Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

TECHNOLOGY TRAINING AND WAYS OF ITS REALIZATION IN THE SYSTEM OF PROFESSIONAL PHYSICAL EDUCATION OF THE YOUTH OF THE NIZHNY NOVGOROD REGION

Stafeeva A.V. 1 Ivanova S.S. 1
1 FGBO VPO «Nizhny Novgorod state pedagogical University Kozma Minin»
1458 KB
One of the important and pressing issue, attracting the attention of theorists and practitioners in the field of training teachers, is the contradiction between the expansion of the network of educational institutions, the increasing diversity of forms of education, range of professions, on the one hand, and the need to maintain and reinforce the high level of training. The solution to this problem is possible by integration of the institutions of the sports profile and the creation of basic departments in the faculty of physical culture and sport of the Minin University on the base of Nizhniy Novgorod school of the Olympic reserve, which will provide one of the stages of continuous physical education of the youth of the Nizhny Novgorod region and part of the implementation of conjugate curricula and programs in «PRESCHOOL – school», «school – College», «College – University»). The interaction of the two educational institutions will contribute to the solution of urgent in the educational environment problems of modernization of the theory and technology of training of specialists in physical culture in secondary and higher educational institutions and the systemic ways of its implementation in real practice as well as the effective continuation of the education in the University system of training specialists in physical culture and sports.
physical education
training physical profile
school of the olympic reserve
continuing education

Актуальность проблемы. Проблема подготовки кадров и связанная с ней задача эффективной организации системы профессионального образования всегда выдвигались в качестве одной из важнейших для обеспечения нормального функционирования общества, создания условий для сохранения, воспроизводства и развития социальной системы и ее составляющих, для наследования и передачи культурных ценностей во всех областях жизни. Характер решения этой задачи, возможные и реализуемые подходы к формированию кадровой инфраструктуры, принципы, на которых строилась такого рода деятельность, находятся в тесной связи с особенностями развития всех основных подсистем общества – экономической, политической, правовой и т.п. – и потому могут существенно различаться между собой на разных этапах общественного развития, поскольку всегда отвечали на тот или иной социальный запрос [1; 3; 5].

Одной из серьезных и острых проблем, привлекающих к себе внимание теоретиков и практиков в данной области деятельности, является противоречие между расширением сети учебных заведений, увеличением разнообразия форм обучения, спектра специальностей, с одной стороны, и необходимостью сохранить и подкрепить высокий уровень подготовки специалистов, устойчивость в функционировании системы, с другой. Очевидно, что одним из важных вопросов в этом отношении является нахождение наиболее эффективных решений для обеспечения адекватного как по количеству, так и по качеству набора студентов в высшие учебные заведения. Именно решение этой задачи служит залогом и важным основанием для формирования полномасштабного, отвечающего современным требованиям корпуса специалистов в каждой области профессиональной деятельности.

Также в настоящее время очевидны противоречия между потребностью личности и общества в образовательных, физкультурно-оздоровительных и спортивных услугах и их удовлетворением из-за недостатка ряда организационно-управленческих, правовых проблем, консерватизма, недостатками финансирования и т.п. [4]. В связи с чем тормозится подготовка кадров для спортивно-оздоровительных организаций, введение современных перспективных программ, обмен научно-практическим потенциалом в области физической культуры, спорта, туризма.

Переориентация высших учебных заведений на подготовку физкультурных кадров, направленных на удовлетворение нужд и потребностей государственных, коммерческих, общественно-самодеятельных организаций и учреждений, физических лиц, требует разработки новых путей быстрого реагирования на запросы, на создание новой современной модели специалиста европейского и мирового уровня [2].

Факультет физического воспитания ведет свою историю с 1947 года. Миссией факультета является обеспечение опережающей системной профессиональной подготовки специалиста в сфере физической культуры, конкурентоспособного в условиях социально-экономических изменений, способного обеспечивать собственный профессиональный рост на протяжении всей жизни. Факультет физической культуры и спорта является лидирующим в регионе научно-образовательным центром в сфере физической культуры и спорта.

Училища олимпийского резерва (УОР) – это строго отлаженный институт подготовки квалифицированных спортсменов для сборных команд РФ и одновременно – тренеров-преподавателей для системы образования. Если в первом направлении дело обстоит более или менее хорошо, то во втором направлении существует много огрехов, которые необходимо устранять, а систему образования совершенствовать. Содержание образования в УОР в настоящее время основано на эмпирическом опыте и, скорее всего, представляется как информационно-вероятностное, чем концептуально-конструктивное. Можно предположить, что проблема обоснованности содержания образования в системе училищ олимпийского резерва является открытой. В этой связи очевидна потребность в создании базовой кафедры при факультете физической культуры и спорта Мининского университета на базе Нижегородского училища олимпийского резерва (техникума) им. В.С. Тишина. Необходимость такой интеграции двух учреждений обусловлено:

1. Неуклонным ростом спортивных, образовательных и иных социальных учреждений, нуждающихся в высококвалифицированных специалистах с высшим физкультурно-педагогическим образованием.

По данным Министерства спорта и молодежной политики и Министерства строительства Нижегородской области, количество нижегородцев, занимающихся спортом, увеличилось втрое – с 9 % до 27,2 % по итогам 2014 года. При этом только за 2014 год число детей, занимающихся в спортивных секциях ФОКов на постоянной основе, выросло на 30 % и составило свыше 25 тысяч человек, количество занимающихся пенсионеров увеличилось на 34 %, количество инвалидов – на 5 %. В Нижегородской области в 2013–2014 году в регионе построено более 40 спортивных сооружений (теннисные корты, футбольные поля, хоккейные и волейбольные площадки, спортзалы и др.).

