Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

THE IMPACT OF THE PHYSICAL IMAGE OF «I» TO THE SELF-DEVELOPING PERSONALITY

Shutova N.V. 1 Suvorova O.V. 1 Kouassi A.P. 1
1 Nizhny Novgorod State Pedagogical University K. Minin (Minin University)
1506 KB
The present article examines the impact of the physical image of «I» on the formation of the self-attitude and on the whole «I-concept» of developing personality. It grounds the development of the physical image of «I» as a system component of «I – concept» of personality. It reveals the importance of the physical image of «I» for a positive self-attitude and self-acceptance of teenagers. The article presents the etymological analysis of the concept of the physical image of «I», as well as approaches to the study of the physical image of «I» in the study of foreign and native authors. It is shown that the experience of physical disability makes it difficult to communicate, prevents adaptation of the person in the social life. Based on this analysis, the authors outline their own approaches to the application of dance / movement practices in the process of forming perceptions of the physical self as a factor in the development of positive self-attitude in adolescents.
the image of the physical «i»
«i – concept»
«i am real»
«i am pefect»
self-attitude
self-identity
self-esteem
personality
teenager

Ключевой проблемой современной педагогической науки и практики является проблема личностного развития подрастающего поколения. В подростковом возрасте происходит переосмысление личностной идентичности, которая выстраивается, начиная с «вновь открываемой» телесной самоидентичности. Процессы восприятия и принятия своего тела подростками происходят очень бурно. Причина этого кроется в физиологических и психологических изменениях. Роль внешнего облика в выстраивании отношений в подростковом коллективе, в формировании самооценки и самоотношения, целостного образа «Я» очень велика [16].

Разработка психолого-педагогических программ развития самосознания подростка сегодня, в век визуального ряда, в силу значимости позитивного самопринятия внешнего облика человека для его социального самочувствия, статуса и принятия, должна опираться на закономерности и механизмы влияния физического образа «Я» на самосознание в целом. Педагогика 21 века стремится включить в формирующую работу по развитию личности телесный аспект, основываясь на психологических, физиологических и психотерапевтических достижениях в понимании значимости и характера влияния физического образа «Я», психомоторики и психосоматики на результаты и эффекты этого развития.

Особое значение осознание своей телесности имеет для формирующей работы с подростками, поскольку здесь самоотношение развивающейся личности напрямую зависит от физического образа «Я». Подростковый возраст – период бурных, сложных социальных, психологических и физиологических изменений развивающейся личности, в результате которых возникает новый образ своего физического «Я». Несомненно, что подростки, которые посещают спортивные секции, занимаются физической культурой в разных её проявлениях (фитнес-программы, восточные единоборства, дыхательные практики, йога, арабские танцы, разнообразные танцевальные школы и направления) имеют более благоприятные условия для позитивного синтеза и осознания своей телесности и построения на этой основе целостного позитивного самоотношения. Опыт наших практических исследований деятельности нижегородской студии танцевально-двигательной импровизации «Кинезис» (рук. Л.Н. Кузьминых) показывает особые возможности танца в формировании развивающейся личности в разных возрастах [9], [15]. Определение подходов к формированию физического «Я» подростка как фактора развития его самосознания через движение, танцевально-двигательную импровизацию представляется нам актуальным.

Цель исследования

Целью данной работы является анализ и обобщение исследований по проблеме влияния физического образа «Я» на самоотношение формирующейся личности с тем, чтобы разработать психолого-педагогические подходы к формированию самосознания подростка с учетом телесных практик развития.

Результаты исследования и их обсуждение

Для нас особый интерес представляют исследования, выявляющие взаимосвязь и взаимообусловленность физического образа «Я» и самоотношения развивающейся личности. Чаще всего в психолого-педагогической литературе и практике рассматриваются задачи осознания, адаптации и принятия подростками нового физического облика в тренингах личностного роста, реже в специализированных тренингах, в системах занятий танце-двигательной терапии (ТДТ). Поэтому определение специ фических особенностей телесного самосознания, психосоматической идентичности подростков должны определить подходы к формирующей работе с ними.

Исследование моделей развития самосознания включает рассмотрение феномена образа телесного «Я», роли образа тела в структуре самосознания человека. В отечественных и зарубежных школах психологии вопрос о генезисе образа телесного «Я» до сих пор недостаточно изучен и в основном рассматривается с позиций двух подходов: «кинесико-проксемического поведения субъекта общения» и «психосемиотики невербального общения», направленных на исследование и интерпретацию значений невербальных знаков пространственно-временных характеристик коммуникаций и характера экспрессивной невербальной интеракции при интерперсональных отношениях.

