В системе современного образования все большее значение и место приобретают специализированные компьютерные методы и технологии. Объясняется это, прежде всего, проникновением информационных и коммуникационных средств в обыденную и научную жизнь общества, необходимостью совершенствования методического обеспечения учебного процесса, а также широтой возможностей современных информационных технологий (в частности, Web-технологий) для повышения эффективности образовательного процесса обучающихся. В настоящее время Web-технологии хаотично входят в практику среднего и высшего профессионального образования и эпизодически применяются передовыми преподавателями, однако, как правило, возможности таких технологий используются недостаточно, не в полной мере, без теоретического осознания ее сущности, в связи с этим необходимо говорить об актуальности проблемы выявления педагогических возможностей применения Web-технологий в образовательной сфере. Большое значение приобретает способность ориентироваться в информационных потоках, умение быстро находить полезную информацию, анализировать её и использовать в своей деятельности, повышая эффективность интеллектуального или физического труда, склонность к самостоятельному принятию решений, творческое отношение к учебной или профессиональной деятельности.
Всё это актуализирует проблему развития познавательной самостоятельности школьников в обучении, делает необходимым поиск новых путей и методических средств её решения как при изучении отдельных учебных дисциплин, так и в постановке педагогической деятельности в рамках всего образовательного процесса.
Соглашаясь с мнениями передовых педагогов (В.М. Монахова [5], С.В. Панюковой [8], Н.А. Максимовой [4], Е.Н. Вороновой [3] и др., мы предприняли попытку органического синтеза сильных сторон современных задачных и информационных технологий для создания подхода к совершенствованию образовательного процесса в общеобразовательной школе, суть которого состоит в том, чтобы выполнению учебных заданий придать дополнительные стимулы и смыслы, а учебное познание облечь в такие формы деятельности, которые притягательны для школьников, созвучны их внутренним устремлениям, отвечают духу времени, побуждают совершать благородные поступки. Развитие современных информационных технологий позволяет значительно продвинуть гипертекстовые и гипермедиатехнологии, открывая широчайшие перспективы для качественного скачка в сфере образования. Линия на информатизацию в сфере образования позволила разработать различные высокотехнологичные обучающие методики, в том числе и Web-квесты.
Будем говорить о тематических образовательных Web-квестах, под которыми понимаем такие Web-квесты, которые имеют информационный контент, определяющийся содержанием учебной темы, целями и задачами заключительного этапа её изучения и предполагают выполнение заданий с использованием Интернет-ресурсов, способствующих развитию познавательной самостоятельности учащихся. Информационный контент указанного типа Web-квестов, включает в себя пять компонентов: теория, приложения, проблемы, архивы и ошибки, которые охватывают наиболее значимые направления методической работы [6, с. 13].
Наполнение указанных компонентов информационного контента тематического образовательного Web-квеста определяют, прежде всего, поисково-познавательные задания, они образуют задачную конструкцию особого рода, имеющую своё композиционное построение, функциональную направленность и лексическую форму [1].
Особенности поисково-познавательных заданий во многом определяются основными положениями деятельностного подхода к обучению математике, утвердившемуся в методической науке, в контексте которого решение задач является видом учебной деятельности, обеспечивающим и усвоение учащимися математического содержания, и формирование умений и навыков, и достижение развивающих целей образования. По мнению ряда современных отечественных педагогов-математиков (Я.И. Груденов, М.И. Зайкин, О.А. Иванов, Т.А. Иванова, Г.И. Саранцев, Л.М. Фридман, П.М. Эрдниев и др.), эффективность учебной работы напрямую определяется тем, какие именно задачи и в какой последовательности предлагались учащимся, какими способами они решались и как велика была доля активности, самостоятельности учеников в процессе их решения. Но главное все же – это сами задачи, а точнее задачные конструкции (системы, циклы, блоки, цепочки, серии и т.п.), подготовленные учителем или методистом к занятию [11].
Как говорилось выше, задачные конструкции, задействуемые в математической подготовке школьников, должны соответствовать современным требованиям предъявляемым к обучаемым, а потому предоставлять им возможность развития познавательной самостоятельности, в большей степени, чем ранее. Прежде всего, это актуально при изучении школьниками естественно-математических дисциплин, способных привносить полученные результаты в исследовательскую работу. В связи с этим следует говорить об использовании возможностей Web-квест-технологий на уроках по основным предметам, изучаемым в общеобразовательной школе, в частности, по математике.