При подготовке профессионалов будущего в высших учебных заведениях должны учитываться течения моды, дефицит на профессии, специальности, потребности государства и различных слоев общества, личности, европейский и мировой образовательный стандарт высшего физкультурного образования, уровень развития науки, практики и т.п.

Требования к повышению креативности спортивных тренеров и педагогов по физической культуре предполагают необходимость не только учебно-исследовательской и учебно-практической работы, но и научно-исследовательскую деятельность в русле проблематики в рамках своей профессии уже во время выполнения студентами своих профессиональных обязанностей. Осуществление научно-исследовательской деятельности студентов НГПУ на базе УОР в условиях учебно-тренировочного процесса может дать фундаментальную теоретико-практическую подготовку выпускнику вуза в русле своей конкретной физкультурно-педагогической профессии.

2. Отсутствием в регионе образовательного кластера сферы физической культуры и спорта, интегрирующего в себе ресурсы трёх ступеней образования – общего, специального и профессионального.

Одним из главных принципов, на котором основывается государственная политика Российской Федерации в области физической культуры и спорта, является непрерывность и преемственность физического воспитания различных возрастных групп учащейся молодёжи на всех уровнях образования. Непрерывность и преемственность физического воспитания учащейся молодёжи в системе образования обеспечиваются единой законодательной нормативно-правовой базой в области физической культуры, спорта и образования; совокупностью преемственных примерных учебных программ различных уровней образования по физической культуре; систематическим использованием средств физической культуры в режиме учебного и внеучебного времени; сочетанием различных форм занятий физическими упражнениями, спортом и туризмом в течение учебной недели; системой гигиенического обучения и воспитания, формирования навыков здорового образа жизни; обязательностью требований по контролю за динамикой физической подготовленности обучающихся в образовательных учреждениях; взаимодействием государственных и общественных спортивных организаций.

Таким образом, проблема непрерывности физкультурного образования должна рассматриваться в двух плоскостях: непрерывное образование личности, имеющее целью формирование физически культурного человека, то есть полностью физкультурно-грамотного человека; непрерывное профессиональное физкультурное образование, целью которого является подготовка специалиста, способного осуществлять и обеспечивать на всех уровнях – от проекта, программы до их реализации – педагогически организованное непрерывное образование различных социально-демографических групп и создавать им условия для физкультурного самообразования. Взаимосвязь и взаимозависимость этих двух сторон одного явления несомненна.

Создание базовой кафедры при факультете физической культуры и спорта Мининского университета на базе Нижегородского училища олимпийского резерва позволит обеспечить один из этапов непрерывного физкультурного образования молодежи Нижегородской области а рамках реализации сопряжённых учебных планов и программ в системе «ДОУ – школа», «школа – колледж», «колледж – вуз»).

3. Отсутствием продолжительной системной подготовки спортсменов высокой квалификации.

За последние годы в связи с профессионализацией и коммерциализацией спорта обострилась конкуренция на международной арене, а наша страна продолжает терять ведущие позиции во многих видах спорта. Научный анализ результатов работы тренеров, работающих со спортсменами различной квалификации, показывает, что современное развитие спорта высших достижений в России целиком и полностью опирается на детско-юношеский спорт. Для того чтобы оставаться ведущей спортивной державой, необходимо создать условия для непрерывной качественной подготовки спортивного резерва после окончания спортивной школы в условиях получения среднего специального и высшего профессионального физкультурного образования. Эффективность реализации такого подхода в подготовке спортивного резерва может обеспечить базовая кафедра при факультете физической культуры и спорта Мининского университета на базе Нижегородского училища олимпийского резерва.

4. Необходимостью повышения эффективности системы специального профессионального физкультурного образования (СПФО).

Отраслевая система СПФО работает в режиме постоянного поиска и адаптации к изменяющимся задачам отрасли и требованиям общества к среднему профессиональному физкультурному образованию.

Происходящая модернизация системы среднего профессионального физкультурного образования отрасли физической культуры и спорта делает ее более подвижной и мобильной, ориентированной на запросы региональной образовательной практики, а выпускников – конкурентоспособными специалистами. Основными прогрессивными достижениями в развитии среднего профессионального физкультурного образования последних лет являются: диверсификация профессиональных образовательных программ, развитие их гибкости и вариативности при сохранении практико-ориентированности, а также положительный опыт взаимодействия учреждений СПФО с учреждениями высшего профессионального физкультурного образования, что способствует поддержанию конкурентоспособности специалистов среднего звена на рынке труда.

Взаимодействие двух образовательных учреждений будет способствовать решению назревшей и понятной в педагогической среде проблемы модернизации теории и технологий подготовки специалистов по физической культуре в средних и высших учебных заведениях и системных путей ее осуществления в реальной практике, а также эффективному продолжению образования в вузовской системе подготовки специалистов по физической культуре и спорту.

Таким образом, открытие базовой кафедры на базе ГБОУ СПО «Нижегородского училища олимпийского резерва (техникум) им. В.С. Тишина» позволит сформировать фундаментальную и в то же время динамичную и подвижную структурную организацию профессиональной подготовки специалиста по физической культуре и спорту. А также открытие базовой кафедры является необходимым шагом в развитии как факультета физической культуры, так и университета в целом. В перспективе это положительно отразится на процессе обучения студентов всех направлений и специальностей и приведет к повышению качества подготовки будущих педагогических кадров.