Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

RISKS IN THE CONTEXT OF QUALITY OF PREPARATION OF SPECIALISTS OF HIGHER EDUCATION

Gelmanova Z.S. 1 Gart N.A. 1
1 Karaganda state industrial university
1385 KB
The idea of the article is to identify the potential risks of the quality of higher education. quality conditions, processes and results of operations of the university is an important element of the quality of education. The article describes the requirements of stakeholders in higher education. When the requirements are met, there are a number of risks. There are components the quality of training. Each side has its risks according to the purported aims. The existing points of view on the quality of training, as well as methods of risk aversion.
risks
quality of training
education
quality requirements

С точки зрения наличия риска, особый интерес представляет деятельность вуза в контексте качества подготовки специалистов.

Под образованием понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся определенных государственных образовательных уровней [3]. Образование – это процессы, представленные в виде определенного набора знаний, навыков, умений, культурных и нравственных установок, приобретаемых личностью. Применительно к высшему образованию – это процессы и виды деятельности вузов, направленные на подготовку специалистов в той или иной области на основе передачи обучающимся определенной совокупности теоретических и практических знаний, необходимых для реализации успешной профессиональной деятельности. Кроме того, высшее образование (ВО) предполагает, что выпускники вуза должны обладать высоким культурным уровнем развития [3].

С практической точки зрения большой интерес представляет качество подготовки специалистов. Согласно стандартам ИСО серии 9000 [7], под качеством следует понимать степень соответствия свойств какого-то объекта (продукта, услуги, процесса) требованиям (нормам, стандартам). Таким образом, качество высшего образования – это сбалансированное соответствие всех аспектов высшего образования некоторым целям, потребностям, требованиям, нормам и стандартам [5].

При этом следует учитывать, что к определению качества ВО необходим многосторонний подход [4]. Во-первых, перед высшим образованием ставятся определенные цели, как внешние, так и внутренние. Оно должно соответствовать установленным стандартам и нормам.

Все составляющие качества высшего образования достаточно важны и должны рассматриваться совместно. Но, как правило, говоря о качестве высшего образования, чаще имеют в виду качество результатов образовательной деятельности вуза, а все остальное рассматривается как необходимые условия получения этих результатов. При этом в зависимости от конечного потребителя результатом образовательной деятельности вуза можно считать предоставляемые образовательные услуги, если потребителем является личность (студент, слушатель системы повышения квалификации), или выпускаемых специалистов, если потребителем является работодатель (предприятие, организация, в т.ч. и сам вуз), государство или общество.

Проанализировав все требования, предъявляемые заинтересованными сторонами к высшему образованию, можно выделить составные части качества подготовки специалистов, необходимые для всех заинтересованных сторон: хорошая теоретическая база (совокупность теоретических знаний в определенной области, необходимых для применения выпускниками в профессиональной деятельности); практические навыки, умения, опыт (умение решать практические задачи, используя теоретическую базу); научный потенциал (способность решать научно-практические задачи); личностно-психологические характеристики, необходимые для профессиональной деятельности (интеллект, критическое мышление, аналитические способности, организаторские способности, ответственность, инициативность, коммуникабельность, исполнительность); уровень воспитания (воспитанность, адекватное поведение в обществе); общекультурный уровень, образованность (всесторонняя развитость, кругозор); физическое здоровье.

Все эти составляющие качества подготовки для разных заинтересованных сторон, целей и ситуаций имеют разную степень важности, но вузу необходимо обеспечить, по возможности, как можно более высокий уровень всех компонентов качества. Обратимся к SWOT-анализу системы высшего образования, приведенному в табл. 1.

При достижении своих целей личность, вуз, общество, работодатели и государство сталкиваются с различными трудностями и попадают в рисковые ситуации. В теории рисков риск определяется как возможность возникновения потерь, вытекающая из специфики тех или иных явлений природы и видов человеческой деятельности; вероятность принятия неверных или непринятия нужных управленческих решений [1, 2]. Наступление рискового случая может привести к разным результатам: отрицательному, положительному или нулевому (все прошло так, как было запланировано) [1, 2].

Особенно актуальным является вопрос социальной ответственности государства за поддержание должного уровня высшего образования. Идеи Болонского процесса стали одной из основ Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011–2020 годы.

