Уровень здоровья студентов высших учебных заведений, их преподавателей, как и населения в целом, не только важный индикатор общественного развития, отражения социально-экономического и гигиенического благополучия государства, но и мощный экономический, трудовой, оборонный потенциал страны, фактор и компонент благосостояния общества. Поэтому изучение основных закономерностей формирования здоровья этой группы населения имеет большое значение, как для государства в целом, так и для каждого его гражданина [6]. В то же время в последние годы активизировалось внимание к здоровому образу жизни студентов, это связано с озабоченностью общества по поводу здоровья специалистов, выпускаемых высшей школой, с ростом заболеваемости в процессе профессиональной подготовки и последующим снижением их умственной и физической работоспособности.
Большие интеллектуальные нагрузки, резкие изменения привычного образа жизни, формирование новых межличностных отношений вне семьи, необходимость адаптации к условиям труда, проживания и питания позволяет отнести студентов к группе значительного риска развития заболеваний [4].
Одним из основных свойств образа жизни современных студентов является ограниченная двигательная активность, большая информационная нагрузка, негативно действующая на все системы организма и приводящая к снижению его компенсаторно-приспособительных реакций. Дефицит движения приводит к негативным изменениям в его организма, в частности, к такому как развитие ранее неизвестного заболевания – гиподинамия, которая, прежде всего, проявляется в атрофии и дистрофии мышц, потере белка, замене мышечной ткани жировой, к снижению мощности и устойчивости механизмов поддержания постоянства внутренней среды организма и так далее, к возникновению хронических заболеваний (в первую очередь страдает опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистая, дыхательная и центральная нервная системы). Состояние здоровья студентов напрямую связано с имеющимися адаптационными резервами их организма [7]. Снижение его защитных сил приводит к возникновению различных заболеваний. В таких условиях функционирование различных систем организма студентов протекает на пределе возможности и зачастую граничит с патологией [12].
Многие ученые отмечают, что за время обучения в высшем учебном заведении здоровье студентов ухудшается [1, 3]. Проблема здоровья студентов все больше привлекает внимание педагогов и врачей, особенно обучающихся, отнесенных к III-й функциональной группе для занятий физической культурой. Это связано с тем, что студенты имеют заболевания, по причине которых отнесены к данной функциональной группе. Разнообразие отклонений в состоянии здоровья, различный уровень физической подготовленности предъявляют особые требования к проведению занятий со студентами не только основной, подготовительной, но и специальной медицинской группы (СМГ), предполагая более индивидуальный подход к занятиям физическими упражнениями, поскольку в этой группе объединены учащиеся с различными заболеваниями, с разным уровнем их физической подготовленности и работоспособности [10].
В связи с этим выдвигается задача разработки и обоснования дифференцированного подхода к выбору оптимальных нагрузок, к подбору упражнений на занятиях с учетом мотивационных установок к физическому совершенствованию во взаимосвязи с психоэмоциональными особенностями студентов. Более индивидуализированный подход к ним способствует подъему у них эмоционального фона и заинтересованности в этих занятиях. Вместе с тем, проблема здоровья студентов технического вуза Прибайкалья изучена недостаточно [5], особенно отнесенных к специальной медицинской группе. Поэтому изучение данных вопросов представляет актуальную задачу.
Цель работы: анализ структуры и динамики заболеваемости у студентов, отнесенных к III-й функциональной группе (специальная медицинская группа), обучающихся в техническом вузе Прибайкалья, для коррекции их учебных занятий физической культурой.
Материалы и методы исследования
Проведён анализ 4383 обследований студентов-юношей и 3538 – студенток-девушек в возрасте от 17 до 22 лет, обучающихся в Иркутском национальном исследовательском техническом университете. Все обследованные отнесены по состоянию здоровья к III-й функциональной группе здоровья (спецмедгруппа – СМГ) по результатам ежегодных углубленных медицинских осмотров, которые позволяют выявить у них заболевания различной этиологии, объединенные в основные классы болезней. Наблюдение касалось студентов, обучающихся в вузе с 2010 года по 2015 год, в динамике обучения с 1 по 4 курсы.
Сбор материала осуществлялся в специально составленный протокол исследования. Расчёт показателей по результатам, собранным в компьютерную базу данных Microsoft Office Access; анализ был произведён с использованием пакета прикладных программ для автоматизации табличных расчётов Microsoft Office Excel.
Результаты исследования и их обсуждение
Анализ заболеваемости юношей (рис. 1) и девушек (рис. 2), отнесенных к СМГ, показал, что наибольший удельный вес в структуре занимают заболевания сердечно-сосудистой системы и вегето-сосудистой дистонии (ВСД), а также опорно-двигательного аппарата (ОДА).
Рис. 1. Число случаев заболеваний у юношей за 2010–2015 гг. ( %)
Рис. 2. Число случаев заболеваний у девушек за 2010–2015 гг. ( %)
На 3-м месте находятся «прочие» заболевания, т.е. патология, не отнесённая к основным группам болезней.
Далее у юношей следуют заболевания дыхательной системы – 10,6 % и глазные болезни – 7,4 %. У девушек чаще, чем у юношей, регистрируются заболевания мочеполовой системы (в 1,9 раза) и глазных болезней (в 1,4 раза).
Однако заболевания дыхательной системы регистрируются в 1,3 раза реже, чем у юношей. Частота распространения заболеваний нервной и эндокринной систем относительно невелика и колеблется от 3,1 до 4,1 %.
Представляет научно-практический интерес характеристика частоты регистрации заболеваний у студентов СМГ в динамике наблюдения с 2010–11 по 2014–15 учебные года.
Как видно из рис. 3, у юношей в динамике установлен рост числа случаев регистрации заболеваний сердечно-сосудистой системы и вегето-сосудистой дистонии (ВСД). В 2010–11 уч. г. эта патология регистрировалась в 27 % случаев, в 2011–12 уч. г. наблюдается небольшое снижение числа случаев, а в последующие годы отмечается рост числа больных и к 2014–15 уч. г. эта патология отмечается уже более чем в 30 % случаев.
Рис. 3. Динамика числа случаев заболеваний у юношей с 2010–11 по 2014–15 учебные годы