Актуальность проблемы. Проблема подготовки кадров и связанная с ней задача эффективной организации системы профессионального образования всегда выдвигались в качестве одной из важнейших для обеспечения нормального функционирования общества, создания условий для сохранения, воспроизводства и развития социальной системы и ее составляющих, для наследования и передачи культурных ценностей во всех областях жизни. Характер решения этой задачи, возможные и реализуемые подходы к формированию кадровой инфраструктуры, принципы, на которых строилась такого рода деятельность, находятся в тесной связи с особенностями развития всех основных подсистем общества – экономической, политической, правовой и т.п. – и потому могут существенно различаться между собой на разных этапах общественного развития, поскольку всегда отвечали на тот или иной социальный запрос [1; 3; 5].
Одной из серьезных и острых проблем, привлекающих к себе внимание теоретиков и практиков в данной области деятельности, является противоречие между расширением сети учебных заведений, увеличением разнообразия форм обучения, спектра специальностей, с одной стороны, и необходимостью сохранить и подкрепить высокий уровень подготовки специалистов, устойчивость в функционировании системы, с другой. Очевидно, что одним из важных вопросов в этом отношении является нахождение наиболее эффективных решений для обеспечения адекватного как по количеству, так и по качеству набора студентов в высшие учебные заведения. Именно решение этой задачи служит залогом и важным основанием для формирования полномасштабного, отвечающего современным требованиям корпуса специалистов в каждой области профессиональной деятельности.
Также в настоящее время очевидны противоречия между потребностью личности и общества в образовательных, физкультурно-оздоровительных и спортивных услугах и их удовлетворением из-за недостатка ряда организационно-управленческих, правовых проблем, консерватизма, недостатками финансирования и т.п. [4]. В связи с чем тормозится подготовка кадров для спортивно-оздоровительных организаций, введение современных перспективных программ, обмен научно-практическим потенциалом в области физической культуры, спорта, туризма.
Переориентация высших учебных заведений на подготовку физкультурных кадров, направленных на удовлетворение нужд и потребностей государственных, коммерческих, общественно-самодеятельных организаций и учреждений, физических лиц, требует разработки новых путей быстрого реагирования на запросы, на создание новой современной модели специалиста европейского и мирового уровня [2].
Факультет физического воспитания ведет свою историю с 1947 года. Миссией факультета является обеспечение опережающей системной профессиональной подготовки специалиста в сфере физической культуры, конкурентоспособного в условиях социально-экономических изменений, способного обеспечивать собственный профессиональный рост на протяжении всей жизни. Факультет физической культуры и спорта является лидирующим в регионе научно-образовательным центром в сфере физической культуры и спорта.
Училища олимпийского резерва (УОР) – это строго отлаженный институт подготовки квалифицированных спортсменов для сборных команд РФ и одновременно – тренеров-преподавателей для системы образования. Если в первом направлении дело обстоит более или менее хорошо, то во втором направлении существует много огрехов, которые необходимо устранять, а систему образования совершенствовать. Содержание образования в УОР в настоящее время основано на эмпирическом опыте и, скорее всего, представляется как информационно-вероятностное, чем концептуально-конструктивное. Можно предположить, что проблема обоснованности содержания образования в системе училищ олимпийского резерва является открытой. В этой связи очевидна потребность в создании базовой кафедры при факультете физической культуры и спорта Мининского университета на базе Нижегородского училища олимпийского резерва (техникума) им. В.С. Тишина. Необходимость такой интеграции двух учреждений обусловлено:
1. Неуклонным ростом спортивных, образовательных и иных социальных учреждений, нуждающихся в высококвалифицированных специалистах с высшим физкультурно-педагогическим образованием.
По данным Министерства спорта и молодежной политики и Министерства строительства Нижегородской области, количество нижегородцев, занимающихся спортом, увеличилось втрое – с 9 % до 27,2 % по итогам 2014 года. При этом только за 2014 год число детей, занимающихся в спортивных секциях ФОКов на постоянной основе, выросло на 30 % и составило свыше 25 тысяч человек, количество занимающихся пенсионеров увеличилось на 34 %, количество инвалидов – на 5 %. В Нижегородской области в 2013–2014 году в регионе построено более 40 спортивных сооружений (теннисные корты, футбольные поля, хоккейные и волейбольные площадки, спортзалы и др.).
При подготовке профессионалов будущего в высших учебных заведениях должны учитываться течения моды, дефицит на профессии, специальности, потребности государства и различных слоев общества, личности, европейский и мировой образовательный стандарт высшего физкультурного образования, уровень развития науки, практики и т.п.
Требования к повышению креативности спортивных тренеров и педагогов по физической культуре предполагают необходимость не только учебно-исследовательской и учебно-практической работы, но и научно-исследовательскую деятельность в русле проблематики в рамках своей профессии уже во время выполнения студентами своих профессиональных обязанностей. Осуществление научно-исследовательской деятельности студентов НГПУ на базе УОР в условиях учебно-тренировочного процесса может дать фундаментальную теоретико-практическую подготовку выпускнику вуза в русле своей конкретной физкультурно-педагогической профессии.
