Изучение ситуации в сфере здравоохранения показало, что одной из актуальных проблем современной медицины, по мнению россиян (49 %), является недостаточный уровень профессиональной подготовки врачей. Основными причинами большинства конфликтных ситуаций является недостаточный уровень владения специалистами медицинского профиля практическими навыками и ценностными основами общения с больными.
Таким образом, перед высшей медицинской школой стоит насущная задача по подготовке квалифицированных кадров, способных реализовывать принимаемые государством решения в сфере здравоохранения, направленные на предоставление и оказание качественной и эффективной медицинской помощи населению [1].
Внедрение в курс профессиональной подготовки студентов инновационных методов обучения, ориентированных на совершенствование владения практическими навыками, подразумевает, прежде всего, использование симуляционных методов обучения (симуляция – от лат. simulatio – видимость, притворство). Достоинства внедрения фантомно-симуляционного обучения в образовательное пространство медицинского вуза очевидны, поскольку позволяют будущим врачам, успешно прошедшим необходимую теоретическую подготовку, приобретать и совершенствовать практические навыки. Работа на муляжах, фантомах и тренажерах позволяет студентам довести практические навыки до автоматизма. Реалистичность подготовки определяется использованием высокотехнологичных фантомов и муляжей, моделирующих различные клинические случаи и физиологические реакции организма больного, конкретные органические и функциональные отклонения в системе жизнедеятельности пациента. В распоряжении студентов имеются как простые тренажеры для отработки практических навыков (внутримышечные и внутривенные инъекции, пункции, наложение швов на рану, вязание узлов, введение катетера и зонда и др.), так и глубоко специализированные тренажеры (клинического обследования грудной клетки, дренирования плевральной полости, родовспоможения, лапароскопических оперативных вмешательств, освоение сердечно-легочной реанимации, реанимации взрослого человека и ребенка с компьютерным обеспечением). Одним из инструментов обучения студентов в симуляционном центре (помимо тренажеров, муляжей и роботов) являются медицинские трансляции из действующих операционных, представляющие студентам медицинского вуза возможность наблюдать за ходом и течением операции в режиме реального времени.
Следовательно, симуляционное обучение направлено на создание такого образовательного пространства, в котором студент осознанно выполняет профессиональные действия в обстановке, моделирующей реальную, с использованием специальных высокотехнологичных средств. Безусловно, что ни один современный тренажер не сможет заменить настоящей работы в операционной (первоначально через многократное ассистирование врачу-профессионалу, а затем – и самостоятельное выполнение различных хирургических манипуляций). Значимость данного этапа подготовки будущих врачей («из рук в руки») неоспорима, но до того, как приступить к работе с реальным пациентом, основным средством отработки практических навыков и умений лечебно-диагностических манипуляций и общения с больными выступают симуляторы (компьютерные манекены, виртуальные тренажеры, экранные симуляторы, симуляторы для отработки практических умений, модели (муляжи, фантомы и манекены) со специфическими задачами).
В процессе работы на фантомах и муляжах перед студентами и преподавателями высшей медицинской школы стоят следующие задачи:
– реализовать программы практической подготовки студентов по дисциплинам согласно ФГОС ВПО третьего поколения с использованием современных образовательных медицинских симуляционных технологий;
– обеспечить последовательность и преемственность в освоении практических навыков при работе на манекенах, муляжах и виртуальных тренажерах с использованием моделируемых учебно-диагностических процедур и лечебных манипуляций;
– закрепить основы клинического мышления;
– совершенствовать мониторинг качества знаний студентов;
– реализовывать самостоятельную работу студентов медицинского вуза;
– способствовать становлению коммуникативных (от лат. com – вместе и munis – любезный, обходительный) и деонтологических навыков общения с пациентами;
– осуществить контроль качества формирования, развития и совершенствования практических профессиональных навыков студентов-медиков.
Таким образом, можно отметить, что основная цель работы с использованием симуляционных технологий заключается в повышении эффективности освоения мануальных, лечебно-тактических и коммуникативных навыков посредством введения в образовательный процесс медицинского вуза высокотехнологичных роботизированных муляжей и манекенов, виртуальных тренажеров с целью улучшения качества практической подготовки будущего врача. Использование симуляционных тренажеров в образовательном процессе медицинского вуза способствует мобилизации знаний студентов, будущих специалистов в области медицины, за счет использования разнообразных средств отработки профессиональных практических навыков, техническим обеспечением и эмоциональным сопровождением, что способствует реализации их мотивационно-ценностного отношения к будущей профессиональной деятельности [4].
