Кадры, овладевшие техникой,
решают все! [5].
И.В. Сталин
Плановая экономика СССР затрагивала все отрасли народного хозяйства: если в следующей пятилетке требовалось дополнительно выпустить на 10 % больше автомобилей, танков, телевизоров, то по цепочке увеличивался выпуск комплектующих на заводах, увеличивалась добыча железной руды и выплавка металла для изготовления деталей, увеличивался выпуск бензина для эксплуатации новой техники, и, в конечном итоге, к моменту выпуска готовой продукции – подготовлены водители-механики. В промежуточных звеньях, давались наряды-задания вузам для подготовки специалистов для всех отраслей, участвующих в вышеуказанной цепочке, все шло по Государственному плану СССР (рис. 1).
Рис. 1. Подготовка специалистов в вузах в соответствии с Госпланом СССР
Государство брало на себя роль заказчика по подготовке специалистов, все изменилось после развала Великой Страны – СССР. Негосударственные вузы росли как грибы после хорошего дождя, высшее образование стало доступно каждому, выросло огромное количество вузов, ведущих подготовку специалистов по экономике, юриспруденции, управлении (рис. 2). Вопрос качества подготовки специалистов не стоял на повестке в 90-х годах, стояла задача заработать деньги и удовлетворить массовый спрос населения, именно населения, а не спрос работодателей в специалистах на рынке труда. Стагнация добывающих и производственных отраслей привела к тому, что на улице оказались сотни тысяч специалистов с высшим образованием, не востребованных на рынке труда.
Рис. 2. Динамика количества вузов в России в период с 1991 по 2014 год
В настоящий момент в объявлениях о приеме на работу появился спрос на новую специальность – менеджер торгового зала. Менеджер торгового зала – это продавец с высшим юридическим, экономическим, управленческим образованием – типичная картина современности: потратить 4–5 лет на получение высшего образования, для того чтобы работать в магазине продавцом. Качество высшего образования и социальный статус человека с высшим образованием в России стал в несколько раз ниже, чем в СССР.
Основные проблемы качества современного профессионального образования – это противоречия между содержанием профессиональных и федеральных государственных образовательных стандартов, а также необходимостью сближения обучения с условиями профессиональной деятельности и отсутствием механизмов создания и оперативной коррекции профессиональной модели поведения [3].
В настоящее время остро ощущается потребность в ответственных, инициативных, самостоятельных специалистах, способных постоянно совершенствовать свою личность и деятельность [2]. В 2015 году Министерство образования и науки объявило о реформе высшего образования в регионах, которая предполагает объединение вузов в опорные многопрофильные университеты. По результатам реформы число вузов сократится на 25 %. Основная задача – повышение качества образования. После проведения реформы сложится группа из 100–120 распределенных по всей стране опорных федеральных университетов, роль которых стать концентратором образования, инноваций и исследований.
Рис. 3. Подготовка специалистов в вузах через базовые кафедры
Рис. 4. Дистанционное обучение через вебинар
Одним из направлений реформ вузов, является создание базовых кафедр. Цель создания базовых кафедр – хорошо забытая система планирования СССР. Базовые кафедры создаются совместно с крупными работодателями [1]. Отделы кадров крупных предприятий прогнозируют:
? выбытие специалистов на пенсию;
? прирост персонала для расширения производства (планирование происходит на 3–5 лет, а некоторые крупные работодатели смотрят на 20 лет вперед и более);
? естественный отток персонала.
Крупные производственные предприятия выступают в роли министерств и выдают наряд-заказ на подготовку необходимых специалистов (рис. 3), где указывается:
? необходимое количество специалистов;
? направления подготовки;
? необходимые компетенции для выпускников.
Разрабатываются и согласовываются с работодателями:
? учебные планы и программы;
? программы прохождения практики на реальном производстве работодателя.
Главная ценность такого подхода – будущим выпускникам не нужно время для:
? адаптации. Работодатель снижает риски, связанные с психологическими аспектами вливания специалиста в новый коллектив, который может занимать от полугода до года, а также дальнейшее увольнение по собственной инициативе работника.
? переобучение. Новый специалист работает с полной отдачей, со знанием своих прямых должностных обязанностей, целей и задач коллектива и предприятия, по совокупности это равноценно 1,5–2 годам опыта работы.
Конечно, работодатели, направляя специалиста на целевое обучение в вуз страхуют себя от рисков, подписывая с ним договор, где будущий специалист обязан отработать на производстве работодателя определенное количество лет или компенсировать средства, потраченные на обучение, прохождение практики, стажировки, и прочие расходы, но тем не менее вопрос адаптации и переобучения, в вышеуказанной схеме является большой ценностью для будущего специалиста.
Обучение предусматривает привлечение в качестве преподавателей высококвалифицированных специалистов-практиков [4] с производства, учитывая географическую отдаленность производств от вузов, обучение происходит дистанционно, в формате видеоконференции – вебинаре. Возможности такого обучения воистину неограниченные и дают уникальную возможность для реализации проектов сетевого обучения с профильными ВУЗами на территории России, ближнего и дальнего зарубежья (рис. 4).
Тематика выпускных квалификационных работ (дипломных проектов), формируется совместно с работодателем, выпускники готовят дипломные проекты и воплощают их на производстве (рис. 5). Выпускники-магистры во время учебы проводят реальные научные исследования, в части совершенствования производства работодателя.
Рис. 5. Формирование тематики выпускных квалификационных работ