В развитии современных больших и малых городов нашей страны одно из центральных мест занимает проблема укрепления позиций физической культуры и спорта среди различных категорий населения. В регионах появляются интересные наработки в этом направлении: каждый город, учитывая предшествующий опыт, традиции, старается найти адекватные пути совершенствования этой работы. Поэтому поиск и научный анализ результатов, достигнутых в работе по месту жительства с населением, продолжает оставаться актуальной научной и практической проблемой [8].
Иркутская область не исключение, на уровне региональной власти и органов местного самоуправления совместно со спортивными федерациями, общественными организациями и научным сообществом разрабатываются программы укрепления здоровья населения.
Уплотнение занятий в рамках образовательных программ общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования, стремительно развивающиеся технологии, изменение условий жизни приводит к резкому снижению двигательной активности у школьников. Современную систему образования можно охарактеризовать непрерывно увеличивающейся интеллектуализацией, повышением темпов и объемов реализуемой в учебном процессе информации. Образовательная компонента в условиях стремления к умственному развитию отодвигает на второй план сферу физического воспитания личности в школе. В связи с чем, во многих странах наблюдается отчетливое смещение занятий физической культурой и спортом со школьных на внешкольные.
Система спортивно-массовой работы по месту жительства в данной ситуации является недорогой и при этом достаточно действенной панацеей, которая способна положительно повлиять на уровень физического развития детей и подростков, обеспечить необходимый объем их еженедельной двигательной активности и укрепить здоровье учащихся среднего и старшего школьного возраста.
По мнению кандидата педагогических наук Е.А. Симонова, точками роста физкультурно-спортивной работы по месту жительства могут стать строительство спортивных комплексов и дворовых площадок микрорайонов; повышение пропускной способности спортивных сооружений; повышение заработной платы педагогам и инструкторам; проведение спартакиад по месту жительства; организация работы физкультурно-оздоровительных групп с учетом физкультурно-спортивной потребности населения; применение механизма льготного и бесплатного посещения спортивных сооружений малообеспеченными категориями граждан; реклама в СМИ, и особенно в сети интернет, путем создания тематических сайтов и личных страничек спорторганизаторов [7].
В период конца 80-х годов прошлого столетия и вплоть до 2009 года спортивные корты, площадки, минигимнастические комплексы, находящиеся на внутридомовой территории, и спортивные объекты, расположенные при школах, пришли в упадок, частично или полностью были разрушены в силу отсутствия собственника, либо отсутствия финансирования у образовательных учреждений на не первоочередную расходную статью.
С 2010 года в число приоритетных направлений администрации г. Иркутска в области социальной политики был отнесен дворовый спорт. Начался системный подход к ремонту, содержанию и использованию спортивных объектов.
В г. Иркутске за последние годы в рамках реализации программы «Спорт во дворы» было построено более 30 современных многофункциональных спортивных площадок во всех муниципальных округах г. Иркутска. Все эти объекты, являясь муниципальной собственностью, находятся на праве оперативного управления в Муниципальном казенном учреждении «Городской спортивно-методический центр», которое занимается их обслуживанием, ремонтом и организует работу с детьми и молодежью средствами проведения регулярных занятий и различных спортивно-массовых мероприятий. Это обстоятельство в числе многих других факторов определило естественное повышение интереса к занятиям физической культурой и спортом на территории данного муниципального образования [2, 3].
Осуществление модернизации физического воспитания детей и подростков, о которой много пишется и говорится в последнее время, невозможно без знания наиболее слабых мест в существующей ныне системе физического воспитания данного контингента. Определение же этих слабых мест невозможно без системных исследовательских подходов, основным инструментарием которого может являться мониторинг, предусматривающий изучение показателей результативности физического воспитания, а также условий и процессов, определяющих эту результативность [5].
Многими учеными в последнее время обозначается проблематика низкого физического развития современных школьников, резкого ухудшения состояния здоровья учащихся, снижения числа здоровых детей за период обучения в школе в 4 – 5 раз. Знание и учет особенностей естественного развития учащихся и методы воздействия на него необходимы для рациональной организации и физиологического обоснования процесса физического воспитания школьников.
Мониторинг состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи позволяет сформировать базу данных о состоянии их физического здоровья в регионе, оценить и проанализировать сложившуюся ситуацию в России и подготовить управленческие решения по его укреплению [6].
Исходя из этого, было проведено данное исследование.
Цель исследования – определить влияние дополнительных занятий по физической культуре во внеурочное время по месту жительства на физическое развитие школьников 11–17 лет.
Материалы и методы исследования
Для достижения этой цели был проведен педагогический эксперимент, в рамках которого обследовали две группы детей и подростков: 1-я группа (контрольная), которая посещала только учебные занятия по физическому воспитанию в школах, и 2-я группа (экспериментальная), которая дополнительно занималась игровыми видами спорта, легкой атлетикой и общефизической подготовкой в течение года с интенсивностью 3 раза в неделю по 2 часа с инструкторами-методистами Муниципального казенного учреждения «Городской спортивно-методический центр» во внеурочное время на 20 спортивных площадках по месту жительства. Обследование проводилось в два этапа: I этап (осень) – в начале учебного года, и II этап (весна) – перед летними каникулами [1, 4, 6].