Таблица 1

SWOT-анализ системы высшего образования Казахстана

Сильные стороны

Слабые стороны

1

Полная государственная поддержка политических и образовательных целей

1

Недостаточная нормативно-правовая и научно-методическая база

2

Гармонизация содержания высшего и послевузовского образования

2

Слабая методологическая и организационная поддержка

3

Академическая общественность осознает важность системных реформ для того, чтобы высшее образование стало более конкурентоспособным

3

Слабая информированность академической общественности о преобразованиях в системе высшего образования

4

Содержание образовательных программ корректируется под современные запросы общества и рынка труда

4

Низким остается уровень взаимодействия вузов с общественностью

Возможности

Угрозы

1

Интерес и поддержка развития БП на международном уровне

1

Изменение политической и экономической обстановки в Европейском Союзе

2

Постоянное развитие казахстанского опыта внедрения инноваций

2

Различия в устройстве казахстанской и европейской систем образования

3

Доступ к европейским образовательным и исследовательским ресурсам

3

Отсутствие условий и механизмов государственного регулирования, обеспечивающих возможность свободного перемещения студентов

4

Наличие в Казахстане высококвалифицированных специалистов в области высшего образования

4

Фрагментарность знаний и отсутствие понимания академической общественностью философии Болонских преобразований

5

Расширение международных связей и сотрудничества и развитие интернационализации высшего образования

5

Отсутствие квалифицированных кадров, способных эффективно осуществлять взаимодействие с зарубежными вузами

6

Возрастающие возможности анализа и использования зарубежного опыта в контексте БП, адаптированного к казахстанским условиям

6

Отсутствие институциональных форм, осуществляющих системный и регулярный анализ зарубежного опыта

Таблица 2

Последствия и меры управления рисками

Наименование риска

Возможные последствия в случае непринятия и (или) своевременных мер реагирования

Механизмы и меры управления

Внешние риски

Изменение политической обстановки и, как следствие, потенциальное ослабление поддержки ВО

Темп ВО будет замедлен

Оказание всемерной поддержки и активное участие в совершенствовании высшего образования на национальном и международном уровне

Различия в устройстве казахстанской и европейской систем образования

Недостаточный уровень имплементации тех или иных инициатив

Более тщательный анализ «европейских» предложений, введение процедуры пилотного запуска проектов и программ

Фрагментарность знаний представителей организаций образования Казахстана в вопросах реализации принципов Болонского процесса (БП)

Неприятие идей БП; ошибки при планировании мер, связанных с Болонским процессом

Координация методологического обеспечения реализации параметров БП

Внутренние риски

Классические управленческие проблемы реализации принципов БП как сложной образовательной инновации

Проблемы с налаживанием и выстраиванием бизнес-процессов, измерения и развития эффективности организации, процедур и подразделений

Опыт и навыки руководства внедрением образовательных инноваций

Недостаточная нормативно-правовая и научно-методическая база реализации принципов БП как сложной образовательной инновации

Сложности в общении с партнёрами за рубежом. Сложности в обработке информации, исследованиях зарубежного опыта

Мотивация и рекрутинг кадров с соответствующими профессиональными, языковыми навыками

Для достижения поставленных в рамках программы задач необходимо дальнейшее осуществление системных мер по институциональному и содержательному обновлению высшего образования, а также по кардинальному повышению конкурентоспособности казахстанских образовательных услуг, достижению высокой квалификации ученых и преподавателей.

Качественное образование невозможно получить без подготовленных, высококвалифицированных и конкурентоспособных специалистов. Именно поэтому трансляция и обмен опытом с передовыми образовательными системами высшего образования даст возможность поднять на высокий уровень качество высшего образования в Республике Казахстан. Однако этот процесс сопровождается определенного рода рисками.

Риски, а также их последствия и меры управления ими приведены в табл. 2.

Применительно к рассматриваемому случаю риск будет заключаться в недостижении заинтересованными сторонами целей, зависящих от качества образования. Например, предприятие не сможет быстро увеличить производительность труда вследствие недостаточной квалификации работников. Кроме того, имеется вероятность, что за счет использования вузами эффективной, постоянно совершенствующейся системы менеджмента качества [2], а также системы прогнозирования будущих запросов потребителей образовательных услуг и выпускников заинтересованные стороны могут получить результаты сверх своих ожиданий.

У каждой из заинтересованных в качестве подготовки специалистов сторон имеются свои риски в соответствии с преследуемыми ими и заявляемыми потребностями.

При подготовке специалистов высшей квалификации наблюдается следующая взаимосвязь рисков: риск в ресурсном обеспечении вуза и риск отсутствия в вузе условий для активной научной деятельности членов академического сообщества влекут за собой риск недостаточно всестороннего развития личности, который трансформируется в риск общества в недостатке квалифицированных научных кадров.

Для управления рисками используются методы уклонения от риска; локализации, диссипации, компенсации и предупреждения риска [6, 8, 9].

Задача дальнейшего исследования состоит в оценке рисков; разработке методики устранения наиболее существенных рисков.