Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

TO THE POINT OF COMMUNICATIVE VALUE OF SIMULATION TECHNIQUES IN MEDICAL HIGHER SCHOOL

Zabolotnaya S.G. 1
1 Orenburg state medical university
1410 KB
Communicative constituent of simulation techniques is considered in this article in the contest of its valuable system. Special attention is paid to the work of future doctors in the «doctor – patient» mode. This work is directed to the perfection of communicative skills by the medical students using «simulated patient» technique with the foundation on valuable principles when managing a patient. Learning activity of future doctors when using simulation techniques is considered in three aspects: gnoseological, praxiological and axiological. Exercising in educational area of higher medical school the simulation techniques allows medical students to practice to perfection the psychological ground of intercommunication with patients, train to avoid conflicts or successfully overcome them orientating to comprehensive communication and cooperation with simultaneous development of axiological potential of future doctor personality.
medical student
communication
simulation techniques
values
future doctor
higher medical school

Изучение ситуации в сфере здравоохранения показало, что одной из актуальных проблем современной медицины, по мнению россиян (49 %), является недостаточный уровень профессиональной подготовки врачей. Основными причинами большинства конфликтных ситуаций является недостаточный уровень владения специалистами медицинского профиля практическими навыками и ценностными основами общения с больными.

Таким образом, перед высшей медицинской школой стоит насущная задача по подготовке квалифицированных кадров, способных реализовывать принимаемые государством решения в сфере здравоохранения, направленные на предоставление и оказание качественной и эффективной медицинской помощи населению [1].

Внедрение в курс профессиональной подготовки студентов инновационных методов обучения, ориентированных на совершенствование владения практическими навыками, подразумевает, прежде всего, использование симуляционных методов обучения (симуляция – от лат. simulatio – видимость, притворство). Достоинства внедрения фантомно-симуляционного обучения в образовательное пространство медицинского вуза очевидны, поскольку позволяют будущим врачам, успешно прошедшим необходимую теоретическую подготовку, приобретать и совершенствовать практические навыки. Работа на муляжах, фантомах и тренажерах позволяет студентам довести практические навыки до автоматизма. Реалистичность подготовки определяется использованием высокотехнологичных фантомов и муляжей, моделирующих различные клинические случаи и физиологические реакции организма больного, конкретные органические и функциональные отклонения в системе жизнедеятельности пациента. В распоряжении студентов имеются как простые тренажеры для отработки практических навыков (внутримышечные и внутривенные инъекции, пункции, наложение швов на рану, вязание узлов, введение катетера и зонда и др.), так и глубоко специализированные тренажеры (клинического обследования грудной клетки, дренирования плевральной полости, родовспоможения, лапароскопических оперативных вмешательств, освоение сердечно-легочной реанимации, реанимации взрослого человека и ребенка с компьютерным обеспечением). Одним из инструментов обучения студентов в симуляционном центре (помимо тренажеров, муляжей и роботов) являются медицинские трансляции из действующих операционных, представляющие студентам медицинского вуза возможность наблюдать за ходом и течением операции в режиме реального времени.

Следовательно, симуляционное обучение направлено на создание такого образовательного пространства, в котором студент осознанно выполняет профессиональные действия в обстановке, моделирующей реальную, с использованием специальных высокотехнологичных средств. Безусловно, что ни один современный тренажер не сможет заменить настоящей работы в операционной (первоначально через многократное ассистирование врачу-профессионалу, а затем – и самостоятельное выполнение различных хирургических манипуляций). Значимость данного этапа подготовки будущих врачей («из рук в руки») неоспорима, но до того, как приступить к работе с реальным пациентом, основным средством отработки практических навыков и умений лечебно-диагностических манипуляций и общения с больными выступают симуляторы (компьютерные манекены, виртуальные тренажеры, экранные симуляторы, симуляторы для отработки практических умений, модели (муляжи, фантомы и манекены) со специфическими задачами).

В процессе работы на фантомах и муляжах перед студентами и преподавателями высшей медицинской школы стоят следующие задачи:

– реализовать программы практической подготовки студентов по дисциплинам согласно ФГОС ВПО третьего поколения с использованием современных образовательных медицинских симуляционных технологий;

– обеспечить последовательность и преемственность в освоении практических навыков при работе на манекенах, муляжах и виртуальных тренажерах с использованием моделируемых учебно-диагностических процедур и лечебных манипуляций;

– закрепить основы клинического мышления;

– совершенствовать мониторинг качества знаний студентов;

– реализовывать самостоятельную работу студентов медицинского вуза;

– способствовать становлению коммуникативных (от лат. com – вместе и munis – любезный, обходительный) и деонтологических навыков общения с пациентами;

– осуществить контроль качества формирования, развития и совершенствования практических профессиональных навыков студентов-медиков.

