Современный технологический переворот, возникший как социальное явление в середине прошлого века, выходит сегодня на новый этап. В отечественной научной и философской литературе ХХ в. активно использовался термин «научно-техническая революция» (НТР). Согласно разделяемой точке зрения данные понятия могут использоваться и сегодня в качестве синонимов. Использование термина «современный технологический переворот» связано с расширенным истолкованием термина «технология», демонстрирующим тенденцию к распространению на все стороны социальной жизни.
Сложность феномена НТР обусловила проблемы в разграничении понятий: «содержание современного технологического переворота», «направления современного технологического переворота», «сущность современного технологического переворота». В социальной философии не в полной мере разработан вопрос о комплексе взаимосвязанных требований, предъявляемых НТР к обществу, в частности к сфере образования, обеспечивающей доступность научных знаний и информации – главного стратегического ресурса постиндустриальной эпохи. Подготовка специалистов, способных самостоятельно приобретать новые знания и умения, адаптироваться к динамично меняющемуся миру, принимать решения и действовать, опираясь на свою профессиональную компетентность, становится приоритетной задачей современной дидактики высшей школы.
К взаимосвязанным условиям успешного решения этой задачи можно отнести повышение качества самостоятельной работы студентов (СРС) и использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), адекватных современному этапу научно-технического развития. Однако целый ряд аспектов проблемы организации самостоятельной деятельности студентов в процессе изучения гуманитарных дисциплин с использованием ИКТ (особенно технологий Web 2.0) изучен далеко не полностью. Представляется актуальным исследование возможностей ИКТ в изучении курса философии, позволяющего представить в единстве и взаимосвязи теоретические и практические аспекты указанной проблемы. Само содержание курса предполагает изучение феноменов науки, техники, технологии с философской точки зрения, выявление их позитивных и негативных влияний на бытие человека и общества. В то же время можно предположить, что преимущества технологий Web 2.0 способствуют формированию устойчивой мотивации обучения у бакалавров (в том числе негуманитарных направлений подготовки). Активные поиски информации, значимой лично для студента, получение комментариев от других людей, возможность принять участие в дискуссии отвечают дидактическим принципам преподавания философии с практической точки зрения.
В зарубежных и отечественных исследованиях сущности и отдельных проявлений НТР поочередно сменялись атрибутивный, коммутативный, парадигмальный, методологический, системный подходы. Они раскрываются в работах Г.Н. Волкова, Н.И. Дряхлова, Б.М. Кедрова, В.А. Кутырева, Н.В. Маркова, Н.Н. Моисеева, Дж. Мосса, В.С. Степина, Б.П. Шулындина. Анализ основных точек зрения, сформировавшихся в социальной философии, философии науки, философии техники и технологии, представлен в наших научных публикациях [см.: 2; 3].
Сущность современного технологического переворота должна быть определена исходя из фундаментального изменения бытия человека в целом. В совокупности взаимосвязанных качественных преобразований системы «наука – техника – производство» проявляется выход человечества, его практики за рамки соразмерной человеку части мира [9, c. 15].
Четыре качественных преобразования, развертывающихся в системе «наука – техника – производство», составляют содержание НТР.
Первое изменение заключается в выходе научного знания за пределы той части объективно существующей действительности, в которой сформировался и существует человеческий организм и которая доступна для чувственного познания человека. В ходе четвертой глобальной научной революции формируется постнеклассическая наука, осваивающая исторически развивающиеся системы, в которые человек включен в качестве компонента [см.: 6]. Деятельность в системе «человек – машина», освоение медико-биологических объектов, объектов глобальной экологии, генетической инженерии демонстрирует движение науки за пределы собственно «человеческого мира».
Данная тенденция прослеживается и в появлении качественно новой техники, выполняющей функции универсального логического мышления. Она находит выражение в разрастании информационной сферы, переходе к цифровым методам хранения и обработки информации, повышении требований к ее качеству и безопасности, создании интеллектуальных систем и информполисов [5, c. 11]. Таково второе качественное изменение, относящееся к содержанию НТР.
Третье качественное изменение затрагивает подсистему «наука – техника» и связано с т.н. «буровой» функцией науки (Б.М. Кедров). Научные знания не просто используются, а прокладывают путь к развитию и техники, и производства. Опережение наукой техники отмечается во всех ключевых направлениях технологического переворота: информационных технологиях, нанотехнологиях, биотехнологиях, технологиях создания новых материалов.
Ещё одно преобразование, в котором проявляется сущность НТР, открывает перед человеком возможность выхода из непосредственного технологического процесса и выполнения наиболее значимых функций в производстве: целеполагания, общего управления, разработки новых стратегий действий в ситуации альтернативных решений и меняющегося социокультурного фона.