Процесс изучения естественно-математических дисциплин, в частности, математики, направлен на формирование следующих компетенций: владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения; способность использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования; способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности; владение основами речевой культуры.
Для достижения указанных компетенций в своей структуре Web-квест-технология сочетает современные методические тенденции задачной технологии и интерактивного обучения школьников [7, 9. 10]. Каждое занятие построено на основе синтеза традиционного урока, современных задачных подходов, базирующихся на окрестностях обобщенных математических задач, а также организации самостоятельной познавательной деятельности школьников посредством использования Web-квест-технологий, в частности, тематического образовательного Web-квеста.
Проиллюстрируем сказанное на примере темы «Сумма первых членов геометрической прогрессии» [2].
Задания тематического образовательного Web-квеста по математике, способствующего формированию и развитию познавательной самостоятельности школьников и соответствующие его основным компонентам, должны носить поиско-познавательный характер.
При этом особенности каждого компонента заданий определяются его направленностью и ролевым самоопределением учащегося. Так, в компоненте архивы, основной целью прохождения которого является установление причин и истории возникновения указанного вида задач, задания должны включать в себя познавательное звено и позволять ответить на следующие вопросы:
– зачем могло понадобиться людям суммировать члены геометрических прогрессий?
– когда и как люди научились находить суммы членов геометрических прогрессий?
– кто из учёных математиков внёс вклад в открытие формул для нахождения сумм членов геометрических прогрессий?
Созидательное звено данного компонента включает в себя задания на получение специальных результатов, отражающих исторические аспекты возникновения указанного вида задач, т.е. хронологию познания человеком формул для нахождения сумм членов геометрических прогрессий; галерею учёных-математиков, внёсших свой вклад в открытие формул для нахождения сумм членов геометрических прогрессий; библиографию научных трудов, посвящённых суммированию членов геометрической прогрессии.
Оформительская часть указанного компонента состоит, прежде всего, в разработке проекта по теме «Исторический экскурс по формулам для нахождения сумм членов геометрических прогрессий», который включает в себя реферативную часть, аннотацию и презентацию.
Говоря о втором компоненте информационного контента тематического образовательного Web-квеста (теория), следует заметить такие особенности наполняющих его заданий, как ориентацию познавательных заданий на выявление теоретических основ решения указанного вида задач: различные определения понятий, используемых в формулах для нахождения сумм членов геометрических прогрессий; взаимосвязи изученных формул для нахождения сумм членов геометрических прогрессий друг с другом; зависимости, отражённые в формулировках утверждений, касающихся формул для нахождения сумм членов геометрических прогрессий.
Созидательное звено теоретического компонента включает в себя задания на получение специальных результатов, отражающих специфику теоретических основ решения указанного вида задач, т.е. это может быть тезаурус темы «Сумма первых членов геометрической прогрессии»; опорный конспект темы «Сумма членов геометрической прогрессии»; структурно-логическая схема системы понятий темы «Сумма первых членов геометрической прогрессии».
Оформительская часть указанного компонента состоит, прежде всего, в разработке проекта по теме «Анализ теоретических положений, описывающих суммирование членов геометрических прогрессий».
Применительно к третьему компоненту информационного контента тематического образовательного Web-квеста (приложения), следует говорить о направленности составляющих его заданий на установление возможностей и границ применения такого рода задач на практике или в других науках. Поэтому познавательный блок заданий включает в себя поиск ответов на следующие вопросы:
– встречается ли человек в быту (в повседневной жизни) с суммированием членов геометрических прогрессий?
– в каких сферах производственной деятельности вероятнее всего человеку приходится встречаться с суммой членов геометрической прогрессии?
– в каких науках учёные непременно будут иметь дело с суммой членов геометрической прогрессии?
Созидательное звено этого компонента включает в себя задания на получение специальных результатов, отражающих специфику практического применения основ решения указанного вида задач, т.е. карты приложений геометрической прогрессии; подборки прикладных задач, решаемых с использованием формул для нахождения сумм членов геометрических прогрессий (технической направленности); подборки прикладных задач, решаемых с использованием суммирования членов геометрических прогрессий (общекультурного назначения).
