Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

AXIOLOGICAL TECHNOLOGIES OF ADDITIONAL LINGUO-PROFESSIONAL EDUCATION OF MEDICAL STUDENTS

Zabolotnaya S.G. 1
1 Orenburg state medical university
1499 KB
Integration into world educational space as an obligatory demand applicable towards the graduate of the higher medical school presents mastery of foreign language. Qualitative formation of foreign language competence is possible when organizing additional linguo-professional training of future doctors. In this article actuality and prospects of the use of axiological technologies within the framework of the given goal realization are considered. Special attention is paid by the author to such technologies as case-study, information and communications technologies directed to the improvement of communicative skills by medical students with the support of axiological principles of foreign language communication. Combination of active and interactive educational methods at the lessons of additional training allows not only to activate learning-cognitive activity of medical students but to develop creative and communicative abilities of future doctors with simultaneous development of axiological potential of a personality.
axiological technologies
linguo-professional development
medical student
foreign language competence
future doctor
higher medical school

Современное медицинское образование, являясь гуманитарным по своей сути, перестает быть только профессиональным и превращается в элемент общей культуры общества. Стремление высшего медицинского образования к интеграции в мировое образовательное пространство, расширение академических, профессиональных и экономических границ свидетельствует о необходимости свободного владения иностранным языком (ИЯ) будущими специалистами в области медицины. Это придает особое значение необходимости формирования иноязычной компетенции, которая выступает в данном случае критерием уровня и качества подготовки выпускников медицинского вуза. Незнание ИЯ в настоящее время является ограничителем как для сотрудничества, так и конкуренции в профессиональной сфере.

В среде высшей медицинской школы намечается тенденция, согласно которой выпускник должен свободно владеть иностранным языком специальности. Данный факт подразумевает владение не только определенным набором базовых лексико-грамматических конструкций ИЯ, но и возможность свободного и активного их использования в социально-бытовой и профессиональных сферах. ИЯ представляет собой аксиологическую среду развития личности студента медицинского вуза, способствуя осознанию собственной индивидуальности. Система ценностных отношений будущих врачей определяет их познавательную мотивацию в иноязычной профессионально ориентированной деятельности. Анализ состояния проблемы настоятельно диктует внедрение в образовательный процесс медицинского вуза инновационных технологий не только раннего овладения профессией, но и лингвистического развития личности будущего специалиста в области медицины.

Одним из путей решения проблемы улучшения языковой подготовки студентов медицинского вуза является организация дополнительного лингвистического образования, которое в рамках профессиональной подготовки будущих врачей призвано интенсифицировать их иноязычную подготовку. Целью данной подготовки является формирование у студентов иноязычной компетенции, позволяющей пользоваться ИЯ как средством познавательной деятельности, так и межкультурного общения.

Иноязычную компетенцию, в свою очередь, мы рассматриваем как интегративное системно-ценностное качество личности студента медицинского вуза, представляющее собой совокупность профессиональных и иноязычных знаний, умений и ценностных отношений, что позволяет ему управлять своей деятельностью от постановки цели, выбора способов ее реализации и достижения, а также оценки полученного результата [6]. Иноязычная компетенция подразумевает наличие определенного уровня владения техникой общения и тесно связана с когнитивным и эмоциональным развитием студента медицинского вуза, а также формированием ценностных ориентаций личности будущего врача. Совокупность ценностных ориентаций личности будущего специалиста в области медицины составляет аксиологический компонент лингво-професионального развития, включая систему ценностных ориентаций, жизненных установок, ценностного отношения жизни и здоровью человека [5].

Именно в процессе лингво-профессионального развития студентов медицинского вуза происходит присвоение профессиональных ценностей при формировании иноязычной компетенции, воспитание позитивного отношения к будущей профессии; формирование лингвистических и профессиональных практических умений и навыков [3].

Для достижения цели формирования иноязычной компетенции в рамках лингво-профессионального развития будущих врачей предстоит решить следующие задачи:

– сформировать у студентов медицинского вуза лингвистические умения и навыки, обеспечивающие иноязычную речевую деятельность;

– подготовить студента к участию в профессиональном и социо-бытовом общении;

– повысить общий культурный уровень студента медицинского вуза на основе совершенствования умений речевого общения [1].

Технологическую основу лингво-профессионального развития составляет интеграция тренажерных в сочетании с приемами гуманитарных (кейс-стади, деловая игра) и информационно-коммуникационных технологий (виртуальная клиника). Решение комплекса профессионально ориентированных ситуаций (истории болезней и описания различных клинических случаев и патологий) с выбором форм и способов действий, имитирующих медико-ориентированные функции в иноязычном аксиологическом пространстве, дает возможность студентам применить полученные знания на практике [2].

Сочетание использования активных методов обучения (АМО) позволяет активизировать учебно-познавательную деятельность за счет повышения уровня учебной мотивации средствами максимально возможного приближения требований учебного процесса к индивидуальным возможностям, способностям и стремлениям студента. Сущность АМО состоит в том, чтобы обеспечить выполнение студентами тех учебно-профессиональных задач, в процессе решения которых они могут самостоятельно овладевать умениями и навыками, развивать творческие и коммуникативные способности, формировать собственный подход к решению возникающей проблемы.

