Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,899

MILITARY-MEDICAL TRAINING OF CADETS: FROM MILITARY EXPERIENCE TO INNOVATION IN TRAINING

Smirnov N.P. 1 Pepelyaev A.V. 1 Porfirev V.A. 1
1 FGKVOU VO «Novosibirsk Higher Military Command School»
2540 KB
The article deals with the problem of training future commanders in first aid skills. The authors present innovative approaches to training cadets by means of scenarios of practical combat experience, using simulation equipment and psychological training. Psychological stability to such maximum stress factors, such as appearance of severe injuries, extensive burns, convulsions and other external manifestations of lesions which occur in various extraordinary situations is strengthened by means of simulation methods of training. The implementation of active teaching methods allows to form effectively cadets’ necessary competences. The use of active methods in the educational activity allows more efficient form of cadets in the required competencies. Shows the role of the teaching staff for the improvement of educational, methodological and scientific activities in military school. The emphasis on the need for teachers professional military cycle of military (combat) experience.
teaching
combat training
military-medical training
first aid
simulation equipment

В современных условиях сохраняется и нарастает военная опасность для нашей страны на фоне расширения силового влияния Североатлантического союза. Террористические угрозы приобретают все более угрожающие масштабы, обостряются проблемы религиозного и националистического сепаратизма (события в Сербии, Ираке, Сирии, на Украине и в других регионах мира). Сохраняется высокая интенсивность и масштабность чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в ликвидации которых участвуют, в том числе и Вооруженные Силы Российской Федерации [1].

Поэтому очень важно при обучении курсантов в военном вузе формировать такие компетенции, как способность оказывать первую помощь и непосредственно организовывать медицинское обеспечение подразделения в различных условиях обстановки мирного и военного времени.

Цель исследования

Поиск и определение инноваций в образовательной, методической, научной деятельности преподавательского состава военного училища для определения путей решения приоритетных задач по подготовке квалифицированных кадров для Вооруженных Сил.

Материалы и методы исследования

Интенсивная боевая подготовка с применением новых образцов техники и вооружения, поступающих на вооружение, предъявляет особые требования к качеству профессиональной подготовки курсантов в военном вузе. На сегодняшний день Вооруженным Силам требуются офицеры, преданные Родине, способные к критическому и инновационному мышлению, обладающие высоким уровнем профессиональной компетентности [2]. Данные обстоятельства требуют от преподавательского состава особого внимания к проблемам профессионального становления курсантов в военном вузе. В настоящее время особое внимание во время обучения курсантов в вузе необходимо уделять не только академической подготовке, но и самостоятельной практической деятельности в течение всего периода обучения в вузе [1]. Возрастает значимость практической направленности получаемых знаний.

Для реализации военно-профессиональных компетенций у курсантов предполагается развитие специальных способностей. Традиционно важной составляющей боевой подготовки, в частности военно-медицинской, считается психологическая тренировка, призванная обеспечить психологическую устойчивость личного состава к внешним стрессовым раздражителям. Основу психологической подготовки должны составлять программы реалистической подготовки во время занятий по боевой подготовке. Считаем принцип реализма в обучении наиболее перспективным в деле повышения эмоционально-волевой устойчивости личного состава и предотвращения психогенных потерь в ходе боевых действий. При этом целями психологической подготовки должны быть выработка психологической устойчивости военнослужащих к воздействиям боевой обстановки; формирование сплоченности; снижение вероятности психогенных потерь [1–3].

Для формирования психологической устойчивости личного состава используются следующие направления в подготовке:

– моделирование тактики действий в общевойсковом бою и боевых возможностей подразделений;

– создание в процессе боевой учебы физических и психических нагрузок, характерных для современного боя;

– сплочение подразделения, формирование в нем отношений взаимовыручки и взаимопомощи [1].

Тяжесть комбинированных поражений в результате возможного применения современных видов оружия и террористических актов, большие потери в живой силе среди личного состава будут с огромной силой воздействовать на психику военнослужащих, обострять их эмоциональные впечатления и переживания [1–3].