На младших курсах ведется подготовка студентов к выполнению медицинских манипуляций в объеме оказания первой медицинской помощи. На старших курсах происходит отработка навыков работы с пациентами в условиях, максимально приближенных к реальным. Приобретенные в процессе работы в симуляционном центре знания и практические навыки способствуют осмыслению жизненных приоритетов и ценностей в стратегии личностного развития студента-медика. Студенты, успешно освоившие практические навыки в симуляционном центре на тренажерах, быстрее и увереннее переходят к реальным исследованиям и клиническим вмешательствам, а их дальнейшая деятельность становится более профессиональной. Немаловажно и то, что симуляционное обучение является одним из эффективных способов научиться управлять ошибками, что, безусловно, способствует повышению качества медицинской помощи и снижению потенциального риска для пациентов.
Учебная деятельность студентов в симуляционном центре на тренажерах и фантомах может быть рассмотрена в трех аспектах:
– гносеологическом;
– праксиологическом;
– аксиологическом.
С точки зрения гносеологического аспекта мы вслед за Е.А. Климовым выделяем:
– прием и переработку информации;
– принятие решений;
– формирование и развитие гностических умений, навыков и действий, имеющих познавательную ценность.
В рамках праксиологического отношения при работе в симуляционном центре следует отметить:
– умения, навыки и действия, направленные на предметную область профессиональной деятельности (исполнительный аспект);
– умения, навыки и действия организационного характера;
– коммуникативные умения профессионального общения;
– информационные умения (исполнительный аспект);
– умения, навыки и действия саморегуляции [6].
В аксиологическом аспекте работа на тренажерах позволяет рассмотреть и раскрыть свойства человека как единого целого (индивид, личность, субъект деятельности):
– отношение будущего врача к миру, людям, предметной деятельности;
– саморегуляцию и отношение студента к себе как субъекту профессиональной деятельности;
– понимание и осознание формируемых профессионально значимых качеств;
– присвоение ценностей медицинской профессии.
Ценностные ориентации будущего врача формируются при реализации деятельности и общения [2]. Коммуникативная культура будущего врача является одной из значимых профессиональных ценностей, проявляющихся как способность личности адекватно оценивать других людей, подбирая к каждому пациенту индивидуальный способ общения. Коммуникативная культура представляет собой интегративное качество личности будущего врача, которое обеспечивает успешное взаимодействие врача и пациента (субъект-субъектные отношения), воспитывая и формируя новое отношение к себе как представителю профессии, окружающим людям и миру в целом. В структуру речевой коммуникации в режиме «врач-больной» входят: субъекты – т.е. участники речевой коммуникации (врач и пациент), а также объект – т.е. повод возникновения речевых коммуникативных отношений.
Курс обучения практическим умениям и навыкам рассчитан на полный шестилетний период подготовки будущих специалистов в области медицины. С целью интенсификации и повышения качества образовательного процесса в медицинском вузе, важной и действенной технологией обучения, на наш взгляд, является «симулированный больной» («simulated patient»). Данная технология позволяет объединить разнообразные педагогические технологии, такие как технология критического мышления, решение ситуационных задач, ролевая игра; элементы проблемного обучения. Актуальность использования технологии «симулированный больной» обусловлена еще и тем, что при работе в клинике из-за недостатка времени, далеко не всегда можно осуществить полноценный разбор терапевтического ведения каждого из курируемых больных, ситуация также усугубляется отсутствием возможности индивидуального обеспечения каждого студента тематическим пациентом, отсутствием у больных желания раскрыться перед студентом. Уникальность технологии «симулированный больной» заключается в том, что, с одной стороны, это активный обучающий процесс с элементами игры и участием «врача» и «пациента». С другой стороны, данная технология позволяет провести комплексную оценку теоретических знаний, практических и коммуникативных навыков и умений студентов медицинского вуза. В процессе реализации технологии каждый студент может самостоятельно оценить уровень своей подготовки, выявить пробелы и предпринять попытки к их ликвидации, что является одним из несомненных преимуществ. У студента появляется возможность применить свои теоретические знания на практике и использовать их в качестве инструмента для достижения определенной конкретной цели – оказать помощь больному человеку, реализовать все свои знания, умения и навыки в борьбе за жизнь и здоровье пациента [3]. Работая по технологии «симулированный больной», студент получает возможность заниматься проблемой конкретного, вполне реального пациента, а не рассмотрением абстрактного, лишенного индивидуальности случая. Будущий врач получает информацию об особенностях своей личности и соотносит их с требованиями будущей профессиональной деятельности, осмысливая и оценивая ценности будущей профессии в стратегии развития своей личности. Что касается применения технологии «симулированный больной» на практике, необходимо отметить, что для ее полноценной реализации в роли пациента должен выступать специально подготовленный актер, способный с высокой степенью достоверности представить рассматриваемую клиническую ситуацию. В нашем случае, на начальном этапе использования данной технологии, в качестве пациентов выступают студенты, имеющие конкретные установки, запрещающие «пациенту» импровизировать и нацеливающие его на выдачу четко сформулированной информации по клиническому сценарию. Имеющаяся у «пациента» патология инсценируется не только вербально, но и при помощи симуляторов (сердечные и легочные шумы, функциональные показатели артериального давления и пульса, частота дыхания, лабораторно-инструментальное обследование и др.), что позволяет максимально приблизить рассматриваемую клиническую ситуацию к реальной действительности. Ценность технологии состоит еще и в том, что отрабатывая практические навыки на реальном «пациенте», студент имеет возможность исправить ошибки и ликвидировать недостатки в знаниях.
