В государственном управлении информационные технологии представляют собой новые возможности использования сети Интернет и в будущем могут быть популяризованы в массовом сознании, а значит, будет достигнута идея информационного общества в России. Программа «Электронное правительство» повышает эффективность работы государственного аппарата, совершенствует государственное управление и приводит к повышению производительности труда государственных структур в целом. Одним из элементов информационного общества является электронное правительство. Использование новейших информационно-телекоммуникационных технологий в государственном управлении позволит улучшить качество услуг гражданам и бизнесу со стороны государственных служб.
Автоматизированные государственные структуры предоставят свободный доступ граждан ко всей необходимой государственной информации, обеспечат регистрацию транспортных средств и патентов, сбор налогов, комфортную запись на прием к врачу и многие другие государственные услуги. Применение информационных систем в деятельности органов государственной власти сможет привести к их открытости и прозрачности. Электронное правительство включает:
– онлайн сервисы для граждан и бизнеса на едином портале;
– электронный документооборот в правительственных и парламентских структурах;
– общую для разных правительственных структур базу данных для предотвращения дублирования информации и повторных затрат;
– частно-закрытую специализированную информационную сеть (интернет) для внутриправительственных транзакций;
– разветвленную информационно-телекоммуникационную инфраструктуру;
– системы криптографии и прочие способы защиты информации, в том числе и персональных данных;
– цифровую подпись, электронный ключ, смарт-карты и другие средства санкционированного доступа к информации и операций с ней.
Электронное правительство тесно связано с такими компонентами информационного общества, как электронная коммерция, электронный бизнес, электронный банкинг, универсальный доступ, пожизненное образование, компьютеризация, компьютерная грамотность.
В настоящее время в России осуществляют контрольные и нормативно-методические функции всех государственно-информационных ресурсов следующие структуры [3]:
1. Министерство Российской Федерации по связи и информатизации. Обеспечивает контроль над созданием информационных ресурсов в органах и организациях, их регистрацией, доступностью и порядком использования, а также контроль систем навигации и общую координацию работ по формированию и ведению государственных информационных ресурсов.
2. Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ и Государственная техническая комиссия при Президенте РФ. Реализуют контроль над защитой государственных информационных ресурсов от незаконного использования и разрушения.
3. Министерство имущественных отношений РФ. Осуществляет учет государственных информационных ресурсов как имущества, порядка их закрепления в оперативном управлении и хозяйственном ведении.
4. Российское агентство по патентам и товарным знакам. Производят учет информационных ресурсов как интеллектуальной собственности.
Идея внедрения информационных систем в государственное управление начала свое воплощение с принятия концепции формирования электронного правительства до 2010 года Распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 632-р. Данная концепция основывалась на Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2004 года № 1244-р, а также на Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006–2010 годах, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 года № 1789-р.
Нормативно-правовой базой, регламентирующей внедрение информационных систем, являются правовые акты, издаваемые Президентом РФ, Федеральным Собранием РФ, Правительством РФ, министерствами РФ, некоторые из них представлены на рис. 1.
Эффективная реализация данных нормативно-правовых актов призвана улучшить положение России в международном рейтинге стран по уровню развития информационных технологий. Согласно данным Всемирного экономического форума по индексу сетевой готовности 2015 года, характеризующему уровень развития информационно-коммуникационных технологий в мире и его влияние на государственную конкурентоспособность, Россия занимает 41-е место из 143 [4]. Государственно-информационные ресурсы, имеющиеся на сегодняшний день, представлены в таблице.
На современном этапе в России имеется успешный опыт внедрения информационных технологий в государственном управлении. Но существует проблема выбора критерия оценки эффективности информационных систем, поддерживающих деятельность государственных органов в процессе управления и принятия управленческих решений.
Электронное правительство существует с целью активного использования всеми гражданами информационных технологий для повышения эффективности государственного управления. Электронное правительство представляет собой способ получения актуальной информации, а также оказания услуг государством [3]. Оно реализуется посредством четырех групп взаимодействия, которые представлены на рис. 2.
Причина невысоких показателей нашей страны заключается в разобщенности систем в плане стандартов на функциональность и на технологию. Выбор решений по автоматизации информационных систем субъективен, продиктован современными реалиями, бюджетными средствами, а также рядом иных факторов. В ряде случаев принимаются за разработку собственных стандартов на обмен и управление информацией, так как базовые стандарты в федеральных законах и программах отсутствуют (рис. 3).
В настоящее время невозможной становится успешная реализация стратегии информационного общества по автоматизации деятельности государственных органов, поскольку отсутствует единая система стандартов и регламентов, которая осуществляет регламентацию данной области [5]. Федеральные программы, направленные на совершенствование государственного управления через информационные технологии, обладают на данный момент следующими негативными особенностями: высокие затраты, длительный срок реализации, низкая эффективность использования бюджетных средств, высокие проектные риски, низкая степень масштабируемости и интеграции систем. Для совершенствования информационных систем с учетом единой функциональной модели государственного управления, необходимо применить критерии оценки эффективности информационных систем, используемые на рис. 3.
Рис. 1. Нормативно-правовые акты, регламентирующие внедрение информационных систем в Российской Федерации
Государственные информационные ресурсы
№ п/п |
Государственные информационные ресурсы |
Сайт |
1 |
Информационные ресурсы библиотечной сети России. Создание общероссийской информационно-библиотечной компьютерной сети – «ЛИБНЕТ» |
www. gpntb.ru |
2 |
Ресурсы государственной системы экономической и научно-технической информации |
www.rosinf.ru |
3 |
Российские ресурсы правовой информации |
www.garant.ru www.kodeks.net www.consultant.ru |
4 |
Информационные ресурсы федеральных и региональных органов власти |
www.lenobl.ru |
5 |
Информационные ресурсы в сфере финансов и внешнеэкономической деятельности |
www.minfin.ru www.cbr.ru www.gtk.ru |
6 |
Информационные ресурсы отраслей материального производства |
www.vpk.ru |
7 |
Информационные ресурсы Государственной системы статистики |
www.gks.ru |
8 |
Информационные ресурсы социальной сферы |
www.pharm.mos.ru |
9 |
Информация о природных ресурсах, явлениях, процессах |
www.gbdgi.ru www.gisa.ru www.fccland.ru |
Рис. 2. Группы взаимодействия электронного правительства
Рис. 3. Критерии оценки эффективности информационных систем. *Единая федеральная архитектура электронного правительства
Можно сделать вывод, что информационные системы в административном управлении повышают качество оказания государственных услуг, а также способствуют укреплению открытости и прозрачности институтов государства. На данный момент имеется положительный опыт внедрения информационно-коммуникационных технологий в деятельности органов власти. Но в то же время государству необходимо акцентировать свое внимание на создание единой системы регламентов и стандартов, регулирующей действия информационных систем в структуре государственной власти.