Таким образом, АМО направлены на привлечение студентов к самостоятельной познавательной деятельности, развитию личностного интереса в решении познавательных задач и возможности применения знаний ИЯ на практике.

Интерактивные методы обучения (ИМО), в свою очередь, ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом при непосредственном доминировании активности студентов в процессе лингво-профессиональной подготовки.

Рассмотрим наиболее интересные, на наш взгляд, ИМО с точки зрения лингво-профессионального развития студентов медицинского вуза.

Чрезвычайно актуальным средством лингво-профессионального развития будущего врача является кейс-стади (от англ. «case» – случай, заболевание, история болезни и «study» – изучение, исследование), технология, основанная на обучении ИЯ путем решения конкретных задач как лингвистического, так и профессионального характера. Кейс-стади можно представить как сложную интегративную систему, куда входят различные способы познания: моделирование, системный анализ, проблемный метод, мыслительный эксперимент, игровые методы и др.

Кейс, таким образом, является одновременно и заданием, и источником информации для вариантов эффективных действий. Суть данной технологии заключается в обу чении студентов в условиях решения проблемных ситуаций. Каждому этапу реализации кейс-стади соответствует свой аспект и содержание аудиторной деятельности, соответственно. Этапы организации обучения студентов с использованием кейс-стади включают:

– подготовительный (подготовка кейса, приложения и возможных вопросов; знакомство студентов с его содержанием: определение сроков выполнения задания; определение технологической модели занятия; проведение консультаций);

– аналитический (распределение студентов по малым группам; организация работы студентов в подобных группах. Затем следует краткое изложение членами групп собранного информационного материала; распознавание и формулирование проблемы; осознание сущности, специфики проблемы и путей ее разрешения; определение связи между явлениями; осмысление объекта, процесса, явления с точки зрения наиболее эффективного использования в практической жизни; осознание и определение объекта, процесса или явления в системе ценностей; проведение прогностической диагностики, выяснение соответствия явления или процесса будущему; выработка рекомендаций для внедрения результатов исследования в жизнь; выработка программы достижения определенной цели);

– основной (проведение дискуссии – представление результатов анализа);

– итоговый (подведение итогов дискуссии и найденных решений);

– рефлексивный (оценка собственной деятельности, написание эссе).

При использовании кейс-стади студентам предлагается осмыслить реальную профилактическую или клиническую ситуацию, описание которой отражает какую-либо практическую проблему здравоохранения, актуализируя определенный комплекс медико-биологических, клинических и деонтологических знаний, а также знания ИЯ. Работа с использованием данной технологии заключается в том, чтобы научить студентов выявлять ключевые проблемы, анализировать информацию, выбирать альтернативные пути решения проблемы, оценивать их и формулировать программу действий, завершаясь оценкой предложенных алгоритмов действий и выбором лучшего в контексте поставленной проблемы средствами ИЯ. При работе над кейсом происходит смещение акцента обучения с овладения готовым знанием на его продуцирование при совместной творческой деятельности как студента, так и преподавателя. Работа проходит в эмоционально-творческой обстановке, способствуя тем самым формированию позитивной мотивации, наращиванию познавательной активности и интереса.

Результатом работы по данной технологии в рамках дополнительного лингвистического образования стало не только получение теоретических знаний, но и совершенствование практических умений и навыков владения иностранным языком будущей специальности.

Безусловными позитивными аспектами лингво-профессиональной подготовки с использованием кейс-стади стало развитие у студентов аналитических и коммуникативных умений, самостоятельного профессионального мышления, умения слушать собеседника, учитывать его точку зрения и аргументированно высказывать свою, т.е. находить наиболее рациональное решение поставленной проблемы рассмотрения клинического случая.

В качестве кейса студентам предлагается осмыслить клиническую ситуацию, отражающую практическую проблему (влияние курения сигарет на сердечное заболевание с рядом отягчающих факторов; использование антибиотиков: за и против, а также многие другие) на ИЯ. Лингвистическое и профессиональное развитие студентов медицинского вуза с использованием кейса традиционно принимается будущими врачами с большим воодушевлением. В процессе занятия студенты демонстрируют свою заинтересованность, самостоятельность, мотивацию к осуществлению иноязычной деятельности при решении профессиональных проблем.

Необходимо отметить, что наибольшую активность в работе с кейсами студенты проявляют при использовании симуляторов и виртуальных фантомов.

В целом, можно отметить безусловное положительное влияние данной интерактивной технологии на лингво-профессиональное развитие будущих врачей.

Аксиологическая направленность данной технологии проявляется в ее проблемности, эвристичности и проектности.

Проблемность содействует преодолению отстраненности от образовательного пространства; эвристичность продуцирует субъективно новую информацию при организации творческой поисковой деятельности, позволяющей создавать оригинальные идеи и находить соответствующие решения, что, в свою очередь, активизирует процесс проектности [4].