Начало системного анализа было заложено в работах представителей психотерапевтических школ З. Фрейда и Э. Кречмера, а также в телесно-ориентированных подходах современной школы психотерапии: В. Райха [13], А. Лоуэна, А. Александера, М. Фельденкрайза, И. Рольф. В многочисленных исследованиях выявлена ведущая роль представлений человека о структуре своего тела, о его функциях в развитии самосознания. Так, М. Фельденкрайз продемонстрировал взаимозависимость между образом телесного «Я» и самооценкой. Он показал, что характер поведения человека может отражать механизмы компенсации воображаемой ущербности тела.

Дальнейшее развитие телесно-ориентированных теорий привело к возникновению представлений о теле как о границе «Я». Тело стали наделять качеством трехмерности и не отождествлять с образом «Я». В работах С. Фишера и С. Кливленда через понятие «границ образа тела» была показана устойчивая связь между степенью определенности образа телесного «Я» и личностными характеристиками индивида. Нарушение представлений о границах образа тела свидетельствует о слабой автономии, высоком уровне личностной защиты, неуверенности в социальных контактах.

Образ телесного «Я» можно рассматривать и с позиции восприятия внешних форм тела, представленной тремя подходами: тело как носитель личностных и социальных значений, в которых изучается эмоциональное отношение личности к своей внешности; тело как объект, наделенный определенной формой; акцент в исследовании ставится на когнитивном компоненте его восприятия; тело и его функции как носители определенного символического значения.

М.З. Воробьев [4], Л.П. Киященко [5], Е.Т. Соколова [14] рассматривают образ телесного «Я» как психическое образование, включающее в себя «явления сознания»: традиции, предрассудки, планы, желания, потребности и т.п. Ими отмечается взаимозависимость культуры тела и культуры мысли; в их единстве, «образующем целостность», доказывается доминанта психического по отношению к соматическому, которая опосредована культурой социума. В исследованиях образа физического «Я» прослеживается взаимосвязь и взаимо влияние аффективных и когнитивных процессов, их роль в становлении личности. Е.Т. Соколова [14] выделила три направления исследований образа телесного «Я»:

Согласно первому подходу, образ тела либо интерпретируется в контексте анализа активности определенных нейронных систем (Г. Хэд), и в данном направлении такие понятия, как «схема тела» и «образ тела», тождественны друг другу, либо эти понятия имеют самостоятельное значение (П. Федерн); «схема тела» характеризует устойчивое знание человека о своем теле, в то время как «образ тела» предстает как ситуативная психическая репрезентация собственного тела и рассматривается как результат психического отражения.

Представители второго подхода Дж. Чанлип, Д. Беннет полагают, что «образ тела» является результатом психического отражения. Они различают «абстрактное тело», то есть тело концептуальное, и «собственное тело», построенное на восприятии своего тела.

Сторонники третьего направления, в частности, Р. Шонс и С. Фишер «образ тела» рассматривают как сложное комплексное единство восприятия, установок, оценок, представлений, связанных с телесной формой и функциями. Так, Р. Шонс выделяет четыре уровня в модели образа тела: схема тела, телесное «Я», телесное представление, концепция тела. Схема тела свидетельствует о стабильности восприятия тела в пространстве. Характер оценки телесного «Я» определяет степень телесной самоидентичности. Телесное представление отражает фантазии человека о своем теле и его ассоциации. Концепция тела соединяется с рациональным мышлением и соответствует формальному знанию о теле.

Восприятие и оценка телесных форм носит эмоциональную окраску и осуществляется как на интерсубъективном, так и на интрасубъективном уровне. Первый уровень оценки связан со сравнением своих внешних данных с внешними данными других людей, второй – с переживанием удовлетворенности от восприятия форм и качеств своей телесной самости, которая отражает степень соответствия внешних данных требованиям, предъявляемым себе личностью [3].

Таким образом, можно вычленить два типа восприятия-отношения субъекта к своему образу телесного «Я»: образ телесного «Я» по отношению к другим в сопоставлении с нормами и требованиями социального окружения; образ телесного «Я» по отношению к своему восприятию и пониманию смысла своего существования независимо от выносимых оценок и суждений других.