Таким образом, можно отметить, что основная цель работы с использованием симуляционных технологий заключается в повышении эффективности освоения мануальных, лечебно-тактических и коммуникативных навыков посредством введения в образовательный процесс медицинского вуза высокотехнологичных роботизированных муляжей и манекенов, виртуальных тренажеров с целью улучшения качества практической подготовки будущего врача. Использование симуляционных тренажеров в образовательном процессе медицинского вуза способствует мобилизации знаний студентов, будущих специалистов в области медицины, за счет использования разнообразных средств отработки профессиональных практических навыков, техническим обеспечением и эмоциональным сопровождением, что способствует реализации их мотивационно-ценностного отношения к будущей профессиональной деятельности [4].

На младших курсах ведется подготовка студентов к выполнению медицинских манипуляций в объеме оказания первой медицинской помощи. На старших курсах происходит отработка навыков работы с пациентами в условиях, максимально приближенных к реальным. Приобретенные в процессе работы в симуляционном центре знания и практические навыки способствуют осмыслению жизненных приоритетов и ценностей в стратегии личностного развития студента-медика. Студенты, успешно освоившие практические навыки в симуляционном центре на тренажерах, быстрее и увереннее переходят к реальным исследованиям и клиническим вмешательствам, а их дальнейшая деятельность становится более профессиональной. Немаловажно и то, что симуляционное обучение является одним из эффективных способов научиться управлять ошибками, что, безусловно, способствует повышению качества медицинской помощи и снижению потенциального риска для пациентов.

Учебная деятельность студентов в симуляционном центре на тренажерах и фантомах может быть рассмотрена в трех аспектах:

– гносеологическом;

– праксиологическом;

– аксиологическом.

С точки зрения гносеологического аспекта мы вслед за Е.А. Климовым выделяем:

– прием и переработку информации;

– принятие решений;

– формирование и развитие гностических умений, навыков и действий, имеющих познавательную ценность.

В рамках праксиологического отношения при работе в симуляционном центре следует отметить:

– умения, навыки и действия, направленные на предметную область профессиональной деятельности (исполнительный аспект);

– умения, навыки и действия организационного характера;

– коммуникативные умения профессионального общения;

– информационные умения (исполнительный аспект);

– умения, навыки и действия саморегуляции [6].

В аксиологическом аспекте работа на тренажерах позволяет рассмотреть и раскрыть свойства человека как единого целого (индивид, личность, субъект деятельности):

– отношение будущего врача к миру, людям, предметной деятельности;

– саморегуляцию и отношение студента к себе как субъекту профессиональной деятельности;

– понимание и осознание формируемых профессионально значимых качеств;

– присвоение ценностей медицинской профессии.

Ценностные ориентации будущего врача формируются при реализации деятельности и общения [2]. Коммуникативная культура будущего врача является одной из значимых профессиональных ценностей, проявляющихся как способность личности адекватно оценивать других людей, подбирая к каждому пациенту индивидуальный способ общения. Коммуникативная культура представляет собой интегративное качество личности будущего врача, которое обеспечивает успешное взаимодействие врача и пациента (субъект-субъектные отношения), воспитывая и формируя новое отношение к себе как представителю профессии, окружающим людям и миру в целом. В структуру речевой коммуникации в режиме «врач-больной» входят: субъекты – т.е. участники речевой коммуникации (врач и пациент), а также объект – т.е. повод возникновения речевых коммуникативных отношений.

Курс обучения практическим умениям и навыкам рассчитан на полный шестилетний период подготовки будущих специалистов в области медицины. С целью интенсификации и повышения качества образовательного процесса в медицинском вузе, важной и действенной технологией обучения, на наш взгляд, является «симулированный больной» («simulated patient»). Данная технология позволяет объединить разнообразные педагогические технологии, такие как технология критического мышления, решение ситуационных задач, ролевая игра; элементы проблемного обучения. Актуальность использования технологии «симулированный больной» обусловлена еще и тем, что при работе в клинике из-за недостатка времени, далеко не всегда можно осуществить полноценный разбор терапевтического ведения каждого из курируемых больных, ситуация также усугубляется отсутствием возможности индивидуального обеспечения каждого студента тематическим пациентом, отсутствием у больных желания раскрыться перед студентом. Уникальность технологии «симулированный больной» заключается в том, что, с одной стороны, это активный обучающий процесс с элементами игры и участием «врача» и «пациента». С другой стороны, данная технология позволяет провести комплексную оценку теоретических знаний, практических и коммуникативных навыков и умений студентов медицинского вуза. В процессе реализации технологии каждый студент может самостоятельно оценить уровень своей подготовки, выявить пробелы и предпринять попытки к их ликвидации, что является одним из несомненных преимуществ. У студента появляется возможность применить свои теоретические знания на практике и использовать их в качестве инструмента для достижения определенной конкретной цели – оказать помощь больному человеку, реализовать все свои знания, умения и навыки в борьбе за жизнь и здоровье пациента [3]. Работая по технологии «симулированный больной», студент получает возможность заниматься проблемой конкретного, вполне реального пациента, а не рассмотрением абстрактного, лишенного индивидуальности случая. Будущий врач получает информацию об особенностях своей личности и соотносит их с требованиями будущей профессиональной деятельности, осмысливая и оценивая ценности будущей профессии в стратегии развития своей личности. Что касается применения технологии «симулированный больной» на практике, необходимо отметить, что для ее полноценной реализации в роли пациента должен выступать специально подготовленный актер, способный с высокой степенью достоверности представить рассматриваемую клиническую ситуацию. В нашем случае, на начальном этапе использования данной технологии, в качестве пациентов выступают студенты, имеющие конкретные установки, запрещающие «пациенту» импровизировать и нацеливающие его на выдачу четко сформулированной информации по клиническому сценарию. Имеющаяся у «пациента» патология инсценируется не только вербально, но и при помощи симуляторов (сердечные и легочные шумы, функциональные показатели артериального давления и пульса, частота дыхания, лабораторно-инструментальное обследование и др.), что позволяет максимально приблизить рассматриваемую клиническую ситуацию к реальной действительности. Ценность технологии состоит еще и в том, что отрабатывая практические навыки на реальном «пациенте», студент имеет возможность исправить ошибки и ликвидировать недостатки в знаниях.