С учетом опыта контртеррористических операций стало ясно, что не все военнослужащие действуют правильно и уверенно в сложной обстановке, особенно при выведении из строя младшего медицинского состава подразделений. При принятии управленческих решений командирам подразделений в ходе боевых действий пришлось сталкиваться со следующими проблемами:

– сложный характер боевых действий: маневренные, наступательные, оборонительные, рейдовые действия, охрана объектов, часто в неблагоприятных городских или горных условиях;

– хорошо подготовленный противник, к тому же специально стремившийся поражать медицинский персонал подразделений;

– недостаток в подразделениях подготовленных санитаров, санинструкторов и фельдшеров-военнослужащих, усугубившийся большим числом раненых и убитых среди медицинского персонала с первых дней контртеррористической операции;

– частое затруднение эвакуации раненых на всех ее этапах в войсковом звене вследствие постоянного огневого воздействия противника и недостаточного количества бронированного санитарного транспорта, плохих погодных условий и других причин [1–3].

Очень важно, чтобы в необычайно сложных, а подчас и экстремальных ситуациях боевой обстановки личный состав не утратил в результате психического перенапряжения приобретенные им навыки в спасении раненых и пострадавших. Речь идет о том, чтобы при виде тяжелых травм, обширных ожогов, судорог и других внешних проявлений поражений приобретенные навыки оказания первой помощи использовались уверенно, как правило, автоматически, не требовали бы времени на дополнительные размышления [1].

Для успешного решения поставленной задачи в ходе образовательной деятельности необходимо проводить подготовку курсантов максимально приближенно к реальным условиям, таким образом, мы еще раз ориентируем преподавательский состав на практическую направленность в обучении курсантов по предметам боевой подготовки, в частности, по военно-медицинской подготовке.

В этой связи должны быть повышены требования к имитации боевых поражений. Курсанты, прошедшие хорошую теоретическую подготовку, без сформированных навыков по оказанию первой помощи в полевых условиях (с имитацией взрывов, большой задымленностью воздуха, выполняя задачи в средствах защиты) во время оказания помощи условному раненому действуют скованно, медленно и в ряде случаев совершают ошибки. Более того, когда осуществляется имитация ранений или поражений, то нередко приходится сталкиваться с растерянностью обучающихся.

Нами установлено, что почти вдвое ухудшается выполнение нормативов по военно-медицинской подготовке в тех случаях, когда личный состав, прошедший лишь подготовку в классе, встречается с хорошей имитацией ран, ожогов, кровотечений, переломов и другой патологии при отработке сценариев в различных видах общевойскового боя. Сказывается отсутствие той психологической подготовленности, которая помогает военнослужащим преодолеть боязнь крови, раны, судорог, криков и стонов раненых [1].

Поэтому на практических занятиях с использованием в сценариях условных раненых должна использоваться имитация боевых поражений. Отсутствие такой имитации порождает почти сплошную условность и лишает занятия важнейшего качества – наглядности. Хорошо продуманная и организованная имитация раненых и пораженных позволяет проводить более качественную подготовку занятия [1–3].

Результаты исследования и их обсуждение

Рассмотрим возможности в развитии навыков по оказанию первой помощи, а также направления дальнейшего развития и совершенствования военно-медицинской подготовки курсантов в высшем военном учебном заведении.

Специальная медицинская литература является сложной для понимания курсантов военных училищ. Доступные для использования источники по обучению первой помощи не применимы для преподавания в военном училище. Литература, выпущенная Главным военно-медицинским управлением в 2000–2002 годах, является морально устаревшей. Например, учебник Санитарного инструктора 2002 года содержит материалы по извлечению раненых на примере танка Т-34. Наставление по оказанию первой помощи на поле боя 2000 года требует переработки в соответствии с реалиями сегодняшнего дня.

В связи с этим преподавателями военного училища, имеющими войсковой (боевой) опыт в сотрудничестве со специалистами медицинского университета, разработаны учебные пособия. Подготовлены учебно-методические материалы для подготовки к занятиям, изложенные доступным языком, сопровождаемые современным наглядным материалом (учебные карточки, слайды, обучающие видеофильмы, видеофильмы с записью фрагментов боевых действий для проведения анализа действий военнослужащих по эвакуации раненых и оказанию первой помощи в реальной обстановке).

