Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,899

PREVENTION KIBEREKSTREMIZMA AMONG YOUNG PEOPLE IN THE SCHOOL COURSE OF COMPUTER SCIENCE

Movchan I.N. 1
1 NMSTU «Nosov Magnitogorsk state technical university»
1447 KB
This article is devoted to the prevention of kiberekstremizma among schoolchildren as part of a school course of computer science. Kiberekstremizm is one of the most difficult social and political problems of the modern Russian society and its prevention – one of the priorities of the Russian state. A special role in prevention among school children belongs kiberekstremizma school course of computer science, questions of ethical and legal standards of information activities related to social science, so the study of this area of computer science plays a positive role in the prevention kiberekstremizma among schoolchildren. The article presents an analysis of the availability of the section «Basics of Social Informatics» in the federal list of textbooks on computer science are recommended for use in high school in the 2015–2016 school year, disclosed features of studying this section in high school. Using the proposed methodology of studying under «Basics of Social Informatics» will allow students to strengthen the culture of electronic communication, to gain knowledge on the rules of behavior in computer networks, to fill gaps in knowledge ethical and legal aspects of information activity, to feel responsible for their actions in the information space. All this will contribute to the prevention kiberekstremizma among youth.
Internet
information technology
information activities
information security
social informatics
kiberekstremizm
netiquette

Информационная сфера, получившая наибольшее развитие в последнее время, является системообразующим фактором жизни современного общества и активно влияет на такие составляющие национальной безопасности РФ, как политическая, экономическая, информационная. Среди явлений, представляющих наибольшую угрозу национальной безопасности страны, особое место занимает молодёжный киберэкстремизм. Под киберэкстремизмом мы понимаем новую форму экстремизма, которая использует для достижения своих целей компьютеры и компьютерные сети, а также информационно-коммуникационные технологии.

Компьютерные сети вкупе с информационно-коммуникационными технологиями, предоставляют неограниченные возможности для обучения и образования, для общения и развлечений. Наряду с этим в сети Интернет есть и скрытые угрозы, связанные зачастую с незнанием правил общения и простейших правил безопасной работы в компьютерных сетях. При этом значительную группу пользователей сети Интернет составляют школьники.

Одним из способов профилактики и предотвращения киберэкстремизма в молодежной среде является обучение пользователей компьютерных сетей этическим и правовым нормам информационной деятельности. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» формулирует в качестве принципа государственной политики «воспитание взаимоуважения, гражданственности, патриотизма, ответственности личности, а также защиту и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства» [10]. Особая роль в этом отводится школьному курсу информатики. При изучении предмета «Информатика» необходимо учитывать национальные, региональные и этнокультурные особенности общеобразовательных учреждений конкретного региона страны.

Вопросы этических и правовых норм информационной деятельности, формирования информационной культуры относятся к социальной информатике, поэтому изучение данного раздела является чрезвычайно важным в профилактике киберэкстремизма среди молодежи. При изучении социальной информатики необходимо обращать особое внимание на формирование установки на позитивную социальную деятельность школьников в информационном обществе, знакомить их с различными видами информационной деятельности, ИТ-специальностями и профессиями.

Исследованию социальных аспектов информатизации образования, формированию информационной культуры школьников посвящены исследования И.В. Роберта, К.К. Колина [4], И.Н. Мовчан [6] и др. Вопросы профилактики и предотвращения киберэкстремизма в молодежной среде рассматривали А.М. Агдавлетова [1], Л.В. Курзаева [5], Г.Н. Чусавитина [5] и др. Использование информационных технологий в профилактике киберэкстремизма среди школьников описано в работах И.Д. Белоусовой [2, 3], И.Н. Мовчан [7, 8] и др.

К предметным результатам освоения учебного предмета «Информатика», отражающим национальные, региональные и этнокультурные особенности, можно отнести формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами, при работе в сети Интернет, формирование умений соблюдать нормы информационной этики и права. Этические и правовые нормы информационной деятельности согласно федеральному государственному стандарту среднего общего образования изучаются в разделе «Основы социальной информатики» курса информатики. Рассмотрим наличие данного раздела в федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию в средней школе в 2015–2016 учебном году.

При реализации обязательной части основной образовательной программы по учебному предмету «Информатика» и «Информатика и ИКТ» в 2015/2016 учебном году рекомендуется использовать учебники, включенные в федеральный перечень учебников с 2014/2015 по 2017/2018 учебные годы.

Для обучения в средней школе на базовом уровне в перечне представлены учебники Гейна А.Г. (ОАО Издательство «Просвещение») и Семакина И.Г. (ООО «БИНОМ. Лаборатория знаний»).