Как в первом, так и во втором случае личностная оценка образа своей телесности носит эмоциональный характер. По мнению Е.Т. Соколовой [14, с. 51], «аффективный компонент образа внешности характеризует эмоционально-ценностное отношение к внешнему облику и складывается из совокупности эмоционально-ценностных отношений к отдельным телесным качествам. Каждое такое отношение образовано двумя параметрами: эмоциональной оценкой качества и его субъективной значимостью».

Значимость для сознания образа телесного «Я», безусловно, детерминирована филогенетически закрепленными биологическими законами воспроизведения себе подобного и сложившимися в процессе онтогенеза личности социально нормированными представлениями о половой ориентации. Именно поэтому демонстративность поведения молодых людей зачастую выступает как отражение их телесной идентификации, как стремление к бессознательному удовлетворению своего биологического предназначения. По-видимому, столкновение в сознании двух разно-полярных систем оценок образа телесного «Я» (для себя и для других) является одной из главных причин развития личностной тревожности и, как следствие этого, ориентации подростков и юношей на акцентуированный характер поведения в обществе.

Физическое (телесное) «Я» в исследованиях рассматривается как одна из составляющих «Я-концепции» человека. Физический образ «Я» является неотъемлемым элементом картины мира в сознании человека и опосредует восприятие им социальной реальности. Зарубежными учеными было выявлено, что физическое нарушение может приводить к тревоге, депрессии, низкой самооценке и неудовлетворенности человеком своей жизнью [16]. В то же время особый статус подросткового возраста связан, в том числе, с меняющейся и поэтому неопределенной психосоматической идентичностью, нестабильным гормональным фоном и, соответственно, с эмоциональной нестабильностью. В процессе развития психика человека претерпевает существенные изменения, которые касаются телесной сферы. Кон И.С. [6, 7, 8] указывает на то, что идентификация подростка с собственным телом проходит в сопровождении сложной гаммы чувств и переживаний, значимости внешности. Задача развития телесной идентичности заключается в том, чтобы прийти к принятию своего телесного «Я», к принятию уникальности своего тела.

Для подростка свойственна реакция группирования, поведение, зависимое от групповых оценок, групповых норм, поэтому принятие уникальности своего тела «без обсуждения» и «без осуждения» является важнейшей задачей формирования. Повышенное внимание данный аспект имеет для подростковых групп и классов, в которых есть учащиеся с особыми образовательными потребностями.

Адлер А. [1], изучая особенности формирования личности в онтогенезе, показал существование тесной связи между телесным образом «Я» и самооценкой. В частности, он утверждал, что некоторые типы человеческого поведения представляют собой попытку компенсации истинной или воображаемой ущербности тела. Адлер А. указывает на то, что «личность использует тело и сознание при достижении целей» [12, с. 98]. Также он указывает на существование тесной связи между физическим «Я» человека и его социальным поведением: телесный образ «Я» оказывает определяющее влияние на формирование личности и в большинстве случаев ведет к развитию стремления к превосходству над другими людьми.

Под физическим образом «Я» принято понимать описательный компонент «Я-концепции» как системы всех представлений индивида о физических аспектах себя. Неудовлетворенность своими физическими данными, фиксация на физическом дефекте неизбежно влияют на представление о своем телесном «Я», на общий уровень самопринятия. Большинство авторов, исследующих психотические нарушения в восприятии образа телесного «Я», отмечают усиленное внимание декомпенсированной личности к своему телу, к анализу своего физического образа, недостатки которого могут вызвать состояние фрустрации, тревоги, социальной дезадаптации (синдром дисморфофобии). Переживание физической неполноценности затрудняет общение, препятствует адаптации индивидуума в социальной жизни. По мнению К. Клейст, искажение образа телесного «Я» сопровождается снижением «чувства Я», приводит к деперсонализации.

Неудовлетворенность, повышенное тревожное внимание по отношению к своим физическим данным свойственны большинству подростков и влияют на снижение самооценки. В то же время, чувство превосходства, демонстрация своих физических данных, соревновательность в оценке физических возможностей и достоинств приводят к неадекватности самооценки, формируют внешний локус контроля. Через изменение отношения личности к образу своего телесного «Я» возможно трансформировать его отношение и к характеру восприятия образа себя в целом, и к стратегиям и формам своего поведения в социальном окружении. В этом смысле формирование стабильности самопринятия физического «Я» и самоотношения подростка к своему физическому «Я» в группе сверстников сегодня – условие его психологического здоровья.