Результаты исследования и их обсуждение
Для определения физического развития школьников два раза в течение учебного года (сентябрь и май) проводилось измерение следующих параметров:
Рост – расстояние от верхушечной точки головы до плоскости стоп. Для измерения испытуемый занимал положение, стоя спиной к стене, касаясь стены пятками, ягодицами и лопатками. К стене прикладывался прямоугольный треугольник, который опускался до соприкосновения с верхушкой головы. Около вершины угла треугольника делалась на стене отметка. Затем сантиметровой лентой измерялось расстояние от пола до отметки на стене.
Вес – сила воздействия тела на опору. Для измерения применялись пружинные весы.
Обхват грудной клетки – характеризует функциональные возможности дыхания. Для измерения применялась сантиметровая лента, которая накладывалась сзади под нижний угол лопаток, а спереди по нижней линии сосковых кружков (у мужчин) и по линии прикрепления четвертых реберных хрящей к грудине (средне-грудная точка), результат определяется во время паузы после глубокого вдоха и последующего полного выдоха.
Динамометрия кисти – измерение силы мышц-сгибателей пальцев. Для измерения применялся электронный кистевой динамометр. Рука с кистевым динамометром отводилась в сторону перпендикулярно туловищу. Свободная рука при этом была расслаблена и опущена вниз. После чего по команде испытуемый сжимал динамометр так сильно, как только мог. Число повторений не более трех раз, фиксировался лучший результат.
Частота сердечных сокращений – количество ударов сердца за одну минуту. Положив два пальца на запястье (на лучевую артерию) с использованием часов с секундной стрелкой, подсчитывалось количество толчков за одну минуту.
Жизненная емкость легких – объём воздуха, который выходит из лёгких при максимально глубоком выдохе после максимально глубокого вдоха. Для измерения применялся сухой портативный спирометр. Число повторений не более трех раз, фиксировался лучший результат.
Проба Штанге – проба с задержкой дыхания на вдохе, используется для суждения о кислородном обеспечении организма, а также об общем уровне тренированности человека. Для измерения применялся секундомер.
Проба Генче – проба с задержкой дыхания на выдохе, используется для суждения о кислородном обеспечении организма, а также об общем уровне тренированности человека. Для измерения применялся секундомер.
При сопоставлении всех показателей физического развития обследуемых контрольной и экспериментальной групп выявлен ряд различий. Так при измерении роста у девочек его величина в контроле достоверно выше в возрасте 11 лет, а в возрасте 14, 16 и 17 лет его значения были больше у экспериментальной группы. Длина тела мальчиков экспериментальной группы во всех возрастах преобладает над контролем. Масса тела девочек контрольной группы преимущественно больше, чем у их сверстниц, дополнительно занимающихся физической культурой по месту жительства, аналогичная ситуация наблюдается и у юношей. ОГК школьников достоверно больше у мальчиков экспериментальной группы, а у девочек различий между группами не выявлено.
Результаты использования физиометрических тестов были лучше у детей и подростков, которые дополнительно занимались физической культурой по месту жительства с инструкторами-методистами, за исключением результатов таких тестов (девочки), как: динамометрия левой кисти, ЧСС и ЖЕЛ, где в значениях этих испытаний не наблюдалось преимуществ ни в одной из групп.
Более подробно рассмотрим результаты пробы Генче у девочек и ЧСС, пробы Штанге у мальчиков.
В возрасте 11 лет результаты пробы Генче девочек экспериментальной группы ниже аналогичных значений контрольной группы как после учебного года, так и после летних каникул (рис. 1), однако значимость различий в этом возрасте не является достоверной (р > 0,05). Во всех последующих измерениях в возрастных этапах с 12 до 17 лет девочки (девушки) экспериментальной группы демонстрировали значимое (р < 0,05) превосходство в результатах тестирования над сверстницами из контрольной группы. Недостоверными эти изменения были лишь осенью в возрасте 12, 13 и 14 лет и весной – в 13, 16 лет.
Рис. 1. Динамика значений пробы Генче (девочек, девушек)
У мальчиков (юношей) 11–17 лет при изучении ЧСС наблюдалась похожая ситуация. В 11 лет (осенью и весной) мальчики контрольной группы демонстрировали более хорошие результаты по сравнению со сверстниками из экспериментальной группы (рис. 2).
Рис. 2. Динамика значений ЧСС (мальчики, юноши)
Однако в возрасте 12–17 лет ситуация полностью изменилась и лучшие значения частоты сердечных сокращений демонстрируют школьники экспериментальной группы по сравнению с контрольной. Значимость различий показателей была значимой (р < 0,05) в возрасте 14–17 лет, а 12–13 лет таковой не являлась (р > 0,05).За исключением возраса 11 и 13 лет, где результаты контрольной и экспериментальной групп мальчиков были равны, в остальных возрастах значения данного показателя у школьников, которые дополнительно занимались во внеурочное время с инструкторами-методистами по месту жительства, были выше их сверстников из контрольной группы (рис. 3).
Рис. 3. Динамика значений пробы Штанге (мальчики, юноши)