Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

INFORMATSIONNYE SYSTEM IN THE STRUCTURE OF THE THE GOVERNMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION

Ilyukhina N.A. 1 Khmyzova E.A. 1
1 Russian Academy of National Economy and Public Administration
This article examines the issue of the use of information technologies in your country of activity-governmental bodies of the Russian Federation. Information systems in public administration in exceeds the quality of public services and thus transform public power into an open channel of communication with civil society authorities. In connection with what is most important is to study the direction of e-government in the exercise of powers of legal regulation. In this context, an important component of the co-viewed information activities to ensure the timely and full publication in the Internet developed and adopted legal acts in electronic form. The attention is focused on the creation of a unified system of regulations and standards, re-regulates the action of information systems in the structure of state power.
information system
e-government
information and communications technology
public administration
information resources

В государственном управлении информационные технологии представляют собой новые возможности использования сети Интернет и в будущем могут быть популяризованы в массовом сознании, а значит, будет достигнута идея информационного общества в России. Программа «Электронное правительство» повышает эффективность работы государственного аппарата, совершенствует государственное управление и приводит к повышению производительности труда государственных структур в целом. Одним из элементов информационного общества является электронное правительство. Использование новейших информационно-телекоммуникационных технологий в государственном управлении позволит улучшить качество услуг гражданам и бизнесу со стороны государственных служб.

Автоматизированные государственные структуры предоставят свободный доступ граждан ко всей необходимой государственной информации, обеспечат регистрацию транспортных средств и патентов, сбор налогов, комфортную запись на прием к врачу и многие другие государственные услуги. Применение информационных систем в деятельности органов государственной власти сможет привести к их открытости и прозрачности. Электронное правительство включает:

– онлайн сервисы для граждан и бизнеса на едином портале;

– электронный документооборот в правительственных и парламентских структурах;

– общую для разных правительственных структур базу данных для предотвращения дублирования информации и повторных затрат;

– частно-закрытую специализированную информационную сеть (интернет) для внутриправительственных транзакций;

– разветвленную информационно-телекоммуникационную инфраструктуру;

– системы криптографии и прочие способы защиты информации, в том числе и персональных данных;

– цифровую подпись, электронный ключ, смарт-карты и другие средства санкционированного доступа к информации и операций с ней.

Электронное правительство тесно связано с такими компонентами информационного общества, как электронная коммерция, электронный бизнес, электронный банкинг, универсальный доступ, пожизненное образование, компьютеризация, компьютерная грамотность.

В настоящее время в России осуществляют контрольные и нормативно-методические функции всех государственно-информационных ресурсов следующие структуры [3]:

1. Министерство Российской Федерации по связи и информатизации. Обеспечивает контроль над созданием информационных ресурсов в органах и организациях, их регистрацией, доступностью и порядком использования, а также контроль систем навигации и общую координацию работ по формированию и ведению государственных информационных ресурсов.

2. Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ и Государственная техническая комиссия при Президенте РФ. Реализуют контроль над защитой государственных информационных ресурсов от незаконного использования и разрушения.

3. Министерство имущественных отношений РФ. Осуществляет учет государственных информационных ресурсов как имущества, порядка их закрепления в оперативном управлении и хозяйственном ведении.

4. Российское агентство по патентам и товарным знакам. Производят учет информационных ресурсов как интеллектуальной собственности.

Идея внедрения информационных систем в государственное управление начала свое воплощение с принятия концепции формирования электронного правительства до 2010 года Распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 632-р. Данная концепция основывалась на Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2004 года № 1244-р, а также на Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006–2010 годах, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 года № 1789-р.

Нормативно-правовой базой, регламентирующей внедрение информационных систем, являются правовые акты, издаваемые Президентом РФ, Федеральным Собранием РФ, Правительством РФ, министерствами РФ, некоторые из них представлены на рис. 1.

Эффективная реализация данных нормативно-правовых актов призвана улучшить положение России в международном рейтинге стран по уровню развития информационных технологий. Согласно данным Всемирного экономического форума по индексу сетевой готовности 2015 года, характеризующему уровень развития информационно-коммуникационных технологий в мире и его влияние на государственную конкурентоспособность, Россия занимает 41-е место из 143 [4]. Государственно-информационные ресурсы, имеющиеся на сегодняшний день, представлены в таблице.

На современном этапе в России имеется успешный опыт внедрения информационных технологий в государственном управлении. Но существует проблема выбора критерия оценки эффективности информационных систем, поддерживающих деятельность государственных органов в процессе управления и принятия управленческих решений.

Электронное правительство существует с целью активного использования всеми гражданами информационных технологий для повышения эффективности государственного управления. Электронное правительство представляет собой способ получения актуальной информации, а также оказания услуг государством [3]. Оно реализуется посредством четырех групп взаимодействия, которые представлены на рис. 2.

Причина невысоких показателей нашей страны заключается в разобщенности систем в плане стандартов на функциональность и на технологию. Выбор решений по автоматизации информационных систем субъективен, продиктован современными реалиями, бюджетными средствами, а также рядом иных факторов. В ряде случаев принимаются за разработку собственных стандартов на обмен и управление информацией, так как базовые стандарты в федеральных законах и программах отсутствуют (рис. 3).

В настоящее время невозможной становится успешная реализация стратегии информационного общества по автоматизации деятельности государственных органов, поскольку отсутствует единая система стандартов и регламентов, которая осуществляет регламентацию данной области [5]. Федеральные программы, направленные на совершенствование государственного управления через информационные технологии, обладают на данный момент следующими негативными особенностями: высокие затраты, длительный срок реализации, низкая эффективность использования бюджетных средств, высокие проектные риски, низкая степень масштабируемости и интеграции систем. Для совершенствования информационных систем с учетом единой функциональной модели государственного управления, необходимо применить критерии оценки эффективности информационных систем, используемые на рис. 3.

pic_38.tif

Рис. 1. Нормативно-правовые акты, регламентирующие внедрение информационных систем в Российской Федерации

Государственные информационные ресурсы

№ п/п

Государственные информационные ресурсы

Сайт

1

Информационные ресурсы библиотечной сети России. Создание общероссийской информационно-библиотечной компьютерной сети – «ЛИБНЕТ»

www. gpntb.ru

2

Ресурсы государственной системы экономической и научно-технической информации

www.rosinf.ru

3

Российские ресурсы правовой информации

www.garant.ru

www.kodeks.net

www.consultant.ru

4

Информационные ресурсы федеральных и региональных органов власти

www.lenobl.ru

5

Информационные ресурсы в сфере финансов и внешнеэкономической деятельности

www.minfin.ru

www.cbr.ru

www.gtk.ru

6

Информационные ресурсы отраслей материального производства

www.vpk.ru

7

Информационные ресурсы Государственной системы статистики

www.gks.ru

8

Информационные ресурсы социальной сферы

www.pharm.mos.ru

9

Информация о природных ресурсах, явлениях, процессах

www.gbdgi.ru

www.gisa.ru

www.fccland.ru

pic_39.wmf

Рис. 2. Группы взаимодействия электронного правительства

pic_40.wmf

Рис. 3. Критерии оценки эффективности информационных систем. *Единая федеральная архитектура электронного правительства

Можно сделать вывод, что информационные системы в административном управлении повышают качество оказания государственных услуг, а также способствуют укреплению открытости и прозрачности институтов государства. На данный момент имеется положительный опыт внедрения информационно-коммуникационных технологий в деятельности органов власти. Но в то же время государству необходимо акцентировать свое внимание на создание единой системы регламентов и стандартов, регулирующей действия информационных систем в структуре государственной власти.