованием средств медицинской защиты и симуляционного оборудования [4].
В учебном процессе используется специальный манекен в форме военнослужащего для обучения первой помощи в полевых условиях. Манекен имеет полный объем движений, прочность для использования в сценариях, наличие модулей травм и концентратов крови, возможность обучения навыкам сердечно-легочной реанимации.
Для достижения максимальной реалистичности при проведении комплексных занятий по тактико-специальной подготовке, полевых выходов, марш-бросков эффективно используется комплекты повреждений (наборов моделей ран), которые совместимы с указанными выше манекенами и могут крепиться на тело условного раненого военнослужащего (курсанта) при обучении способом «друг на друге» с целью отработки нормативов по военно-медицинской подготовке [1].
Учитывая наличие оборудованных компьютерных классов, во время подготовки к занятиям в часы самостоятельной работы курсантов предложено проводить симуляционное обучение с использованием средств компьютерной имитации. Эти средства сочетают в себе программное обеспечение и модели раненых, снабженные датчиками. На основе баз данных, сформированных в ходе диссертационного исследования Смирнова Н.П., создаются обучающие программы для курсантов по отработке навыков в оказании первой помощи при неотложных состояниях [1, 5].
В ходе военно-научной деятельности на кафедре предложено и реализовано 5 рационализаторских предложений, касающихся усовершенствований средств индивидуальной и групповой медицинской защиты. К этой работе активно привлекаются курсанты. Разработана полезная модель «Жгут кровоостанавливающий», предназначенный для оказания первой помощи военнослужащим разведывательных подразделений.
При разработке тем курсовых и дипломных работ курсантов учитываются требования сегодняшнего дня к подготовке военных специалистов. Например, по дисциплине «Тактика» разрабатываются темы, связанные с вопросами всестороннего обеспечения, в частности, по организации медицинского обеспечения в подразделении в различных видах общевойскового боя в районах крайнего севера, горной и пустынной местности.
Заключение
Таким образом, на примере военно-медицинской подготовки мы показали, как благодаря наличию подготовленных специалистов из числа преподавательского состава, современной учебно-материальной базы создаются оптимальные условия для применения инновационных образовательных подходов в подготовке будущих офицеров в военном училище [1–4].