Ведущая задача формирования самосознания подростка – формирование позитивного физического образа «Я», позитивного отношения, самопринятия своих физических качеств. Поэтому особое внимание в работе с подростками должно быть уделено, с одной стороны, практикам, направленным на принятие своего физического «Я», с другой стороны, овладению ими релаксационными техниками и программами, например, техникой прогрессивной мышечной релаксации Джекобсона, аутогенной тренировке, которые позволяют снизить тревожность как возрастной симптом, стабилизировать состояние и, соответственно, оптимизировать личностное самоотношение.

Р. Бернс рассматривает физическое «Я» как один из аспектов установки личности на себя [2]. Телесное «Я» является интегральной составляющей каждого из трех элементов установки – «образа Я», самооценки и поведенческих реакций – и может быть представлено в различных модальностях: когнитивной, эмоциональной, динамической. Каждая из этих составляющих может рассматриваться в аспектах «Я-реальное», «Я-идеальное» и «Я-зеркальное». Фактически соотношение «Я-реального» и «Я-идеального» положено в основу самооценки, понимаемой как соотношение реальных достижений индивида и его притязаний.

Следствием «несовпадения трех точек созревания» в подростковом возрасте (по Л.С. Выготскому) является рассогласоване «Я-реального», «Я-идеального» и «Я-зеркального». Сбалансированность, конструктивность, реальная преодолимость разрыва в данных самопредставлениях составляет важнейшую задачу формирования телесного «Я» подростка. Поэтому важно в двигательные практики для подростков включать парные упражнения (танцы, драматизации, коммуникативные ситуации) на взаимное отражение и осознание своих двигательных особенностей.

Телесность, в отличие от духовности, эмоциональности, социального статуса, является материальным объектом, что делает возможным непосредственное чувственное восприятие [2]. По мнению Соколовой Е.Т., представления о собственной структуре образа телесного «Я» помогают приближению понимания механизмов продуцирования телом информации и способов ее обработки на рациональном уровне. «Я» есть то, с чем человек сталкивается, когда обращает внимание внутрь себя, то есть интериоризирует свои представления о себе и мире [14]. Развитие способности осознавать и давать отчет своим телесным ощущениям, чувствовать собственные движения, развитие «чувства собственного тела» важны для развития самосознания подростка.

Представления человека об образе своего «Я» предопределяют и формирование его модели «мира», то есть его отношения к своему месту в нем. В свою очередь, его представления об образе своего телесного «Я» свидетельствуют о степени его самопознания. Исследования самосознания в области нейропсихологии А.Р. Лурии, Е.Д. Хомской доказали значимость развития представлений об образе телесного «Я» для совершенствования высших психических функций [10], [16], что несомненно значимо в подростковом возрасте.

Первые опыты поиска своей модели мира и себя в нем свойственны именно подросткам. Построение целостной структуры телесного образа «Я» в формирующей работе возможно при условии включения в деятельность всех уровней индивидуальности: нейродинамического, психодинамического, личностного и социально-психологического. Самопознание телесных и двигательных особенностей как социокультурного опыта, например, через семиотику движений в традиционном танце, и как индивидуального опыта, например, сформированные собственные двигательные привычки, жесты, позволит обогатить самоидентичность, определить границы собственного «Я».

Образ телесного «Я» – это интегральное психическое образование, социально-культурный продукт, складывающийся в процессе развития и постижения личностью своей телесной самоидентичности. Первичным условием структуризации целостного образа «Я» выступает необходимость «присвоения» человеком своего тела, его внутреннего и внешнего (социального и культурного) содержания. Осознание образа «Я» невозможно без формирования у личности системы осознанного восприятия составляющих структуры образа телесного «Я». Само же восприятие тела немыслимо без вовлечения его в движение, ощущение, чувствование и мышление, разворачивающихеся в границах социокультурных доминант.

Важно, чтобы двигательные тренинги для подростков содержали как упражнения для двигательной импровизации, практики свободного движения, так и упражнения для освоения культурного движения. В работе О.В. Суворовой, Л.Н. Кузьминых «Двигательная активность как проявление свободы и культуры личности» представлена авторская типология двигательной активности по параметрам (шкалам) «Свободы движения» (СД) и «Культуры движения» (КД) [15]. Авторы пишут: « изучение семиотики движений человека через призму шкалы СД показывает, насколько человек открыт, коммуникативен, пластичен и гармоничен в невербальных проявлениях себя вовне» [15, с. 134]. Показатель «Культура движения» (шкала КД), по мнению авторов, «проявляет владение социокультурным пластом двигательного этикета – жестами, мимикой, позами и другими общепринятыми выразительными движениями. Шкала КД показывает, насколько широк или скуден репертуар кинесических средств и движений, используемых человеком при невербальном взаимодействии» [15, с. 134]. Приведенная авторами типология движений позволяет «организовать процесс психологического сопровождения на основе актуализации ресурса личности к осознанию собственной двигательной активности, ее связи с личностными и жизненными проблемами человека» [15, с. 136]. Оценивая двигательную активность подростка в тренинге по параметрам СД и КД, можно определить тип его двигательной активности и более точно выстраивать индивидуальную и групповую программу развития образа физического «Я», строить парное взаимодействие в танцевально-двигательном тренинге.

