Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

MODERN TECHNOLOGICAL REVOLUTION: METHODOLOGICAL AND DIDACTICAL ASPECTS

Veryaskina A.N. 1
1 FGBOU VO «Nizhny Novgorod Institute of Management» (Branch) of The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
This article discusses qualitative transformations of the system «Science–Technology– Industry» as the content of the modern technological revolution connected on the basis of a single entity. Tendencies towards to modernization exiting in education at present-day conjuncture of technological revolution are under consideration. Improvement of quality of students’ independent work and use of information and communication technologies are considered as interrelated conditions for successful solution of this problem. However, the problem of organization of students’ independent work in the study of humanities with the use of information and communication technologies (and especially technology Web 2.0) is not fully studied. The article deals with theoretical and practical aspects of independent work on philosophy course with the use of information and communication technologies. The major steps, core principles, forms of work contributing to the formation of the students’ productive level of independence are highlighted herein.
modern technological revolution
educational process
Independent work
Internet-technologies in education

Современный технологический переворот, возникший как социальное явление в середине прошлого века, выходит сегодня на новый этап. В отечественной научной и философской литературе ХХ в. активно использовался термин «научно-техническая революция» (НТР). Согласно разделяемой точке зрения данные понятия могут использоваться и сегодня в качестве синонимов. Использование термина «современный технологический переворот» связано с расширенным истолкованием термина «технология», демонстрирующим тенденцию к распространению на все стороны социальной жизни.

Сложность феномена НТР обусловила проблемы в разграничении понятий: «содержание современного технологического переворота», «направления современного технологического переворота», «сущность современного технологического переворота». В социальной философии не в полной мере разработан вопрос о комплексе взаимосвязанных требований, предъявляемых НТР к обществу, в частности к сфере образования, обеспечивающей доступность научных знаний и информации – главного стратегического ресурса постиндустриальной эпохи. Подготовка специалистов, способных самостоятельно приобретать новые знания и умения, адаптироваться к динамично меняющемуся миру, принимать решения и действовать, опираясь на свою профессиональную компетентность, становится приоритетной задачей современной дидактики высшей школы.

К взаимосвязанным условиям успешного решения этой задачи можно отнести повышение качества самостоятельной работы студентов (СРС) и использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), адекватных современному этапу научно-технического развития. Однако целый ряд аспектов проблемы организации самостоятельной деятельности студентов в процессе изучения гуманитарных дисциплин с использованием ИКТ (особенно технологий Web 2.0) изучен далеко не полностью. Представляется актуальным исследование возможностей ИКТ в изучении курса философии, позволяющего представить в единстве и взаимосвязи теоретические и практические аспекты указанной проблемы. Само содержание курса предполагает изучение феноменов науки, техники, технологии с философской точки зрения, выявление их позитивных и негативных влияний на бытие человека и общества. В то же время можно предположить, что преимущества технологий Web 2.0 способствуют формированию устойчивой мотивации обучения у бакалавров (в том числе негуманитарных направлений подготовки). Активные поиски информации, значимой лично для студента, получение комментариев от других людей, возможность принять участие в дискуссии отвечают дидактическим принципам преподавания философии с практической точки зрения.

В зарубежных и отечественных исследованиях сущности и отдельных проявлений НТР поочередно сменялись атрибутивный, коммутативный, парадигмальный, методологический, системный подходы. Они раскрываются в работах Г.Н. Волкова, Н.И. Дряхлова, Б.М. Кедрова, В.А. Кутырева, Н.В. Маркова, Н.Н. Моисеева, Дж. Мосса, В.С. Степина, Б.П. Шулындина. Анализ основных точек зрения, сформировавшихся в социальной философии, философии науки, философии техники и технологии, представлен в наших научных публикациях [см.: 2; 3].

Сущность современного технологического переворота должна быть определена исходя из фундаментального изменения бытия человека в целом. В совокупности взаимосвязанных качественных преобразований системы «наука – техника – производство» проявляется выход человечества, его практики за рамки соразмерной человеку части мира [9, c. 15].

Четыре качественных преобразования, развертывающихся в системе «наука – техника – производство», составляют содержание НТР.

Первое изменение заключается в выходе научного знания за пределы той части объективно существующей действительности, в которой сформировался и существует человеческий организм и которая доступна для чувственного познания человека. В ходе четвертой глобальной научной революции формируется постнеклассическая наука, осваивающая исторически развивающиеся системы, в которые человек включен в качестве компонента [см.: 6]. Деятельность в системе «человек – машина», освоение медико-биологических объектов, объектов глобальной экологии, генетической инженерии демонстрирует движение науки за пределы собственно «человеческого мира».

Данная тенденция прослеживается и в появлении качественно новой техники, выполняющей функции универсального логического мышления. Она находит выражение в разрастании информационной сферы, переходе к цифровым методам хранения и обработки информации, повышении требований к ее качеству и безопасности, создании интеллектуальных систем и информполисов [5, c. 11]. Таково второе качественное изменение, относящееся к содержанию НТР.

