Социально-экономические изменения, происходящие в стране, привели к кардинальным изменениям в системе высшего профессионального образования. В этих условиях перед высшей школой ставится задача подготовки специалистов, способных самостоятельно и творчески мыслить, уметь видеть возникающие проблемы, находить пути их решения, адаптироваться к быстро меняющимся условиям современного общества, постоянно пополнять свои знания и использовать их в профессиональной деятельности [16, 21].
Проведенный анализ требований к выпускникам, отраженных в Федеральных государственных стандартах высшего профессионального образования, позволил сделать вывод о том, что самостоятельность для студентов является профессионально значимым качеством личности. Как показали исследования, степень сформированности компонентов самостоятельности у студентов находится на низком уровне. Осознание обучающимися значимости самостоятельности как качества личности в своем профессиональном становлении происходит лишь к 4–5 курсу, что сказывается на качестве профессиональной подготовки студентов, способности ориентироваться и адаптироваться в изменяющихся общественных условиях. Поэтому развитие самостоятельности студентов является одной из основных целей обучения [9, 11].
Разработка проблемы формирования и развития самостоятельности студентов в процессе обучения сложна и многообразна. Различные аспекты рассматриваемой проблемы постоянно находятся в поле внимания ученых и практиков. Например, И.Я. Лернер, В.Я. Ляудис, П.И. Пидкасистый, М.Н. Скаткин, Т.И. Шамова исследовали вопросы активизации самостоятельной познавательной и творческой деятельности личности на методологическом и методическом уровнях; М.С. Каган, А.К. Осницкий изучали психологические основы развития познавательной самостоятельности; В.П. Беспалько, Ю.В. Карякин и др. рассматривали возможности современных технологий в развитии самостоятельности личности; в работах В.А. Балюк, Д.Б. Богоявленской, Е.Ф. Мосина и др.; выделению уровней сформированности данного качества посвящены диссертации Т.Н. Кулагиной, С.И. Марченко, Р.В. Олейник и др.
Анализ психолого-педагогической литературы и диссертационных исследований по обозначенной проблеме позволил отметить многообразие педагогических приемов, предлагаемых педагогами и психологами для развития самостоятельности, что свидетельствует о сложности данного феномена и возможности разработки новых путей и средств формирования и развития данного качества личности.
Таким образом, несмотря на огромный интерес исследователей к вопросу формирования и развития самостоятельности студентов различных направлений подготовки, на сегодняшний день сохраняется актуальность поиска новых педагогических подходов к решению этой проблемы в условиях современного образования.
Целью данной работы является рассмотрение педагогических подходов, способствующих развитию самостоятельности как профессионально важного качества каждого студента в условиях современного образовательного процесса.
Многие исследователи выделяют самостоятельность как одно из основных свойств творческого мышления и качеств личности [2, 3, 7, 8]. Н.Н. Лемешко, Я.Ю. Сергиенко считают, что в современных условиях учебное заведение должно обеспечивать не только систему общеобразовательных и специальных знаний, умений и навыков обучающихся, но также формировать и развивать у них потребности самостоятельно приобретать знания [10].
С.Л. Рубинштейн утверждал, что подлинная самостоятельность предполагает сознательную мотивированность действий и их особенность. «Неподверженность чужим влияниям и внушениям является не своеволием, а подлинным проявлением самостоятельности воли, поскольку сам человек усматривает объективные основания для того, чтобы поступать так, а не иначе» [12, с. 119].
Ф.Я. Байков считает, что самостоятельность в обучении проявляется в том, что студент:
– активно участвует в осознании и исследовании выдвинутой проблемы;
– умело применяет свои знания, жизненный опыт для установления новых связей и отношений;
– мысленно установив новые связи между предметами и явлениями действительности, стремится первым сформулировать эти связи в виде нового закона;
– выслушав неточную формулировку закона, моментально обнаруживает и устраняет недостатки её;
– сформулировав закон, стремится самостоятельно определить его следствия; открыв новый закон, самостоятельно находит ему практическое приложение;
– при решении задачи предлагает обоснованные способы её решения [3].
Проведённый теоретический анализ сущности и содержания категории «самостоятельность» позволил сделать вывод, что самостоятельность как качество личности понимается в педагогике неоднозначно, нет единого определения категории, но можно выделить перечень качеств, имеющих отношение к профессиональной деятельности, которая характеризуется высоким уровнем самостоятельности. Это такие качества, как:
– инициативность, умение ставить цели, видеть проблемы и задачи, находить способы их решения;
– умение находить решения в изменяющихся или новых условиях;
– умение анализировать, мыслить нешаблонно, осуществлять выбор способа решения проблемы;
– умение критично анализировать и оценивать результаты профессиональной деятельности [1, 13].