Создан специализированный класс для медицинской подготовки с современным мультимедийным сопровождением, разработаны наглядные пособия (стенды) содержащие современную и актуальную информацию. Специализированный класс имеет возможности отработки практических навыков по оказанию первой помощи, отработки приемов базового жизнеподдержания (основ реанимации) с использованием симуляционного оборудования в режиме реального времени. Также используются учебные места на полигоне учебного заведения при проведении групповых и практических занятий с обучающимися, в том числе при отработке вопросов медицинского обеспечения в различных видах общевойскового боя.

Большое значение в формировании навыков имеют активные методы преподавания на кафедре. Разработан и внедрен в образовательный процесс метод симуляционного обучения для более эффективного формирования навыков в оказании первой помощи [3, 4]. Как известно, в настоящее время симуляторы используются как для обучения, так и для объективной оценки во многих областях деятельности человека, предполагающих высокие риски. В качестве симуляционного оборудования могут использоваться как средства компьютерной имитации, так и манекены-тренажеры с датчиками контроля выполнения упражнений. Симуляторы позволяют многократно и точно воссоздать необходимые сценарии и возможность адаптации ситуационной задачи под каждого обучающегося. Кроме того, наличие датчиков контроля позволяет повысить мотивацию курсанта на правильное выполнение упражнения. Манекен может быть использован в двух вариантах: в гражданской одежде и военной форме в зависимости от условия ситуационной задачи [1, 3, 4].

При проведении практического занятия по основам жизнеподдержания курсанты на практике отрабатывают элементы сердечно-легочной реанимации. В процессе обучения используются демонстрационные фильмы в специализированном классе и учебные карточки на любом учебном месте. Цель практических занятий – довести до автоматизма действия обучающихся, используя отработку имитационных приемов в оказании первой помощи.

С учетом вышесказанного назрела необходимость увеличения количества часов практических и полевых занятий с целью более эффективной выработки профессионально необходимых умений и навыков в организации медицинского обеспечения подразделений, оказании первой помощи с использованием средств медицинской защиты и симуляционного оборудования [4].

В учебном процессе используется специальный манекен в форме военнослужащего для обучения первой помощи в полевых условиях. Манекен имеет полный объем движений, прочность для использования в сценариях, наличие модулей травм и концентратов крови, возможность обучения навыкам сердечно-легочной реанимации.

Для достижения максимальной реалистичности при проведении комплексных занятий по тактико-специальной подготовке, полевых выходов, марш-бросков эффективно используется комплекты повреждений (наборов моделей ран), которые совместимы с указанными выше манекенами и могут крепиться на тело условного раненого военнослужащего (курсанта) при обучении способом «друг на друге» с целью отработки нормативов по военно-медицинской подготовке [1].

Учитывая наличие оборудованных компьютерных классов, во время подготовки к занятиям в часы самостоятельной работы курсантов предложено проводить симуляционное обучение с использованием средств компьютерной имитации. Эти средства сочетают в себе программное обеспечение и модели раненых, снабженные датчиками. На основе баз данных, сформированных в ходе диссертационного исследования Смирнова Н.П., создаются обучающие программы для курсантов по отработке навыков в оказании первой помощи при неотложных состояниях [1, 5].

В ходе военно-научной деятельности на кафедре предложено и реализовано 5 рационализаторских предложений, касающихся усовершенствований средств индивидуальной и групповой медицинской защиты. К этой работе активно привлекаются курсанты. Разработана полезная модель «Жгут кровоостанавливающий», предназначенный для оказания первой помощи военнослужащим разведывательных подразделений.

При разработке тем курсовых и дипломных работ курсантов учитываются требования сегодняшнего дня к подготовке военных специалистов. Например, по дисциплине «Тактика» разрабатываются темы, связанные с вопросами всестороннего обеспечения, в частности, по организации медицинского обеспечения в подразделении в различных видах общевойскового боя в районах крайнего севера, горной и пустынной местности.

Заключение

Таким образом, на примере военно-медицинской подготовки мы показали, как благодаря наличию подготовленных специалистов из числа преподавательского состава, современной учебно-материальной базы создаются оптимальные условия для применения инновационных образовательных подходов в подготовке будущих офицеров в военном училище [1–4].