О.В. Суворова, Л.Н. Кузьминых, оценивая роль танцевально-двигательного тренинга в развитии самоотношения личности, особую роль отводят практике освоения субъектного отношения к собственному телу [9]. В исследовании О.В. Суворовой и Л.Н. Кузьминых «Возможности танцевально-двигательного тренинга в развитии субъектного самоотношения в юношеском возрасте» авторы отмечают, что «самоосознание себя как субъекта порождает субъектное осмысление собственной телесности» [9, с. 112]. «Субъектное отношение к собственному телу включает в себя: осознание и принятие собственной телесности как индивидуального личностного свойства; понимание себя через собственные двигательные характеристики; принятие разнообразия телесного образа других; осознанность выбора пластических средств, свободу, спонтанность и ответственность их использования; стремление к саморазвитию в телесном аспекте» [9, с. 112].

В работе О.В. Суворовой и Л.Н. Кузьминых представлена система занятий танце-двигательной терапии (ТДТ) на примере авторского тренинга по развитию субъектного самоотношения у юношей [9]. Определяя подходы к построению авторского тренинга по развитию субъектного самоотношения в юношеском возрасте, авторы выделяют следующие цели и средства их реализации: «углубление взаимосвязи психики и телесности, побуждение к самоанализу, к анализу своих психосоматических состояний, внутренних и внешних конфликтов» (мотивация); «повышение качества осознавания телесных реакций, внутренних и внешних границ собственного тела» (специальные физические упражнения, дыхание, звук, телесные метафоры); «развитие гибкости и пластичности двигательных реакций, осознание личной образной сферы, творческих возможностей» (импровизации на тему); «развитие мастерства, тонкости и сложности самовыражения в движении» (двигательные метафоры социальных ролей и ситуаций)» [9, с. 113].

Период подростничества является критическим для решения задачи субъектного становления личности. Осознание и развитие субъектного отношения к образу физического «Я» обеспечит целостность, стабильность и позитивный характер самоотношения подростка.

Выводы

Таким образом, самоотношение развивающейся личности напрямую зависит от физического образа «Я». Неудовлетворенность подростка своими физическими данными, переживания по поводу своей внешности складываются в представление о своем телесном «Я» и снижают уровень самопринятия. Принятие подростком своего тела определяет принятие себя. Задача развития телесной идентичности заключается в том, чтобы прийти к принятию своего телесного «Я». В частности, отношение к себе с точки зрения довольства или недовольства своим телом, различными его частями и индивидуальными особенностями является существенным компонентом сложной структуры самооценки и имеет огромное влияние на самореализацию личности во всех сферах жизни.

Позитивная идентификация подростка связана также с принятием уникальности своего тела и также является важнейшей задачей формирования. Формирование позитивного физического «Я» подростка связано с познанием схемы собственного тела, его уникальных двигательных возможностей, а также с освоением полезных социокультурных стереотипов двигательного поведения (жестов, мимики, пластики, моторики). Реализовать этот потенциал возможно только через развитие способности осознавать свои движения и расширять их репертуар в двигательных практиках, в танцевально-двигательной импровизации. Построение целостной структуры телесного образа «Я» в формирующей работе возможно при условии включения в деятельность всех уровней индивидуальности и всех аспектов самосознания.

Преодолеть разрыв в реальных и идеальных самопредставлениях подростков позволяют рефлексивные двигательные практики с парными упражнениями (танцы, драматизации, коммуникативные ситуации). Важно, чтобы двигательные тренинги для подростков содержали как упражнения для двигательной импровизации, практики свободного движения, так и упражнения для освоения культурного движения.

И, наконец, осознание и развитие субъектного отношения к образу физического «Я» обеспечит целостность, стабильность и позитивный характер самоотношения подростка.