Третье качественное изменение затрагивает подсистему «наука – техника» и связано с т.н. «буровой» функцией науки (Б.М. Кедров). Научные знания не просто используются, а прокладывают путь к развитию и техники, и производства. Опережение наукой техники отмечается во всех ключевых направлениях технологического переворота: информационных технологиях, нанотехнологиях, биотехнологиях, технологиях создания новых материалов.

Ещё одно преобразование, в котором проявляется сущность НТР, открывает перед человеком возможность выхода из непосредственного технологического процесса и выполнения наиболее значимых функций в производстве: целеполагания, общего управления, разработки новых стратегий действий в ситуации альтернативных решений и меняющегося социокультурного фона.

Соответственно, комплекс требований технологического переворота к обществу связан с практической реализацией стремления индивида за рамки, ограничивающие познание и деятельность (социальный запрос на творческую личность, доступность знаний, образования и пр.). В то же время сложившаяся политическая, социальная, экологическая ситуация обуславливает необходимость достижения единства воли и действий многих людей на основе императивов XXI века.

Данное диалектическое противоречие находит отражение в модернизационных процессах, затрагивающих систему профессионального образования. Компетентность личности связывается, с одной стороны, с формированием творческого стиля деятельности; с другой стороны, с готовностью к кооперации, сотрудничеству, диалогу. Взаимосвязанными дидактическими условиям реализации целей профессионального образования становятся:

1) повышение качества самостоятельной работы студентов;

2) использование технологий обучения, соответствующих переживаемому этапу научно-технического развития.

Понимание важности самостоятельной работы обучающихся проявилось ещё в трудах Платона и Аристотеля. С середины ХХ в. формируются теоретический, технологический и личностный подходы к данной проблеме, разрабатываемые в исследованиях Б.П. Есипова, Е.Я. Голанта, П.И. Пидкасистого, М.Н. Скаткина, В.П. Беспалько, М.В. Кларина, Г.К. Селевко и других.

Следует отметить, что в настоящее время отсутствует единое понимание сущности, содержания, принципов организации СРС, соотношения данного понятия с другими дидактическими категориями («самостоятельность», «самостоятельная деятельность»). Наиболее рациональным представляется определение самостоятельной работы как формы организации учебной самостоятельной деятельности, компонентами которой выступают: возникновение мотива, формулировка цели, постановка и решение познавательной задачи, контроль за ходом ее осуществления и результатом [8, с. 19].

Самостоятельная деятельность направлена на развитие самостоятельности, рассматриваемой, с одной стороны, как характеристика деятельности индивида в конкретной учебной ситуации, а с другой стороны, как черта личности. К внешним признакам самостоятельности могут быть отнесены: планирование деятельности, ее осуществление без непосредственного участия преподавателя, самоконтроль и коррекция. Внутреннюю сторону учебной самостоятельности образуют потребностно-мотивационная сфера, умственные и волевые усилия человека, направляемые на решение задачи без посторонней помощи [7, с. 126]. В дидактической литературе принято выделять репродуктивный и продуктивный уровни самостоятельности.

Результаты самостоятельной работы бакалавров всех направлений подготовки включают владение основными средствами управления информацией и способность работать в глобальных компьютерных сетях. В дидактической литературе последних лет дискутируются принципы Образования 2.0, названного так по аналогии с технологиями Web 2.0, предоставляющими возможности совместного размещения в Сети информации в различных формах, создания новых коллективных документов [4].

Следует отметить, что возможности применения технологий Web 2.0 в процессе организации самостоятельной работы студентов по изучению гуманитарных предметов, особенно курса философии, исследованы явно недостаточно.

Изучение данных возможностей стало целью экспериментальной работы, проведенной в период с 2012 по 2015 гг. в НИУ – филиале РАНХиГС в три этапа [1; 2].

1. Диагностико-аналитический этап включал изучение уровня сформированности мотивов учебной деятельности студентов методами наблюдения, беседы, анкетирования. Исследование продемонстрировало понимание роли курса философии для развития общей культуры. Это обстоятельство отметили 73,8 % студентов. Однако личный интерес к философско-мировоззренческим проблемам у пятидесяти процентов опрошенных находился на среднем уровне.

2. Этап формирующего эксперимента включал выбор студентами дифференцированных заданий репродуктивного и продуктивного характера, предполагающих использование информационных и коммуникационных технологий.

