Модернизация российского образования, внедрение ФГОС ВПО, определяющих перспективы вхождения России в европейское образовательное пространство, объективно выдвигают проблему качественной подготовки профессиональных кадров в число приоритетных, что отражено в проекте Министерства образования и науки Российской Федерации «О приоритетных направлениях развития образовательной системы РФ» и других концептуальных документах.
Одним из ведущих направлений модернизации профессионального образования является формирование конкурентоспособности выпускников вузов. В связи с этим конкурентоспособность как уровень сформированности компетентности и компетенций будущих выпускников приобретает решающее значение [6].
Отправной точкой для процесса профессионального становления личности будущего специалиста служат Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования третьего поколения (ФГОС ВПО), в которых конечная цель подготовки специалиста смещается с позиции «знание» на позицию «компетентность».
ФГОС ВПО определяет требования к содержанию образования по каждой специальности, условиям реализации основной профессиональной образовательной программы и к результатам её освоения. В качестве критериев результативности подготовки специалистов определены общие и профессиональные компетенции.
Многие исследователи определение компетенции наиболее полно связывают с деятельностным результатом обучения, направленным на развитие способности соединять базовые элементы (знания, умения и навыки) в единое целое для достижения высокого уровня исполнения действия в зависимости от цели, контекста, ситуации, функции.
И.А. Зимняя, под компетентностью понимает интегрированную характеристику качеств личности, результат подготовки выпускника вуза для выполнения деятельности в определенных областях (компетенциях). Компетентность, как и компетенция, включает в себя когнитивный (познавательный), мотивационно-ценностный и эмоционально-волевой компоненты. Компетентность – это ситуативная категория, поскольку выражается в готовности к осуществлению какой-либо деятельности в конкретных профессиональных ситуациях [8].
А.В. Хуторской [12] определяет компетенцию как «совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним». Под компетентностью автор понимает «владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности». А.М. Ароновым [2, с. 89] профессиональная компетентность определяется как «готовность специалиста включиться в определенную деятельность», И.А. Зимней [8] профессиональная компетентность трактуется «как основывающийся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека».
Ряд исследователей (А.А. Вербицкий, В.В. Сериков, В. Шершнева и др.) считают невозможной передачу компепетентности обучаемому, так как компетентность не существует заранее в готовом виде. Каждый субъект должен создавать ее для себя сам. Компетентность необходимо создавать как продукт индивидуального творчества и саморазвития [2, с. 29].
Отличие компетентного специалиста от квалифицированного в том, что первый обладает не только знаниями, умения, навыками определенного уровня, но и способностью и готовностью реализовать их в работе. Компетентность предполагает наличие у индивида внутренней мотивации к качественному осуществлению своей профессиональной деятельности, а также профессиональных ценностей и отношение к своей профессии как к ценности. Компетентный специалист должен быть способен выходить за рамки предмета своей профессии, а также должен обладать творческим потенциалом для саморазвития [10, 11].
Многие исследователи определение компетенции наиболее полно связывают с деятельностным результатом обучения, направленным на развитие способности соединять базовые элементы (знания, умения и навыки) в единое целое для достижения высокого уровня исполнения действия в зависимости от цели, контекста, ситуации, функции.
Были выявлены два основных направления совершенствования образовательного процесса в современном вузе, обусловивших два подхода к его организации. Информационный подход совмещает в себе тенденции информатизации, массовости, фундаментальности, непрерывности образования. Его реализация в образовательном процессе подводит к активному использованию элементов дистанционного образования в практике высшей школы, к пересмотру содержания и технологий обучения. Целью данного подхода является формирование способности студентов к эффективному использованию существующего и постоянно пополняющегося огромного массива информационных ресурсов. Персонифицированный подход ориентирован на личностное знание, уникальное, присущее определенному человеку и потому особо ценное. Этот подход совмещает в себе тенденции гуманизации образования, ориентации на развитие личности и качество жизни. Важным моментом в реализации подхода является создание условий для процессов преобразования: информация – знание – информация. Этому способствует применение активных педагогических технологий в рамках контекстного обучения, создающее возможность моделирования коммуникации и деятельности в профессиональной среде, в которой общение является одним из важнейших средств обучения [9].
Ряд авторов в своих исследованиях связывают проблемы качества образования с необходимым уровнем профессиональной компетентности, которой овладевает студент в процессе обучения. «Компетентность – это готовность и способность молодых людей, окончивших вуз, нести личную ответственность за собственное благополучие и благополучие общества» [3, 5].