Программа внедрения высокотехнологичной медицинской помощи, информатизация и интеграция в мировое образовательное, научное и профессионально ориентированное пространство актуализируют задачу использования на занятиях по дополнительной лингвистической подготовке современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). В рамках лингво-профессионального развития студентов медицинского вуза на занятиях мы используем технологию «виртуальная клиника», ориентирующую студентов на подготовку к решению постоянно возникающих новых профессиональных задач, реализацию потребности в непрерывном саморазвитии и самопознании, развитие познавательных навыков и умений самостоятельно конструировать знания.

Создание профессионально обустроенной виртуальной образовательной среды (виртуальная клиника) подразумевает совокупность технических средств получения, переработки, передачи и хранения медико-биологической и клинической иноязычной информации при обязательном условии культурной, психолого-педагогической и социальной реализации информационных процессов в высшей медицинской школе.

Работа будущих врачей в виртуально-организованном образовательном иноязычном пространстве медицинского вуза «виртуальная клиника» направлена на развитие у студентов практических умений и навыков использования ИЯ как инструмента общения, осуществления лечебно-диагностических мероприятий, аналитического и проблемного мышления, творческих способностей при решении медико-биологических и клинических задач. Технологической поддержкой создания виртуального образовательного пространства (виртуальная клиника) служат интерактивные обучающие модули «Moodle», интерактивные практикумы (Second Life, виртуальный пациент и др.), клинические презентации с видео- и аудиоматериалами; непосредственное использование ресурсов Internet в виде специализированных медицинских сайтов, электронных библиотек существенно расширяет возможности самостоятельной работы студентов, способствуют осознанию ими роли в собственной образовательной деятельности, а также ориентации на профессиональную деятельность путем непосредственного включения в учебный процесс профессионально риентированных задач.

Действенным средством лингво-профессионального развития студентов медицинского вуза стало участие будущих врачей в научных онлайн-конференциях, позволяющих транслировать аудио- и видеоматериалы в режиме реального времени. Участие студентов в подобных конференциях по различным отраслям медицины (кардиохирургия, травматология, стоматология и др.) способствовало обеспечению связи теории с практикой, стимулируя познавательный и научный интерес участников за счет возможности работать с клиническим демонстрационным материалом на ИЯ, содействуя формированию информационной компетентности и иноязычной компетенции.

Одним из инструментов лингво-профессиональной подготовки студентов являются медицинские трансляции из действующих операционных, представляющие студентам медицинского вуза возможность наблюдать за ходом и течением операции в режиме реального времени, а затем участвовать в обсуждении результатов хирургического вмешательства.

Таким образом, работа в профессионально ориентированном виртуальном иноязычном пространстве способствует соединению теории с практикой путем привлечения студентов-медиков к профессионально ориентированной деятельности по оказанию медицинской помощи, направленной на сохранение здоровья и жизни людей.

Реализация лингво-профессионального развития осуществляется посредством активизации креативно-ценностного механизма: от репродуктивного к творческому, от простого к сложному, что позволяет выделить следующие критерии:

– мотивационно-ценностный,

– информационно-когнитивный,

– операционально-деятельностный;

– рефлексивно-эмоциональный.

Мотивационно-ценностный определяет характер мотивации, осознание личной значимости владения ИЯ для будущей профессиональной деятельности; стремление к целенаправленному овладению формами и способами реализации иноязычной компетенции в профессиональной деятельности, отражающей отношение к медицинской профессии как ценности.

Информационно-когнитивный предполагает наличие иноязычных знаний о сущности и содержании исследуемого процесса; степень ознакомления студентов с формами и способами лингво-профессиональной деятельности; степень информированности о профессионально значимых качествах специалиста в области медицины; степень сформированности и развития данных качеств.

Операционально-деятельностный характеризует наличие умений и навыков использовать иноязычные знания на практике; степень активности и самостоятельности студентов в своей деятельности по лингво-профессиональному развитию.

Рефлексивно-эмоциональный отражает степень владения рефлексивными умениями и навыками самооценки и самоанализа деятельности, направленной на лингво-профессиональное развитие; степень удовлетворенности деятельностью и ее результатом.

Лингво-профессиональное развитие студентов предполагает создание иноязычной профессионально ориентированной аксиологически значимой среды для реализации личностно-развивающей функции высшего медицинского образования. Становление личности профессионала, специалиста в области медицины, в условиях глобализации невозможно без совершенствования его ценностной структуры в аксиологически значимой образовательной иноязычной среде. Ценностные технологии обеспечивают подготовку профессионалов новой формации, готовых находить нестандартные профессиональные и жизненные решения, обретающие уникальное и универсальное значение средствами ИЯ.

Таким образом, лингво-профессиональное развитие будущих врачей в рамках дополнительной лингвистической подготовки направлено на формирование иноязычной компетенции при реализации деятельности по сохранению жизни и здоровья людей с основой на активизацию ценностной сферы личности и развитие ее аксиологического потенциала.