Концепция модернизации образования страны главной задачей определяет обеспечение высокого качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства. В истории развития педагогической науки и практики непрерывно идет процесс постоянного развития и совершенствования педагогических средств для решения дидактических задач, что особенно ярко проявляется с появлением возможности использования технических и информационных средств в качестве новых педагогических технологий.
Современная структура целей обучения на кафедре поликлинической терапии в медицинском университете сформирована в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) третьего поколения [7]. Стратегической целью определено формирование компетенций у выпускников медицинского вуза. Студент, изучивший данную дисциплину, должен владеть определенными компетенциями с учетом потенциальной возможности работы в первичном звене здравоохранения в амбулаторно-поликлинических условиях. Формирование каждой из этих компетенций определено нами в качестве интегративных целей обучения данной учебной дисциплине [5]. Первая из них – формирование общекультурных компетенций, вторая – формирование профессиональных компетенций в профилактической, диагностической и лечебной деятельности и в экспертизе трудоспособности, а формирование профессиональных компетенций в психолого-педагогической, организационно-управленческой и научно-исследовательской деятельности – третья интегративная дидактическая цель [5]. В современных условиях развития высшего образования в связи с этим важным педагогическим условием представляется использование инновационных педагогических технологий, включая информационные и компютерные технологии при организации учебного процесса.
Цель исследования – изучение и обоснование комплекса педагогических технологий на кафедре поликлинической терапии при формировании компетенций у студентов медицинского университета в процессе обучения.
Материалы и методы исследования
Достижение этой цели осуществлялось на основе теоретического анализа и обобщения научно-педагогической литературы, собственного педагогического опыта работы в качестве преподавателей в медицинском вузе.
Результаты исследования и их обсуждение
Понятие «технология» – греческое слово «techne» – обозначает «умение», «искусство», «мастерство»; «logos» – «слово, знание, наука»; в широком смысле слова под технологией следует понимать научные знания об умении, искусстве, мастерстве. В толковом словаре понятие технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве [4]. В педагогической деятельности понятие педагогической технологии трактуется как «упорядоченная система действий, выполнение которых приводит к гарантированному достижению педагогических целей» (Д.Г. Левитес) или «продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя» (В.М. Монахов).
Степень эффективности преподаваемого материала прямо зависит не только от уровня подготовленности каждого конкретно взятого педагога, но и от его морально-этических качеств, умения заинтересовать студента, привлечь его к выполнению учебно-исследовательской и внеаудиторной работы. Внедрение новых интерактивных форм обучения – одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в современном вузе [3]. Многие исследования подтверждают, что использование активных подходов является наиболее эффективным путем, способствующим обучению студентов. При этом студенты легче вникают, понимают и запоминают материал, который они изучали посредством активного вовлечения в учебный процесс. Основные методические инновации связаны сегодня с применением именно интерактивных методов обучения [1, 2].
Учебный процесс, опирающийся на использование новых интерактивных методов обучения, организуется с учетом включенности в процесс познания всех студентов группы без исключения. Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучаемых, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи. Необходимо учитывать, что именно личностные качества преподавателя формируют здоровую атмосферу своеобразного соревнования во время занятия, но при условии, что предложенные студентами идеи не должны подавляться преподавателем, как заведомо неверные, преподаватель выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации. Создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможностью взаимной оценки и контроля [1, 3].
Интерактивные формы обучения подразумевают постоянное взаимодействие, участники которого находятся в режиме диалога. На кафедре поликлинической терапии на протяжении последних пяти лет применяются такие инновационные педагогические технологии, как «Проблемное обучение», «Технология критического мышления», «Мозговой штурм», «Проектная технология» и др.» [5]. «Проблемное обучение» направлено на формирование при разборе клинического случая с демонстрацией больного, при решении профессиональных задач навыков творческого усвоения и применения знаний, накопления опыта творческой деятельности, творческого подхода, применения активной деятельности преподавателя и студента при поиске практического решения – практического творчества. Применение «Технологии критического мышления» на практических занятиях у студентов способствует формированию способности ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения, обеспечивает развитие мыслительных навыков у учащихся при разборе клинического случая и (или) профессиональной задачи через следующие показатели: оценка (где ошибка?), диагноз (в чем причина?), контроль (каковы недостатки?), критика (согласны ли Вы?), опровержение (приведите контраргументы), прогноз (постройте прогноз) [6]. Проектная технология применяется во время летней производственной практики студентов 5 курса лечебного факультета «Помощник врача скорой и неотложной помощи», и ее применение студенты воспринимают, пожалуй, с наибольшим энтузиазмом. К интерактивным формам обучения, используемым на кафедре поликлинической терапии, относятся: «мозговой штурм», ролевые и деловые игры, case – study (ситуационный анализ, анализ конкретных профессинальных задач) и др.
Установлено, что внедрение в образовательный процесс компьютерных технологий положительно влияет на эффективность усвоения материала. Интернет-конференции, слайд – презентации, компьютерное моделирование и другие доступные на современном этапе методы обучения, согласно исследованиям, являются эффективными. В настоящее время широкое распространение получило общение с преподавателем в социальных сетях, а именно в общепризнанной студенческой социальной сети «В контакте». Телекоммуникационный контакт с преподавателем – это возможность неформального оперативного обсуждения возникающих вопросов, организация дискуссий, передача ряда теоретических материалов в электронной форме [4].