Профессиональная компетентность формируется как совокупность тех или иных компетенций информационного, коммуникативного, процессуального характера. Считаем, что компетентность предполагает наличие у индивида внутренней мотивации к качественному осуществлению своей профессиональной деятельности, а также профессиональных ценностей и отношение к своей профессии как к ценности. Компетентный специалист должен быть способен выходить за рамки предмета своей профессии, а также должен обладать творческим потенциалом для саморазвития, только в этом случае он может быть конкурентоспособным на рынке труда [1].
Выделяют несколько групп компетенций:
– общекультурные компетенции: включают совокупность знаний, навыков, элементов культурного опыта, позволяют студенту свободно владеть инструментарием изучаемых наук, различных видов технологий, других сфер человеческой деятельности, получивших отражение в учебных предметах и образовательных областях; предполагают свободное владение понятиями, законами, принципами, методами, теориями текстовых, художественных и иных произведений, считающихся фундаментальными достижениями человечества, что позволяет студенту ориентироваться в социальном и культурном окружении, оперировать его элементами;
– общепрофессиональные компетенции, которые имеют системный и междисциплинарный характер, обусловленный общим профилем направлений подготовки студентов, формируются в процессе освоения профессиональных дисциплин;
– профильно-специализированные компетенции связаны со способностью студента привлекать для решения профессиональных задач знания, умения, навыки, формируемые в рамках конкретной предметной области; формируются в процессе освоения специальных дисциплин и дисциплин специализации и включают совокупность знаний, умений и навыков основных современных теоретических и методологических подходов по выбранному профилю [6].
Для формирования профессиональных компетенций необходимо совершенствование образовательного процесса в направлении изменения содержании образования, применения активных технологий и форм обучении, активизации самостоятельной работы студентов, активному использованию элементов дистанционного образования в практике высшей [7, 15].
Проектирование, проектная деятельность являются на сегодняшний день одними из наиболее прогрессивных видов продуктивной деятельности, способных сформировать творческого, технологически грамотного и культурного человека, способного конкурировать на рынке труда.
Применительно к учебной деятельности студентов проектирование или проектную деятельность мы определяем как особый, специфический вид продуктивной деятельности, связанный с прогнозированием, планированием и моделированием, направленный на создание каких-либо учебных проектов, а также используемый для решения различных учебных задач и проблем на теоретическом и эмпирическом уровнях. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме использования проектного подхода в обучении показал, что в основном проектирование как вид особой деятельности применяется в учебном процессе через метод проектов, а также в виде отдельных элементов, используемых студентами при выполнении учебной деятельности [13].
Результатом проектной деятельности является проект как образ объекта изменений. Проект характеризуется рядом авторов по-разному. Например, В.П. Беспалько характеризует проект как «результат предварительного анализа и синтеза учебной деятельности»; К.Я. Вазина – как «идеальный образ предстоящей деятельности, цель и программу действий»; Ж.Т. Тощенко – как «духовное образование и реальное средство преобразования действительности» [9].
В профессиональном обучении организация проектной деятельности возможна при выполнении студентами исследовательских работ на младших курсах, курсовых работ и проектов на старших курсах обучения, а также при выполнении выпускных квалификационных работ [13].
Целью исследовательских работ и курсового проектирования является получение новых знаний, изучение известных объёктов, систематизация и закрепление теоретических знаний, ознакомление с существующими технологиями производства, развитие расчетно-графических навыков и умение выполнять чертежи [13].
Темы исследовательских работ, курсовых проектов могут быть выбраны студентами самостоятельно, если они глубоко изучили проблему исследования или технологию производства. Тематика курсовых проектов должна соответствовать следующим критериям: быть актуальной; отражать реальные задачи и современные тенденции совершенствования и развития производства в исследуемой области; содержать элементы научных исследований и анализа.
Учебный проект с точки зрения обучающегося – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей [16, 17].
Выполнение проектов – процесс творческий, самообразование в значительной степени приближает студентов к творчеству, т.е. проектная деятельность стимулирует процесс самообразования, которое стимулирует творчество и способствует формированию профессиональных компетенций [14].
Таким образом, современное общество, основанное на инновациях, требует от учреждений профессионального образования подготовки компетентных специалистов, способных к общению и сотрудничеству, владеющих умением получать и технологично обрабатывать информацию, принимать решения и действовать оперативно в нестандартных ситуациях. Поэтому проблема формирования профессиональных компетенций в образовательном процессе является актуальной в условиях реформирования образования и её решение возможно путём совершенствовании образовательного процесса в направлении активизации деятельности студентов на учебных занятиях и во внеучебное время, что способствует становлению студента как субъекта образовательного процесса, и это полностью соответствует идеологии компетентностного подхода.