Оформительская часть указанного компонента состоит, прежде всего, в разработке проекта по теме «Применение формул для нахождения сумм членов геометрических прогрессий».
Наибольшим исследовательским потенциалом обладает следующий компонент информационного контента тематического образовательного Web-квеста – проблемы. Поэтому и специфика заданий определяется, прежде всего, их исследовательским характером. Так, познавательная составляющая включает в себя задания на исследование следующих вопросов:
– как формулы для нахождения сумм членов геометрических прогрессий применяются при решении арифметических задач?
– как формулы суммы членов геометрических прогрессий применяются при решении геометрических задач?
– как формулы суммы первых членов геометрической прогрессии применяются при решении нестандартных задач по математике?
Созидательная часть указанного компонента включает в себя задания на получение результатов, отражающих специфику исследования и развития методов или теоретических основ решения указанного вида задач, в качестве которых может быть создание презентации «Сумма членов геометрической прогрессии»; анимационной презентации «Суммы отношений площадей вписанных друг в друга квадратов»; памятки «Что нужно знать для решения задач с использованием формул суммы первых членов геометрической прогрессии».
Оформительская часть указанного компонента состоит, прежде всего, в разработке проекта по теме «Исследование использования формул суммы первых членов геометрической прогрессии в нестандартных ситуациях», который включает в себя исследовательскую работу, аннотацию и презентацию.
Творческим же потенциалом, связанным с формированием критического мышления школьников, обладает и следующий компонент информационного контента тематического образовательного Web-квеста – ошибки. Это и определяет специфику его заданий. В частности, познавательная составляющая этого компонента включает в себя задания на исследование таких проблем, как: распространённые ошибки, допускаемые при решении задач на суммирование членов геометрической прогрессии; заблуждения (недоразумения), связанные с формулами на нахождение сумм членов геометрических прогрессий; математические софизмы, связанные с суммированием членов геометрических прогрессий.
Созидательная часть указанного компонента включает в себя задания на получение результатов, отражающих специфику исследования трудностей решения указанного вида задач, в качестве которых могут быть: банк математических ошибок по теме «Сумма членов геометрической прогрессии»; памятка «Так нельзя применять формулы суммы членов геометрических прогрессий» при решении математических задач»; плакат-предостережение «Осторожно, ошибка!».
Оформительское звено указанного компонента состоит, прежде всего, в разработке проекта по теме «Ошибки и софизмы по формулам суммы членов геометрических прогрессий», который включает в себя творческую работу, аннотацию и презентацию.
Универсальность описанных заданий информационного контента тематического образовательного Web-квеста определяет возможность их переноса на многие темы школьного курса математики или вузовских курсов элементарной математики, которые связаны с изучение методов решения основных типов математических задач.
Выполнение такого рода заданий в малых группах или индивидуально позволяет педагогу организовать проектную деятельность обучающихся, а самим обучающимся сформировать соответствующие навыки создания проектов по итогам выполнения каждого задания.
За необходимой помощью в выполнении заданий Web-квеста школьники обращаются в ресурсный центр, расположенный на методическом сайте: www.edquest.ru.
Использование современных Web-квест-задачных технологий предоставляет возможность организовать уроки различными способами: выполнение заданий Web-квеста по каждой учебной теме может быть осуществлено в малых группах или индивидуально; в классе под руководством педагога или самостоятельно в домашней работе; оформление проектов по итогам выполнения каждого задания также предполагает различные варианты – в печатной, рукописной форме (реферат, исследование, творческая работа) или в виде компьютерного файла, презентации и т.п.
Таким образом, использование рассмотренного в статье подхода к построению урока при изучении школьниками естественно-математических дисциплин позволит повысить уровень сформированности компетенций обучаемых (в частности, информационной и коммуникационной), готовности их к самообразованию и самостоятельному решению проблем, но и разнообразить формы проведения занятий, что в целом, способствует совершенствованию образовательного процесса не только в общеобразовательной школе, но и в дальнейшей учебной деятельности школьника.