Для обучения в средней школе на углубленном уровне представлены учебники следующих авторов: Калинин И.А. (ООО «БИНОМ. Лаборатория знаний»), Поляков К.Ю. (ООО «БИНОМ. Лаборатория знаний»), Семакин И.Г. (ООО «БИНОМ. Лаборатория знаний»), Фиошин М.Е. (ООО «ДРОФА»).

В цикле учебников автора Гейна А.Г. на изучение социальной информатики отведены следующие темы: понятие информационной культуры; информационная грамотность – базовый элемент информационной культуры; социальные эффекты информатизации; методы работы с информацией; методы свертывания информации. В перечисленных темах не представлены вопросы этических и правовых норм информационной деятельности.

В учебнике для 10–11 классов под редакцией Семакина И.Г., Хеннер Е.К. и Шеина Т.Ю. социальной информатике посвящен целый раздел, в котором изучаются темы: «Информационные ресурсы»; «Информационное общество»; «Правовое регулирование в информационной сфере»; «Проблема информационной безопасности». Но только в одной из указанных тем рассматривается правовой аспект информационной деятельности, который больше касается правовой охраны программ, преступлений, связанных с несанкционированным доступом, с использованием, созданием и распространением вредоносных программ и умышленным нарушением правил эксплуатации ЭВМ и их сетей.

В цикле учебников под редакцией Калинина И.А., Самылкиной Н.Н. на изучение социальной информатики отведены следующие темы: роль информации в современном обществе; законодательное регулирование в информационной области; персональная информационная безопасность с законодательной точки зрения; электронная подпись. Приведенные выше темы рассматривают правовой аспект использования компьютерных программ и работы в Интернете.

В цикле учебников под редакцией Полякова К.Ю., Еремина Е.А. вопросам социальной информатики посвящены следующие темы: информация и управление; информационное общество. В данных темах отсутствуют вопросы правового и этического регулирования информационной деятельности.

В цикле учебников под редакцией Семакина И.Г. вопросам социальной информатики посвящен раздел, состоящий из следующих тем: «Информационная деятельность человека в историческом аспекте»; «Информационное общество»; «Информационные ресурсы общества»; «Информационное право и информационная безопасность». Правовой аспект информационной деятельности рассматривается только в одной теме, которая освящает вопросы правого использования программ и преступления в области информационной безопасности.

В цикле учебников авторов Фиошина М.Е., Рессина А.А., Юнусова С.М. вопросы социальной информатики рассматриваются в следующих темах: «Информационные процессы и технологии»; «Информационное общество и его ресурсы». Данные темы не рассматривают правовой и этический аспект информационной деятельности.

Анализ рекомендованных учебников на 2015–2016 уч. год показал, что вопросы, связанные с правовым и этическим аспектами информационной деятельности, с сетевым этикетом, не рассматриваются.

На изучение раздела «Основы социальной информатики» в зависимости от программы и выбранного учебника в средней школе на базовом уровне отводится от 2 до 4 часов, на углубленном уровне от 6 до 8 часов. На наш взгляд, часов отводимых на изучение раздела «Основы социальной информатики», явно недостаточно, особенно на базовом уровне. Малое количество часов не позволяет в полной мере рассматривать в средней школе этический и правовой аспекты информационной деятельности.

Выход видится в использовании дополнительных часов регионального и школьного компонента и организации внеурочной деятельности школьников по информатике. В новых школьных федеральных государственных образовательных стандартах особое внимание уделяется организации внеурочной деятельности школьников, которая становится неотъемлемой частью образовательного процесса, важной составной частью воспитания и социализации школьников.

Представим методику изучения раздела «Основы социальной информатики» в старших классах средней школы.

Целевой компонент.

Цель изучения раздела: изучить основные аспекты сетевого этикета и сформировать побудительные мотивы соблюдения правовых и этических норм при работе в сети Интернет.

Задачи изучения раздела: формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и сетью Интернет, формирование норм информационной этики и права.

Содержательный компонент.

Содержание раздела «Основы социальной информатики» содержит следующие темы:

1. Понятие информационной культуры.

2. Информационная грамотность – базовый элемент информационной культуры.

3 Социальные эффекты информатизации.

4. Методы работы с информацией.

5. Методы свертывания информации.

6. Знакомство с темой «Сетевой этикет».

7. Общение в сети.

8. Электронная почта.

9. Особенности сетевого общения.

10. Итоговая рефлексия.