К репродуктивному уровню могут быть отнесены задания, связанные с применением электронных учебных пособий и справочников и работой в системе «Интернет-тренажеры в сфере образования» (www.i-exam.ru), осуществляемой в режиме «Обучение» и «Самоконтроль». Формирование репродуктивного уровня самостоятельности студентов обеспечивалось также доступом к системе дистанционного обучения (СДО) «Прометей» (http://sdo.niu.ranepa.ru). Комбинированная дистанционная образовательная технология (ДОТ), включающая элементы кейсовых и Интернет-технологий, в настоящее время доступна для студентов и заочной, и очной формы обучения. В любое время обучающийся имеет возможность обратиться к материалам по изучаемым курсам. Подсистема тестирования осуществляет проверку знаний студентов в режиме самопроверки, тренинга или экзамена. Подсистема обмена файлами позволяет получать задания от тьюторов, отправлять на проверку результаты их выполнения, обмениваться промежуточными результатами с тьютором и другими студентами.

Наибольший интерес для нас представляет продуктивная самостоятельная деятельность. В основном она была представлена созданием личных паблик-страничек, групп в социальной сети для самостоятельного выбора, размещения и обсуждения философских вопросов. В указанный период данный вид работы выбрали 28,4 % от общего числа студентов. Предпочли искать и размещать информацию индивидуально только 6,7 %, остальные объединились в группы «ВКонтакте». В большинстве своем такие группы были открытыми (79 %), материалы могли использоваться всеми студентами при выполнении письменных работ, проведении семинаров и деловых игр. Помимо групп в социальной сети ещё 10,5 % студентов работали над созданием Веб-сайтов по выбранным ими разделам курса.

Какие же темы прежде всего интересуют будущих бакалавров? На первом месте оказался блок вопросов о человеке («Проблема природы и сущности человека», «Проблема смысла жизни», «Проблема смерти и бессмертия человека», «Духовные ценности современного человека», «Личность и общество», «Будущее человека», «Проблема добра и зла» и др.). Вызывает интерес и желание участвовать в дискуссиях тема России, её цивилизационных и культурных особенностей; прошлого, настоящего и будущего; специфики отечественной философии. Наконец, ещё одна активно обсуждаемая тема – это тема современной молодёжи («Черты современной молодёжи», «Духовные ценности современной молодёжи», «Возможна ли «молодёжная философия» и что это такое?», «Проблема свободы», «Религия и молодёжь»).

Обсуждение перечисленных блоков проблем выводило студентов на дискуссии о сущности науки, техники, технологии; их роли в жизни современного общества и отдельного человека; возникающих социальных рисках и путях их предотвращения («Специфика современного научного познания», «Естественное и искусственное в человеке», «Трансгуманизм и постчеловечество», «Проблема прогнозирования будущего социального развития», «Цена прогресса», «Возможно ли постиндустриальное общество в России?»). В большей степени эти проблемы заинтересовали студентов, работавших над построением сайтов.

3. На третьем этапе (рефлексивно-оценочном) была осуществлена самооценка и оценка проведенной работы преподавателем. Студенты, осуществлявшие СРС на продуктивном уровне, особо подчеркивают возможность размещать интересующую лично их информацию, свободно обсуждать проблемы с другими студентами. Бакалавров, выбравших построение сайта, привлекло создание медийных материалов, ссылок, словарей и пр.

Включение студентов в продуктивные виды деятельности с использованием ИКТ может рассматриваться как фактор формирования устойчивой мотивации обучения. Студенты, выбравшие задания продуктивного характера, оценили практическую пользу от использования технологий Web 2.0 при изучении философии и свой интерес к материалам курса в 8–9 баллов (по десятибалльной шкале). Работавшие только на репродуктивном уровне оценили в 4–5 баллов (по десятибалльной шкале) и свой интерес к предмету, и пользу от использования ИКТ при его изучении.

Есть основания утверждать, что применение технологий Web 2.0 способствует реализации целого ряда дидактических принципов: персонализации, диалогизации, интеграции и дифференциации обучения, так как стимулирование построения индивидуальных траекторий развития, создание рефлексивной образовательной среды могут быть основой и для формирования субъектной позиции, и для сотрудничества участников процесса обучения.

Несмотря на видимые преимущества Интернет-технологий, студенты сталкиваются с рядом трудностей в процессе самостоятельного поиска информации, определения достоверности источников, отбора содержания материала для публикации, выделения главного. Не последнюю роль здесь играет сложность самого философского материала и огромный объем информации в Сети, зачастую анонимной, искаженной, образованной путем механического перенесения авторских текстов или их частей в другие документы, коллажирования и пр. Кроме того, работа на продуктивном уровне требует от студента существенных временных затрат.

Эффективность самостоятельной работы студентов повышается при условии ее дифференциации, сочетания различных видов учебных заданий репродуктивного и продуктивного уровня, предполагающих использование Интернет-технологий (в частности, Web 2.0). При этом следует учитывать, что абсолютная самостоятельность студента – малореальное явление. Объективной необходимостью остается ведущая роль преподавателя и «живое» общение всех участников образовательного процесса, коммуникативный обмен содержанием (репродуктивным и продуктивным), стремление к совместному результату. Соблюдение данных условий способствует формированию профессиональной компетентности бакалавров всех направлений подготовки в соответствии с ведущими тенденциями современного этапа научно-технического прогресса.