2. Отсутствием в регионе образовательного кластера сферы физической культуры и спорта, интегрирующего в себе ресурсы трёх ступеней образования – общего, специального и профессионального.
Одним из главных принципов, на котором основывается государственная политика Российской Федерации в области физической культуры и спорта, является непрерывность и преемственность физического воспитания различных возрастных групп учащейся молодёжи на всех уровнях образования. Непрерывность и преемственность физического воспитания учащейся молодёжи в системе образования обеспечиваются единой законодательной нормативно-правовой базой в области физической культуры, спорта и образования; совокупностью преемственных примерных учебных программ различных уровней образования по физической культуре; систематическим использованием средств физической культуры в режиме учебного и внеучебного времени; сочетанием различных форм занятий физическими упражнениями, спортом и туризмом в течение учебной недели; системой гигиенического обучения и воспитания, формирования навыков здорового образа жизни; обязательностью требований по контролю за динамикой физической подготовленности обучающихся в образовательных учреждениях; взаимодействием государственных и общественных спортивных организаций.
Таким образом, проблема непрерывности физкультурного образования должна рассматриваться в двух плоскостях: непрерывное образование личности, имеющее целью формирование физически культурного человека, то есть полностью физкультурно-грамотного человека; непрерывное профессиональное физкультурное образование, целью которого является подготовка специалиста, способного осуществлять и обеспечивать на всех уровнях – от проекта, программы до их реализации – педагогически организованное непрерывное образование различных социально-демографических групп и создавать им условия для физкультурного самообразования. Взаимосвязь и взаимозависимость этих двух сторон одного явления несомненна.
Создание базовой кафедры при факультете физической культуры и спорта Мининского университета на базе Нижегородского училища олимпийского резерва позволит обеспечить один из этапов непрерывного физкультурного образования молодежи Нижегородской области а рамках реализации сопряжённых учебных планов и программ в системе «ДОУ – школа», «школа – колледж», «колледж – вуз»).
3. Отсутствием продолжительной системной подготовки спортсменов высокой квалификации.
За последние годы в связи с профессионализацией и коммерциализацией спорта обострилась конкуренция на международной арене, а наша страна продолжает терять ведущие позиции во многих видах спорта. Научный анализ результатов работы тренеров, работающих со спортсменами различной квалификации, показывает, что современное развитие спорта высших достижений в России целиком и полностью опирается на детско-юношеский спорт. Для того чтобы оставаться ведущей спортивной державой, необходимо создать условия для непрерывной качественной подготовки спортивного резерва после окончания спортивной школы в условиях получения среднего специального и высшего профессионального физкультурного образования. Эффективность реализации такого подхода в подготовке спортивного резерва может обеспечить базовая кафедра при факультете физической культуры и спорта Мининского университета на базе Нижегородского училища олимпийского резерва.
4. Необходимостью повышения эффективности системы специального профессионального физкультурного образования (СПФО).
Отраслевая система СПФО работает в режиме постоянного поиска и адаптации к изменяющимся задачам отрасли и требованиям общества к среднему профессиональному физкультурному образованию.
Происходящая модернизация системы среднего профессионального физкультурного образования отрасли физической культуры и спорта делает ее более подвижной и мобильной, ориентированной на запросы региональной образовательной практики, а выпускников – конкурентоспособными специалистами. Основными прогрессивными достижениями в развитии среднего профессионального физкультурного образования последних лет являются: диверсификация профессиональных образовательных программ, развитие их гибкости и вариативности при сохранении практико-ориентированности, а также положительный опыт взаимодействия учреждений СПФО с учреждениями высшего профессионального физкультурного образования, что способствует поддержанию конкурентоспособности специалистов среднего звена на рынке труда.
Взаимодействие двух образовательных учреждений будет способствовать решению назревшей и понятной в педагогической среде проблемы модернизации теории и технологий подготовки специалистов по физической культуре в средних и высших учебных заведениях и системных путей ее осуществления в реальной практике, а также эффективному продолжению образования в вузовской системе подготовки специалистов по физической культуре и спорту.
Таким образом, открытие базовой кафедры на базе ГБОУ СПО «Нижегородского училища олимпийского резерва (техникум) им. В.С. Тишина» позволит сформировать фундаментальную и в то же время динамичную и подвижную структурную организацию профессиональной подготовки специалиста по физической культуре и спорту. А также открытие базовой кафедры является необходимым шагом в развитии как факультета физической культуры, так и университета в целом. В перспективе это положительно отразится на процессе обучения студентов всех направлений и специальностей и приведет к повышению качества подготовки будущих педагогических кадров.