На изучение каждой темы раздела отводится 1 час. Теоретическая составляющая раздела «Основы социальной информатики» изучается в лекционной форме. Мы предлагаем использовать материалы учебника Гейна А.Г. и Сенокосова А.И. «Информатика и ИКТ». При проведении лекций необходимо не допустить пассивности школьников и обеспечить активное восприятие и осмысление ими новых знаний. Одним из приемов, которым для этого можно воспользоваться, является создание проблемной ситуации. В данном случае необходима четкая формулировка темы нового материала и выделение основных вопросов изучения.

Тема «Общение в сети» изучается во время выполнения лабораторной работы, в которой предложен ряд ситуаций для анализа. Школьники должны сделать выводы и ответить на поставленные вопросы. Выполнение лабораторной работы формирует практические навыки безопасного и целесообразного поведения в сети Интернет, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Тема «Электронная почта» изучается школьниками самостоятельно, результатом изучения темы является подготовка доклада, во время которой учащиеся работают с дополнительной литературой. Работа школьников с дополнительной литературой имеет большое значение при самостоятельной работе. Перед учителем стоит задача повышения общего уровня развития школьников, их подготовки к дальнейшему самообразованию и практической деятельности. Для решения этих задач учителю информатики нужно не только обеспечить школьникам определенный запас знаний, но и выработать у них умения самостоятельно добывать новые знания [9].

В качестве дополнительной литературы школьники могут использовать научно-популярную литературу, энциклопедии, справочники и словари. В процессе изучения информатики школьники широко используют основную учебную литературу, однако дополнительную литературу по информатике читают немногие, и это чтение не носит системного характера. Изучение дополнительной литературы по информатике способствует не только повышению качества знаний школьников, но и способствует развитию у них устойчивого интереса к информатике.

Изучение темы «Особенности сетевого общения» организуется в виде семинара. Учитель заранее выдает ряд вопросов, учащиеся готовят ответы дома, работают с дополнительной литературой. Семинарские занятия переводят знания школьников из теоретической области в область практическую, а подготовка к семинару подразумевает самостоятельное расширение и углубление ими своих знаний. Учитель при проведении семинара должен построить его так, чтобы каждый присутствующий стал активным участником семинара, имел возможность высказать своё мнение по теме семинара. В ходе проведения семинара учитель оценивает уровень осознанного понимания школьниками материала, умение применить знания на практике, творчество, работу в группе, ответственность за результат индивидуального и коллективного труда, склонность к научно-поисковой работе каждого участника семинара [9].

В конце изучения раздела «Основы социальной информатики» подводятся итоги и проводится контрольная работа, на которой учащиеся ответят на ряд вопросов теста и напишут эссе на одну из предложенных учителем тем. Эссе – прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному вопросу. Мысли автора эссе по проблеме излагаются в форме кратких тезисов и должны быть обязательно подкреплены доказательствами.

Методический компонент.

Методы: объяснительно-иллюстративный, наблюдение, практическая работа, лабораторная работа, работа с книгой, метод проектов, метод дискуссий, тестирования.

Средства: компьютер, Интернет, программа самостоятельной работы, тесты.

Формы: индивидуальная, групповая, коллективная, аудиторная, внеурочная.

По окончании изучения раздела «Основы социальной информатики» учащиеся получат знания норм информационной этики и права, навыки безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и сетью Интернет, умения грамотного оформления электронных писем, почувствуют ответственность за свои поступки в информационном пространстве. Все это, на наш взгляд, будет способствовать противодействию киберэкстремизма в молодежной среде.

Заключение

В рамках данной работы рассмотрены вопросы, связанные с состоянием проблемы изучения социальной информатики учащимися старших классов. Анализ школьных учебников по информатике показал, что вопросы, связанные с правовым и этическим аспектами информационной деятельности, с сетевым этикетом, в них не рассматриваются. На изучение раздела «Основы социальной информатики» в зависимости от программы и выбранного учебника в средней школе на базовом уровне отводится недостаточно часов для изучения правовых и этических аспектов информационной деятельности в условиях информационного общества. Мы предлагаем использовать для изучения данного раздела дополнительные часы регионального и школьного компонентов, а также использовать внеурочную деятельность школьников по информатике.

Разработанная методика изучения раздела «Основы социальной информатики» поможет старшеклассникам овладеть правилами безопасного поведения в компьютерных сетях, восполнит пробелы в знаниях этических и правовых аспектов информационной деятельности, научит нести ответственность за свои поступки в информационном пространстве, что будет способствовать противодействию киберэкстремизма в молодежной среде.