Таким образом, используя технологию «симулированный больной», студенты могут активизировать навыки сбора анамнеза, физикального обследования больного, основные принципы составления программ лабораторно-инструментального обследования и лечения. Будущие врачи получают возможность совершенствовать коммуникативные навыки в режиме «врач – больной» с опорой на деонтологические аспекты работы с пациентами. В процессе профессионального общения с больным студент получает возможность оттачивать навыки опроса пациента при сборе анамнеза, оперирования различными лабораторно-инструментальными данными и результатами обследования; будущий специалист в области медицины учится находить рациональное в потоке информации, мыслить логически и развивать клиническое мышление. Студент медицинского вуза овладевает мастерством установления ценностного контакта с больным, позволяя сделать общение в режиме «врач-больной» продуктивным. Откровенная беседа врача со своим пациентом способствует раскрытию и пониманию сути болезненного процесса, а значит – скорейшему выздоровлению или облегчению состояния больного. При осуществлении своей профессиональной деятельности по оказанию медицинской помощи врачу приходится объяснять, разъяснять, убеждать, доказывать, а порой и переубеждать пациентов. Формируемый в процессе работы с использованием технологии «симулированный больной» навык ценностного общения врача и пациента становится одним из признанных клинических навыков профессиональной характеристики личности будущего врача. Коммуникативная ценность данной технологии проявляется в том, что весь процесс подготовки проходит через личность будущего врача, его мотивы, цели, ценностные ориентации, интересы и жизненные перспективы и планы, что влияет и на формирование личности будущего врача в целом. Работа в рамках технологии «симулированный больной» дает студенту возможность почувствовать себя в полной мере ответственным за жизнь и здоровье пациента, поработать с больным самостоятельно, «один на один», полагаясь лишь на свои силы. Немаловажно и то, что данная технология позволяет студентам отработать психологические основы взаимодействия в режиме «врач – больной», учит студента избегать конфликтных ситуаций или эффективно преодолевать их, это ориентирует студентов на коммуникацию, взаимодействие и сотрудничество, осуществляемые в процессе развития аксиологического потенциала личности студента медицинского вуза.
Аксиологической направленности данной технологии способствует ее проблемность, эвристичность и проективность. Проблемность содействует преодолению отстраненности от образовательного пространства; эвристичность продуцирует субъективно новую информацию при реализации творческой поисковой деятельности, позволяющей создавать оригинальные идеи и находить соответствующие решения, активизируя процесс прективности и способствуя созиданию ценностной перспективы самой личности будущего врача [5].
Обучение будущего специалиста в области медицины начинается с работы на тренажерах и симуляторах, на старших курсах оно находит свое продолжение в имитационных играх при использовании технологии «симулированный больной».
Таким образом, в своем профессиональном становлении студент проходит путь от познания и присвоения ценностей мира будущей профессии; осознания себя в качестве будущего специалиста в области медицины на основе присвоенных личностью студента профессиональных ценностей и, наконец, построение своей жизненной перспективы в освоенной системе.
Следовательно, работа студентов в симуляционном центре на тренажерах и симуляторах позволяет:
– создавать клинические ситуации различного уровня сложности, максимально приближенные к реальной практике;
– формировать мануальные навыки путем многократного повторения и самостоятельной отработки с правом на ошибку, недопустимую в реальной жизни;
– отрабатывать алгоритмы действий не только каждого студента, но и группы в целом;
– развивать и совершенствовать профессиональное поведение будущего специалиста в области медицины;
– осваивать и развивать коммуникативные и деонтологические навыки общения с пациентом.
Личностный смысл деятельностной активности будущего врача заключается в формировании на основе полученных теоретических знаний, практических и коммуникативных навыков целостной структуры профессиональной деятельности.
Однако необходимо отметить, что только активное и адекватное сочетание клинической подготовки студента медицинского вуза у постели больного, составляющее важную часть обучения в медицинском вузе, с работой на тренажерах (симуляторах) может действительно повысить образовательный уровень выпускника высшей медицинской школы, сделать учебный процесс не только продуктивным, но и по истине интересным, что, в конечном итоге, позволит обеспечить практическое здравоохранение высококвалифицированными специалистами.