Соответственно, комплекс требований технологического переворота к обществу связан с практической реализацией стремления индивида за рамки, ограничивающие познание и деятельность (социальный запрос на творческую личность, доступность знаний, образования и пр.). В то же время сложившаяся политическая, социальная, экологическая ситуация обуславливает необходимость достижения единства воли и действий многих людей на основе императивов XXI века.
Данное диалектическое противоречие находит отражение в модернизационных процессах, затрагивающих систему профессионального образования. Компетентность личности связывается, с одной стороны, с формированием творческого стиля деятельности; с другой стороны, с готовностью к кооперации, сотрудничеству, диалогу. Взаимосвязанными дидактическими условиям реализации целей профессионального образования становятся:
1) повышение качества самостоятельной работы студентов;
2) использование технологий обучения, соответствующих переживаемому этапу научно-технического развития.
Понимание важности самостоятельной работы обучающихся проявилось ещё в трудах Платона и Аристотеля. С середины ХХ в. формируются теоретический, технологический и личностный подходы к данной проблеме, разрабатываемые в исследованиях Б.П. Есипова, Е.Я. Голанта, П.И. Пидкасистого, М.Н. Скаткина, В.П. Беспалько, М.В. Кларина, Г.К. Селевко и других.
Следует отметить, что в настоящее время отсутствует единое понимание сущности, содержания, принципов организации СРС, соотношения данного понятия с другими дидактическими категориями («самостоятельность», «самостоятельная деятельность»). Наиболее рациональным представляется определение самостоятельной работы как формы организации учебной самостоятельной деятельности, компонентами которой выступают: возникновение мотива, формулировка цели, постановка и решение познавательной задачи, контроль за ходом ее осуществления и результатом [8, с. 19].
Самостоятельная деятельность направлена на развитие самостоятельности, рассматриваемой, с одной стороны, как характеристика деятельности индивида в конкретной учебной ситуации, а с другой стороны, как черта личности. К внешним признакам самостоятельности могут быть отнесены: планирование деятельности, ее осуществление без непосредственного участия преподавателя, самоконтроль и коррекция. Внутреннюю сторону учебной самостоятельности образуют потребностно-мотивационная сфера, умственные и волевые усилия человека, направляемые на решение задачи без посторонней помощи [7, с. 126]. В дидактической литературе принято выделять репродуктивный и продуктивный уровни самостоятельности.
Результаты самостоятельной работы бакалавров всех направлений подготовки включают владение основными средствами управления информацией и способность работать в глобальных компьютерных сетях. В дидактической литературе последних лет дискутируются принципы Образования 2.0, названного так по аналогии с технологиями Web 2.0, предоставляющими возможности совместного размещения в Сети информации в различных формах, создания новых коллективных документов [4].
Следует отметить, что возможности применения технологий Web 2.0 в процессе организации самостоятельной работы студентов по изучению гуманитарных предметов, особенно курса философии, исследованы явно недостаточно.
Изучение данных возможностей стало целью экспериментальной работы, проведенной в период с 2012 по 2015 гг. в НИУ – филиале РАНХиГС в три этапа [1; 2].
1. Диагностико-аналитический этап включал изучение уровня сформированности мотивов учебной деятельности студентов методами наблюдения, беседы, анкетирования. Исследование продемонстрировало понимание роли курса философии для развития общей культуры. Это обстоятельство отметили 73,8 % студентов. Однако личный интерес к философско-мировоззренческим проблемам у пятидесяти процентов опрошенных находился на среднем уровне.
2. Этап формирующего эксперимента включал выбор студентами дифференцированных заданий репродуктивного и продуктивного характера, предполагающих использование информационных и коммуникационных технологий.
К репродуктивному уровню могут быть отнесены задания, связанные с применением электронных учебных пособий и справочников и работой в системе «Интернет-тренажеры в сфере образования» (www.i-exam.ru), осуществляемой в режиме «Обучение» и «Самоконтроль». Формирование репродуктивного уровня самостоятельности студентов обеспечивалось также доступом к системе дистанционного обучения (СДО) «Прометей» (http://sdo.niu.ranepa.ru). Комбинированная дистанционная образовательная технология (ДОТ), включающая элементы кейсовых и Интернет-технологий, в настоящее время доступна для студентов и заочной, и очной формы обучения. В любое время обучающийся имеет возможность обратиться к материалам по изучаемым курсам. Подсистема тестирования осуществляет проверку знаний студентов в режиме самопроверки, тренинга или экзамена. Подсистема обмена файлами позволяет получать задания от тьюторов, отправлять на проверку результаты их выполнения, обмениваться промежуточными результатами с тьютором и другими студентами.
