Модернизация российского образования, происходящая в настоящее время, обусловливает инновационные процессы в системе подготовки педагогических кадров, в том числе и области технологического образования. Проблема технологического образования является достаточно новой для российской педагогической науки. В 1993 г. в учебный план общеобразовательных учебных заведений Российской Федерации была введена новая образовательная (предметная) область «Технология». Она пришла на смену предмету «Трудовое обучение», содержание и реализация которого не соответствовали достижениям современных технологий производства, требованиям условий успешной социализации личности.
К числу авторов, которые внесли значительный научный вклад в становление концепции технологического образования, относятся П.Р. Атутов, В.А. Поляков, В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцев. Предложенная ими теоретическая основа технологического образования и подходы к его практическому осуществлению стали заметным явлением в развитии образования и реализуются в России во всех общеобразовательных учреждениях, а также при подготовке учителей технологии. В современной конкретно-исторической обстановке востребовано осознание сущности феномена технологического образования, но в то же время мы не можем говорить о единстве в понимании технологического образования. Необходимость изучения сущности технологического образования вытекает из новой стратегии развития образования, модернизации системы образования, где ее структурное и содержательное обновление рассматривается как основа модернизации общества, экономики страны в целом [3].
Как отмечают В.М. Жучков, В.А. Комаров, что, исходя из приоритетных направлений модернизации образования, главной целью модернизации технологического образования может стать социализация учащихся через формирование и развитие технологической, экологической культуры, творческого мышления.
С этой позиции технологическое образование следует рассматривать как образование, направленное на формирование и развитие технологической, экологической и экономической культуры личности обучаемых через развитие творческого технологического мышления, комплекса технологических способностей, качеств личности: социальной адаптивности, конкурентоспособности, готовности к профессиональной деятельности – как результат сформированных знаний основ современных технологий преобразования материальных, энергетических и информационных сред, знаний основ применения современных технологий в производстве, экономике, сфере услуг и быта [4].
При таком понимании следует уточнить смысл понятий «технологическая культура», «технологическое мышление», «технология».
В.Д. Симоненко трактует технологическое мышление как мыслительная способность человека к преобразовательной деятельности по созданию материальных и духовных ценностей для блага «человека-общества-среды», обобщенное и опосредованное отражение индивидом научно-технической сферы. Можно сказать, что технологическое мышление – это процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся опосредованным и обобщенным отражением материальной, энергетической и информационной среды [5].
Еще одной существенной категорией при характеристике технологического образования выступает «технология», в определении которой также не наблюдается унификация подходов. Слово «технология» происходит от двух греческих слов: «techne» – искусство, мастерство, ремесло, умение и «logos» – понятие, учение.
Как отмечает В.М. Жучков, длительное время в научной, педагогической и методической литературе понятие «технология», при всем разнообразии трактовок, определялось через совокупность приемов, методов, средств обработки и воздействия вещества, энергии или информации (как объект появилась в конце ХХ в.). Таким образом, очевиден подход к этому понятию как совокупности специальных (отраслевых) технологий [3].
Иное понимание технологии представлено у В.С. Леднева, В.Д. Симоненко, Н.Д. Никандрова, М.Н. Лазутова, которые определяют технологию как науку о преобразовании и использовании материи, энергии и информации в интересах и по плану человека [5].
В качестве структуры технологического образования В.Д. Симоненко рассматривает совокупность технологических знаний, умений и технологически значимых качеств личности. В качестве технологических знаний автор рассматривает результат познания технологической среды и ее адекватное отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, умозаключений, теорий. Технологические знания представлены знаниями способов, средств и путей преобразовательной деятельности, представлениями о развитии техники и технологий в процессе общественного развития, знанием основных технологий, применяемых в производстве, экономике, сфере обслуживания и быта, знаниями содержательной характеристики профессионального самоопределения [6].