Многолетний опыт работы со студентами позволил предположить, что проблема развития самостоятельности как качества личности требует комплексного подхода к её решению на практическом уровне, а именно необходимо:
– формирование опыта самостоятельной учебной и познавательной деятельности;
– развитие умений и навыков самостоятельной работы с современными информационными источниками;
– развитие самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению профессиональных задач;
– разработка методики организации самостоятельной деятельности с элементами творчества студентов;
– управление и самоуправление рассматриваемой деятельностью на разных этапах самостоятельной работы;
– разработку системы планирования и организации самостоятельной деятельности студентов в ходе осуществления курсового и дипломного проектирования [5, 14, 18].
Основными формами организации учебных занятий, способствующих формированию и развитию самостоятельности студентов, являются:
– аудиторная самостоятельная работа студентов, которая выполняется на занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию;
– внеаудиторная самостоятельная работа, которая сопровождается методическими рекомендациями и указаниями, разработанными преподавателем, но выполняется без его непосредственного участия [17].
Также считаем, что развитию самостоятельности будет способствовать вовлечение студентов в научно-исследовательскую работу под руководством преподавателя и без его участия; а также участие студентов в различных конкурсах, конференциях и научных форумах [15].
Организация самостоятельной работы студентов должна соответствовать следующим требованиям:
– дифференцированная и многоуровневая организация самостоятельной работы;
– соблюдение определённого времени, отведенного на выполнение самостоятельного задания;
– инструктирование обучающихся о целях и задачах работы;
– наблюдение за ходом выполнения самостоятельной работы, выполняемой студентом, и оказание ему необходимой помощи при возникновении затруднений;
– проверка и оценивание выполнения самостоятельных работ.
С учётом специфики содержания дисциплины предлагаем студентам на различных этапах обучения различные виды самостоятельной работы:
– репродуктивная, выполняемая на первом курсе обучения – самостоятельное изучение учебной и научной литературы; подготовка тезисов, сообщений по теме; конспектирование; составление таблиц и схем; работа с нормативными документами, используя интернет;
– поисково-аналитическая и практическая, выполняемая на втором и третьем курсе, – аналитическая обработка текста (написание реферата, контент-анализ, составление резюме и др.); поиск литературы и других информационных источников; подготовка аналитических обзоров; моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности;
– творческая (научно-исследовательская), характерная для студентов старших курсов, – написание научных статей и докладов, участие в научно-исследовательской работе; участие в разработке проектов, в конференциях, олимпиадах, конкурсах; выполнение курсовых и дипломных работ, творческих заданий и т.д. [6].
Для выполнения самостоятельной работы студенты обеспечиваются: заданиями, раскрывающими цель, содержание, форму отчетности и контроля выполненной работы; методическими указаниями по проведению самостоятельной работы, направленными на повышение ее эффективности; информационными ресурсами, в том числе электронными (УМК, учебниками, учебными пособиями, руководствами, практикумами, обучающими программами, пакетами прикладных программ и др.).
Методическое обеспечение, разрабатываемое преподавателями, может быть представлено как в виде печатных изданий, так и в виде ЭОР [20].
Например, для выполнения курсовой и дипломной работы студентов по направлению подготовки «Технология полиграфического и упаковочного производства» студентам предлагается проработать методические указания, разработанные преподавателями кафедры. В документе рассмотрен порядок выполнения курсовых проектов и работ по дисциплинам: «Процессы и аппараты», «Производство полимерной упаковки», «Основы упаковочного производства». Приведены требования к оформлению пояснительной записки и графического материала, а также примерные темы курсовых проектов и работ.
Работая самостоятельно с предложенными методическими указаниями, студенты приобретают опыт проведения необходимых расчётов, оформления нормативных документов, библиографического списка, а также развивают умения формулировать цели, задачи проекта, анализировать данные и формулировать выводы по проделанной работе.
Темы курсовых и дипломных проектов выбираются в соответствии с программой дисциплины и направлением подготовки бакалавров. Темы могут быть выбраны студентами самостоятельно, если они глубоко изучили технологию производства и представляют пути дальнейшего развития отрасли и должны соответствовать следующим критериям: быть актуальными; отражать реальные задачи и современные тенденции совершенствования и развития производства в исследуемой области; содержать элементы научных исследований и анализа.
Для повышения эффективности организации самостоятельной работы студентов проводится следующая работа: разработка методических пособий, рекомендаций и указаний, направленных на обеспечение самостоятельной работы студентов; формирование фонда учебной и учебно-методической литературы на бумажном и электронном носителях; использование современных информационных технологий [19].
Таким образом, в современных условиях среди особо востребованных качеств личности можно выделить такие, как активность, инициативность, предприимчивость, способность достигать поставленных целей при решении жизненно важных проблем и профессиональных задач. Перечисленные качества успешно формируются при развитии у студентов самостоятельности в результате систематического применения преподавателями вузов комплекса инновационных педагогических подходов.