Таким образом, используя технологию «симулированный больной», студенты могут активизировать навыки сбора анамнеза, физикального обследования больного, основные принципы составления программ лабораторно-инструментального обследования и лечения. Будущие врачи получают возможность совершенствовать коммуникативные навыки в режиме «врач – больной» с опорой на деонтологические аспекты работы с пациентами. В процессе профессионального общения с больным студент получает возможность оттачивать навыки опроса пациента при сборе анамнеза, оперирования различными лабораторно-инструментальными данными и результатами обследования; будущий специалист в области медицины учится находить рациональное в потоке информации, мыслить логически и развивать клиническое мышление. Студент медицинского вуза овладевает мастерством установления ценностного контакта с больным, позволяя сделать общение в режиме «врач-больной» продуктивным. Откровенная беседа врача со своим пациентом способствует раскрытию и пониманию сути болезненного процесса, а значит – скорейшему выздоровлению или облегчению состояния больного. При осуществлении своей профессиональной деятельности по оказанию медицинской помощи врачу приходится объяснять, разъяснять, убеждать, доказывать, а порой и переубеждать пациентов. Формируемый в процессе работы с использованием технологии «симулированный больной» навык ценностного общения врача и пациента становится одним из признанных клинических навыков профессиональной характеристики личности будущего врача. Коммуникативная ценность данной технологии проявляется в том, что весь процесс подготовки проходит через личность будущего врача, его мотивы, цели, ценностные ориентации, интересы и жизненные перспективы и планы, что влияет и на формирование личности будущего врача в целом. Работа в рамках технологии «симулированный больной» дает студенту возможность почувствовать себя в полной мере ответственным за жизнь и здоровье пациента, поработать с больным самостоятельно, «один на один», полагаясь лишь на свои силы. Немаловажно и то, что данная технология позволяет студентам отработать психологические основы взаимодействия в режиме «врач – больной», учит студента избегать конфликтных ситуаций или эффективно преодолевать их, это ориентирует студентов на коммуникацию, взаимодействие и сотрудничество, осуществляемые в процессе развития аксиологического потенциала личности студента медицинского вуза.

Аксиологической направленности данной технологии способствует ее проблемность, эвристичность и проективность. Проблемность содействует преодолению отстраненности от образовательного пространства; эвристичность продуцирует субъективно новую информацию при реализации творческой поисковой деятельности, позволяющей создавать оригинальные идеи и находить соответствующие решения, активизируя процесс прективности и способствуя созиданию ценностной перспективы самой личности будущего врача [5].

Обучение будущего специалиста в области медицины начинается с работы на тренажерах и симуляторах, на старших курсах оно находит свое продолжение в имитационных играх при использовании технологии «симулированный больной».

Таким образом, в своем профессиональном становлении студент проходит путь от познания и присвоения ценностей мира будущей профессии; осознания себя в качестве будущего специалиста в области медицины на основе присвоенных личностью студента профессиональных ценностей и, наконец, построение своей жизненной перспективы в освоенной системе.

Следовательно, работа студентов в симуляционном центре на тренажерах и симуляторах позволяет:

– создавать клинические ситуации различного уровня сложности, максимально приближенные к реальной практике;

– формировать мануальные навыки путем многократного повторения и самостоятельной отработки с правом на ошибку, недопустимую в реальной жизни;

– отрабатывать алгоритмы действий не только каждого студента, но и группы в целом;

– развивать и совершенствовать профессиональное поведение будущего специалиста в области медицины;

– осваивать и развивать коммуникативные и деонтологические навыки общения с пациентом.

Личностный смысл деятельностной активности будущего врача заключается в формировании на основе полученных теоретических знаний, практических и коммуникативных навыков целостной структуры профессиональной деятельности.

Однако необходимо отметить, что только активное и адекватное сочетание клинической подготовки студента медицинского вуза у постели больного, составляющее важную часть обучения в медицинском вузе, с работой на тренажерах (симуляторах) может действительно повысить образовательный уровень выпускника высшей медицинской школы, сделать учебный процесс не только продуктивным, но и по истине интересным, что, в конечном итоге, позволит обеспечить практическое здравоохранение высококвалифицированными специалистами.