Наибольший интерес для нас представляет продуктивная самостоятельная деятельность. В основном она была представлена созданием личных паблик-страничек, групп в социальной сети для самостоятельного выбора, размещения и обсуждения философских вопросов. В указанный период данный вид работы выбрали 28,4 % от общего числа студентов. Предпочли искать и размещать информацию индивидуально только 6,7 %, остальные объединились в группы «ВКонтакте». В большинстве своем такие группы были открытыми (79 %), материалы могли использоваться всеми студентами при выполнении письменных работ, проведении семинаров и деловых игр. Помимо групп в социальной сети ещё 10,5 % студентов работали над созданием Веб-сайтов по выбранным ими разделам курса.
Какие же темы прежде всего интересуют будущих бакалавров? На первом месте оказался блок вопросов о человеке («Проблема природы и сущности человека», «Проблема смысла жизни», «Проблема смерти и бессмертия человека», «Духовные ценности современного человека», «Личность и общество», «Будущее человека», «Проблема добра и зла» и др.). Вызывает интерес и желание участвовать в дискуссиях тема России, её цивилизационных и культурных особенностей; прошлого, настоящего и будущего; специфики отечественной философии. Наконец, ещё одна активно обсуждаемая тема – это тема современной молодёжи («Черты современной молодёжи», «Духовные ценности современной молодёжи», «Возможна ли «молодёжная философия» и что это такое?», «Проблема свободы», «Религия и молодёжь»).
Обсуждение перечисленных блоков проблем выводило студентов на дискуссии о сущности науки, техники, технологии; их роли в жизни современного общества и отдельного человека; возникающих социальных рисках и путях их предотвращения («Специфика современного научного познания», «Естественное и искусственное в человеке», «Трансгуманизм и постчеловечество», «Проблема прогнозирования будущего социального развития», «Цена прогресса», «Возможно ли постиндустриальное общество в России?»). В большей степени эти проблемы заинтересовали студентов, работавших над построением сайтов.
3. На третьем этапе (рефлексивно-оценочном) была осуществлена самооценка и оценка проведенной работы преподавателем. Студенты, осуществлявшие СРС на продуктивном уровне, особо подчеркивают возможность размещать интересующую лично их информацию, свободно обсуждать проблемы с другими студентами. Бакалавров, выбравших построение сайта, привлекло создание медийных материалов, ссылок, словарей и пр.
Включение студентов в продуктивные виды деятельности с использованием ИКТ может рассматриваться как фактор формирования устойчивой мотивации обучения. Студенты, выбравшие задания продуктивного характера, оценили практическую пользу от использования технологий Web 2.0 при изучении философии и свой интерес к материалам курса в 8–9 баллов (по десятибалльной шкале). Работавшие только на репродуктивном уровне оценили в 4–5 баллов (по десятибалльной шкале) и свой интерес к предмету, и пользу от использования ИКТ при его изучении.
Есть основания утверждать, что применение технологий Web 2.0 способствует реализации целого ряда дидактических принципов: персонализации, диалогизации, интеграции и дифференциации обучения, так как стимулирование построения индивидуальных траекторий развития, создание рефлексивной образовательной среды могут быть основой и для формирования субъектной позиции, и для сотрудничества участников процесса обучения.
Несмотря на видимые преимущества Интернет-технологий, студенты сталкиваются с рядом трудностей в процессе самостоятельного поиска информации, определения достоверности источников, отбора содержания материала для публикации, выделения главного. Не последнюю роль здесь играет сложность самого философского материала и огромный объем информации в Сети, зачастую анонимной, искаженной, образованной путем механического перенесения авторских текстов или их частей в другие документы, коллажирования и пр. Кроме того, работа на продуктивном уровне требует от студента существенных временных затрат.
Эффективность самостоятельной работы студентов повышается при условии ее дифференциации, сочетания различных видов учебных заданий репродуктивного и продуктивного уровня, предполагающих использование Интернет-технологий (в частности, Web 2.0). При этом следует учитывать, что абсолютная самостоятельность студента – малореальное явление. Объективной необходимостью остается ведущая роль преподавателя и «живое» общение всех участников образовательного процесса, коммуникативный обмен содержанием (репродуктивным и продуктивным), стремление к совместному результату. Соблюдение данных условий способствует формированию профессиональной компетентности бакалавров всех направлений подготовки в соответствии с ведущими тенденциями современного этапа научно-технического прогресса.