По мнению А.В. Бердышева и А.В. Сарже, в процессе технологического образования может реализовываться образовательная функция приращения социально-культурного опыта в достояние подрастающего поколения, которая включает в себя ряд узковидовых функций: культурно-историческую, посредническую, социально-экономическую, социально-политическую и социальную [2].
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) призваны реализовывать идею компетентностного подхода. Именно он дает возможность переориентации образовательного процесса с преимущественного транслирования определенной совокупности знаний, умений и навыков на создание условий для развития личностного потенциала, подготовки выпускника к продуктивному самостоятельному действию в профессиональной сфере и повседневной жизни.
Согласно ФГОС ВПО компетенция – это способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области. При этом от компетентности ее отличает то, что последняя «это, прежде всего, общая способность и готовность личности к деятельности…» [1].
Федеральные университеты призваны решать задачи регионального развития, и прежде всего за счет подготовки конкурентоспособных специалистов, которые вступят в профессиональную жизнь с уже сложившимся творческим, проектно-конструктивным и духовно-личностным опытом. Другой немаловажной задачей, стоящей перед федеральными университетами является выход на достойные позиции в мировом рейтинге университетов. Для этого необходима, – и это входит в рамку Болонского процесса, – тесная интеграция отечественного образовательного процесса в единое европейское образовательное пространство, ориентированное на конечный результат в виде фиксированного набора ключевых компетенций. Выполнение стандартов высшего профессионального образования третьего поколения предполагает формирование определенного уровня профессиональной компетентности, позволяющего выпускнику быть конкурентоспособным на рынке труда и активно внедриться в выбранную им профессиональную сферу с целью дальнейшего профессионального самосовершенствования.
Технологическое образование в нашем вузе, в Северо-Восточном федеральном университете им. М.К. Аммосова, определяется возможностями декоративно-прикладного искусства в творческом развитии студентов, поскольку учебно-творческие, практические занятия являются составной частью и входят в изучение специального цикла дисциплин по подготовке будущих учителей технологии. Каждая учебная дисциплина носит интегративный характер и тесно связана с другими дисциплинами данного профиля. Так, например, дисциплина «Специальное рисование» входит в модуль «Графика» и опирается на такие дисциплины, как: «Художественная обработка материалов», «Основы декоративно-прикладного творчества», «Основы моделирования и конструирования».
Цель данных дисциплин – закрепление и развитие метапредметных компетенций, полученных студентами на занятиях декоративно-прикладного искусства, формирование умений их творческого применения при создании изделий в условиях освоения конструкций и форм различных предметов декоративного искусства, что значимо в дальнейшей практической и педагогической деятельности будущих учителей технологии. Изучение свойств различных материалов, их художественной обработки, а также рост профессионального мастерства и творческого уровня в овладении техникой и технологией различных видов декоративного искусства должны быть взаимосвязаны, чтобы обеспечить наиболее эффективные условия развития компетентного специалиста. Это обусловливается творческим, практико-ориентированным подходом в обучении предметов цикла специальных дисциплин учебной программы по направлению педагогическое образование профиль «Технология».
Интеграция техник и технологий как путь формирования творческих способностей позволяет предоставить студентам возможность ярче проявлять себя в том или ином виде художественно-творческой деятельности. Совершенствование художественно-творческих способностей в одном направлении поможет более успешному развитию способностей и в другом, что определяется развитием метапредметных компетенций, на которых базируется любая художественная деятельность.
Выпускник должен получить в педагогическом вузе такое образование, которое даст ему возможность формировать и развить у себя определенные способности и компетенции для дальнейшей педагогической деятельности. Задача будущего учителя технологии заключается в реализации образовательной области «Технология», программа которой позволяет не только реализовать процесс приобретения общекультурных, профессиональных и специальных компетенций, но и обеспечивает развитие метапредметных компетенций. Получив образование в педагогическом вузе, он является, в первую очередь, педагогом и лишь затем технологом, расстановка приоритетов, таким образом, позволяет формировать на своих уроках личность учащегося только демократическими и гуманистическими путями, используя прежде всего содержание своего предмета и возможности собственной личности.