Внедрение такого контакта в учебный процесс преподавания поликлинической терапии осуществлено в форме электронной системы контроля над прохождением производственной практики студентами. Начиная с 2013 года для координации преподавания и контроля качества образования активно используется созданный преподавателями аккаунт в социальной сети «В контакте». Аккаунт представляет привычный способ общения для большинства студентов и предполагает свободный доступ каждого обучающегося к ее ресурсам, что дает возможность применения еще одного инновационного метода – сase-study и предполагает: разбор протокола курации; самостоятельное изучение и обсуждение клинической ситуации студентами; совместное обсуждение ситуации под руководством преподавателя (консультации профессорско-преподавательского состава кафедры и анализ протоколов курации с учетом совместной работы преподавателя и студента). Эффективность применения такого способа контроля в сочетании с формированием студентом электронного алгоритмизированного дневника по производственной практике «Помощник врача скорой и неотложной помощи» отражает возможность оперативного ответа на поставленный студентом вопрос или возникшую проблему. Использование аккаунта в социальной сети в группе «Практика ВГМУ: 5 курс лечебного факультета» студентами составило 393 участника, просмотров страницы за сутки: от 217 до 999, сообщений, содержащих вопросы – 473, сообщений с предложениями и обсуждением – 33, количество писем за весь период практики 190; что подтверждает обоснованность и результативность применяемых представленных методик кафедрой.
В настоящее время при преподавании поликлинической терапии реализуется такая инновационная педагогическая интерактивная форма, как консультация преподавателя по теме практического занятия в режиме on line в аккаунте кафедры в социальной сети «В контакте». Еще одной формой является использование информационных и коммуникационных технологий для организации деятельности студентов по выполнению учебных заданий, для оперативного, текущего, промежуточного и итогового рейтингового контроля качества усвоения содержания дидактических единиц, в том числе с применением дистанционного обучения, интернет-технологий, что также успешно внедрено в настоящее время в учебный процесс на кафедре поликлинической терапии.
Многие исследователи отмечают, что процесс дистанционного обучения в общем случае некритичен к расположению преподавателя и студента в пространстве и времени. Тем не менее, создается новая образовательная информационная среда – студент лучше понимает, какие знания, умения и навыки более актуальны [1]. Нам представляется перспективным сочетание традиционной и дистанционной образовательной технологии. С учетом нашего собственного опыта и литературных данных можно выделить ряд положительных моментов при освоении дисциплины с помощью интернет-технологий:
1. Повышение доступности материалов (кафедральных и т.д.), так как возможно размещение их не на сайте академии, а на странице кафедры или ведущего преподавателя, пользователя социальной сети; а также видео- и аудиозаписей.
2. Размещение на странице преподавателя иллюстративных и текстовых материалов (например, фотоальбомов с обучающими изображениями, вопросов к практическим и итоговым занятиям и т.д.). Здесь проявляется творчество преподавателя, которое в данном случае определяется в подборке и систематизации материала.
3. Опыт применения информационных технологий позволяет рассматривать социальную сеть как современную и доступную дистанционно-дополнительную форму обучения [3].
Согласно приведенным данным и рассмотренным современным методикам образования, становится очевидным, что даже самые современные подходы к осуществлению образовательного процесса не могут применяться без непосредственного руководства в лице преподавателя. Методы интерактивного обучения напрямую связаны с личностными данными педагога. Сохраняется принцип индивидуального подхода к каждому студенту. Более того, все более тесный контакт студентов с преподавателем обязывает его самосовершенствоваться, чтобы владеть навыками использования информационных технологий на уровне студентов, идти в ногу со временем. Эффект применения интернет-технологий в учебно-воспитательном процессе можно ожидать только в том случае, если они будут гармонично интегрированы в педагогический процесс, обеспечив новые возможности его организации. Здесь важно учитывать интеграцию сложившегося в образовательном учреждении опыта организации учебно-воспитательного процесса во внешнюю информационно-образовательную среду, которая формируется и развивается на базе современных технологий.
Заключение
Таким образом, дидактическая модель с применением инновационных педагогических, в том числе интернет-технологий, предполагает изменение методической концепции в организации следующих компонентов учебной деятельности: структура информационно-образовательного взаимодействия между учеником и педагогом и форма представления учебного материала; учебно-методическое обеспечение образовательного процесса; модернизация учебно-воспитательной среды.
Эффективность внедрения современных педагогических технологий очевидна и бесспорна. Это, прежде всего, повышение мотивации к занятиям у студентов-выпускников лечебного факультета медицинского вуза к практическому освоению материала по поликлинической терапии за счет повышения качества и эффективности преподавания поликлинической терапии с помощью инновационных технологий обучения, что приведет к реализации основных целей обучения – успешному формированию общекультурных и профессиональных компетенций у выпускников медицинского вуза, к улучшению качества подготовки квалифицированных конкурентоспособных специалистов в соответствии с потребностями практического здравоохранения.